Еще одна безусловная достопримечательность этого сурового края — шлюз №19 Беломорского канала.
Адрес: поселок при 19 шлюзе ББК. Это последний шлюз канала, ворота в Арктику. Он находится на окраине города, в месте впадения реки Шижни в Белое море, рядом с деревней Сальнаволок. Небольшая деревня считается одним из самых северных поселений карелов. Дальше на Север начинались земли поморов. Деревушка по-своему уникальна, ведь стоит на стыке «миров»: даже деревянная архитектура у карелов (или карел ?) значительно отличалась от аскетичной поморской. В сочетании с пейзажами Белого моря, место, несмотря на то, что большинство населения отсюда уже уехало, до сих пор выглядит впечатляюще, но ...не лубок. Тут своя северная красота, неяркая.
Сооружения шлюза многократно перестраивались и реставрировались. Сегодня здания стилизованы, унифицированы и оформлены аркадами с колоннами. Чаще всего шлюз посещают по дороге в Вирму (о ней мы говорили
в первой части). Территория шлюза — хорошее место, чтобы остановиться и сделать памятные фотографии. А память, она ведь у всех разная, тут есть, о чем задуматься.
Канал был построен в начале 1930-х в рекордно короткие сроки и считался одним из главных достижений первого пятилетнего плана по развитию народного хозяйства СССР. До 1961-го года он носил имя товарища Сталина. Цена его постройки — огромное количество человеческих судеб. Да, теперь каждый знает, что Беломорканал строили заключенные. Их, отправленных на это строительство, насчитывалось более 250 тысяч. По официальным источникам, за время строительства ББК (1931—1933 годы) умерло 10 936 зэка. Неофициальные источники говорят: от 50 до 200 тысяч. Только после окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключенных. При каждом шлюзе (а их, как вы уже поняли, 19) был свой специализированный рабочий поселок. Поселки и ныне носят названия числительных шлюзов.
А сам 19-й шлюз носил название Сорокский. Почему не Беломорский? Так, города Беломорск до 1938-го года не существовало. Точнее, поселения в его черте существовали с XV века, но назывались они Сорокой.
Интересно, что впервые планы по сооружению в этих краях рукотворной водной артерии возникли еще во времена Северной войны. С XIV-XV веков, со времен заселения Севера новгородцами, существовал волок, по которому, через озера и реки от Белого моря к Онежскому озеру протаскивали поморские суда и карбасы. До сих пор бытуют рассказы о том, что в местных лесах сохранились гати и просеки, выстланные бревнами, по которым с допетровских времен посуху тащили суда с товарами. Детально прорабатывать грандиозные планы стали лишь в середине XIX столетия. Первый, сохранившийся план канала принадлежит инженеру Ф.П. Деволану. Есть и расчеты графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, и флигель-адъютанта Лошкарева 1857-го. В 1900 году профессор В. Е. Тимонов за проект строительства водного пути был даже награжден золотой медалью Всемирной выставки в Париже. Но …дороговизна проектов ставила крест на их реализации. Воплотить очередной взялись только в новой политической реальности, в которой предусматривалась дешевая рабочая сила.
Интересная деталь. В соответствии с проектом, все шлюзы канала должны были быть бетонными и однокамерными с металлическими воротами. Но при строительстве вместо бетона и железа использовали дерево, которого в этих местах много и валом. И все камеры и ворота шлюзов ББК были деревянными. Кстати, последняя из всех деревянных камер шлюзов ББК стала бетонной лишь в 2009-м году (!). Каково?! Но изначально и габариты камер планировались в размерах по трем измерениям: 312 х 20 х 7 метров (длина, ширина, глубина). А в результате имеем — 135 х 14,3 х 4 метра. Изменили, для сокращения сроков работ.