Подпорожский район Ленобласти – в основном лес. С быстрыми реками и глубокими озерами, дорог тут мало, как и людей. Большая часть территории проходима только пешком, в светлое время суток и лучше летом, когда нет сугробов и грязи и есть иная пища для дикого зверя, кроме заезжего путника. Не шутим. И именно здесь, в этом удивительном уголке мира, есть не менее удивительные и удивляющие деревянные ансамбли сельских погостов, к счастью или к сожалению, выполненные из самого уязвимого материала. Красный Бор. Совсем рядом от Вознесенья, в котором мы жили целую неделю. Еще одна деревянная церквушка. Мы ведь за ними, хрупкими, и ехали – запечатлеть и рассказать.
Сказали «еще одна церквушка» и осеклись. Можно подумать – мол, очередная… А ведь каждая уникальна. Так, на высоком берегу Свири стоит единственный в Ленинградской области деревянный храм, освященный в честь Святого апостола Фомы. Он был построен в семидесятые годы XIX века и служил своеобразным маяком для судов, проходящих по реке. И чем-то приглянулась эта церквушка, уже разрушенная, в недалекие нулевые питерскому андеграунду: музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и журналисты решили восстановить ее. Леонид Федоров, Алексей Кортнев, Всеволод Гаккель, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Игорь Волошин, Гавриил Лубнин… Инициаторами проекта «Фома на Свири» стали музыкант группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский и его жена Светлана, а поддержал идею заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Марк Коляда. Увы, 31 мая 2020 года Марка Ивановича не стало. Он был научным руководителем и другом Храма Апостола Фомы, если, конечно, так можно сказать. Первые обследования проводил еще в 1979 году, и уже тогда был одним из лучших специалистов по русскому деревянному зодчеству.
Если быть точными, церковь Святого апостола Фомы была построена в 1871-1873 годах. Местные жители говорят, что закладной камень под ней и вовсе XIV века. В 1932-м церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 1970-е и школу закрыли. Храм хотели разобрать на дрова, но …поленились. Тридцать лет стоял бесхозным. Потекла кровля… Но в 2002 году он получил статус «вновь выявленного» объекта культурного наследия. Ещё лет через пять был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объём церкви. И понеслось… Деньги собирали медленно, из года в год велись работы по сохранению. Сейчас храм стоит закрытый, ухоженный, можно сказать, законсервированный, но до полной реставрации памятника, конечно, далеко.
Впервые мы увидели его с воды, во время водной прогулки по Свири. Успели только «щелкнуть» фотоаппаратом. Вечером на закате вернулись, чтобы рассмотреть. Когда-то его колокольня и купол были выше, но в советское время столбы колокольни подпилили, а шатер опустили прямо на крышу, чтобы «религиозное прошлое» здания школы не так бросалось в глаза. Специалисты отмечают, что церковь смотрится необычно для этих мест, содержит детали, несвойственные культовым сооружениям Посвирья. Вся постройка состоит из нескольких частей. Клети церкви, трапезной и притвора различаются по высоте. Разнообразны и формы крыши: алтарь пятигранный, церковь и притвор под четырёхскатной крышей, трапезная крыта на два ската. В центре установленные друг на друга восьмерики несут на себе восьмигранную маковицу, но, судя по наличию еще четырех восьмериков, можно предположить, что ранее церковь была пятиглавой.
И вот еще что. Многие, видя обилие церквей на наших фотографиях из этого крайнего путешествия, саркастически замечают, что и не
#путешествие_с_собаками у нас на сей раз вышло, а какая-то паломническая поездка. Нуууу… во-первых, не церквами едиными. Были и вепсские деревни, и этнографический музей, и ГЭС – последняя из плана ГОЭЛРО, и уездная Вытегра, и Вытегра же урбанистическая, и даже финское укрепление в скале – «Глаз Росомахи». Всё перечисленное ищите
в маршрутах. А во-вторых, вы будете удивлены, но мы – люди скорее неверующие, невоцерковленные (только не путайте с воинственным атеизмом, пожалуйста). Но нам очень близка позиция Алексея Кортнева: «Самое парадоксальное, - вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально, - что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь. Поэтому вне зависимости от отношения к религии, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. …». Цитата длиннее, но, думаем, и так все ясно.