путешествие в очаровательную глухомань
Лальск (август 2022)
О Лальске мы узнали из блога петербургского путешественника Владимира Кезлинга. И, конечно же, сразу загорелись идеей посмотреть на этот чудный городок, основанный бежавшими от опричнины новгородцами в «медвежьем углу» зарождающейся империи на берегу глухой речки Лалы. Именно ему суждено было войти в историю последним напоминанием величия и заката Новгородской республики. Говорят, Лальск еще очень долго сохранял свой домосковско-новгородский дух свободы и независимости. Его история напоминает любимую Старую Ладогу. Тот же взлет и падение. Некогда значимый торговый город, а ныне – крошечный поселок где-то там, на периферии, на севере Кировской области.
Избранные достопримечательности вокруг Старой Ладоги, которые вы не встретите в путеводителях
Про Старую Ладогу мы писали много (пользуйтесь поиском по сайту). Бываем там часто. Даже слишком часто. Но впервые решили сделать необычный окольный маршрут по не раскрученным, а то и вовсе незаслуженно забытым достопримечательностям. Тем более, что крепость, музеи, сопки, памятники, церкви, монастырь, водопад, археологические раскопы, легенды, пещеры и видовые площадки — довольно широкий спектр того, что здесь можно и нужно смотреть.
Все фото выше и ниже у нас по-прежнему кликабельны, их можно и нужно увеличивать и рассматривать.

Все, кто хоть раз посетил Лальск, говорят, что запомнят его на всю жизнь: этот городок (простите, мы все-таки будем говорить «городок») с населением около 2600 человек удивительным образом сочетает в себе тихую провинциальность и какой-то свой особенный уклад жизни, культуру, только ему, Лальску, присущую духовность. Даже троица пьяненьких маргиналов, встреченная нами на площади у храмов, выглядела живописно и картинно. Революции, войны, смена власти, политического строя, разрушения и возрождение святынь – чего только этот городок не пережил вместе со всей Россией. Городок – иллюстрация, наглядное пособие по истории.

1
опальные новгородцы и коми-пермяцкие корни лальска
«А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде, тогда нецыи от граждан совещавшиеся, усоветовали тайно избежати Новеграда и вселитиеся в пусте месте, де же Бог наставит, и тем освободитися от царского гнева и тако оставивше жительство свое Великий Новеград странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам до толе, до нележе достигли Богом наставляемы реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающей от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселитися. Пребывающе же на том месте начали размножаться и нарекошася по имени реки Лалы лалечана»,так описывает события, связанные с основанием Лальска, Устюжская летопись.
Бежали на Север от голода и неурожаев 1568 и 1569 годов и опричного погрома в 1570-м. Помните из курса истории, в декабре 1569 года Иван Грозный объявил об измене Новгорода, и о якобы собиравшихся отрешиться от православной церкви новгородцах, помышлявших примкнуть к папской Унии? Царь и опричная Дума приняли решение о военном походе на вольный ганзейский город и фактически насильно присоединили непокорную республику к молодому московскому государству. Сотни обвиненных в измене были арестованы, преданы пыткам и спущены под лед Волхова: 200 состоятельных горожан высших сословий и более 100 их домочадцев, 45 дьяков и столько же членов семей... Опричники разорили новгородский торг. Ценное вывезли, остатки – сожгли. Немудрено, что в Великом Новгороде вплоть до начала ХХ века новорожденным мальчикам не давали имя Иван. Не в чести. Вот тогда-то, в конце XVI века будущие «лалечана» и «усоветовали тайно избежати из Новеграда».
Но, надо отдать должное: бежали не на пустое место. Земли вокруг современного Лальска были обжитые. Сюда, на берега Северной Двины и притоков еще в IХ-Х веках заглядывали скандинавы. Они называли здешних людей от Белого озера до верховьев Камы — бьярмами. С конца Х века этот край начали осваивать и сами новгородцы. В их представлениях он находился за волоком. Волоковым путем в те времена протаскивали ладьи от Белого озера до Кубенского, а значит и до вытекающей из него реки Сухоны. За волоком – значит, Заволочье. А племена его населяющие – Заволоцкая чудь. Чудь – универсальное русское слово, которым наши предки обозначали всех финно-угров.
Позднее название Заволочье, кстати, сохранилось лишь за центральной и западной частями Вологодчины. А восточная, на территории которой основан Лальск, стала зваться Двинской землей.

Но в любом случае: край, отмеченный летописцем как «пустое место», ко времени Опричнины был заселен. Покривил душой тот летописец. Не мог не знать, что с древних времен здесь обитали местные финно-угорские племена, и новгородские ушкуйники, промышлявшие в Заволочье почти четыре века, знали эти места как свои пять пальцев. Знали и выбрали для основания города самое удачное – на пересечении сразу нескольких торговых путей. Торговые ряды – отголосок былого величия, конечно, сто раз перестроенные, и по сей день стоят в центре Лальска.
Торговые ряды прошлого
Торговые ряды настоящего. Адаптированные
По преданию, 60 человек направились из Новгорода за стоявший на пути Великий Устюг, входивший в число опричных городов. Для опального люда надежный приют нашелся только в 80 верстах от него на Восток, за устьем Лалы. Эти земли в бассейнах рек Виледи и Лузы вплоть до XVII-XVIII веков ассоциировались скорее с коми, чем со славянами. Коми – та же чудь, между прочим, с точки зрения предков, но в писцовых книгах местные жители именовались «пермцами». Где-то тут начиналась Малая Пермь. Но не путайте с современным одноименным городом. В Средние века существовали, как минимум, два государственных образования с таким названием: Пермь Великая (Камская) с центром в Чердыни и Пермь Малая (Вычегодская) с центром в Усть-Выми. Обе были заселены предками современных коми: собственно, коми-пермяками и коми-зырянами (вторые жили как раз на Севере). Таким образом, Лальск с одной стороны новгородский, а с другой – основанный в самом сердце исторической Лузской Пермцы.

Он достойно пережил Смуту и превратился в один из богатейших городов Русского Севера. Во всяком случае, строить высоченные белокаменные храмы здесь начали на сотню лет раньше Тотьмы. Говорят, что храмовая барочная архитектура Лальска и Тотьмы похожи. Судите сами.
Тотемское барокко. Для сравнения
Всего за три десятилетия – с 1698 по 1732 год – в Лальске возвели семь каменных храмов. Это на восемьсот-то жителей! А в статусе города Лальск просуществовал всего 16 лет – с 1780 по 1796 годы. Сразу после воцарения Павла I был разжалован в «заштатный город», что по-нашему, по-современному означает – в поселок городского типа. Им и остается поныне.
Снова Лальск

2
дорожные зарисовки: у истока северной двины
Добраться в Лальск не так-то просто. Приписанный ныне к Кировской области он отрезан от областного центра полутора сотнями километров грунтовки, а от федеральных трасс – и того больше. Мы отправились в Лальск из Великого Устюга (территориально это еще Вологодчина) по следам новгородцев времен Ивана Грозного. Только в отличии от них не бежали от репрессий самодержца и не обходили стороной родину Деда Мороза. Наоборот, гостили в Устюге целых пять дней в начале августа. А Лальск же целью одного из наших радиальных маршрутов. Укатили с собаками на целый день.
Морозная индустрия Великого Устюга
Великий Устюг – город, который не только смог превратить сказку в быль, но и извлечь из нее прибыль. Бизнес по исполнению детских желаний здесь держат аж четыре компании, полюбовно поделившие «сферы влияния». Это акционерные общества «Дед Мороз», «Дом Деда Мороза», «Почта Деда Мороза» и «Вотчина Деда Мороза». Кстати, первый «Дед Мороз» – туроператор, который предлагает организованные путешествия в Великий Устюг и к Деду в терем. Давайте будем честны: до 1998 года, когда Устюг объявил себя родиной сказочного персонажа, мало кто из нас стремился в этот древний городок с прекрасно сохранившимся аутентичным купеческим центром и 28 храмами XVII – XVIII веков всего на 32 тысячи жителей.
На пароме пересекли исток Северной Двины.
Чудно: тот самый исток — не привычный ключ, бьющий из-под земли, а слияние рек Сухоны и Юга. «Отсчет» начинается именно от места слияния, которое мы засняли с парома. Если считать от этой точки, то длина Северной Двины составит 750 км. Но есть и альтернативная методика подсчета (от истока Сухоны), тогда длина Северной Двины будет уже 1310 км. Почему именно от истока Сухоны, а не Юга – нам неизвестно.
Ширина русла здесь — 430 метров, а глубина — 3,5 метра, в той же Архангельской области она уже 12 – 24 метров. Северную Двину условно делят на два участка. Малой Северной Двиной называют верхний участок в 74 км от все того же места слияния Сухоны и Юга в Великом Устюге до места впадения в нее Вычегды. Здесь русло реки не широкое и со множеством порогов.

Двиной именуется отрезок от Котласа до устья. И там уже река разливается, порой, до двух км в ширину. Видели, знаем.
Название Двина, скорее всего, означает «двойная река». Эту версию озвучили еще Сигизмунд Гербштейн в своих «Записках о Московии» 1594 года и Александр Гваньини (уроженец Вероны) в «Описание Московии» 1578 года. Они исходили из местных трактовок по аналогии со словами — двойная, сдвоенная. Но некоторые современные лингвисты выводят истоки названия из балтийских языков и даже из санскрита. Что интересно, смысл всегда остается тем же — «двойня», «двойная». Ну, а Устюг – это и есть устье Юга.

Паромов из Устюга в сторону границы с Кировской областью аж четыре. Ходят по заполнению, подъезжаешь на берег и ждешь, какой-нибудь, да подхватит. Как такового расписания нет. И не ищите. Север непредсказуем. Ниже на всякий случай оставим телефончик паромщика. Зимой, кстати, в том же месте налажена ледовая переправа. Вообще, паром – это источник знаний. На нем всегда можно зацепится языками с местными жителями, разведать обстановку, узнать много интересного и даже договорится о ночлеге.

О том, как мы ездили к истоку Волги.
Исток Волги — удивительно красивое место, не тронутое современной цивилизацией. Свое начало могучая река берет близ деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности в Тверской области. В местном болотце есть несколько родников. Один из них, самый глубокий, у которого сразу же появляется течение, и был определен как исток Волги еще в середине 18 века. Над этим родником сейчас построена часовня, к которой ведут деревянные мостки.
Из болотца Волга вытекает ручейком, шириной всего около 50 см и глубиной 25-30 см.
Вода в только что «родившейся» реке коричневого цвета из-за содержащегося в ней торфа, но чистая и прозрачная. На мостках есть ведро, так что при желании можно умыться волжской водой или набрать ее в бутылки и увезти с собой. Она здесь даже в самую жару холодная, не выше 15°.
Иногда мы чувствуем себя эдакими Прокудиными-Горскими, любим вот так ездить, никуда не спеша, и снимать заповедные уголки. Сейчас мчим в Лальск из Великого Устюга. В Кировскую из Вологодской, к Вятке от Сухоны. Чем больше снимаем Россию, тем сильнее убеждаемся в правдивости Его красок. Раньше цвета казались нам неестественными, пережженными, пережитком процесса получения изображений начала ХХ века.

Пейзажи Прилузья рельефны и холмисты. На холмах то и дело за несколько километров виднеются главки церквей. Например, эта Покровская церковь в селе Чучерах. Согласно преданию, на этом месте «чудь с ратью сошлись, и чудь победила». Такое все здесь древнее и былинное.
Церковь в Чучерах типовая. Типичный представитель позднего устюжского барокко. Ее возвели в памятном для всей России 1812 году. Два этажа, зимняя трапезная, колокольня под шпилем. Сколько их таких, заброшенных стоит по России. Но… типовая, и этим все сказано. Интерес представляет разве что для верующих. Увы.

По пути мы заехали в ближайший к Лальску современный город Лузу, местный райцентр. Сняли наличку в банкомате. Здесь, в Лузе есть даже железнодорожная станция и братское кладбище советских воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях. Правда, больше посмотреть не на что.

А вот Лальск почти не изменился за последнюю сотню лет, он будто застрял вне времени. У Владимира Кезлинга о нем сказано так: «Иной раз даже кажется, что вот-вот по Лале, которая здесь шириной всего-то в пару метров, нет-нет, да и пройдёт какой-нибудь затерявшийся в веках новгородец на ушкуе». Завораживает!

3
амбиции богатого уездного города
В первом томе Сборника материалов для истории города Лальска Вологодской губернии, составленного городским старостой Иваном Пономаревым в 1897 году, так и указано:
«Заштатный городъ Лальскъ Вологодской губернiи Устюжскаго уѣзда лежитъ на Лальскомъ торговомъ трактѣ идущемъ изъ г. Устюга (того самого Великого) въ г. Устьсысольскъ (Сыктывкар)».
В Лальске сохранилась 16-комнатная усадьба Пономарева с двумя кухнями и тремя прихожими. Городской староста построил ее для своей семьи.
Это сейчас Лальск – поселок, и проживает в нем чуть больше двух с половиной тысяч человек. Во времена Екатерины II слава о богатом уездном городе гремела на всю Вологодскую губернию. О городских амбициях до сих пор напоминают здешние храмы. Храмовый комплекс состоит из летнего Воскресенского собора с отдельно стоящей колокольней и зимней Благовещенской церкви. Оба украшены поясами из старинных изразцов. Декор и архитектура тут точно городская. И не просто городская, а богатая. Не каждый городок мог себе такие храмы позволить!
НЛО, шаверма и балет: наш экипаж познакомился с Пермью и пермяками
Оказывается, титул столицы Урала оспаривают сразу два города. Спор двух уральских городов-миллионников напоминает тот, что ведут меж собой Москва и Петербург: бордюр или поребрик, бадлон или водолазка, шаверма или шаурма. Пермяки косятся на Екатеринбург: город не для жизни, а для заработка, люди там злые, а вот в Перми...
Визуально Пермь – мешанина из купеческого Поволжья, горнозаводского Урала и северного уклада жизни. Стремление к компромиссу, говорят, было свойственно этому краю во все времена. Старая Пермь, например, даже в годы советской власти сохранила свою архитектурную доминанту – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Сейчас в нем располагается художественная галерея, главное достояние – коллекция церковной пермской деревянной скульптуры. Совершенно уникальное для православия явление.

Одноглавая Благовещенская церковь сохранилась лучше всего, службы в ней не прекращались даже в советское время. Пятиглавому Воскресенскому собору с грандиозными и фасадами, и интерьерами повезло куда меньше: в его нижнем храме после Великой Отечественной размещались мастерские профтехучилища, в верхнем – студенческий спортзал. Отдельно стоящая соборная колокольня – единственная уцелевшая в Лальске. А ведь были и другие.

В 1765 году на колокольне Воскресенского собора были установлены башенные часы с боем. Создал их местный мастер Nikolai Popov (именно так латиницей и записано). Часы эти кроме обычного времени показывали еще восходы и заходы солнца, а также фазы луны. Каждые пятнадцать минут отбивались колоколом, а раз в час над Лальском раздавался перезвон. Кроме того, будучи самой высокой постройкой Лальска, колокольня использовалась в качестве пожарной каланчи, о чем встречаются соответствующие архивные записи, например, 1782 года.

Лалетяне свои часы очень любили, зимой ярус колокольни, где те были установлены, отапливался. Часовой механизм отвечал взаимностью и верно служил Лальску почти 170 лет, пока в 1930-х годах окончательно не износился. То, что от него осталось, согласно преданию, хранится ныне в запасниках Национального музея Республики Коми в Сыктывкаре. По другим данным, старинный часовой механизм был почти полностью уничтожен, когда барочную колокольню превратили в парашютную вышку в тех же 1930-х. И творили святотатство все те же горожане, отрекшиеся от церкви. Такие уж были времена. С тех пор сиротевшая без часов колокольня почти век недоуменно глядит на окрестности почерневшими от ржавчины заглушками.

Эх, жалко, крупным планом ни одного фото изразцов не получилось! Там ведь есть, чем полюбоваться.

А предшественницей нынешней каменной красавицы была, как водится, деревянная шатровая колокольня, сгоревшая в пожаре 16 сентября 1726 года. Средства на строительство новой, каменной, выделили купцы Норицыны, чьи торговые караваны по рекам добирались в Сибирь и Китай, Архангельск, Вологду и Москву.
Интересно, что на момент пожара еще на той, деревянной колокольне уже имелись часы. И снова повторим с пиететом: часы – по тем временам весьма дорогое удовольствие. Роскошный барочный декор – кирпичные и лепные детали: розетки, филеночки, бордюры, венки и даже монаршьи короны – результат масштабного ремонта 1777 года. Это позднее. В 1990-х при передаче храмового комплекса церкви колокольню ремонтировали еще раз. Можно сказать, ей повезло, успели руки дойти.

К сожалению, в наш приезд доступ на нее был закрыт. И мы не догадались подойти к настоятелю расположенной рядом Благовещенской церкви, наверняка у него есть ключ от лестницы. Увы. В следующий раз взглянем на Лальск с высоты птичьего полета.
«В Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Николскаго погосту на берегу, а в осыпи церковь Михаила Архангела вверх шатровой ставят ново мирские люди Лальскою волостью, а дворов в осыпи нет, а поставлен острог около Николскаго Лальскаго погосту по реке по Лале по берегу вверх от осыпи, а из острогу трои ворота проезжие да восемь башен глухих, а в остроге государев казённый погреб, а на нём амбар кругом у амбару тын стоячий вострой на иглах, а в нём за замком и за печатью у острожных приказщиков у Овдейки Паламошнова с товарищи государева казна: 12 пищалей затинных, а к ним 1000 ядер железных, да 20 рушниц да обломок рушницы да в 3-х бочках 11 пуд зелья пищального да в станках и усечках и в пульках 7 пуд свинцу, да 30 стрел, да 10 прапоров зенденных розными цветы да 300 лыжей...
А всего на Лальском погосте церковных 5 дворов, да 3 кельи, да двор поповской же пуст, да 10 келий, а живут в них нищие...
И всего на Лальском погосте и в остроге и за острогом 64 двора тяглых середних и худых, а людей в них 72 человека, да 8 дворишков осадных волостных крестьян, а в них живут подворники да три места дворовых пустых...»,
описание Лальска из приправочной книги Сольвычегодского уезда за 1620 год. Городу только 50 лет от роду, как говорится.
Зачем процветающему торговому городу пищали, ядра и острог, то есть частокол, спросите? Все просто. Лальск появился в очень неспокойное время: тут и Иван Грозный со своими опричниками, и Смута с польскими и литовскими шайками, разбойничавшими по всей Руси, и набеги татар с казаками. Помните, мы писали про Сумский Посад? Даже на него, на Севере в Поморье, в 1617 году умудрились напасть запорожские казаки! Так что, то, что Лальск обзавелся деревянным частоколом с тремя воротами и восемью башнями – логично.

Но сразу после Смуты жизнь в городке наладилась и успокоилась, а укрепления уже к середине XVII века пришли в полную негодность: «острог весь подгнил, только стоят ворота до башни да и те все ветхи и развалились». Сейчас весь поселок словно расположился вдоль единственной улице (в прошлом – Большой, ныне – Ленина), от которой в сторону реки Лалы сворачивают небольшие проулки.
Путешествие к Белому морю. Часть I. Поморы
Место, где пахнет морем и волей, где никогда не было крепостного права, где живут люди, чьи помыслы и география путешествий издревле простиралась от Британских островов до Японии. Лопский берег Онежской губы, Колежма, Сумпосад, деревянный храм в Вирме, что стоит тут до сих пор с 1625 года, Беломорканал, Кемска волость, петроглифы...
К жестоким нападениям шведов тут привыкли. В 1576 году, в Ливонскую войну, северные соседи сожгли Суму, перед этим успев набедокурить в Кемской волости. А в 1583-м сумляне поставили деревянный Сумский острог, состоявший из шести башен — Воротной, Белой, Моховой, Низовской, Рыбной и Мостовой. В 1613 году шведы снова осадили село, но взять уже не смогли. Жаль, острог не дотянул до XX века, развалился. Однако частично сохранившуюся Моховую башню в 1931 году перевезли в московский музей «Коломенское», где она и сейчас стоит в отреставрированном виде.
Вот еще что! В 1617 году на острог умудрились напасть запорожские казаки! Интересные альянсы создавались в Смутное время и сразу после него.

4
Лальск торговый
В Лальске сходились несколько важных торговых путей. На Запад – Устюжский тракт, по которому ездили на Устюг, а оттуда на Москву и Архангельск. На Восток шел Сибирский, ведущий в Сибирь и дальше – в Китай. На Север шла дорога в Сольвычегодск. И еще один путь проходил рядом с Лальском – через Ношульскую пристань и Лузу. По нему из Вятки возили хлеб. Все эти дороги сохранились до сих пор, мы проверили. Более того, их состояние за последние несколько веков почти не изменилось. И знаете что, не стоит об этом сокрушаться. В этой очаровательной глухомани свои ценности, отличные от тех, к которым мы привыкли в своих мегаполисах. Например, здесь не принято пить кофе на вынос, а ездят тут сплошь на велосипедах, УАЗах и «буханках». Из Лальска в районный центр Лузу, ведет та же дорога, что в ХVII веке вела дальше на Устюг. И частью Устюжского тракта до сих пор является главная улица Лальска, носившая в старину название Большая, а в годы советской власти переименованная в улицу Ленина.

Торговые люди всегда составляли славу и гордость Лальска. Из Китая cюда везли чай, фарфор, жемчуг и шелк, из Сибири – шкурки пушных зверей, из Архангельска – рыбу, сукно, олово, вино, из Вятки – хлеб, как уже говорили. Местными товарами были лен, холсты, крашенина, пестрядь и брань (Полотно такое, тканое узором, а вы о чем подумали?).

История сохранила для нас имена. Так, лальский купец «гостинной сотни», то есть очень и очень именитый, Иван Прокофьевич Саватеев трижды по государеву указу водил торговые караваны через Сибирь в Китай. В казенный караван с «великого государя соболиной казной» входило немалое количество людей. В 1702 году, например, в нем, кроме руководителей и духовенства (22 человека), было служилых людей – 53, работных людей – 200, купеческих с товарами – 565. Всего 840 человек. Оценили? Возвращался такой караван через полтора года и приносил солидный доход казне. Только в 1710 году он привез деньгами и товарами прибыли на 223 550 рублей. Это, на минуточку, 1/14 всего государственного дохода России за тот год. Впечатлены? Мы тоже!
В 1712 году лальский купец Иван Бобровский построил приют для подкидышей и сирот с богадельней для престарелых и убогих (что-то подобное появится в Москве лишь в царствование Екатерины II), а через два года – еще и каменную церковь при нем. Но мало того, что построил, Бобровский обязался содержать все это хозяйство до самой своей смерти.

В 1715 году, когда в Великом Устюге сгорел один из храмов, лальские прихожане решили подарить устюжанам верхний этаж своей старой деревянной церкви, для чего разобрали его и сплавили по Лале, Лузе и Югу.

После смены статуса Лальска с уездного города на заштатный в 1796 году его экономика резко пошатнулась. Положение спас изданный Александром I в 1811 году указ, запретивший Сенату пользоваться иностранной писчей бумагой. «Импортозамещение» сработало на все сто! Уже к 1829 году лалетянин Степан Сумкин учредил бумажную фабрику. К концу XIX века на ней производилось свыше девяноста сортов бумаги первоклассного качества, которую использовали для печати банкнот, в качестве фильтров для крови при военных госпиталях, даже отправляли в Англию для упаковки элитных сортов чая. Несколько раз бумага из Лальска брала золотые и серебряные медали на международных выставках в Париже. Но сейчас все это уже история: в XXI веке Лальская бумажная фабрика была признана банкротом. Грустно.

А тогда …сын основателя Александр Сумкин «схантил» из Калужской губернии молодого мастера Сергея Прянишникова. Последний быстро дослужился до управляющего, в 1870 году удачно женился на внучке самого Степана Сумкина, став полноправным бизнес-партнером. Половина населения тогдашнего Лальска работала под его началом. И для рабочих под Лальском появилась своя слободка с бесплатными больницей и школой. В самом Лальске на фабричные деньги были открыты городская библиотека и трехклассное училище.

Об отношении рабочих бумажной фабрики к своему директору лучше всего говорит эпитафия, высеченная на надгробии Прянишникова:
«Глубокоуважаемый Сергѣй Михайловичъ! Мы – рабочiе завѣдываемой тобою фабрики, движимые искренней признательностью за твое отеческое отношение къ намъ, собрались у гроба твоего, чтобы воздать последнiй долгъ и проститься съ тобой. Какъ много ты въ теченiи своей долгой трудовой жизни, поражая насъ своей энергiей, трудолюбiемъ и знанiемъ всѣхъ мелочей фабричной работы, сделал для усовершенствованiя и увеличенiя фабрики! Благодаря твоей работѣ увеличивалась и потребность рабочихъ рукъ, поэтому для постепенного увеличивающихся семействъ нашихъ всегда находилась работа, намъ не приходилось тебѣ безъ причины вызывающей съ нашей стороны разлучаться съ своими дѣтьми. А кто помогалъ намъ матерiально и нравственно въ безчисленныхъ нуждахъ нашихъ? Кто поддерживалъ насъ при воспитанiи нашихъ семействъ? Все – ты – покровитель и благодѣтель нашъ! Ты умеръ, постепенно угасая, твой мощный дух долго боролся со смертью. Но не умретъ память о тебѣ: еще долго фабрика будетъ собою напоминать о своемъ создателѣ. Память о тебѣ будетъ передаваться среди насъ изъ поколенiя в поколенiе. Прости насъ грешныхъ, если заставили тебя порой пережить нѣсколько горькихъ минутъ! Дай Богъ душе твоей, труженикъ и добродѣтель нашъ, упокоенiе въ вѣчной радости. Царствiя Небеснаго!»
Уверяем вас: такое отношение рабочих к «угнетателю и узурпатору» в России прошлого отнюдь не редкость. Вспомнился рабочий поселок «Парусинка» построенные бароном Штиглецем для работников своих мануфактур и их семей в Ивангороде на границе с эстонской Нарвой (сама мануфактура так и осталась за границей). Это одно из первых наших видео, не судите строго. Вам нужна вторая его часть.
Ивангород. Парусинка
Очередное видео из серии «Экскурсии с биглем Рюриком». Иваногородскую крепость нельзя рассматривать в отрыве от всего западного древнерусского укрепрайона. Три крепости, три оборонительных рубежа: Копорье, Ям, Иваногород строились каждая в свою эпоху, с разницей в столетие, каждая крепость несла свою функцию, создавалась с учетом появления и наращивания огнестрельного оружия (1297 – 1384 – 1492). Но, к сожалению, невозможно объять необъятное...
Едем в Сольвычегодск
Об особенностях путешествия по Русскому Северу, паромных переправах, маленьких городках...
О том, зачем мы вообще срываемся в дорогу.
Бывший особняк Сергея Прянишникова с 1990 года занимает Лальский краеведческий музей. Он выше на подборке фото. Как и полтора века назад эта усадьба – самое красивое здание Лальска. Добротные купеческие деревянные лестницы и хвостатый сотрудник музея. С дружелюбием к путешественникам с собаками в Лальске тоже все хорошо.
Для малых городов музей – это тот особый мир, центр, клуб, который собирает вокруг себя людей неравнодушных к родному краю. Здесь можно увидеть и выставки работ художников, и мастеров декоративно-прикладного искусства, и артефакты прошлого. Помнится, как искренне удивились мы в Сольвычегодске, обнаружив в местной библиотеке (она же – музей Косьмы Пруткова) приготовления к самому настоящему литературному вечеру, на который собирался весь городской бомонд. Не концерт и не киносеанс, а литературный вечер!

А вы знаете, например, что такое «рухлядь»? Нет, это не только старые пожитки. Рухлядью в старину называли пушнину. И в утверждённом Екатериной II описании лальского герба так и было указано: «две куничьи кожи в золотом поле — в знак того, что сего города жители производят знатный торг мягкой рухлядью». Где еще о таком узнаешь, как не в музее.

Еще из интересного: когда в XIX веке началось строительство Пермь-Котласской железной дороги, местные купцы не захотели, чтобы она проходила через Лальск, и оплатили разработку альтернативного маршрута. Так появилась железнодорожная станция Луза, ставшая на следующие сто лет главным местом притяжения этого края и превратившая Лальск в еще большее захолустье.


Типичная история для Русского Севера. Точно так же поступили примерно в то же время знатные и богатые каргопольские купцы. Решили «передвинуть» железную дорогу подальше от своего городка в Няндому, чем спровоцировали закат торговли и своего же финансового благополучия. Так, стремление сохранить свой неповторимый патриархальный и очаровательно-провинциальный уклад сыграло злую шутку с обычно прозорливыми и смекалистыми людьми.
Каргополь 300-400 лет назад тоже входил в первую десятку городов России по населению и уровню развития.
Говорят, что местные купцы специально не допустили «бесовской» транспорт. Версия кажется надуманной, поскольку к моменту развития железных дорог Каргополь окончательно утратил свои торговые позиции и стал обычным «медвежьим углом». Вторая версия гласит совершенно обратное, что, мол, во время строительства ветки из Петербурга в Архангельск у местных купцов запросили взятку за то, чтобы дорога сделала крюк и прошла мимо Каргополя, но таких денег не нашлось. Есть и третья версия. В народе говорят, что как раз по вопросу предстоящего строительства железной дороги Екатерина II ехала по Петербургскому тракту и Пудожскому трактам, планировала заехать в Каргополь, чтобы обсудить детали с местным главой, но тот мылся в бане. Так напарился, да еще и выпил, что навстречу к Императрице не явился. Так ли это или нет, а Каргополь остался без железной дороги, которую проложили от Вологды до Архангельска практически по прямой.

С 2020 года Лальск входит в число «The most beautifull villages of Russia», о чем напоминает англоязычный знак на улице Ленина. С точки зрения искушенного туриста этот городок хорош всем: настоящая провинция, хранящая память о великом прошлом. Лальск лишился своей власти и влияния, но не своей стати. А в промежутке между славой и забвением – многоквартирный барак раннего советского периода.
И деревянные тротуары. Куда же на Севере без них! Мы часто шутим, что весь Север – модные нынче экотропы. В Лальске они тоже есть. При чем, в прекрасном состоянии.
Местный памятник архитектуры, флигель усадьбы Иннокентия Шестакова, внука основателя Лальской бумажной фабрики Степана Сумкина, так называемый «Китайский домик». Впрочем, Лешу с собаками гораздо больше заинтересовал «живой» ретро мотороллер.
А это – здание одного из магазинов Сумкиных, ныне занимаемое Лузским райпо. Велосипеды тут никто не пристегивает.
Лальская столовая «Сударушка» – одна из самых бюджетных и вкусных, где нам приходилось обедать. В городе даже производят свой лальский лимонад, в «Сударушке» его подают. Но обратите внимание на часы работы, чтобы не остаться голодными.

5
вместо тысячи слов
И напоследок важная информация: телефон паромной переправы в Кузино, что под Великим Устюгом.
Если поедете, он вам пригодится +7 (900) 548-07-77. Мы настоятельно рекомендуем ехать. Такую первозданную Россию (уже не Русь) мало, где доведется видеть! Спешите, пока до этих мест не добралась «цивилизация». А доедете – кланяйтесь от нас славному северному городку Лальску!
Живи, городок, несмотря и вопреки!
Сквер Воинской славы и памятники героям на въезде в Лальск: от Великой Отечественной до Чеченской
Въезд в город со стороны Устюга