ФОТОГАЛЕРЕЯ
ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ РУССКОГО СЕВЕРА.
Часть II
Храмы Посвирья и Обонежья, Подпорожское кольцо уникальных и очень хрупких (увы, мы в этом убедились воочую) памятников зодчества, совсем немного - парочка церквушек - Вологодчины и беспрецедентный пример (он в подборке такой один) вепсской гражданской архитектуры. Увидеть, запечатлеть и показать. Такова была цель нашего незабываемого путешествия в сентябре 2020-го.
(Все фотографии кликабельны).
Церковь Георгия Победоносца, 1493
Родионово (Юксовичи), Подпорожский район, Ленинградская область

Точная дата основания не установлена, но большинство источников указывают на 1493 год. На Соборах.ру год постройки указан 1522.

Памятник федерального значения не только сохранился с момента постройки, но и до сих пор стоит на своем историческом месте. Она помнит и Ивана Грозного, и патриарха Никона! Рубленная из крепкого леса она пережила многие каменные храмы, построенные позже! Из сохранившихся на Севере деревянных церквей и часовен есть только две ровесницы Георгиевской: церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (сейчас в музее-заповеднике Кижи) и церковь Ризоположения из затопленного при строительстве Волго-Балта села Бородава (сейчас в Кирилло-Белозерском монастыре).

А эта уникальна еще и тем, что еще в 1632 году(!) была любовно реконструирована и расширена. Небывалое по тем временам действо - проще было разобрать и срубить новую. Но ... стоит же.
Не перемещалась, не перебиралась. И имеет много уникальных особенностей. Самая главная из которых – она реально огромная!

Любопытный факт – в 1642 году церковь была не только перестроена, но и получила первую свою тесовую обшивку, что в те годы было совершенно нехарактерно для деревянного зодчества (дощатые футляры на рубленых культовых зданиях начали появляться с 1830-х годов). В 1877 году все объемы старинного храма повторно обшили тесом, вторым слоем. С середины 1930-х Георгиевская церковь была закрыта и передана под сельский клуб. После войны здесь даже устроили склад горюче-смазочных материалов. Представляете?! Говорят, до сих пор на полу можно найти следы от ГСМ. И только в начале 1970-х годах здание церкви было тщательно исследовано, и началась первая реставрация, тогда же появилось крыльцо с живописными резными столбами, утраченное во время войны. Повторная реставрация была проведена в 1993 году, а уже после церковь передали РПЦ.

Кстати, запирается она до сих пор на кованный амбарный замок XVIII века крайне необычной и оригинальной конструкции. И вот еще что, хотите верьте, хотите - нет. Весь день, пока мы к ней ехали, было облачно, небо затянуто облаками, скорее даже пасмурно. Но как только вышли из биглемобиля с фотоаппаратом - ненадолго выглянуло солнце. Оно так выглядывало в тот день всего дважды. Второй раз - в Гоморовичах.

Почтенный возраст Георгиевской церкви словно подтверждают крохотные волоковые окна, расположенные в алтаре и на северной и южной стенах церкви. Этот уникальный памятник древнего зодчества представляет собой столпообразный сруб-четверик с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал, поддерживающий кровлю с небольшой главкой. Два более низких сруба – алтаря и притвора - с такими же заостренными кровлями вторят центральному срубу.

Автор фото Качалин Александр Анатольевич, съемка 1916 года.
С 2007 года в Родионово организовано подворье Александро-Свирского монастыря, братия которого проводит в соседней Сретенской зимней церкви, построенной в 1864 году, регулярные службы, а по большим православным праздникам устраивает их в Георгиевском храме. Калитка в скит всегда открыта.

ПОДРОБНЕЕ О ВОЗРАСТЕ:
Первым церковь в Юксовича во второй половине XIX века исследовал Лев Владимирович Даль. Именно он обнаружил на храмовом кресте дату освящения – 1493 год. Предположил, что крест этот освятил святой Александр Свирский. Позже стало известно, что освящение совершил один из его учеников ещё при жизни преподобного. Но...историки обнаружили ещё один источник - «Жалованную грамоту Новгородского Архиепископа Феодосия Георгиевской церкви в Юксовичах» от 24 января 1543 года, в которой говорится, что несколькими годами ранее (предположительно, в 1540-1542 годах) местные жители «поставили в своей Юксовской волостке церковь новую во имя Святого Христова Страстотерпца Георгия». С тех пор единого мнения по поводу точной датировки церкви нет.
Часовня Николая Чудотворца. Между 1700 и 1800
Гоморовичи, Подпорожский район, Ленинградская область
Эта часовня ранее находилась в деревне Плотично на берегу Свири. Из-за поднятия уровня воды подтоплялась. В 2009 году местные власти приняли решение перенести ее в Гоморовичи. На бревнах даже видны надписи сбора-разбора ("Ю" - южная сторона и порядковый номер бревна). Слева от часовни на небольшом холме возвышалась до 2007 года деревянная Троицкая церковь, поставленная в 1899 году, к сожалению, сгоревшая. Был в придорожной деревне и трактир, но несколько лет назад он закрылся.
церковь Дмитрия Мироточивого, 1783
Щелейки, Подпорожский район, Ленинградская область
Название деревни произошло от расположенной неподалеку местности, называемой Крестна Щель. Она тянется вдоль берега Онежского озера в сторону Петрозаводска и представляет собой выход древних геологических пород – черных габбродолеритов, отвесно поднимающихся над озером на высоту до 100 метров. На самом высоком месте этой скалы раньше стояла часовня с образами. Поблизости есть родник с чистейшей водой, к которому ходили крестным ходом, небольшая пещера в скале и маяк.

А главной достопримечательностью самой деревни стала церковь, построенная в 1783 году с шатровой колокольней, соединенной с церковью крытым переходом. Церковь в Щелейках пятиглавая. Четыре главки словно кружатся вокруг пятой, самой крупной. В тех краях больше не встретить второй такой. Уникальна. В деревне до сих пор сохранились традиционные вепсские дома. Не узнать их трудно — большие двухэтажные избы приметны издалека.
Мой самый лучший ДР за последнее время. В этот день мы как раз прокатились по маршруту: Вознесенье - Щелейки - Гимрека - Шелтозеро.
И ...в Щелейках я чуть не подралась с этой красавицей, коровой! Прикатили мы, значит, а там - деревянная пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней. Красота, словами не выразить! Я с Canon'ом наперевес из машины выпрыгиваю, не дожидаясь полной остановки, пока солнце нужное и свет режимный кидаюсь фотографировать. Муж с хвостатой "охраной" не поспевают... А в это время на мою удачу из-за домика выходит ... эмм ...НАТУРА. Это ж сюжет, думаю! Солнце, поле, цветочки, ОНА и церквушка на заднем плане! Начинаю ее обходить, да уговаривать встать как нужно, смотреть в заданную сторону, она - "Мууу!". Ну "Му" и "Му", кто ж ее, рогатую, поймет, что конкретно это "Му" означает. Работаем, не отвлекаемся! И тут модель мычать перестала и молча буром на меня поперла, чуть наклонив вперед голову и опустив рога. Вот тут-то я и пожалела, что в руках у меня не шпага, а камера, и я не тореадор, и она женского коровьего пола... В общем, позировать сия НАТУРА наотрез отказалась. Пришлось с ней согласиться.

(с) Тата.

Кадры из архивов вооруженных сил Финляндии из далекого 1942-го года. Источник.
С этого ракурса церковь в Щелейках одним кадром снять вообще невозможно. Да и с противоположного тоже. Переход между собственно церковью и колокольней закрывает дерево. Интересно, что наши предки следили за видами, не давали деревьям разрастаться, корчевали, вырубали, подрезали... И бог знает, что еще делали, но церквушки на пригорках были видны издалека. Вон, у Прокудина-Горского какие чудные виды получались! Любые, абсолютно любые ретро-кадры - свидетели.

А мы церковь Дмитрия Мироточивого из 4-х снимков собирали в Фотошопе как конструктор. Ради ракурса возились... Результатом, честно сказать, не довольны. Ещё и солнце с этой стороны не то, фотографы говорят: не рисует. Фактор света - самое сложное в travel-фотографии. Редко, когда удается предугадать заранее, откуда снимать удачнее и в какое время суток. Словом, что вышло, то вышло. Может, когда-нибудь снова вернёмся к исходникам. Но лучше бы в Щелейки!

Да, да, да! Все эти храмы мы умудрились посмотреть (и отнюдь не мимоходом) за одну поездку. И попутно много чего ещё из истории Великой Отечественной, природных красот, инженерных сооружений первой половины ХХ века. Наши маршруты, если интересно:
День 1. Самая старая деревянная церковь, стоящая на своём историческом месте.
Спб. – ГоморовичиЮксовичи (Родионово) – ВознесеньеБаза «Якорная».
День 2. Подпорожское кольцо.
ВознесеньеПодпорожье, ГЭС – ВажиныСогиницыЗаозерье – Посад – Волнаволок – Пидьма – Подпорожье – Вознесенье
День 3. Посвирье. Финский след.
На аэролодке по Свири – Глаз Росомахи – Красный Бор
День 4. Вепсский край.
Вознесенье – ЩелейкиГимрека – старинная вепская деревня Каскесручей – самое крупное село в Карелии РыбрекаШёлтозеро и местный этнографический музей – Вознесенье.
День 5. Гастрономические приключения.
Вознесенье – Онежский канал в сторону Вытегры (уже Вологодская область) – Палтога – Вытегра – лестница шлюзов – калитки – Вознесенье.
День 6. Эх, дороги!
Вознесенье – Ежесельга.
День 7. Путь домой.
Вознесенье - СПб.
Делимся с удовольствием! И надеемся, что пригодится. Всё дело в грамотной логистике: тщательно заранее просчитайте время на перегоны и съемки, запаситесь вариантами ночлега и полноценного отдыха (у вас же приключение, а не гонка из серии «Остаться в живых»).
Рождественская церковь, не позже 1695
Гимрека, Подпорожский район, Ленинградская область
Позволим себе ещё немного лиц из далекого 1942-го года. Кадры из архивов вооруженных сил Финляндии. Источник.
И ещё раз, если вы не заметили. Точка съемки не стопроцентно совпала, но вид однозначно тот, и ...
...день тоже, оба кадра сделаны 15 сентября с разницей в 78 лет:
Хоть это и Ленинградская область, но исторически и культурно Гимрека - Русский Север. Из Петербурга сюда сложнее доехать, чем из Петрозаводска. В названии кроется вепсское слово «хийм», что означает «родня». Это вепсский край, их земля. И, конечно же, реки. Река в названии тоже присутствует. Интересно, что вологодские или ленинградские вепсы выстраивали свои деревни именно по рекам, а карельские – по проезжим дорогам. Это нам в Шёлтозерском этнографическом музее рассказывали.

На горке высится Рождественская церковь, построенная не позже 1695 года (в допетровскую эпоху) вместе с колокольней и рубленной оградой погоста с резными воротами. Как же правильно наши предки умели выбрать место под храм, насколько художественным взглядом обладали! Как органически вписывается церковь в местный ландшафт, как гармонично выбрана высота ее шатра!

С запада к небольшой трапезной примыкает двухвсходное крыльцо, фасад которого напоминает сказочный терем с объемной резьбой. Мы застали всё это великолепие в ходе реставрации. С одной стороны жаль, видовые фото не получились. С другой – душа ликует! Церкви жить!

Встретили гида с группой – 5 человек на внедорожнике. Что церковь, что колокольня открыты для посещения. Внутри церкви – следы работ. В колокольне только слегка укреплена лестница в нижних пролетах, сама она хлипкая, особенно «смотровая площадка» на верху. Подниматься даже подвое не рискнули. На колокольне всегда свежий ветер, все продувается. И …способствует долгой сохранности срубов. Хорошая вентиляция, умело созданная руками деревенских зодчих жизненно необходима дереву и быстрому просыханию здания, иначе не простояли бы эти церкви тут по несколько столетий.

Кстати, ещё 1858 году рубленая церковь была подремонтирована и обшита тёсом.

А за Гимрекой находится ещё небольшой поселок Володарский и …Карелия. Можно представить себе, как выглядела деревня в 19, да и еще в начале ХХ века. В соседних Щелейках по данным 1905 года проживало 421 человек, а Гимрека тогда же насчитывала 342 человека и 75 домов. Тут осталась улица с интересным название – Петрозаводский тракт.

Дом крестьянина Мелькина. Начало XIX века
Шёлтозеро, Республика Карелия
Ныне этот потрясающий огромный дом - этнографический музей. Шёлтозеро – неформальный центр истории и культуры вепсов, столица вепсов карельских (в Ленинградской области нам называли село Винницы). Так и стоят друг за другом от границы Карелии с Ленобластью три крупнейшие вепсские деревни - Каскесручей, Рыбрека и Шёлтозеро.

Красная тётка (ниже) - изображение вепсской женской богини. Вепсы одними из первых финно-угров приняли православие, ещё при Новгороде, веке в Х-м, если не ошибаемся. И чуть ли не одними из последних расстались со своими более древними культами. Кажется, уже под нажимом советской власти и борьбы со всеми религиями без исключения. Тут всё это вместе уживалось самым причудливым образом: и настоящие сокровища - православные деревянные храмы, и глубокая какая-то очень правильная вера, и вот такие фигурки женской богини, подтягивающие за собой в повседневность обычаи и приметы... Плавильный идеологический котёл выдал весьма интересную и самобытную северную культуру. Простую, понятную, совсем-совсем не агрессивную к инакомыслию и дюже домовитую.
церковь Св. Николая Чудотворца, 1696.
церковь Св. Ильи Пророка, 1864
Согиницы, Подпорожский район, Ленинградская область
Две главные достопримечательности - церковь Святого Николая Чудотворца 1696 года постройки, единственный уцелевший образец шатрового храма прионежской школы, памятник федерального значения и церковь Святого Ильи Пророка 1864 года постройки - стоят в свеженьких лесах. Обрадовались и расстроились одновременно. Помесили грязищу колесами, перелаялись с местными хвостами и ...нашли две не менее интересные достопримечательности: Дом «Титаник» и местный деревянный аутентичный парк развлечений для детворы. Декор, качели, беседка - всё тут сделано сельчанами с такой любовью, чувством юмора и ...завидным вкусом.

Что же касается самого ансамбля Согинского погоста. Можно мы ничего говорить не будем!? Ни про стильный шестерик на четверике колокольни, ни об изумительных пропорциях, ни о потрясающей вписанности в ландшафт, ни о новаторском для своего времени композиционном решении объемов, ни об исправно прослуживших несколько столетий деревянных водометах... Все это можно прочесть в умных книжках и научных статьях. Но ни одна книжка и ни одна статья не даст физически почувствовать связь времен. И фотографией не передать (они какими-то куцыми вышли)! Только личное присутствие и личное прикосновение. Скажем честно, от заезда в Согиницы нас отговаривали бывалые путешественники ещё в Питере, местные знатоки - уже тут, на месте. Предупреждали о лесах, реставрации, мол, смотреть не на что, приезжайте позже. Друзья! Увидевший однажды вживую ансамбль Согинского погоста, что в лесах, что без оных, не сможет остаться равнодушным. Это одно из тех мест, куда хочется вернуться не один раз. Так уж случилось, что Подпорожское кольцо отныне будет начинаться и заканчиваться именно здесь, в Согиницах.
Воскресенская церковь, 1630
Важины, Подпорожский район, Ленинградская область
Первое письменное упоминание о Важаньском погосте встречается в переписке князя новгородского с епископом в 1270 году. Но можно предположить, что поселение на великом торговом пути между Востоком и Западом, который издревле проходил по Свири и имел ответвление по 90-километровой речке Важинке, появилось значительно раньше. Версий перевода названия речки, берущей начало в карельском Важозере, существует несколько. По одной из них на древнем саамском языке – это самка оленя или низкое, топкое место, по другой – карельское слово «левый».

Здесь сохранилась деревянная Воскресенская церковь, построенная в 1630 году на месте ещё более древней, сгоревшей в конце шестнадцатого века. Церковь в Важинах – уникальный памятник русского деревянного зодчества. Она единственная из сохранившихся на Русском Севере постройка с десятериковым срубом. Даже в годы Великой Отечественной и при советской власти в храме шли службы. Но фотографировать его невероятно сложно: кругом листва деревьев и погост, на котором рядом с очень старыми надгробиями натыканы новые. Лежат тут вперемешку: и бары, и крестьяне дореволюционные, и защитники Родины под красными звездами, и наши современники...

Лучшее место для фотосессий - на противоположном берегу. Даже гиды именно туда для пущего обзора немногочисленные группы туристов-экстремалов возят. Любая поездка в вепский край или на Русский Север слывет экстремальной (оказывается!) у среднестатистического москвича или петербуржца, мы привыкли к комфорту и приличным дорогам. Зажрались? Впрочем, не неженки, но под накрапывающем дождем гулять тоже не стали...

Говорят, в церкви на остатках иконостаса начала XVII века сохранилась надпись о том, что заложена она «лета 7136 сентября 26 дня», то есть 26 сентября 1630 года. Сами не видели, была закрыта. А в примыкающей к Свири части Важин, ранее называвшейся Усть-Боярской было ещё два деревянных храма: Богоявления Господня 1892 года постройки и святых апостолов Петра и Павла, поставленный в 1877 году. Не сохранились.

Зацепили в Важинах большие деревянные дома зажиточных местных жителей, построенные в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетия. Конечно, сюда надо возвращаться, неспешно гулять и говорить с людьми. Будем считать, что у нас была короткая ознакомительная поездка - галопом по... Подпорожскому кольцу. Не путайте с «Золотым». Да и само Подпорожье не стоит искать на карте Украины. Это так, на всякий случай!

Люди в этих местах - сами по себе достопримечательности. В местной библиотеке собраны десятки альбомов по краеведению. При Доме культуры работает центр ткачества... Кабы хватало на всё время!А чем ещё знамениты Важины?! Здесь в годы сталинских репрессий отбывал срок известный русский философ А. Ф. Лосев. Вот так-то!
Часовня петра и павла
Год постройки не установлен.
Заозерье, Подпорожский район, Ленинградская область

Деревянные церквушки Севера. Снова и снова к ним возвращаемся, мечтая сфотографировать все. (Ох, уж эти мечты!). Видели обшитые тесом, покрашенные, реставрированные и те, которые подновляют вот прямо сейчас, стоят в лесах. И только в одном месте, у одной часовни сердце сжалось.

Освященная в честь Петра и Павла она всё еще стоит в некогда богатейшем поселении на берегу крупнейшего в районе Вачозера – в Заозерье. Стоит возле небольшого кладбища, где смешались могилки – старые и новые. Но всё больше покосившиеся и покореженные. И странно, ибо рядом есть совсем свежие и «богатые» с черными гранитными плитами и барельефами. Значит, кто-то сюда всё ещё ходит, своих хоронит. Так и хочется написать: неужели ж соседнюю оградку не поправить, да звезду или крест не выправить?! Не будем... Не знаем, что делали бы сами.

Дата строительства Петропавловской часовенки точно не известна, обычное дело. Большинство источников указывают XVIII – XIX век. Наиболее раннюю даёт сайт краеведческого музея в Подпорожье – 1680-е годы. На наш взгляд дилетантов, восьмигранная шатровая звонница, сама клеть, над которой она устроена и крытое на один скат крыльцо – поздние пристройки. Хотя всегда считали боковой вход атрибутом зодчих XVII века.

Сейчас приходится домысливать и представлять, как когда-то смотрелась двускатная кровля с охлупнем в сочетании с шатровой звонницей и маленькой луковичной главкой на тонком барабане. Нашли много фотографий в сети. В одном блоге заезжий путешественник написал в 2010-м году (всего 10 лет назад!): «Немногие отказывают себе в удовольствии подняться на колокольню и полюбоваться окрестным пейзажем - одним из лучших на всем Кольце». Подняться! Понимаете, ещё можно было подняться! Тата не рискнула, рухнула бы вместе с крыльцом и звонницей.

Часовню замечаешь сразу, как только въезжаешь в Заозерье.
Покосившись, она изо всех сил держится на холме. После огромных согиницкой и важинской церквей, которые даже в кадр целиком влезают только с противоположных берегов рек, на которых стоят, часовенка кажется совсем маленькой и трогательной. Даже причелины без полотенец.

Заозерье славилось зажиточностью жителей, у большинства местных - карельские корни. В 1873 году здесь было 32 двора (около 90 мужчин и больше 80-ти женщин, точные цифры не вспомнить), все карелы. В 2007-м постоянно проживали 3 человека, в 2017-м – один. Конечно, есть ещё дачи, дома вокруг всё больше смахивают на дачи, место-то не мертвое, жилое.

В 1941-1944 годах, здесь, на оккупированной территории финны устроили лагерь для советских военнопленных. По словам местных жителей, пришли, половину домов освободили, переселив жителей в оставшиеся, и обнесли проволокой. В одном из домов разместили госпиталь. Умерших хоронили на кладбище у старой церкви. Но то ли речь про Петропавловскую часовенку, то ли про какое-то другое кладбище (в трех км в сторону Согиниц) – до конца не ясно. После Войны одна из местных женщин переписала имена погибших пленных. Сегодня на кладбище мемориал погибшим в финском плену.

…Сквозь серые облака понемногу пробивается солнышко, и пейзаж сразу начинает наполняться красками. Не знаем, сколько ещё отпущено этой часовенке, может быть, мы последние, кто зашел поклониться и успел ее снять.
Чего мы не увидели
Посад. Деревянная Афанасьевская церковь начала XIX века стоит на кладбище возле дороги. В cети встречаются и другие ее датировки, и даже на два века делающие ее старше. Посвящение и статус тоже разнятся - Афанасьевская часовня, часовня Фрола и Лавра. Мы рассмотрели церквушку из окон биглемобиля. На фоне записных подпорожских памятников-жемчужин: Щелеек, Гиморецкого, Юксовского, Согинского погостов, честно признаемся, не глянулась. Плюс, деревья вокруг церкви - проблема для фотографа, закрывают все ракурсы.

Волнаволок. До пожара 2004 года здесь стояли Покровская и Власьевская церкви. Власьевская церковь 1844 года постройки, четверик с прирубами и купольным завершением над четырехскатной кровлей. Строилась «под камень» в тогдашних традициях, говорят, даже с деревянными дорическими колоннами. Покровская церковь (1782) - клетская, двускатная, со шпилем и колокольней. Сейчас тут типовая Покровская часовня (2007). Да, новодел, но стоит на кладбище в намоленном месте, значит, нужна.

Пидьма. Ещё одна утраченная деревянная шатровая церковь Преображения Господня. Стояла обшитая тёсом, построенная аж в 1696 году (по некоторым данным в 1691-м). По архитектуре, говорят, была близка к церкви в Согиницах - тот же восьмигранный сруб храма, увенчанный шатром, с востока и запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы алтаря и притвора. Цитата из статьи А.Г. Носкова: «...являлась прямым аналогом стоящей там Никольской церкви. Различие их состояло лишь в форме покрытия алтарного прируба — Преображенский храм имел каскадное двускатное покрытие, подобное сохранившемуся в саминской церкви. Высокая степень сходства наряду с близкими датами создания дает основание предполагать общего мастера...». До XIX века в церкви имелся придел Варлаама Хутынского. Дело в том, что село Пидьма Олонецкой губернии упоминается в 1563 году как вотчина новгородского Спасо-Хутынского монастыря.

Ниже три фото Прокудина-Горского 1909-го года, на которых деревянная церквушка всё ещё рядом с каменной Церковью Спаса Преображения 1830 года постройки. Два преображенских храма на одном погосте.
Погиб интереснейший памятник деревянного зодчества в середине ХХ столетия, в Великую Отечественную войну, в период оккупации. И теперь мы можем увидеть, как горел храм 8 апреля 1942 года. Фотография донесла до нас и это печальное событие.
Зимой 1941-42 финны ещё успели заснять храм в нетронутом виде.

Искали в Пидьме и школу. Школа имени Цесаревича Алексея появилась в селе в 1905 году. Есть даже фото С. М. Прокудина-Горского, датированное 1909-м. На крупном изображении можно прочитать надпись на табличке: Пидемская Пушкинская библиотека. На первый взгляд, Прокудин-Горский допустил явную ошибку в названии. Однако на самом деле школа и библиотека располагались в одном специально построенном для них здании. Это здание было заложено в 1903-м, но строительство шло весьма долго. Судя по фотографии, и в 1909-м не было доведено до конца. И мы его тоже не нашли.

Зато нашли уроженца села и воспитанника школы Георгия Владимировича Стрельца. Списались. Он рассказал, что в 1970-е школу закрыли, потом в ее помещении несколько лет был дом отдыха Подпорожского завода МЖБК, в Перестройку в ней жили фермеры, разорились и уехали, сильно захламив старинное здание. После чего там стала собираться неблагополучная молодежь, выпивка, наркотики, сигареты... Школа сгорела в конце 1980-х. Остался лишь фундамент. Да и то едва различим даже теми, кто знает, где искать. А когда министерство обороны Финляндии выложило в сеть свой фотоархив, там обнаружили уникальные фотографии Посвирья периода финской оккупации 1941-1944 годов. В том числе и пидемской школы-библиотеки! В войну там находилась финская мэрия, это есть на финских фото.
И тем не менее, даже не смотря на то, что в Пидьме нас накрыл ливень стеной, и окрестности, и новую каменную церковь, и место слияния речки Пидьмы и Свири мы поснимали. История не для этого каталога, здесь про деревянные постройки, но в других рубриках обязательно опубликуем. Обещаем!
Церковь Св. Апостола Фомы, 1871-1873 гг.
Красный Бор, Подпорожский район, Ленинградская область
Подпорожский район Ленобласти – в основном лес. С быстрыми реками и глубокими озерами, дорог тут мало, как и людей. Большая часть территории проходима только пешком, в светлое время суток и лучше летом, когда нет сугробов и грязи и есть иная пища для дикого зверя, кроме заезжего путника. Не шутим. И именно здесь, в этом удивительном уголке мира, есть не менее удивительные и удивляющие деревянные ансамбли сельских погостов, к счастью или к сожалению, выполненные из самого уязвимого материала. Красный Бор. Совсем рядом от Вознесенья, в котором мы жили целую неделю. Еще одна деревянная церквушка. Мы ведь за ними, хрупкими, и ехали – запечатлеть и рассказать.

Сказали «еще одна церквушка» и осеклись. Можно подумать – мол, очередная… А ведь каждая уникальна. Так, на высоком берегу Свири стоит единственный в Ленинградской области деревянный храм, освященный в честь Святого апостола Фомы. Он был построен в семидесятые годы XIX века и служил своеобразным маяком для судов, проходящих по реке. И чем-то приглянулась эта церквушка, уже разрушенная, в недалекие нулевые питерскому андеграунду: музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и журналисты решили восстановить ее. Леонид Федоров, Алексей Кортнев, Всеволод Гаккель, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Игорь Волошин, Гавриил Лубнин… Инициаторами проекта «Фома на Свири» стали музыкант группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский и его жена Светлана, а поддержал идею заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Марк Коляда. Увы, 31 мая 2020 года Марка Ивановича не стало. Он был научным руководителем и другом Храма Апостола Фомы, если, конечно, так можно сказать. Первые обследования проводил еще в 1979 году, и уже тогда был одним из лучших специалистов по русскому деревянному зодчеству.

Если быть точными, церковь Святого апостола Фомы была построена в 1871-1873 годах. Местные жители говорят, что закладной камень под ней и вовсе XIV века. В 1932-м церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 1970-е и школу закрыли. Храм хотели разобрать на дрова, но …поленились. Тридцать лет стоял бесхозным. Потекла кровля… Но в 2002 году он получил статус «вновь выявленного» объекта культурного наследия. Ещё лет через пять был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объём церкви. И понеслось… Деньги собирали медленно, из года в год велись работы по сохранению. Сейчас храм стоит закрытый, ухоженный, можно сказать, законсервированный, но до полной реставрации памятника, конечно, далеко.

Впервые мы увидели его с воды, во время водной прогулки по Свири. Успели только «щелкнуть» фотоаппаратом. Вечером на закате вернулись, чтобы рассмотреть. Когда-то его колокольня и купол были выше, но в советское время столбы колокольни подпилили, а шатер опустили прямо на крышу, чтобы «религиозное прошлое» здания школы не так бросалось в глаза. Специалисты отмечают, что церковь смотрится необычно для этих мест, содержит детали, несвойственные культовым сооружениям Посвирья. Вся постройка состоит из нескольких частей. Клети церкви, трапезной и притвора различаются по высоте. Разнообразны и формы крыши: алтарь пятигранный, церковь и притвор под четырёхскатной крышей, трапезная крыта на два ската. В центре установленные друг на друга восьмерики несут на себе восьмигранную маковицу, но, судя по наличию еще четырех восьмериков, можно предположить, что ранее церковь была пятиглавой.

И вот еще что. Многие, видя обилие церквей на наших фотографиях из этого крайнего путешествия, саркастически замечают, что и не #путешествие_с_собаками у нас на сей раз вышло, а какая-то паломническая поездка. Нуууу… во-первых, не церквами едиными. Были и вепсские деревни, и этнографический музей, и ГЭС – последняя из плана ГОЭЛРО, и уездная Вытегра, и Вытегра же урбанистическая, и даже финское укрепление в скале – «Глаз Росомахи». Всё перечисленное ищите в маршрутах. А во-вторых, вы будете удивлены, но мы – люди скорее неверующие, невоцерковленные (только не путайте с воинственным атеизмом, пожалуйста). Но нам очень близка позиция Алексея Кортнева: «Самое парадоксальное, - вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально, - что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь. Поэтому вне зависимости от отношения к религии, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. …». Цитата длиннее, но, думаем, и так все ясно.
церковь Богоявления Господня, 1733 (деревянная).
церковь Иконы Божьей Матери Знамение, 1810
Палтога, а по факту деревня Васюково, Вологодская область
Кто-то заботливо сложил в разрушенную каменную церковь кресты и найденные вокруг могильные плиты. Есть очень старые, есть расколотые. Внутри на удивление чисто, только варварские надписи а-ля "Тут был Вася" 1950-х годов на фасаде. На деревянной - следы реставрации. А информационный щит у дороги гласит, что обе церквушки отныне - объект заботы музейного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря.

Палтога буквально вернулась с того света. Этот храм с редкой композицией «четверик на четверике» и выразительной «бочкой» в завершении словно призван украшать обложки путеводителей и хрестоматий по истории отечественной архитектуры. Вместо этого его фотография 2008 года обошла не один десяток тревожных публикаций. Сейчас она на информационном стенде, напоминает о пережитом.

Первая реставрация Богоявленской церкви, начатая в 1980-е годы, закончилась катастрофой. В 1986 году работы прекратились вместе с финансированием. 5 февраля 2009 года верх пустовавшего четверть века храма вместе с отреставрированным пятиглавием рухнул. По одной из версий, древний четверик не выдержал тяжести подновленных глав. По другой – на оставленных реставраторами лесах скапливался снег, и его таяние по весне привело к гниению сруба.

Реставраторы вновь пришли в Палтогу в 2014-м. Её стали восстанавливать методом полной переборки. Храм стал музейным объектом и находится в ведении Кирилло-Белозерского музея-заповедника, где, кстати, хранится расписное «небо» из Палтоги. Существовал даже проект переноса палтожского храма в Цыпинский погост близ Кириллова, к отреставрированной Ильинской церкви, но от радикальной меры решили воздержаться, прислушавшись к возражениям жителей Вытегорского района, не желавших расставаться с памятником.

Как сообщается, в ходе реставрации был укреплен исторический фундамент храма, восстановлены и покрыты лемехом главки и бочки. Устроены кровли над трапезной, алтарем, четвериком. Обработка древесины проводилась по традиционной технологии топором и скобелем. Степень сохранения подлинного материала превышает 50% (нижняя часть – около 70%, рухнувший верх – около 30%), что – в контексте истории с обрушением и пятилетним прозябанием храма в руинах – расценивается специалистами как очень качественный результат работы реставраторов. Предстоит ещё третий этап – обшить стены храма через год-два после просушки древесины. Так, как это сделано сейчас, например, в Важинах. Да, это отказ от практиковавшегося с 1950-х годов «возвращения первоначального вида», то есть обнажения срубов памятников деревянного зодчества из эстетических соображений. Эстетика эстетикой, но ведь она не продлевает жизнь и без того хрупких деревянных церквушек.

Как сообщают вологодские СМИ, палтожский храм подключат к коммунальным сетям. Предстоят также восстановительные работы в интерьере.
часовня Исаакия Далматского, 1881
Вытегра, Вологодская область
Одна из самых необычных деревянных часовень, которые мы только видели. Чем-то напоминает декорации к сериалу «Викинги» и храмы на китайских пагодах одновременно. Часовня Исаакия Далматского изначально была поставлена на Беседной горе, в память о Петре I, по указу которого здесь, в Вытегре, была построена первая водная пристань. Да, да и тут же произошла встреча – беседа – императора с местными жителями. Освящена часовня во имя преподобного Исаакия Далматского, так как Петр Алексеевич родился в день памяти этого святого. Позднее перенесена в центр города к Сретенской церкви. А ещё позже этот уголок города украсил памятник поэту Клюеву и дендрарий.

Редкий образец деревянного зодчества, в плане она представляет равносторонний четырехконечный крест. Карниз по всему периметру украшен пропильной резьбой. Резной фриз как бы подвешен к карнизу на точеных балясинах. На торцовых фасадах укреплены на кронштейнах резные навесы. Кровля увенчана необычным шпилем. Богатый декор часовни не связан с несущими конструкциями…

Петр Первый имел проезд при деревне Шестовой, ехал Он в Архангельск; почтовая дорога тут пролегала и теперь виднеется. Крестьяне из окольных мест собрались во множестве, видимо-невидимо на горе — верста будет от деревни; день был гулярный. Наместный староста с выборными навстречу вышли с хлебом-солью, как водится, по русскому обычаю. Выступил Петр Первый из коляски; росту Он был высокого, ученья великого; хлеб-соль принял и с крестьянами разговор держит.
- Каково вы, крестьяна, поживаете и какой же у вас промысел есть?
Тут крестьяне пословечно стали ему высказывать…
(Далее предание повествует о том, как крестьяне предложили Петру создать Мариинскую водную систему.)
Придумался Петр Первый, головой потряхивает и видит: живут тут люди не слепцы, не по канату ходят, народ сметливый, работный. Заложил Себе это слово на ум и поехал дале. С тех пор эта гора зовется Беседная гора…
В начале нынешнего столетия еще жив был 115-летний старик Пахом, который был непосредственным свидетелем того, как Петр I, скоро после этой беседы, хлопотал уже о соединении этих вод. Седой, как лунь, этот старик подробно рассказывал, как Царь, в течение десяти дней, бродил по лесам и болотам и осматривал те места, где предполагалось соединить Ковжу с Вытегрою. «А Батюшка-Государь, — говорил Пахом, — был роста высокого, всех людей выше целою головою. Он часто встряхивал своими черными волосами, а пуще когда бывал в раздумье. Надежда-Государь не гнушался нашего житья-бытья; кушивал нашу хлеб-соль и пожаловал отцу моему серебряный полтинник».

(с) Барсов Е. Петр Великий в народных преданиях северного края// Беседа, Кн.5, Май, М.. 1872.


Церковь Димитрия Солунского. Старая Ладога. 1646 (?).
Автор фото: Юлия Пастьева.


В прошлой публикации мы пожаловались, что сапожники оказались без сапог. Выложили единственное фото церкви внутри Староладожской крепости не самого лучшего качества. Юля нас спасла. Ее кадр позволяет рассмотреть, какими же были клетские храмы до всяческих поздних перестроек. Ибо... известно, что к лету 1901 года Димитровская церковь была восстановлена в прежних формах с сохранением всех деталей.

Она впервые упомянута в 1646 году как «строение государево», но построена, вероятно, была еще при восстановлении Ладоги после событий Смуты. Перестраивалась несметное количество раз. В 1731 году сгнивший тёс сожгли, пепел сложили в кусок холста и пустили по реке. Оставшиеся при разборе церкви пригодные брёвна были использованы для постройки новой, которая в свою очередь пострадала от пожара 26 ноября 1782 года. Но была быстро восстановлена и освящена уже
29 октября 1783 года.
В 1865 году игумен Валаамского монастыря предложил ладожанам продать деревянную церковь для переноса её на территорию своей обители. Получил отказ. К концу XIX века совсем обветшала. Посетивший её Рерих писал: «Вся она перекосилась, главка упала, и крест прямо воткнут в уцелевший барабан её. Интересное крылечко провалилось, дверка вросла в землю. Церковка обречена на паденье». В начале XX века деньги на восстановление храма пожертвовал купец Герасимов. Восстановили, заново освятили, но после 1917-го года закрыли. Внутреннее убранство не сохранилось. Еще в 1860 году часть икон, признанных ценными, были вывезены в Санкт-Петербург. Уцелел лишь хитроумный кова­ный фигурный замок на входной двери.