21 июля 2018

ДУША СЕВЕРА.
Каргополь. Часть I

Это хорошо, что описывать приключение взялись только сейчас, было время обдумать, переварить впечатления, сравнить. Про сам город. Про то, как мы там жили, где ходили, с кем общались и даже... что ели (это ведь тоже важно в путешествии). Честно сказать, изначально мы планировали пробыть в Каргополе всего 1 день, а уже ночевать в Вологде. Но попав на Соборную площадь, аккурат под перезвон колоколов, в один голос зароптали: одного дня мало!
Когда в нашей семье впервые прозвучало название Каргополь, уже и не вспомним. Но оно прозвучало! И с весны 2018-го мы начали всерьез планировать поездку, а в июне того же года – осуществили. Вологду отложили «на потом». На семейном совете в кафе «Шелковня» (ооочень рекомендуем!) за поеданием чего-то вкусного решили провести в городе два дня, а вернуться той же дорогой, только слегка разнообразить: вместо Вытегры ехать через Петрозаводск и еще захватить водопад Юканкоски.

Первая часть путешествия тут, ее изложили на одном дыхании, как только вернулись в Питер: «КАРГОПОЛЬСКОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ. Как мы ездили на деревянные церквушки смотреть». Вторая - ниже. Можно сразу кликнуть на понравившуюся картинку, а можно читать последовательно: от наших впечатлений к любованию видами и красотами.

Чем может привлечь крошечный провинциальный городок, при назывании которого большинство знакомых спрашивает: «Это где?».

Душа русского севера – так часто называют старинный Каргополь, раскинувшийся на берегу реки Онеги. Здесь путешественников с собаками встречают тишина, размеренная жизнь и особенная, присущая только этому месту, архитектура.
То ли жизнь в суровом климате породила удивительное трудолюбие северян и замечательную культуру быта, то ли соседство с дикой природой, но в результате Каргопольский край, насыщенный сооружениями подлинного народного искусства, оставил впечатления …сейчас нужно бы написать пафосно: огромного своеобразного памятника национальной культуры, но хочется сказать о другом — о душевности, камерности, удивительном разливном спокойствии городка.
Майк и Каргополь. Пора начинать новый альбом под названием «Где купался Майк». Точно помним, что аналогичные кадры привезли из Пскова. Само собой, найдутся и на фоне калязинской колокольни... Эх! Знал ли блудный читинский парень, в каких водах он будет плавать!
Первые впечатления
Каргополь удивительно не фотогеничен! Удивительно! В отличие от сел вокруг, которые мы посетили. Смотришь на его белокаменные ансамбли – сердце замирает, наводишь объектив, щелкаешь, ух, а скачиваешь дома кадры на компьютер и… не то! Так что смотреть на Каргополь надо непременно воочую. Все изображения — лишь подделка красоты и величия, попытка передать непередаваемое.

Доподлинно неизвестно, когда был заложен этот древний русский город. Летописи, которые могли бы пролить свет на вопрос основания, сгинули в страшном пожаре, случившимся здесь в 18 веке. Относительно основания города среди исследователей существует множество толкований. Одни, ссылаясь на «Сотную перепись» 1561-1564 годов, найденную в монастырских бумагах в конце XVIII века русским поэтом Г. Р. Державиным, считают, что город был основан в середине XII века. Другие указывают на первое летописное упоминание Каргополя, которое содержится в Устюжском летописном своде в статье под 1379 годом. Но официальной датой принято считать 1146 год. На год старше Москвы! Именно тогда князь Белозерского края Вячеслав совершил поход, в котором прогнал населяющую те места «чудь белоглазую» на берега Белого моря, в знак наказания за неоднократные набеги на его земли. Возвращаясь домой, княжеское войско остановилось на отдых на поле, покрытом воронами. А поскольку раньше эти птицы назывались в просторечье каргою, князь Вячеслав дал местности имя Каргино поле, откуда и пошло название города.

Впрочем, существует еще по меньшей мере две версии возникновения названия города. Одна из них утверждает, что происхождение слова Каргополь имеет греческие корни и означает в переводе на русский язык «корабельная пристань». По другой версии городское название произошло от финского словосочетания «кархун-пуоли» – «медвежья сторона». И уже другая легенда про другого князя рассказывает, как тот заблудился на охоте… Ну, вы поняли... В честь своего спасения князь приказал заложить город.
Откуда у старинного русского и, что характерно, северного города в названии слово «поль», идущее от древнегреческого «полис»? Да, в 18-19 веках было модно называть города на греческий манер! Большинство названий с таким окончанием города получили именно в этот период: Севастополь, Мелитополь, Симферополь, Тирасполь и другие. Но во-первых, расположены они значительно южнее, а во-вторых, Каргополь-то появился намного раньше!

На фреске, находящейся в сводах паперти собора Новоспасского монастыря в Москве, в числе удельных князей изображен на родословном дереве каргопольский князь Федор.

Фото из открытых источников
Фреска сохранилась и до наших дней. Но и при наличии собственного княжения район бассейна реки Онеги, а соответственно, и Каргополь, находились в сфере политический и экономических интересов Новгорода. И лишь в 1478 году, когда Новгородская республика перестала существовать, Каргополь вошел в состав Московского государства.

По традиции, рассказывая о месте, мы будем перемежать историю личными впечатлениями. Особенно теми, которые связаны с собакенами. Просто потому, что без Рю и Ми мы никуда больше не ездим. К истории еще не раз вернемся. Итак…
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Что еще запомнилось из первой половины лета 2018?
Хм...
Взаимоотношения между новым, расширенным составом экипажа биглемобиля. По Владимирско-Суздальской земле и на Севере мы колесили вместе с 21-летним сыном хозяев Кузьмой. Хвосты впервые такое долгое время (не разовая поездка на фестиваль с музыкантами) терпели на своей территории постороннего двуногого. Кузик давно живет самостоятельно.
По пути и в машине Рюрик нарочито игнорировал Кузьму. Сидел только на переднем сидении между хозяевами, внимательно следил за дорогой. Словом, всячески демонстрировал свой высокий статус и важную роль в путешествии. Тогда как спать, в каком бы отеле или гостевом доме мы не остановились, предпочитал именно на кровати с Кузиком. «Двигал» его и морально, и физически, соперничал. Майкуша же, обычно сидящий на заднем сидении и плохо переносящий жару и тряску проселочных дорог, наоборот, именно в дороге признал в хозяйском сыне собрата по несчастью: часто просил того подлить в миску водички, клал голову на коленки и так засыпал... Для Майка вообще важен именно тактильный контакт. И, кажется, он был рад, что в биглемобиле сзади находится кто-то еще. Но в гостиницах — он только с хозяином. Спать на чужой кровати, у чужих ног для Майка равноценно измене Родине. А за это только смертная казнь!
ГЕРОИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:
О базе отдыха «Урочище Колокол» в цветах и красках (впечатлениях и фотографиях) в нашем ТОПе отелей и гостевых домов.
…выспались в чудном домике на берегу озера Лаче (у истоков реки Онега).
Домик на базе нам очень понравился. Даже футбол посмотрели (ЧМ 2018) по цифровому ТВ. Не было только приличного Интернета, использовали мобильный. Если бы ещё и Интернет, эх, впрочем и без него местечко по чистоте, уюту, комфорту встало вровень с гостевым домом «Рябушинка», парк-отелем «На палубе» и эко-отелем «Любимка» на Селигере в нашем личном рейтинге постоялых дворов. Рюрик и Ко базу на озере Лача рекомендуют!

О курьезных недочетах. Фумигатор нам выдали ультразвуковой, хозяева базы решили удивить постояльцев «модными» современными штучками. Как вы понимаете, включать его из-за хвостиков мы не стали. И хоть на окнах москитные сетки, на нас не было живого места к утру. Комары подъели то, что слепни накануне не доели.
Вот такой он, затерянный среди северных лесов и полей град Каргополь. Его не затронули татаро-монгольское иго и тяготы крепостного права. Гражданская война тоже прошла стороной. Кроме того, в Каргополе никогда не было промышленного производства. Возможно, благодаря всему этому и сумел этот чудесный город сохраниться в своем первозданном очаровании.

Мы были в восторге! Слушали перезвоны колоколов с другого берега реки и наслаждались. По аналогии с Ладогой уже знаем, что лучшие виды надо искать за рекой. Рюрик слушал. А Майк купался и принимал ванны в камышах, поднимая дичь как заправский охотник.

Назвать Каргополь «дог-френдли» городом язык не поворачивается. Просто потому, что местные жители не заморачиваются терминами. Собаки есть практически в каждом дворе. Они тут просто обычная и естественная часть большого мира. Со своими, без преувеличения, мы ходили повсюду. Но по местным меркам все-таки выглядели слегка странно, мол, зачем же собак на поводках водить, да еще и в машине катать. Блажь это столичная!

Впрочем, лабрадора, корги, пару такс, ДРТ и йорика на поводках все-таки встретили. А в большинстве случаев, конечно, - за заборами в качестве охранников и компаньонов для охоты-рыбалки хаси, маламуты, еще кто-то большой сильный и выносливый... Конечно, подготовленные северные ребята смотрели на нас как на гламурных питерских туристов, что поделать! Мы, собственно, они и есть — гламурные питерские туристы.
Сомневаетесь? На Тату с Рюричкой посмотрите!

Местные жители часто подходили к биглемобилю, знакомились с хвостами, потом становились нашими читателями. Что интересно, такое знакомство происходило в присутствии хозяев. Не из-за страха перед собаками, а из уважения.
Вначале городок был небольшой крепостью на северных рубежах Руси, с успехом отражавшей набеги недругов. В 14-ом и 15-ом веках близ Каргополя появляются первые монастыри. Но своего расцвета город достиг только в 16 веке. Удобное территориальное расположение позволило ему приобрести значение важного торгового центра, соединявшего Древнюю Русь и Поморье.

Среди поселений Русского Севера Каргополь всегда стоял особенно. Образ жизни горожан этого крупного торгового узла сильно отличался от традиционного уклада коренного населения, которое по большей части состояло из корелов, живущих в основном охотой, рыбалкой и заготовительством. Местный народ называл каргопольцев по-всякому: «толоконники, шипуны, типуны...», и в целом их недолюбливал, рассказывая разные байки. Шипунами их прозвали за привычку пыхтеть, а типунами - за скупость.

Дальнейшее развитие города ускорилось во времена Ивана Грозного, когда в 1565 году он зачислил город «на свой особной обиход», как район важный в стратегическом отношении, который, наряду с другими девятнадцатью городами должен был обеспечить содержание опричнины.

Парой десятилетий ранее, еще в 1539 году по приказу все того же Ивана Грозного Каргополь приобрел разрешение на местное самоуправление. По высочайшему царскому волеизъявлению город обладал монополией в отношении торговли солью и рыбой из Поморских земель. В нем хранилась и государственная казна, сборы в которую шли со всего уезда. Примерно в то же время один из английских послов отзывался о Каргополе, как о крупнейшем русском городе.

В то же время, удаленность от Москвы (более 800 км) и суровые климатические условия здешних мест сделали Каргополь местом ссылки. Сюда отправляли провинившихся военачальников, опостылевших боярских жен и других неугодных. Например, здесь окончил свои дни князь Андрей Шуйский, которого приказал задушить Борис Годунов. А позже в Каргопольском остроге был умерщвлен предводитель крестьянского восстания начала 17-го века Иван Болотников.
…табличка на доме напоминает.
Центральная часть города, как и столетия назад, не превышает двух этажей. Выше — только здания церквей.

В 15 веке процветающий Каргополь стал нуждаться в защите. Тогда здесь появляются первые укрепления — земляные валы, на которых позже были возведены стены деревянной крепости. В Смутное время Каргопольская крепость даже трижды успешно отражала осаду польских войск. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. Остались лишь остатки земляных валов, местные пытались нам на них указать, называя ласково «валушками», якобы они опоясывают центральную часть города кольцом, но ей Богу, в своем нынешнем состоянии больше сходят за обычную пешеходную тропу. Словом, ничего от крепости в Каргополе не осталось. Или мы плохо смотрели.

И все же отличительной чертой Каргополя, начиная с 16-го века, являлась его архитектура. И если говорить о культурном наследии Каргополя, то главной темой все равно будут его красивейшие белокаменные храмы. Каргополь - город, в котором наблюдается наибольшее количество церквей на душу населения. В 17 веке на почти три тысячи жителей в городе существовало уже более 20 храмов и только один из них на тот момент был каменным. Это Христорождественнский Собор.
Христорождественский собор на Соборной площади Каргополя. Вид с колокольни.
Уникальность собора заключается в создании каргопольского вида кубического пятикупольного храма. Внимания стоят и детали:
Не случайно оговорились в самом начале о переваривании увиденного и сравнении. Сейчас, после очередной поездки в ослепительный, отреставрированный Суздаль БОЛЬНО размещать эти фото, больно даже рассматривать их и кадрировать... Почти физически. А ведь два городка сопоставимы и по количеству жителей, и по своему историческому значению! Но каков контраст!

По нынешним меркам Каргополь — небольшой провинциальный городок с населением всего в 10 000 человек, но несколько веков назад... Разумеется, переживший за несколько веков периоды расцвета и забвения, город окутан легендами и историями. Уникальное сочетание природного ландшафта с художественными памятниками, которыми славен город, предопределило вхождение Каргополя в государственную программу «сохранение и развитие архитектуры исторических городов РФ». Дай то Бог!
О деревянных домах, домиках и тротуарах
За последние пару веков Каргополь практически не изменился. Разве что большие похожие на сундуки деревянные дома на центральных улицах крепко ушли в землю, погрузившись в нее по самые окна первых этажей.

Сложно сказать, что явилось причиной такого погружения в историю. То ли постепенно проседает фундамент, то ли город медленно заносит культурным слоем, а может быть и то, и другое одновременно. Уходящие в землю дома по-прежнему жилые. Правда, жильцам первых этажей волей неволей приходится мириться с постепенным переездом с первого этажа в подвал.

Но есть и другие примеры:
Количество сохранившихся больших деревянных домов в центральной застройке города удивляет и радует одновременно. Говорят еще двадцать лет назад здесь на центральных улицах были деревянные тротуары. Те, старинные, до наших дней, увы, не дожили, но каргопольцы то и дело до сих пор норовят выкладывать тротуар досками:
Во многом город несовременен, например, в нем всего 3 светофора, которые установлены скорее для порядка, чем по необходимости. Да что говорить, в Каргополе до сих пор нет даже железнодорожной станции! Ближайшая лежит в 100 километрах от города.

По этому поводу ходит множество легенд и слухов. Говорят, что местные купцы специально не допустили «бесовской» транспорт. Версия кажется надуманной, поскольку к моменту развития железных дорог Каргополь окончательно утратил свои торговые позиции и стал обычным «медвежьим углом». Вторая версия гласит совершенно обратное, что, мол, во время строительства ветки из Петербурга в Архангельск у местных купцов запросили взятку за то, чтобы дорога сделала крюк и прошла мимо Каргополя, но таких денег не нашлось. Есть и третья версия. В народе говорят, что как раз по вопросу предстоящего строительства железной дороги Екатерина II ехала по Петербургскому тракту и Пудожскому трактам, планировала заехать в Каргополь, чтобы обсудить детали с местным главой, но тот мылся в бане. Так напарился, да еще и выпил, что навстречу к Императрице не явился. Так ли это или нет, а Каргополь остался без железной дороги, которую проложили от Вологды до Архангельска практически по прямой.
Добраться из Санкт-Петербурга до Каргополя можно только на автомобиле, да и то только в хорошую погоду. Железнодорожного сообщения с городом нет.

В период дождей некоторые участки дороги размывает настолько, что проехать по ним просто нереально.
Суровые северные люди утверждают, что зимой местные дороги и дорожки превращаются в «довольно неплохой» накатанный зимник. Но… добрый совет — по зимникам (кто бы что вам ни говорил, как бы заманчиво ни было!) на стандартных, пусть даже очень крутых по столичным меркам ЖЫПАХ, в те края не отправляйтесь ни в коем случае! Мы сто раз перекрестились, что отвело. Слепни, конечно, зло. Но зло меньшее. Просто, поверьте на слово!
Большинство деревянных строений Каргополя построено в 19 веке. Возможно, что памятников русского деревянного зодчества здесь было бы на порядок больше, но пожары не щадили. Впрочем, даже то, что сохранилось до наших дней, делает Каргополь настоящим музеем архитектуры. Деревянная отделка не выделяется какой-то особенной изысканностью, но особенное внимание к деталям здесь отчетливо прослеживается:
А в этом большом доме разместилась городская библиотека. И снова — обратите внимание на вывеску:
Город словно живет своей историей и всячески это подчеркивает:
Среди индивидуальных бревенчатых домов старой застройки один дом выделяется особенно. Он находится по адресу ул. Сергеева, 1, а зовется Домом на Пятницкой.

Это один из старейших гражданских домов, сохранившихся в Каргополе. Однако известен он не своим историческим прошлым, а новейшей историей, которую написал его современный владелец Сергей Беляев. Об этом человеке знают не только все жители Каргополя, но и люди далеко за его пределами. Будучи инвалидом с детства и прикованным к постели (подвижной была только одна рука), Сергей оказался настолько сильным и целеустремленным человеком, что смог стать успешным бизнесменом, активным общественным деятелем, меценатом, избраться депутатом местного совета.
В 2000 году Сергей Беляев получил пострадавший от пожара заброшенный дом. Чтобы его восстановить, продал квартиру. «Дом на Пятницкой» — так Сергей Беляев именовал его по прежнему названию улицы — стал центром общественной, спортивной и культурной жизни Каргополя. Здесь расположилась парусная спортивная секция, работал магазинчик канцтоваров, функционировал компьютерный клуб, проводились соревнования по шашкам, организовывались выставки художников, выпускалась независимая газета. Дом стал настоящим центром притяжения для многих горожан.

К сожалению, в 2011 году Сергея Алексеевича не стало, и нам не довелось познакомиться с удивительным человеком. Но нам столько про него рассказывали, что кажется, знаем, видели, говорили!

Зато рядом с его домом мы познакомились с местным рыбаком и поговорили о легендарных легких дюралевых казанках. Остановиться и перекинуться парой слов или шуток с незнакомым человеком - запросто! Оп! И вы уже знакомы! Болтаете, как заправские приятели!
Центр Каргополя - Соборная площадь
Здесь высится красавица колокольня, по сторонам ее подпирают три храма. Соборная площадь - это центр и культурной жизни города. Здесь проходят все крупные праздники и гуляния...
За всеми праздничными бесчинствами с колокольни наблюдают херувимы с непривычными нам черными волосами:
Кстати, во время каргопольских праздников продажа алкоголя в центре города сворачивается (к неудовольствию многих местных и туристов). Да и не в праздники — продают до 13.00. Поэтому на второй день пребывания в городе, ровно к 9.00 Хозяйка Рю и Ми с сыном уже ждали открытия «Бристоля». И плевать на репутацию! Если не позаботиться с утра, как говорится, вечером будет нечего выпить с видом на закат на озере (см. расположение нашего домика на базе, ссылка выше).

С колокольней связана интересная история. В 1765 году Каргополь пережил страшный пожар, во время которого было уничтожено семь каменных и две деревянные церкви, несколько сотен жилых домов и других построек. Возрождению города помогла императрица Екатерина Великая, выделившая на восстановление Каргополя приличную по тем временам сумму — 10 000 рублей. Тогдашний местный губернатор на радостях предложил заодно построить в центре колокольню в честь Екатерины II и в память о ее человеколюбии и мудрости, на что получил дополнительно 5 000 рублей. Колокольню выстроили в стиле классицизма, увенчанную четырехконечным крестом, в угоду императрице-лютеранке (не знали каргопольцы что бывшая герцогина Анхальт-Цербская еще по приезду в Россию в 16 лет приняла православие). Над аркой нижнего яруса был установлен щит с вензелем Екатерины II:
Щит с вензелем императрицы Екатерины II на Соборной колокольне.
К тому же крест развернули в сторону Санкт-Петербургской улицы, по которой предположительно и должна была въехать в город Екатерина. Ждали матушку!

Царица действительно собиралась с поездкой в Архангельск по Питерскому и Пудожским трактам, проездом через Каргополь. Но не доехала… Благодетельница так никогда и не посетила город.
Вид на колокольню с улицы
Зато мы посетили! И по тем же трактам. И не пожалели!
Хотя ...местная колоколенка и вселила в Хозяйку Рю и Ми комплекс неполноценности (наивная, она думала, что похудела к лету, кто ж делал тогда такие узкие лестницы, что ее...опа анфас, простите, еле протиснулась :)) Может быть, и Екатерине кто-то загодя нашептал, мол, каргопольцы узкую лестницу на колоколенку проложили. Дама-то она была в теле!

А действительно, столь узкий ход видели впервые! Он придает колокольне изюминку. Делает ее не похожей на другие. Даже хозяйский сын Кузьма в плечах еле поместился. У него плечи не самые широкие и рост средний, 180 см. Нормальный мужской рост! Словом, Соборная колокольня открыта для посещения и подняться сюда может любой желающий, ну… или почти любой. Запомните: наверх ведет кривая узкая лестница, устроенная внутри опор. Чем выше, тем уже она становится, в самом верху ступени едва ли шире 40 сантиметров.
Но, как тут говорят: «Кто не бывал на колокольне, тот не бывал в Каргополе!». Так что срочно худейте! Чем не мотивация?!
Сегодня колокольня — высотная доминанта Каргополя (65 метров). С нее открываются виды на все четыре стороны света. Правда далеко не все можно рассмотреть из-за густой листвы деревьев, коими оброс центр Каргополя.

Соборную площадь еще называют Новым Торгом. О Старом обязательно расскажем ниже. Пока же рассмотрим пристальнее этот храмовый ансамбль. Он состоит из действующей церкви Рождества Иоанна Предтечи, Христорождественского Собора (Собор Рождества Христова), Соборной колокольни и Введенской церкви. Самая высокая после колокольни — церковь Рождества Иоанна Предтечи (35 метров):
Она построена в 1740-1752 годах. Это не только самый высокий храм в Каргополе, но и самый крупный по объему. А еще Иоанновская церковь — единственный храм с двойными куполами. Не смотря на то, что он довольно хорошо сохранился, практически лишен всякого внутреннего убранства.

Соборная площадь или Новый Торг по сути — классическое «дворище» типа устюжского или новгородского.

Христовоздвиженский собор, о нем мы уже начали говорить выше и даже показали детали… С веками здание ушло в землю почти на метр.
Собор был построен в середине 16 века (1552-1562 гг.) и является самым древним каменным зданием Каргополя — единственным свидетелем эпохи его расцвета, времен царствования Ивана Грозного. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепили мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом.

В храме с 1714 года и до конца 1920-х годов хранилась чудотворная Казанская икона Богородицы (ныне её местонахождение неизвестно).
Вот, что удалось прочитать Кузьме на одном из надгробий (это очевидно более раннее надгробие, вмонтированное в стену собора):

Лěта ЗСВ августа (т. е. 1694 августа)
ВГI (?) на памя[ть] с[вя]та[го]
максима iсповě[д]ника
пр..тавися раба б[о]жiя
марθа ....ова дочь

А сейчас мы будем вас интриговать!
Именно тогда по преданию, вместе со строительством собора под руководством опричников начали строить систему подземелий Каргополя, вход в которые скрывается, в том числе, внутри храма. По сей день никто не может найти доступ в подземелья, но они существуют под всей центральной частью Каргополя и, по слухам, соединяют все храмы того периода, некоторые дома, а также имеют выходы за пределами города, в частности соединяют некогда существовавший мужской Спасо-Преображенский и женский Успенский монастыри. Так же, говорят, был выход к кладбищу и дальше в поле.

Подземелья строили в оборонительных целях и для того, чтобы можно было в них прятать казну или впавших в опалу и неугодных. Северяне всегда отличались свободолюбием и собственным видением мира, нередко поперек властьимущим! Так, например, в этих подземельях держали казну на протяжении всего Смутного времени и во время нашествия французов в 1812 году. Про подземелья знали и определенные люди в советское время. Говорят, во время репрессий НКВД и ОГПУ содержало в них своих заключенных. Также говорят, что подземелья в то время были переоборудованы в казематы с деревянными полами, в них провели электричество. А позже все было забыто и замуровано, но раскопками никто не занимается. По общепринятому мнению: никто не хочет открывать страшные секреты. А уж, что в этой истории вымысел, а что правда, лучше спрашивать историков.

Введенская церковь:
Одноглавая православная белокаменная церковь XVIII века. Двухэтажное здание в строгом архаичном стиле. Первый этаж изначально использовался для хозяйственных нужд, в верхнем этаже проходили службы. Сейчас в ней размещается Краеведческий музей. А в 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи.

Время, неумолимый сокрушитель, висит дамокловым мечем над немыми свидетелями глубокой старины, и уже близка пора, когда они бесследно исчезнут с лица Русской земли и навсегда скроются от летописей и преданий народной жизни. Потому то мы и спешим увидеть, и спешим вам рассказать про увиденное.

Продолжение следует…
Во второй части расскажем про уклад жизни каргополов, про то, как женщины до сих пор полоскают бельё в специальных полоскальнях на речке, про изумительное кафе «Шелковня», каргопольскую игрушку, деревянные статуи в православных церквях и про Старый Торг и, конечно же, покажем дом первого правителя Русской Америки.
Оставайтесь с нами!

КАРГОПОЛЬ. Часть II