И чем-то приглянулась эта церквушка, уже разрушенная, в недалекие нулевые питерскому андеграунду: музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и журналисты решили восстановить ее. Леонид Федоров, Алексей Кортнев, Всеволод Гаккель, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Игорь Волошин, Гавриил Лубнин… Инициаторами проекта «Фома на Свири» стали музыкант группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский и его жена Светлана, а поддержал идею заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Марк Коляда. Увы, 31 мая 2020 года Марка Ивановича не стало. Он был научным руководителем и другом Храма Апостола Фомы, если, конечно, так можно сказать. Первые обследования проводил еще в 1979 году, и уже тогда был одним из лучших специалистов по русскому деревянному зодчеству.
Если быть точными, церковь Святого апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень под ней и вовсе XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 70-е и школу закрыли. В 1979-м храм хотели разобрать на дрова, но …поленились. Тридцать лет стоял бесхозным. Потекла кровля… Но в 2002 году храм получил статус «вновь выявленного» объекта культурного наследия. Летом 2008 был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объем церкви. И понеслось… Деньги собирали медленно, из года в год велись работы по сохранению. Сейчас храм стоит закрытый, ухоженный, можно сказать, законсервированный, но до полной реставрации памятника, конечно, далеко. Впервые мы увидели его с воды. Успели только «щелкнуть» фотоаппаратом. Вечером на закате вернулись, чтобы рассмотреть. Когда-то его колокольня и купол были выше, но в советское время столбы колокольни подпилили, а шатер опустили прямо на крышу, чтобы «религиозное прошлое» здания школы не так бросалось в глаза.
Специалисты отмечают, что церковь смотрится необычно для этих мест, содержит детали, несвойственные культовым сооружениям Посвирья. Вся постройка состоит из нескольких частей. Клети церкви, трапезной и притвора различаются по высоте. Разнообразны и формы крыши: алтарь пятигранный, церковь и притвор под четырёхскатной крышей, трапезная крыта на два ската. В центре установленные друг на друга восьмерики несут на себе восьмигранную маковицу, но, судя по наличию еще четырех восьмериков, можно предположить, что ранее церковь была пятиглавой.