26 июня 2018

Медвежьегорск из окна машины

Проездом. Простите за крайний субъективизм. Уверены, что там живут замечательные позитивные люди, у нас просто не было времени познакомиться.
Продолжим потихоньку рассказывать, где мы успели побывать по пути из Архангельщины в Карелию. Медвежьегорск. Заехали собственно из-за двух достопримечательностей - здания железнодорожного вокзала 1916 года постройки (архитектор — Р. М. Габе) и здания Управления Беломорканала НКВД СССР 1934 года.

Времени подробно осматривать город, увы, не было... То, что видели произвело нет, не мрачное, но тягостное впечатление. Тут все до сих пор пахнет ГУЛАГом: люди суровее и мрачнее, то и дело натыкаешься по дороге на бывшие бараки... К безмятежным прогулкам не располагает. Особенно на контрасте с Каргополем и даже с Чёлмужами, где собственно и гуляли-то мы рядом с кладбищем...

Простите за крайний субъективизм. Уверены, что тут живут замечательные позитивные люди, у нас просто не было времени познакомиться.
Город окружен живописными холмами. И история его не ограничивается ГУЛАГом. В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам Баренцева моря. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом. Станция Медвежья гора (она и сейчас, кстати, так называется) была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В 1915 году на берегу озера - пристань. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции.

А в 1916 году по проекту архитектора Р. М. Габе было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, тоже сохранилось до сих пор. На фото - ярко зеленое, каким и было задумано. В ноябре далекого 1916-го тут пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей. А дальше Революция, Гражданская война... В конце 1917 объявило о независимости Великое княжество Финляндское. Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости потребовала и Северная Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.
В 1930 году советское правительство приняло решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. Сюда стали нагонять людей. Эшелонами. Ну и ... еще одна цифра: в Медвежьегорском районе были закрыты 11 церквей.

Про Великую Отечественную писать ничего не будем. Это отдельная длинная и тоже тяжелая история. Скажем только, что в августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Снова заработала лагерная машина.

Бывшее Здание Управления Беломорканала на фото такое мрачное и серое, как и его предназначение. В настоящее время здесь размещается городской музей Медвежьегорска и торговый центр. Здание было построено в 1934 году и стало архитектурный доминантой города. Выглядит даже сейчас устрашающим. Из этого здания выносились решения, подписывались приговоры и выходили указы, касающиеся канала. Кому-куда-сколько. В том числе именно тут решались вопросы о каторгах и расстрелах. В общем, дух крови и страха здесь чувствуется отлично.
227 км канала, соединившего Белое море с Онежским озером, и 19 шлюзов построили в рекордные сроки (1931-1933 года). Всего в стройке участвовало более 250 тысяч человек. Погибло по неофициальным сведениям и словам самих строителей более 100 тысяч. Официальные цифры намного ниже. Где правда, сказать уже сложно. Ясно лишь то, что буквально каждый сантиметр карельской земли вдоль Беломора навсегда пропитан людским горем, которое помимо очевидного прогрессивного значения (было бы глупо отрицать!) принесла «Великая стройка».

Здесь также была расположена гостиница. Существует легенда, что в ней останавливался сам Сталин. Но вождь народов был на стройке раньше, чем здание было построено. Так что легенда - не больше, чем легенда.

В июле 1933 года Сталин, Ворошилов и Кировым прошли на катере по Беломорканалу. В августе сюда же приехали писатели (Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Валентин Катаев) во главе с Максимом Горьким. Позже часть писателей написала 600-страничную книгу, посвященную созданию канала. Её издали в 1934 году к 17-му съезду ВКП(б). Но видимо они написали что-то «не то». Впоследствии два редактора были арестованы, а тираж книги уничтожен после 1937 года.

Говорят, Сталин разочаровался каналом. Назвал его мелким, узким, бессмысленным и никому не нужным. Кстати, канал кажется действительно узким. Мы переезжали его около посёлка Повенец. Ширина - около 20 метров. Не впечатлил.

А в ноябре 1958 года перед зданием был установлен памятник С. М. Кирову. Статуя была изготовлена в двух экземплярах: для Петрозаводска и Медвежьегорска. Больше фотографировать здесь почти нечего. И из машины лишний раз выходить не хотелось.

Беломорканал в районе Вытегры: