Тулгасский погост по пути из Архангельска в Котлас:
пыльные грунтовки и полупустые деревни

Осень 2021
В деревне Масловская Архангельской области, в местечке, которое исторически называется Тулгасом по названию мелкой речки, впадающей в Северную Двину, есть две деревянные церкви, представляющие собой единый архитектурный ансамбль XVIII-XIX веков. Одна из них – Церковь Климента Папы Римского 1880 года постройки, другая – Власия Севастийского 1795-го. Не самые древние деревянные храмы, мы в своих путешествиях видели церкви XVII, XVI и даже конца XV века. Но, говорят, Власиевская церковь представляла особенный интерес из-за своего, увы, утраченного ныне купола. Его летом 2011 года разрушил ураган.

Увы, все эти теплые, «живые» деревянные свидетели истории – самые-самые (в том числе и самые хрупкие) памятники зодчества. Их осталось не так уж и много! Какие-то сгубил пожар, другие были уничтожены по злому умыслу, остальные же просто ветшают сами собой. Мы спешили видеть: остановились по дороге, проезжая из Архангельска в Котлас.

Так вот, Власиевская церковь в Тулгасе имела отличительную архитектурную черту – ее венчал купол в форме огромной восьмигранной луковицы. Специалисты отмечают, что деталь редкая для деревянного зодчества своего времени. Мы не увидели. Не успели.

Тулгас ранее относился к Шенкурскому уезду (ныне к Виноградовскому району). Местечко во все времена слыло малопосещаемым – тракт и водная магистраль прошли мимо. Автодорога «Котлас – Архангельск» появилась относительно недавно, но потока туристов все равно не заметно. Все та же глубинка, с пылящими грунтовками и полупустыми деревеньками.
В обозримом прошлом самые громкие события в этих местах связывают с Гражданской войной. В ноябре 1918 года Красная Армия здесь сражалась с интервентами Антанты. Краеведческие блоги и энциклопедии утверждают, что Тулгасское восстание пленных красноармейцев стало одним из первых на Русском Севере. До сих пор старожилы на Северной Двине спорят, как далеко смогли бы зайти войска англо-саксов и заморских янки, и в чьей же конкретно деревеньке удалось их остановить.

Про ансамбль деревянных церквей Власия и Климента известно совсем немного. Искусствоведы вслед за дорогами тоже предпочитали объезжать Тулгас стороной. Известно, что последний священник прихода в 1930-х годах стал участковым, что, возможно, уберегло его от репрессий. Известно, что церкви в советское время использовались под склады совхоза «Заостровский». Известно, что иконостас был украден в 1970-е годы самозванцами... Это вообще отдельная история.

Собранные из массивных бревен могучие стены храма в советские времена были местом, где хранили зерно, морковь, картошку… Высокое крыльцо кладовщики на всякий случай разобрали, чтобы воришкам залезать неповадно было. На протяжении многих лет ценная церковная утварь внутри здания находилась в сохранности, заваленная урожаем. Местные из церквей ничего не брали, придерживались поверья: кто в храме возьмет, тот примет на себя чужое горе. Но однажды в Тулгас приехала экспедиция, представились сотрудниками Русского музея. Увидев иконостас, собрали иконы, аккуратно погрузили в «буханку» и, выдав местному начальству расписку, увезли в неизвестном направлении.
Сомнения закрались лишь несколько лет спустя, когда прибыла еще одна группа специалистов, представлявших другое уважаемое учреждение культуры. Сложив два и два, сопоставив факты, местные жители решили снарядить встречную экспедицию. Опытный человек (один из немногих, кто когда-нибудь выезжал за пределы района) был направлен в Ленинград, где в Русском музее ему официально подтвердили: упомянутые в расписке фамилии – липа. Такие люди в музее никогда не работали, да и о Тулгасе в Северной столице слышать приходилось не часто.

Чему верить, а чему нет в этой истории – решайте сами. Но, к сожалению, то, что иконостас был украден – факт. Как и то, что нынешнее состояние срубов плачевно, не смотря на старания энтузиастов из проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Приезжающие сюда энтузиасты из разных городов страны вместе с жителями стараются поддерживать порядок в церквях: расчищают территорию, устанавливают подпорки, убираются в помещениях.

Но в обоих храмах больше регулярно не служат. Еще век назад компанию двум церквям составляла отдельно стоящая колокольня Власиевской церкви, построенная в 1781 году. Но, увы, она тоже до нашего времени не сохранилась.

Храм Св. Климента, Папы Римского в деревне Масловская (Тулгас)
Виноградовского района Архангельской области. 1879-1880 годы


Координаты: 62.592149, 43.51086
Стиль: приемы народного зодчества с элементами классицизма.
Тип храма: четверик, увенчанный малым восьмериком.
В плане он прямоугольный, с пятигранной апсидой и последовательно примыкающими к нему трапезной и крытым крыльцом, расположенными на одной продольной оси. Одинаковые окна всех частей церкви расположены на одном уровне. Снаружи церковь некогда была обшита тесом, окна были украшены наличниками, а сверху восьмигранного барабана шел неширокий карниз.

Церковь Климента, ту, что мы видим сейчас по дороге из Архангельска в Котлас, была построена на месте ранее сгоревших и разобранных одноименных церквей. Сразу же после освящения храма в его трапезной была организована школа, финансируемая из церковных и попечительских взносов. К 1 января 1895 года в школе обучалось 30 детей. Это при том, что к приходу погоста относились девять окрестных деревень.
Церковь Власия Севастийского в деревне Масловская (Тулгас)
Виноградовского района Архангельской области. 1795 год


Координаты: 62.592575, 43.51072
Деревянная церковь, частично обшитая тесом, на век старше Климентовского храма. По скудным сведениям из сети, его кровля была покрыта берестой. Частично сохранились декоративные элементы карниза.
Закрыта в 1930-х.
Тип храма: здание на высоком подклете состоит из четверика, завершенного малым восьмериком под грушевидным куполом поважского типа, пятигранного алтаря и трапезной. Церковь относится к типу «трапезных» и имеет кубоватое завершение. На высокий четверик поставлен небольшой ложный восьмерик, имеющий кубоватое завершение, крытое лемехом (главка церкви сгорела в 1865 году).
Их таких, «кубоватых» и было-то всего 22 храма, если верить «Соборам.ру». Два – в Карелии, по одному – в Самарской области и в Республике Мордовия, остальные – в Архангельской. Сохранилось до нашего времени 10, при чем одна перенесена в музей в Малые Карелы. Недавно мы рассказывали о церкви Петра и Павла 1625 года постройки в Вирме на Поморском берегу Белого моря.