Онежская набережная в Петрозаводске

Понастальгируем? Онежская набережная Петрозаводска. Триумф братской дружбы городов мира. Городов-побратимах у столицы Карелии целых 20! И все очень креативные, судя по скульптурам, которые еще недавно они дарили городу.
Вот, например, кошелек удачи с надписью «Петрозаводчане, будьте счастливы и богаты!» из Риги. Подарен Петрозаводску сотрудниками латвийской строительно-проектной компании. Создатель композиции – Айварс Керлиньш. Однажды он нашел камень, напомнивший ему своей формой старинный кошелек, который набит деньгами.

Как же грустно осознавать, где сейчас эта российско-латвийская дружба.
Большинство скульптур – авангард и аллегории. Благодаря им Онежская набережная сейчас выглядит эдакой галереей современного искусства под открытым небом. Но есть и классика.
Особое очарование набережной придает белая Ротонда в окончании Левашовского бульвара. Появилась она на Онежской набережной в 1994 году. Архитектор Николай Овчинников придал ей классицистический вид для пущей связи нынешнего Петрозаводска с временами минувшими. Несмотря на то, что перед нами очевидный «новодел», народная молва упорно приписывает Ротонде целую историю, мол, еще в петровские времена на этом месте стояла беседка, в которой любила отдыхать вторая жена Петра Великого Екатерина Алексеевна. Беседку якобы снесли, когда закладывали Левашовский бульвар.

Увы, неувязочка. Петр I приезжал в Петрозаводск исключительно зимой. Это исторический факт. При чем, не единожды документированный.

Самодержец терпеть не мог трястись в карете по ухабистым карельским дорогам, поэтому предпочитал зиму и возку. Кроме того, в те времена река Неглинка протекала по лесу. Кто бы стал строить беседку для императрицы в лесу?

В петровские времена

Между тем, набережная Петррозаводска сыграла огромную роль в градостроительстве. Город прирастал (ширился и застраивался) вдоль береговой полосы Онежского озера. Дома и казенные здания, в которых заводчане жили, работали, отдыхали, молились и выпивали, находились чуть ли не прямо у воды. Уже в каких-нибудь 300 метрах от берега Онеги в конце XVIII века начиналась тайга.

Первым документом, свидетельствующим о застройке Петровского посада у Онежского озера, можно считать «Роспись» 1712 года комиссара Шуйского завода Ивана Тормасова. В нем указано, что близ Гостиного двора с табачной таможней находится кружечный двор и на нем питейная изба. В «Описи» 1717 года уже сообщается, что рядом с озером расположены «немецкая кирха, гошпиталь, аустерия с погребом, похожая на харчевню или гостиницу, два кружечных двора, гостиный двор и еще 26 харчевнических лавок вдоль Нагорной линии».

На самом старом из сохранившихся плане, созданном в 1720-х годах саксонским артиллеристом и фейерверкером Матвеем Витвером, вблизи Онего, помимо завода, фортеции, дворца царя Петра и князя Меншикова, а также Петропавловского храма и часовой башни с курантами, было отмечено шесть рабочих слобод. Там, где сейчас расположено здание Академии наук на Пушкинской, во времена Петра Первого находилась «салдатцкая слобода, в которой проживали около 3 000 человек. А уже в середине XVIII века вдоль озера стали строить свои дома и купцы.
План Матвея Витвера. Фото из архива историка Михаила Данкова.

В «Золотой век» Екатерины

Во все времена набережная Петрозаводска воспринималась как главная улица города. Ведь связь с миром город в основном держал по воде. В «Золотой век» на ней строили самые красивые каменные особняки – лицо города, свидетельствующее о статусе и богатстве края. Власти просто не разрешали возводить здесь деревянные постройки.

На плане города 1785 года кварталы обозначены охрой, а улицы, которые должны были быть застроены каменными домами – бурыми полосами. Обратите внимание, что такая темно-красная полоса велась по набережной, с двух сторон по Соборной улице (это продолжение современного проспекта Карла Маркса вниз), по периметру Соборной площади, по Нагорной (она же Английская, Мариинская) линии, по Круглой площади.
План Петрозаводска 1785 года. Из архива Елены Ициксон.

Экскурсоводы любят рассказывать эту городскую легенду. Мол, генерал-губернатор Олонецкий и Архангельский Тимофей Тутолмин, курировавший выполнение екатерининского плана, очень жестко соблюдал правила застройки Набережной улицы. Ему писали: «Купцы-то у нас бедные, не все могут сразу каменный дом построить, можно, они сделают его из дерева, а потом обложат кирпичом?». «Нет, – отвечал строгий Тутолмин. – «На набережной будут только каменные здания».

Однако случилось так, что генерала Тутолмина в 1793 году назначили губернатором в Минск, и он покинул Петрозаводск. После его отъезда на набережной стали появляться и деревянные дома.

В новое время

Но несмотря на планы царицы, еще в XIX веке набережная Петрозаводска мало подходила для прогулок. Ее, застроенную транспортными и хозяйственными зданиями с множеством лодочных причалов, в том числе обустроенных под перевалку бревен, никак нельзя было признать рекреационной зоной.

Для прогулок в то время использовали Английскую улицу (нынешний проспект Карла Маркса), которая шла вдоль Лососинки с аллеей для променадов.
Но в самом конце XIX века на участке набережной высадили тополя и проложили пешеходную дорожку. Старожилы вспоминают, что эти тополя пережили Великую Отечественную, стояли «со шрамами» до 1970-х, пока их не срубили по естественным причинам.

Город Петрозаводск. Вид на гавань и общественную пристань на Онежском озере. 1916 год, снимок Прокудина-Горского.
Фото входит в контрольный альбом «Мурманская железная дорога». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, как и весь архив Мастера, выкуплен у наследников уже после Второй мировой войны. Номер по каталогу 0230. Реставрацию снимка выполнил Вячеслав Ратников.

Сейчас:
Отец-основатель отечественной тревэл-фотографии оставил свое пояснение к снимку: «Общественная пристань находилась на берегу Петрозаводского залива, построена в 1793 году, в 1858 году к приезду императора Александра II построена новая пристань и исправлена старая. В 1864 году разрушена ледоходом и в 1866 году отстроена вновь. Разрушалась также сентябрьской бурей в 1903 году. Справа – здание Петрозаводской спасательной станции, открыта 1 октября 1875 года».

Но знатоки с форума, посвященного наследию Мастера, уверяют, что авторское название ошибочно, и снимок сделан в противоположную сторону. Справа на снимке видна спасательная станция с наблюдательной вышкой, ближе – сарай для спасательных лодок. Находилась станция на Общественной пристани – это створ современного проспекта К. Маркса, тогда – улицы Соборной.

Нам эти уточнения кажутся не столь важными. Мы лишь хотим показать, как выглядела набережная Петрозаводска всего век назад.

«Впереди далеко в озеро вдается деревянный помост-дамба, к которой пристают пароходы».
М. Круковский. «Олонецкий край. Путевые очерки.», 1904 год.

***

«... пароход вошел в Петрозаводский залив ... С небольшим через полчаса мы остановились у общественной пристани, наполненной народом и служащей для горожан, после Петровского сада, прогулкою, для встречи и провода пароходов».
Олонецкий сборник, № 2 за 1886 год.
Современная геометрия пристани отличается от той, которую снимал в 1916 году Прокудин-Горский, и поэтому точного фотосравнения не получится.

После войны

Увы, район Онежской набережной был разрушен почти целиком. Идея разбить парк с «прозрачным» озеленением и прогулочную зону на месте разрушенных домов, родилась еще в советское время. После войны жителям Петрозаводска хотелось как можно скорее вернуть городу мирный облик. Петрозаводчане массово выходили на субботники (Это при шестидневной-то рабочей неделе!), расчищали территорию, убирали остатки фундаментов.

В 1976 году на набережной был построен новый речной вокзал. Вокруг него-то и появился первый фрагмент набережной, облицованный гранитом и мощенный брусчаткой. А в 1978 году на набережной появился сквер, в центре которого поставили памятник основателю города Петру I.

Наши дни
Открытие набережной Онежского озера в Петрозаводске состоялось в июне 1994 года в честь 50-летнего юбилея освобождения города в Великой Отечественной войне. Еще несколько десятилетий после набережная достраивалась и обновлялась. Сегодня эти полтора-два километра вдоль озера – точка притяжения туристов даже в ненастную погоду, закованная в гранит, а зимой еще и в снег со льдом – must have для путешественников.

Кстати! Даже если вам предстоит прогулка по набережной летом, возьмите с собой плащ и куртки. Ветер с озера дует всегда. Не верите? Наши фото сделаны в августе!
Это один из красивейших уголков Петрозаводска, его визитная карточка.

Однако начатый в 2013 году международный проект «Город у воды» до сих пор не реализован. Он разрабатывался при финансовой поддержке Европейского союза, Российской Федерации и Финляндии.
Вся береговая линия от поселка Соломенное до района Сайнаволок (около 20 км) должна была стать такой, какой сейчас предстает нам набережная. Жесткий градостроительный регламент серьезно ограничивает использование этой территории. И, как результат, тут до сих пор можно видеть пустующие корпуса старых предприятий. Но надеемся, что осень скоро и они станут новыми общественными пространствами. И в эти корпуса возможно вдохнуть жизнь. Новую жизнь с новыми смыслами и с богатой историей. Точно также в Северной столице из старых промышленных построек в свое время возникли точки притяжения: «Новая Голландия», «Набережная реки Карповки», «Южная дорога», «Никольские ряды» и совсем новое креативное пространство внутри «Гостиного двора». Не на месте старых, не снося исторические остовы, а внутри них.
Это мировой тренд – индустриальные парки. Взять хотя бы парижские «Ла Виллет» и «Ситроен»! Оба этих современных пространства возникли на месте бывших промышленных территорий. «Диагональ Мар» и «Дель Клод» в Барселоне или «Суперкилен» в Копенгагене – почти вертикальные рекреации – также расположены на промышленных «заброшках» из далекого прошлого. Эти парки (но лучше, наверное, сказать – пространства) – логичный результат градостроительной политики по превращению бывших промзон в элемент инфраструктуры.

Для сравнения – набережная Северной Двины в Архангельске: