Осеннее путешествие вдоль Северной Двины. Часть II
Сентябрь-октябрь 2021
Лявля и «Малые Корелы»
Здесь стоит деревянный храм 1584 года и древнейшая из сохранившихся деревянных колоколен.
Черевково
Главное впечатление – большие дома развлечений Гусевых. Но и о самом селе расскажем.
Авнюгская УЖД
Только на ней по, да на вертолете можно попасть в таежный поселок Сойга.
Пермогорье
Вам тоже интересно, откуда взялась «пермь» в Архангельской области?
На самом деле наше путешествие было, куда длиннее. Петербург Вельск Архангельск Нёнокса Северодвинск Холмогоры Малые Карелы и Лявля Верхняя Тойма Авгюнская УЖД Перьмогорье Черевково Сольвычегодск Тотьма Вологда – Петербург. 4 139 км дорог оставили позади. 12 дней. Те местечки, о которых успели рассказать, отмечены синим. А еще, Тулгасский погост по пути из Архангельска в Котлас: пыльные дороги и полупустые деревеньки.

В 150 километрах от Котласа, недалеко от Северной Двины, скрыт маленький поселок Авнюгский. Он был основан не так давно, в 1953 году как отправная станция узкоколейной железной дороги, построенной для разработки леса. Так и назывался некоторое время – УЖД.

4
Таежная колея: Авнюгская УЖД
Узкоколейка существует и сегодня. Ее пустили в 1958-м. Официально лес в этих краях больше не валят, пути частично разобрали на металлолом, но один участок пришлось оставить. В 30 км от Авнюгского в глубине тайги в 1960 году появилась деревня Поперечка, местные называют ее Сойгой. В Сойге и сегодня живут люди, работавшие в свое время на лесозаготовках. Отказались переезжать в новые квартиры. Жители деревеньки – в основном пенсионеры. Те, кто помоложе давно уехали на заработки.
Рядом с Сойгой на живописном мысу Соозера стоит знаменитая Соезерская Пустынь. Заповедное место. Обитель основал выходец из Сефтренского монастыря Иосаф, а впервые упоминается она в писцовой книге 1681 года. Там есть любопытный деревянный храм, предмет нашего особенного интереса, но о нем расскажем, когда доедем. К сожалению, на сам поезд к семи утра мы опоздали. Да и провести целый день в Сойге до отправления обратно в 17.00 для нас в том путешествии было непозволительной роскошью. Поэтому – в следующий раз.
Другой дороги в Поперечку попросту нет, и если исчезнет узкоколейка, исчезнет и деревня.

Авнюгская УЖД – одна из немногих в огромной России сохранившихся муниципальных узкоколеек. Компанию ей составляет Алапаевская в Свердловской области. Знатоки обычно вспоминают Кирово-Чепецкую линию. Да, местный муниципалитет ее финансирует, но оператор перевозок там частный. Есть еще Апшеронская и Кудемская УЖД.

Крупнейшая горная узкоколейка на территории России – Апшеронская – находится в Краснодарском крае. Ее первый участок открыли еще в 1927 году. Сейчас из-за оползней дорога разделена на две ветки. Одна ее часть стала чисто туристической и частной. А по второй вагончики возят детей
в школу в отдаленный поселок Шпалорез. Кудемская (Северодвинск) – тоже муниципальная, ее обслуживает СМУП «Белое озеро». В 2010 году она попала в рейтинг «10 самых красивых железнодорожных маршрутов планеты».

Глядя на эти кадры, ни за что не догадаться, что перед нами не кладбище старых паровозов, а самое настоящее действующее депо. Оно представляет собой небольшую площадку с гаражом. Два тепловоза, два вагона (при нас один ушел по маршруту, а зимний, с печкой остался не востребован), снегоочистель на рельсах (тоже для холодного времени года) и две грузовые платформы.
Обслуживают все это хозяйство несколько человек: укрепляют насыпь, периодически меняют старые шпалы, следят за стареньким подвижным составом. В то, что станция не заброшена, веришь только когда подъезжает поезд, и рядом толпятся люди. Впрочем, станции в нашем понимании в Авнюге тоже нет: ни перрона, ни здания вокзала, ни платформы.

В течении всех 1970-х годов трасса Авнюгской УЖД углублялась в неосвоенную тайгу междуречья Северной Двины и Устьи. Со стороны Устьи к ней стремились пути двух других узкоколеек -- из поселков Квазеньга и Первомайский. И они встретились! В 1980-е. Связка узкоколеек работала всего лет десять, после чего была разобрана.

А жизнь, образовавшаяся в советское время при этих узкоколейках в непроходимых уголках Севера (настоящих медвежьих углах) не оборвалась. При Союзе в поселках было все необходимое: магазин, дом культуры, медпункт обычно с фельдшером, детский сад и школа, а иногда даже отдельный кинотеатр. Но главное, раньше была стабильная работа, плюс, северные надбавки. Вот такая колея в прямом и переносном смысле! Люди влюблялись, создавали семьи, рожали детей…
Говорят, УЖД можно проложить, где угодно: поверх болота, тундры, песка и даже на мерзлоте – практически без полотна и насыпи. Например, на торфяниках прокладывают узкоколейки. Рельсы кладут на шпальные жердочки, а жердочки – прямо на болотный мох. Завораживающее должно быть зрелище – поезд идет прямо по воде.

Рассказывают, что в нулевых у одного из жителей Сойги имелся личный Москвич-2140, поставленный на специальную самодельную тележку для передвижения по рельсам. До Сойги, кстати, по УЖД около двух часов езды.

5
Ли-ри-чные заметки о Пермогорье
Населенный пункт Пермогорье уже невозможно отыскать на картах Архангельской области. Раньше так назывался целый «куст деревень» в Красноборском районе. В Пермогорье в лучшие годы жило более 4 000 человек, сейчас около 400. Оценили?

Центр Пермогорья – деревня Большая, тут находится Пермогорский сельсовет, муниципалитет «Пермогорское» и прочие службы с историческим топонимом в названии. И тут же на выезде из деревни стоят два заброшенных храма: каменный Воскресения Христова XVIII века, построенная в разгар отъема церковных земель Екатериной, и деревянный Георгиевский XVII века, свидетель гонений на староверов и реформ Никона. В нелегкие времена ставились.
Местечко издавна считалось красивым и домовитым. Вычитали где-то, что первая деревянная церковь тут стояла еще еще в конце XIV столетия. Уже тогда тут жили люди, вели хозяйство, мастерицы расписывали необычной северной росписью предметы быта. Кто ж не знает северные прялки!

Нас не раз посещала мысль, что стоит проехаться еще разок по местам рождения этого интереснейшего вида прикладной живописи: в Вельске мы уже были, важскую и пермогорскую видели, ракульскую в Черевково тоже. А ведь есть еще мезенская, борецкая, пучужская… Обязательно соберем их воедино в одной статье.
Местные краеведы относят первое упоминание о Пермогорье к 1397 году. Очевидно, беря за основу «Двинскую уставную грамоту» тех лет, в которой упоминаются устюжские наместники Великого княжества Московского. Дань с «пермские месты устюгские» стала поступать в Москву. А «пермские люди» никто иные, как представители финно-угорского населения – «чудь заволчская» (Заволоцкая, потому что жила за волоком. Что такое волок, надеемся, отдельно расшифровывать не нужно). Чудь же – универсальное русское слово, которым наши предки обозначали всех финно-угров.

С 1657 по 1788 годы большое село Пермогорье относилось к Вологодской и Белозерской епархии. В дальнейшем название епархии не раз менялось, но административно его продолжали относить к Сольвычегодскому уезду Архангельской губернии. В наши дни от некогда богатого центра ремесел и промыслов осталось лишь заброшенное село, и главным украшением его путешественники называют два старинных храма.
Каменный во имя Воскресения Господня (1748-1762 годы)
Деревянный – Георгиевский (1665 год)
В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год сохранились довольно любопытные сведения об этих храмах:
«По Пермогорской Воскресенской церкви: деревянная холодная церковь построена 1665 году, а освящена 1666 года. Вид оной шатровый, о трех главах на церкви. Внутри оной два придела отделенные один от другого переборкой. По правую сторону придел во имя великомученика Георгия, а по левую святых мученик Флора и Лавра. Иконостас самый простый о двух ставах, а все иконы в оной древние, писанные к освящению сего храма – к 1666-му году, но кем именно неизвестно».
Можно сделать вывод, что первоначально Воскресенской называлась деревянная церковь, а Георгиевской ее стали называть по одному из приделов. Вероятно, название утвердилось уже в XVIII веке, после возведения каменного храма. О нем приведены лишь краткие сведения:
«Главная каменная двухэтажная – теплая и холодная. Теплая освящена 1762 года, во имя Рождества Христова; холодная 1775, во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет».
В «Статитических сведениях о бывшей Великоустюжской епархии» за 1872 год более точное описание:
«Пермогорская Воскресенская церковь известна с 1665 года. Каменная Воскресенская церковь, с двумя престолами, строилась в 1748-1752 годах. Колокольня построена в 1762 году. Вторая церковь – Георгиевская, деревянная, построена в 1665 году. Престол один. Храм состоит из двух четвериков, верхний покрыт двумя взаимно пресекающимися бочками. Вместо обычного в этом случае пятиглавия церковь имеет только три главки. В 1875 году была обшита тесом».
Специалисты отмечают, что храм представляет собой ярусную церковь, состоящую из двух разновеликих четвериков и сложного завершения. К нижнему прирублены с востока алтарь, а с запада притвор с высоким крыльцом. Оба яруса вытянуты по оси север-юг. Но верхний имеет непривычную для северных храмов небольшую высоту и несет на себе чрезвычайно любопытный третий ярус.
Единственный сохранившийся аналог – Георгиевская церковь на реке Ёрге 1685 года постройки (тоже бывший Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, ныне – деревня Семеновская Верхнетоемского района Архангельской области).

Сейчас эту церквушку с берегов Ёрги можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское», она была перевезена сюда в 2008-2010-х и собрана заново при участии реставраторов. Интересно, что в том же самом документе «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год называется она по-другому церковью Рождества Пресвятой Богородицы, а в более поздних (например, по данным клировых ведомостей за 1902 год) значится уже как Георгиевская. Да, тоже Георгиевская.

Видимо, эта конструкция была любима и распространена в Сольвычегодском уезде. Схожий, но упрощенный облик имели еще несколько храмов: Успенская церковь в Черевково (1691 год, Сольвычегодский уезд) и Никольская в Кулиге Дракованной (1710 год, тот же регион, 8 км от Пермогорья).
Все четыре храма относят к Верхне-Тоемской школе архитектуры. Про само местечко Верхнюю Тойму мы вам еще обязательно расскажем, и там побывали. Офф-топом, как добирались на этом видео.

Такие они, северные пути-дорожки.

А название той самой Кулиги заинтересовало! Смотрите, что мы нарыли в сети. В стародавние времена, еще до того, как дань с местной чуди стала собирать поднявшаяся и объединившая русские княжества Москва, Пермогорье и окрестности населяли нижневычегодские племена во главе со своими предводителями. Мелились островками среди лесов и рек. «Столицей» того Пермогорья была Кулига (не нынешнее поселение на карте, видимо, слово «кулига» в те
времена было синонимом современной «столицы», главным поселением). А князьком был Драк. Русские переселенцы добавили к имени окончание «ан», и стал он Дракованом, а поселение, где жил, – Дракованной Кулигой.

Кстати, именно оттуда в 1968 году в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» была перевезена древнейшая из сохранившихся колокольня. Время постройки, согласно Соборам.ру, между 1580 и 1620 годами. Колоколенка с чертами древних шатровых построек. И сразу предупредим хейтеров: поселение называется Малые Карелы (через А), музей - «Малые Корелы» (через О). При музее есть даже одноименная турбаза, так вот она тоже через А пишется, по названию топонима. Так что, сначала взгляните на карты, а потом выражайте свое «фи» авторам.
откуда взялась «пермь» в Архангельской области
Вас тоже заинтересовало, откуда взялась «пермь» в Архангельской области? Надеемся, вы не спутали ее с современным городом Пермь на Урале. (Рассказ о нем по ссылке).

Оказывается, в разное время под именем «пермь» понимались разные территории. Согласно письменным источникам Средневековья, существовало, как минимум, девять земель, которые именовались пермскими: Пермь Великая, Пермь Вычегодская, Мезенская Пермь, Колоперемь и др. В XI-XIII веках упоминалась как раз нужная нам Пермская волость на Северной Двине. О ней и рассказ.

До появления на политической арене молодого Московского государства на нынешнюю территорию Архангельской области претендовали крупные и богатые Ростово-Суздальское княжество и Великий Новгород. Договаривались между собой, кстати, не всегда мирно.

На наш дилетантский взгляд выходит, что историко-культурный бэкграунд современного Русского Севера далеко не так однороден, как кажется на первый взгляд. Север многокультурен по своей сути: здесь издревле соседствовали с финно-угорской чудью и жителями Беломорского побережья древние новгородцы, ростовчане, хлынувшие третьей волной миграции московиты. Русский Север – эдакое пространство взаимопроникновения этносов, субъэтносов, их культур, говоров и обычаев. И это очень важно в контексте нашего рассказа про два храма: каменный во имя Воскресения Господня (1748-1762 годы постройки) и деревянный – Георгиевский (1665 года). Собственно, эти два храма – все, что осталось ныне от бывшего богатого Пермогорья.
СТАРООБРЯДЦЫ
Время постройки Георгиевского храма совпало с реформами патриарха Никона, расколом в Русской православной церкви и гонениями на старообрядцев. Северные крестьяне – люди особенные, они ценили личную свободу и независимость, в этих местах никогда не было крепостного права. Недаром же родилась поговорка: путь к свободе – путь на Север. Любая власть воспринималась ими как ограничение свободы, а Никоновская реформа проводилась как государственная, провластная политика. Отсюда и бурное распространение старообрядчества по Северной Двине.

Раннее упоминание о сторонниках «старой веры» в Подвинье относится к 1686 году. И да, в этих местах случались самосожжения, как крайняя мера выражения протеста, не самоцель. Первыми стали каргопольские «гари» 1683-1684 годов. В верховьях Северной Двины первое массовое самосожжение произошло в Черевковской волости. Всего за период с 1690 по 1753 года в Верхнем Подвинье произошло 8 массовых самосожжений, в которых погибло 611 человек. Так говорят источники.
Но утверждать, что Георгиевский храм был старообрядческим мы не можем. Нигде не встречали такого прямого упоминания. Зато нашли сведения о том, что еще в XIX веке старообрядцы беспоповского толка – федосеевцы – проживали в Пермогорье. Именно Пермогорская и Черевковская волости считались одними из основных центров старообрядчества на Русском Севере.
Черевково
загадка ГЕОРГИЕВСКого ХРАМа
Повторимся: с архитектурной точки зрения он представляет собой деревянную церковь на подклете, состоящую из двух разновеликих четвериков и сложного завершения. К нижнему четверику прирублены с востока алтарь, а с запада ­– притвор с высоким крыльцом. Обычное для специалистов описание вскрывает одну любопытную деталь – третий ярус. Он увенчан тремя луковичными главками. Очень редкий экземпляр для Русского Севера. О похожих храмах мы уже говорили выше.
Везде, где встречали описание Георгиевского храма, оно дается похожим слово в слово: построен в 1665 году, в 1873-м (1875?) по указу Синода «для предохранения от сырости» обшит тесом. Крыльцо пристроено во второй половине XIX века. И якобы до обшивки все столетия церковь стояла в первозданном виде.

Впервые предложил, как выглядел храм без теса, художник, реставратор и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Он останавливался в Пермогорье во время путешествия по Северной Двине в августе-сентябре 1902 года и сделал несколько акварельных рисунков.
Первоначально Воскресенской называлась нынешняя деревянная церковь, а Георгиевской ее стали называть по одному из приделов. Вероятно, произошло это уже после возведения каменного храма.

И снова м отошлем вас выше, к «Церковно-историческому и статистическому описанию церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год сохранились довольно любопытные сведения об этих храмах: «По Пермогорской Воскресенской церкви... Вид оной шатровый, о трех главах на церкви». Видите, в описании четко сказано, что храм имел шатровый верх. Шатровые храмы описаны и изучены. Этот тип культовых сооружений распространен на Русском Севере. Встречается он и в других уголках России, и не всегда в дереве. Смысл в том, что вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Одним. А на храме в Пермогорье три главки. Как так-то?!

Уже в позднее советское время (1960-1970 годы) Георгиевскую церковь изучала группа архитекторов-реставраторов. Вот к каким выводам они пришли:
«Строго говоря, в архитектуре памятника нетрудно заметить явственно проступающие черты упадка народного зодчества. Если от величественных образов шатровых церквей в Северодвинском поречье веет торжественной силой, то в образе Пермогорской церкви, напротив, улавливается налет суетного обмирщения, заботящегося более о своем внешнем облике, нежели о внутренней духовной сути. Это и немудрено, так как церковь с момента своего рождения была коренным образом перестроена. Следы первоначального завершения ее четверика сохранились внутри второго яруса».
Печальное заключение еще и потому что, подлинный, изначальный облик храма 1665 года нам так и остался неизвестен. В 1988 году его реставрировали, в прошлом, 2022-м, консервация. Весьма символично. Ведь годом ранее мир отмечал 150-летний юбилей самого Игоря Грабаря, фактического первооткрывателя Георгиевской церкви для широкого круга искусствоведов и путешественников.

Он поместил этот памятник в свою «Историю русского искусства» 1910 года, проиллюстрировав его своей фотографией.
Георгиевская церковь у Грабаря изображена не такой, какой застал ее художник. Грабарь мысленно «очистил» древний храм от теса, как минимум. Известно его высказывание:
«Она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво».
К величайшему сожалению, очарование этого храма ныне почти невозвратно утрачено. А может, его облик как раз и изменился (из шатрового Георгиевская церковь стала трехглавой) на этапе отказа от старообрядчества. Но это – наша фантазия, предположение, не более. При чем, предположения дилетантов, не искусствоведов и не архитекторов, изучавших в вузах древнерусское зодчество. В любом случае, мы даже не знаем, когда именно это могло произойти.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Каменная Воскресенская церковь с двумя престолами строилась в 1748-1752 годы. Колокольня появилась десятилетием позже.

Воскресенская двухэтажная церковь стала главным храмом Пермогорья. Теплый храм (он же зимний, на первом этаже) освящен в 1762 году во имя Рождества Христова. Холодная церковь (второй этаж) – в 1775-м во имя Воскресения Христова. Это широко распространенный в этих местах тип устюжского барочного храма «кораблем». На фото «в профиль» хорошо видно:
Рядом с двумя церквами сохранилось старинное кладбище. Кем были эти люди, чем занимались, остались ли у них родственники из живущих, мы тоже никогда не узнаем…