ФОТОГАЛЕРЕЯ
ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ РУССКОГО СЕВЕРА.
Часть I
Те, что мы видели по дороге в Каргополь и близ Олонца, в Чёлмужах и Маньге...
Храмы Посвирья и Обонежья сюда не вошли, для них обязательно сделаем отдельную галерею.
Зато в порядке исключения попали Тихвинская церковь из Торжка (впрочем, для кого-то и Тверская область - Север) и купеческий дом из Заонежья - гражданская постройка. Все эти «тёплые», «живые» деревянные свидетели истории - самые-самые (и, увы, самые хрупкие) памятники зодчества. Их-то и осталось не так много! Какие-то сгубил пожар, другие были уничтожены по злому умыслу, остальные же просто ветшают сами собой. Словом, спешите видеть! Лучше, конечно, собственными глазами.
Будем рады, если подтолкнем вас к путешествию по Русскому Северу.

(Все фотографии кликабельны).
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Ближайшая к Каргополю достопримечательность (5 км) и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся. Церковь Иоанна Златоуста на 50 лет старше известной всем, распиаренной как туристическая Мекка, Преображенской церкви в Кижах. Когда-то здесь было кладбище с оградой, на месте которого уже более 400 лет и находится церковь. Она видна издалека, из-за речушки или ручейка, название, увы, не запомнилось. Подойдя к ней ближе ощущаешь необыкновенный восторг от живописной многообъемности этого стройного «древяна вверх» храма и не перестаешь изумляться совершенству его архитектурных форм. Храм с пристроенной позже колокольней огромны. Не только ввысь, но и вширь.
Богоявленская церковь. 1793. Лядины. Съемка 2018
Село Лядины, ныне деревня Гавриловская, что в сорока километрах от Каргополя по Пудожскому тракту, знаменито своим храмовым комплексом, от которого до наших дней сохранилась лишь одна Богоявленская церковь, 1793 года. Более ранняя, Покрово-Власьевская церковь, построенная в 1743 году, совсем недавно сгорела. А именно, 5 мая 2013 года, от удара молнии, а следом за ней загорелась стоящая рядом колокольня. Через несколько часов пожар потушили и констатировали утрату двух объектов культурного наследия федерального значения. Так не стало ещё одного северного «тройника». Да, еще недавно Богоявленская церковь выглядела совсем по-другому, а покрашенной ей, как женщине, и не дашь столько. На сколько выглядит? …Так и оживают перед глазами картины давнего быта, как лет эдак 300 тому назад здесь было людно и шумно в дни больших праздников, сходились сельчане, чинно друг другу раскланивались, обсуждали различные новости и другие житейские дела.
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
Заросшее дикими травами поле посреди непроходимого леса, а в самом центре — заброшенная деревянная церковь исключительной красоты. Когда-то село Красная Ляга состояло из нескольких деревень. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Сейчас же здесь стоит одиноко лишь храм. Красная Ляга пришла в упадок еще до Революции. Следуя легенде, местность эту в народе называют «местом, откуда ушла вода и люди». Небольшое круглое озерцо карстового происхождения исчезло. Ушло в карстовый провал. Буквально за ночь. Дело было в самом начале ХХ века. Рассказывают, однажды утром селяне проснулись, вышли из домов, а озера нет! Дома, стоявшие вокруг него, стали разбирать и перевозить в другие деревни. Так и осталась одна одинешенька лишь удивительной красоты церковь. …Она огромная.
Церковь Богоявления Господня. 1605. Чёлмужи. Съемка 2018
Она стоит здесь с начала XVII века (!). Еще старше, чем церковь в Красной Ляге, которая на 10 лет старше той, что в Саунино, которая, в свою очередь, на полвека старше, чем известная распиаренная Преображенская церковь в Кижах. Деревня Чёлмужи - в устье реки Немина, на восточном берегу Чёлмужской губы Заонежского залива Онежского озера неподалёку от Повенца. Здесь тихо, солнечно и пусто. А рядом в Толвуе, жила в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых - боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Местные жители помогали опальной боярыне, а чёлмужский священник Ермолай Герасимов доставлял ей весточки от мужа и детей. Позже сын Марфы, молодой царь Михаил Федорович, пожаловал Герасимову вотчину с крестьянами, освободил от государственных податей и повинностей. За Герасимовым и его потомками на долгое время сохранилось звание бояр. Даже сейчас заонежскую деревеньку вокруг погоста и храма Богоявления (часть Чёлмужей), называют Боярщиной. В Чёлмужах тогда стояла деревянная церковь, построенная в конце XVI века. Срублена была «тщанием прихожан» в 1577 году и первоначально представляла собой обычный клетский храм под двускатной кровлей. В 1605 году на пожертвования инокини Марфы церковь перестроили, украсили резьбой, увенчали шатром с крупной луковичной главкой.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Ближайшая к Каргополю достопримечательность (5 км) и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся. Церковь Иоанна Златоуста на 50 лет старше известной всем, распиаренной как туристическая Мекка, Преображенской церкви в Кижах. Когда-то здесь было кладбище с оградой, на месте которого уже более 400 лет и находится церковь.
Тихвинская или Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь. 1653. Торжок. Съемка 2019
Условно попала в северные, но тем не менее. Впервые Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь была упомянута в Писцовой книге в 1625 году. Но в 1653-м первый храм обветшал и на его месте был возведен новый, основа того здания, которое мы видели в Торжке. Эта церковь многократно перестраивалась. Первую перестройку относят к началу 18 века. А в 1782 году под здание был подведен фундамент из старицкого белого камня. В 1806 году у церкви появилась паперть, а в 1828 году изменилась глава. На фото Прокудина-Горского в 1910-м церковь была раскрашена. А еще в ней хранились уникальные старинные даже для того времени иконы. В 1854 году недалеко от деревянной церкви была построена каменная Вознесенская. А деревянную хотели снести, и дерево продать другому приходу. Но тверского архиепископа возмутило такое предложение, он запретил сносить «такую замечательную и по древности и по архитектуре церковь». Поэтому долгое время деревянный храм просто пустовал. Высота церкви - 34 метра. Удивительная особенность постройки - она построена без перекрытий. Кстати, церковь действующая. Богослужения в ней проходят летом. В остальное время, увы, закрыта. Так что своими глазами роспись, которая за 200 лет не потеряла своей яркости, увидеть не довелось.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Было удивительно встретить тут студенток московского художественного училища. А впрочем...
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Подойдя к ней ближе ощущаешь необыкновенный восторг от живописной многообъемности этого стройного «древяна вверх» храма и не перестаешь изумляться совершенству его архитектурных форм. Храм с пристроенной позже колокольней огромны. Не только ввысь, но и вширь.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Надо сказать, что вовнутрь нас пустили запросто. Памятник деревянного зодчества охраняется государством и, по сути, сейчас стал музеем: 50 руб. за билет студенту, 60 - за взрослый. Билеты новенькие, свежеотпечатенные, со штампом Министерства культуры... Вот только их продать может только староста, а за старостой надо сгонять в деревню... На наше счастье в деревню за старостой побежали девочки – студентки художественного училища из Москвы, за что им огромное спасибо!
Богоявленская церковь. 1793. Лядины. Съемка 2018
Среди знатоков деревянного зодчества Богоявленская церковь славится особо, благодаря своему крыльцу – оно круглое. Почти. В.В. Суслов назвал его «исключительным в древних деревянных постройках». Крыльцо это имеет форму просторно раскинутого шатра, который опирается на резные стойки, забранные резными перильцами. Изнутри шатер расписан под синее небо, усеянное белыми звездами, что придает крыльцу необыкновенно праздничный вид. Такая форма крыльца, кстати, не встречается более нигде на Русском Севере.
Церковь Фрола и Лавра. 1613 (1618 ?). Мегрега близ Олонца. Съемка 2017
Местечко Мегрега. Тут находится самая старая из сохранившихся деревянных церквей в округе. Церковь Фрола и Лавра, построенная в 1613 году. (На доске от Минкульта на самой церкви значится почему-то 1618 г.) . Памятник архитектуры федерального значения. В 2001—2002 годах выполнена реставрация, так что выглядит как новая, а на самом деле старая-пристарая. Вокруг - кладбище: и новые могилки, и 1880-х годов много.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Типичный образец наиболее распространенного типа шатрового зодчества, называемого «восьмерик на четверике». Внутри храма сохранился расписной потолок — «небо», который был создан предположительно онежскими иконописцами Богдановыми-Карбатовскими во второй половине XVIII века. Немногим храмам удалось сохранить свои «небеса»! И наибольшее количество храмов с сохранившимися «небесами» находится в Архангельской области. Небеса, имитируя каменные своды, напоминают солнце с лучами, расходящимися по потолку. А на этих двенадцати лучах-гранях, расписанных иконописцами, — изображения архангелов. Кстати, роспись в церкви Иоанна Златоуста, как рассказала нам староста, ни разу не реставрировалась.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Ближайшая к Каргополю достопримечательность (5 км) и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся. Церковь Иоанна Златоуста на 50 лет старше известной всем, распиаренной как туристическая Мекка, Преображенской церкви в Кижах. Когда-то здесь было кладбище с оградой, на месте которого уже более 400 лет и находится церковь. Она видна издалека, из-за речушки или ручейка, название, увы, не запомнилось. Подойдя к ней ближе ощущаешь необыкновенный восторг от живописной многообъемности этого стройного «древяна вверх» храма и не перестаешь изумляться совершенству его архитектурных форм. Храм с пристроенной позже колокольней огромны. Не только ввысь, но и вширь.
Богоявленская церковь. 1793. Лядины. Съемка 2018
Село Лядины, ныне деревня Гавриловская, что в сорока километрах от Каргополя по Пудожскому тракту, знаменито своим храмовым комплексом, от которого до наших дней сохранилась лишь одна Богоявленская церковь, 1793 года. Более ранняя, Покрово-Власьевская церковь, построенная в 1743 году, совсем недавно сгорела. А именно, 5 мая 2013 года, от удара молнии, а следом за ней загорелась стоящая рядом колокольня. Через несколько часов пожар потушили и констатировали утрату двух объектов культурного наследия федерального значения. Так не стало ещё одного северного «тройника». Да, еще недавно Богоявленская церковь выглядела совсем по-другому, а покрашенной ей, как женщине, и не дашь столько. На сколько выглядит? …Так и оживают перед глазами картины давнего быта, как лет эдак 300 тому назад здесь было людно и шумно в дни больших праздников, сходились сельчане, чинно друг другу раскланивались, обсуждали различные новости и другие житейские дела.
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
В конце XIX века облик храма после одной из «попыток поновления» был искажен до неузнаваемости. Что только с ним не делали: разбирали до основания, делали белокаменный фундамент и собирали вновь, используя при этом старые бревна. Стены церкви получили обильно декорированную дощатую обшивку, которая, до кучи, была ярко раскрашена. Несмотря на все эти «злоключения» и на свой почтенный возраст, церковь сохраняет прочность и устойчивость. Сретенско-Михайловская церковь - классический шатровый храм, «церковь-башня» того же типа, что и в московском Коломенском, например. В отличие от церквей в Саунино и Лядинах - это абсолютно внерегиональный тип храма, распространённый по всему Северу.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Надо сказать, что вовнутрь нас пустили запросто. Памятник деревянного зодчества охраняется государством и, по сути, сейчас стал музеем: 50 руб. за билет студенту, 60 - за взрослый. Билеты новенькие, свежеотпечатенные, со штампом Министерства культуры... Вот только их продать может только староста, а за старостой надо сгонять в деревню...
Богоявленская церковь. 1793. Лядины. Съемка 2018
Среди знатоков деревянного зодчества Богоявленская церковь славится особо, благодаря своему крыльцу – оно круглое. Почти. В.В. Суслов назвал его «исключительным в древних деревянных постройках». Крыльцо это имеет форму просторно раскинутого шатра, который опирается на резные стойки, забранные резными перильцами. Изнутри шатер расписан под синее небо, усеянное белыми звездами, что придает крыльцу необыкновенно праздничный вид. Такая форма крыльца, кстати, не встречается более нигде на Русском Севере.
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
Заросшее дикими травами поле посреди непроходимого леса, а в самом центре — заброшенная деревянная церковь исключительной красоты. Когда-то село Красная Ляга состояло из нескольких деревень. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Сейчас же здесь стоит одиноко лишь храм. Красная Ляга пришла в упадок еще до Революции. Следуя легенде, местность эту в народе называют «местом, откуда ушла вода и люди». Небольшое круглое озерцо карстового происхождения исчезло. Ушло в карстовый провал. Буквально за ночь. Дело было в самом начале ХХ века. Рассказывают, однажды утром селяне проснулись, вышли из домов, а озера нет! Дома, стоявшие вокруг него, стали разбирать и перевозить в другие деревни. Так и осталась одна одинешенька лишь удивительной красоты церковь. …Она огромная.
Невский лесопарк. Этнопарк «Усадьба Богословка». Съемка 2020
Интересное место. Вроде и новодел, но... все воссоздано с исторической точностью. Ограда погоста совмещает две ограды конца XVIII в. (Лядинский и Спасский погосты Каргопольского уезда). Весь комплекс посвящен деревянному зодчеству Севера..
Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии. XVII век. «Усадьба Богословка». Съемка 2020
Воссоздана по обмерам архитектора В. В. Суслова (1884).
Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии. XVII век. «Усадьба Богословка». Съемка 2020
Воссоздана по обмерам архитектора В. В. Суслова (1884).
Дом купца Костина из деревни Верховье, Великая губа Заонежье. 1871. Этнопарк «Усадьба Богословка». Съемка 2020
Единственная деревянная гражданская постройка, попавшая в эту фотогалерею. Дом воссоздан по обмерам и планам архитектора П. М. Писенко (1940) и М. И. Мильчика (1995) и фотографиям.
Часовня Спаса Нерукотворного, деревня Кириллово-Каргопольского уезда. Конец XVIII — начало XIX веков. «Усадьба Богословка». Съемка 2020
Воссоздана по обмерам и плану реконструкции А. Б. Боде.
Невский лесопарк. Этнопарк «Усадьба Богословка» Съемка 2020
Интересное место. Вроде и новодел, но... все воссоздано с исторической точностью. Ограда погоста совмещает две ограды конца XVIII в. (Лядинский и Спасский погосты Каргопольского уезда). Весь комплекс посвящен деревянному зодчеству Севера..
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Перевалило за полдень. Мы и не подозревали, что на Севере может быть так жарко. Нас ждала ближайшая к Каргополю достопримечательность и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся — церковь Иоанна Златоуста 1665 года в селе Саунино. Но сил оставалось все меньше. Тяжелое утро: дороги, больше похожие на офф-роад трассу, сплошные перегоны, кусачие слепни, отсутствие привычной инфраструктуры - кафешек, сосисек на заправках, заправок... Но вот оно вознаграждение! Оно того стоило!
Церковь Богоявления Господня. 1605. Чёлмужи. Съемка 2018
Она стоит здесь с начала XVII века (!). Еще старше, чем церковь в Красной Ляге, которая на 10 лет старше той, что в Саунино, которая, в свою очередь, на полвека старше, чем известная распиаренная Преображенская церковь в Кижах. Деревня Чёлмужи - в устье реки Немина, на восточном берегу Чёлмужской губы Заонежского залива Онежского озера неподалёку от Повенца. А рядом в Толвуе, жила в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых - боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Местные жители помогали опальной боярыне, а чёлмужский священник Ермолай Герасимов доставлял ей весточки от мужа и детей. Позже сын Марфы, молодой царь Михаил Федорович, пожаловал Герасимову вотчину с крестьянами, освободил от государственных податей и повинностей. В 1605 году на пожертвования инокини Марфы церковь перестроили, украсили резьбой, увенчали шатром с крупной луковичной главкой.
Церковь Богоявления Господня. 1605. Чёлмужи. Съемка 2018
Во время Великой Отечественной войны финны дошли до Онежского озера и закрепились там. Церковь возвышалась над другими постройками и служила ориентиром для артиллерии противника. Было принято решение разобрать шатер и колокольню. После окончания войны, уже в 1950-х, храм восстановили. Но в течение многих лет она подтапливалась Онегой вследствие строительства Свирской ГЭС и находилась фактически в бесхозном состоянии.
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
Заросшее дикими травами поле посреди непроходимого леса, а в самом центре — заброшенная деревянная церковь исключительной красоты. Когда-то село Красная Ляга состояло из нескольких деревень. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Сейчас же здесь стоит одиноко лишь храм. Красная Ляга пришла в упадок еще до Революции. Следуя легенде, местность эту в народе называют «местом, откуда ушла вода и люди». Небольшое круглое озерцо карстового происхождения исчезло. Ушло в карстовый провал. Буквально за ночь. Дело было в самом начале ХХ века. Рассказывают, однажды утром селяне проснулись, вышли из домов, а озера нет! Дома, стоявшие вокруг него, стали разбирать и перевозить в другие деревни. Так и осталась одна одинешенька лишь удивительной красоты церковь. …Она огромная.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Типичный образец наиболее распространенного типа шатрового зодчества, называемого «восьмерик на четверике». Внутри храма сохранился расписной потолок — «небо», который был создан предположительно онежскими иконописцами Богдановыми-Карбатовскими во второй половине XVIII века. Немногим храмам удалось сохранить свои «небеса»! И наибольшее количество храмов с сохранившимися «небесами» находится в Архангельской области. Небеса, имитируя каменные своды, напоминают солнце с лучами, расходящимися по потолку. А на этих двенадцати лучах-гранях, расписанных иконописцами, — изображения архангелов. Кстати, роспись в церкви Иоанна Златоуста, как рассказала нам староста, ни разу не реставрировалась.
Церковь Иоанна Златоуста. 1665. Саунино. Съемка 2018
Перевалило за полдень. Мы и не подозревали, что на Севере может быть так жарко. Нас ждала ближайшая к Каргополю достопримечательность и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся — церковь Иоанна Златоуста 1665 года в селе Саунино. Но сил оставалось все меньше. Тяжелое утро: дороги, больше похожие на офф-роад трассу, сплошные перегоны, кусачие слепни, отсутствие привычной инфраструктуры - кафешек, сосисек на заправках, заправок... Но вот оно вознаграждение! Оно того стоило!
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
В конце XIX века облик храма после одной из «попыток поновления» был искажен до неузнаваемости. Что только с ним не делали: разбирали до основания, делали белокаменный фундамент и собирали вновь, используя при этом старые бревна. Стены церкви получили обильно декорированную дощатую обшивку, которая, до кучи, была ярко раскрашена. Несмотря на все эти «злоключения» и на свой почтенный возраст, церковь сохраняет прочность и устойчивость. Сретенско-Михайловская церковь - классический шатровый храм, «церковь-башня» того же типа, что и в московском Коломенском, например. В отличие от церквей в Саунино и Лядинах - это абсолютно внерегиональный тип храма, распространённый по всему Северу.
На колокольне часовни Рождества Пресвятой Богородицы. Деревня Маньга. Съемка 2011
На Соборах.ру год ее создания обозначен как «между приблизительно 1751 и приблизительно 1800». Сама Маньга – совсем небольшая, расположена в 12 км от Пряжи, что в самой середине этнического ареала карелов-ливвиков. Один из крупных субэтносов в составе карельского. Он существенно отличается по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах) от собственно карел. Как так произошло, до сих пор доподлинно не изучено. Общепринятой считается точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью. Впрочем, в языке присутствует значительное количество заимствований из архаичного вепсского языка, а также пласт западноприбалтийской лексики, отсутствующий в других карельских языках. Кстати, писали ливвики и на кириллице (в XIX веке), и на латинице (после 1930-го).
Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Деревня Маньга. Съемка 2011
В промежуток с 1701-го по 1800-й здесь была построена часовня, здание которой сохранилось до настоящего времени. Низкий шатёр колокольни, стоящей на столбах, увенчан главкой, вторая главка - на здании. Для часовни главка великовата, вероятно, раньше это была церковь.Сейчас Тата очень жалеет, что в 2011 году не сфотографировала этот храм с разных сторон, а отмахнулась, мол, мало того, что «позднятина», так и она еще деревянным зодчеством вообще не интересовалась. Уж не помним, как, но Алексей с друзьями уговорил подняться на колоколенку.
Церковь Димитрия Солунского. Старая Ладога. 1646 (?). Съемка 2004
Сапожники оказались без сапог, это единственное фото церкви внутри Староладожской крепости не самого лучшего качества. На фоне каменного Георгиевского собора. Она впервые упомянута в 1646 году как «строение государево», но построена, вероятно, была еще при восстановлении Ладоги после событий Смуты. Перестраивалась несметное количество раз. В 1731 году сгнивший тёс сожгли, пепел сложили в кусок холста и пустили по реке. Оставшиеся при разборе церкви пригодные брёвна были использованы для постройки новой, которая в свою очередь пострадала от пожара 26 ноября 1782 года. Но была быстро восстановлена и освящена уже 29 октября 1783 года. В 1865 году игумен Валаамского монастыря предложил горожанам продать деревянную церковь для переноса её на территорию своей обители. Получил отказ. К концу XIX века совсем обветшала. Посетивший её Рерих писал: «Вся она перекосилась, главка упала, и крест прямо воткнут в уцелевший барабан её. Интересное крылечко провалилось, дверка вросла в землю. Церковка обречена на паденье». В начале XX века деньги на восстановление храма пожертвовал купец Герасимов. К лету 1901 года Димитровская церковь была восстановлена в прежних формах с сохранением всех деталей и освящена. Но после 1917-го закрыта. Внутреннее убранство не сохранилось. Еще в 1860 году часть икон, признанных ценными, были вывезены в Санкт-Петербург. Уцелел лишь хитроумный кова­ный фигурный замок на входной двери.
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
Указатель на дороге (по правой стороне «6 км налево») неверный, он ведет в деревню, за которой непроезжее поле, разве что направление задает, может, пешком как раз через поле…, но местные жители разводят руками... Мы догадались сначала найти Дом культуры и расспросить библиотекаря. Заросшее дикими травами поле посреди непроходимого леса, а в самом центре — заброшенная деревянная церковь исключительной красоты.
Тихвинская или Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь. 1653. Торжок. Съемка 2019
Условно попала в северные, но тем не менее. Впервые Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь была упомянута в Писцовой книге в 1625 году. Но в 1653-м первый храм обветшал и на его месте был возведен новый, основа того здания, которое мы видели в Торжке. Эта церковь многократно перестраивалась. Первую перестройку относят к началу 18 века. А в 1782 году под здание был подведен фундамент из старицкого белого камня. В 1806 году у церкви появилась паперть, а в 1828 году изменилась глава. На фото Прокудина-Горского в 1910-м церковь была раскрашена. А еще в ней хранились уникальные старинные даже для того времени иконы. В 1854 году недалеко от деревянной церкви была построена каменная Вознесенская. А деревянную хотели снести, и дерево продать другому приходу. Но тверского архиепископа возмутило такое предложение, он запретил сносить «такую замечательную и по древности и по архитектуре церковь». Поэтому долгое время деревянный храм просто пустовал. Высота церкви - 34 метра. Удивительная особенность постройки - она построена без перекрытий. Кстати, церковь действующая. Богослужения в ней проходят летом. В остальное время, увы, закрыта. Так что своими глазами роспись, которая за 200 лет не потеряла своей яркости, увидеть не довелось.
Тихвинская или Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь. 1653. Торжок. Съемка 2019
Условно попала в северные, но тем не менее. Впервые Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь была упомянута в Писцовой книге в 1625 году. Но в 1653-м первый храм обветшал и на его месте был возведен новый, основа того здания, которое мы видели в Торжке. Эта церковь многократно перестраивалась. Первую перестройку относят к началу 18 века. А в 1782 году под здание был подведен фундамент из старицкого белого камня. В 1806 году у церкви появилась паперть, а в 1828 году изменилась глава. На фото Прокудина-Горского в 1910-м церковь была раскрашена. А еще в ней хранились уникальные старинные даже для того времени иконы.
Покровский собор. 1708. «Усадьба Богословка». Съемка 2020
Заглавный Покровский собор был построен в 1708 году, как о том говорит надпись на тябле иконостаса. По преданию проект церкви - рук самого Петра I, который неоднократно ее посещал. Изначально храм находился в селе Анхимово Вытегорского погоста Олонецкой губернии (ныне Вологодская область). Был утрачен в пожаре в 1963 году. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II воссоздан в Ленинградской области на территории комплекса по обмерам и проекту реконструкции академика архитектуры А.В. Ополовникова в 2006 году.
Сретено-Михайловская церковь. 1655. Красная Ляга. Съемка 2018
Заросшее дикими травами поле посреди непроходимого леса, а в самом центре — заброшенная деревянная церковь исключительной красоты. Когда-то село Красная Ляга состояло из нескольких деревень. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Сейчас же здесь стоит одиноко лишь высоченный деревянный храм.
Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Деревня Маньга. Съемка 2011
На Соборах.ру год ее создания обозначен как «между приблизительно 1751 и приблизительно 1800». Сама Маньга – совсем небольшая, расположена в 12 км от Пряжи, что в самой середине этнического ареала карелов-ливвиков. Один из крупных субэтносов в составе карельского. Он существенно отличается по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах) от собственно карел. Как так произошло, до сих пор доподлинно не изучено. Общепринятой считается точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью. Впрочем, в языке присутствует значительное количество заимствований из архаичного вепсского языка, а также пласт западноприбалтийской лексики, отсутствующий в других карельских языках. Кстати, писали ливвики и на кириллице (в XIX веке), и на латинице (после 1930-го).
Тихвинская или Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь. 1653. Торжок. Съемка 2019
В 1854 году недалеко от деревянной церкви была построена каменная Вознесенская. А деревянную хотели снести, и дерево продать другому приходу. Но тверского архиепископа возмутило такое предложение, он запретил сносить «такую замечательную и по древности и по архитектуре церковь». Поэтому долгое время деревянный храм просто пустовал. Высота церкви - 34 метра. Удивительная особенность постройки - она построена без перекрытий. Кстати, церковь действующая. Богослужения в ней проходят летом. В остальное время, увы, закрыта. Так что своими глазами роспись, которая за 200 лет не потеряла своей яркости, увидеть не довелось.
Церковь Богоявления Господня. 1605. Чёлмужи. Съемка 2018
Она стоит здесь с начала XVII века (!). Еще старше, чем церковь в Красной Ляге, которая на 10 лет старше той, что в Саунино, которая, в свою очередь, на полвека старше, чем известная распиаренная Преображенская церковь в Кижах. Деревня Чёлмужи - в устье реки Немина, на восточном берегу Чёлмужской губы Заонежского залива Онежского озера неподалёку от Повенца. А рядом в Толвуе, жила в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых - боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Местные жители помогали опальной боярыне, а чёлмужский священник Ермолай Герасимов доставлял ей весточки от мужа и детей. Церковь представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.