Холмогоры без Ломоносова: сумерки Севера

2 ОКТЯБРЯ 2021

Холмогоры без Ломоносова: сумерки Севера

2 ОКТЯБРЯ 2021
Несколько лет назад уважаемый блогер Варандей назвал Холмогоры «сумерками Севера».
Это сравнение удивительным образом описывает и нашу прогулку по селу унылой осенью, но в предзакатный час, что романтично. И сами Холмогоры, увы, переживающие закат
своего величия, что печально.
Несколько лет назад уважаемый блогер Варандей назвал Холмогоры «сумерками Севера». Это сравнение удивительным образом описывает и нашу прогулку по селу унылой осенью, но в предзакатный час, что романтично. И сами Холмогоры, увы, переживающие закат своего величия, что печально.
Такого осязаемо материального, заставляющего вибрировать воздух по всей округе колокольного звона, как с полуразрушенной колокольни Спасо-Преображенского собора, мы не слышали больше никогда: ни до, ни после. Этот звон пробирал до мурашек, рассказал и про славу Холмогор, и про забвение. Колокольный звук в кадре на видео подлинный, холмогорский. Так получилось, что попали мы прямо на вечернюю службу. Из слушателей были единственными, кто стоял в тот момент на площади. Впрочем, туристов тут и в сезон – кот наплакал.

Село с валами, бывший город-порт... Некогда крупнейший торговый порт на Русском Севере. Родина светила отечественной науки Михайло Васильевича. И место ссылки и погребения
семьи Ивана Антоновича, императора российского Ивана VI. Сам император, кстати, содержался в Шлиссельбурге с младенчества, он – наша российская «железная маска». И про его историю тоже рассказывали в контексте крепости Орешек. Надеемся, вы загляните перечитать.

Остановка в Холмогорах неожиданно оказалась одним из самых ярких впечатлений поездки на Север. Живы Холмогоры! Жутко неухоженные, грязные, но живы. И живы не только и не столько Ломоносовым. Если честно, то весь этот флер вокруг пешей прогулки в Москву с рыбным обозом набил оскомину еще в школе, но отвертеться не получилось. Шутка ли, сам Ломоносов!

1

Малая родина Ломоносова, куда мы так и не попали

Если быть точными, музей-усадьба Михайло Васильевича на месте его отчего дома находится не в самих Холмогорах, а на одном из многочисленных островов Северной Двины. Впрочем, это даже не сама Двина, а ее протока Курополка (или Быстрокурка – их тут столько, что названия не упомнить). За протокой – бывшая деревня Мишанинская, ныне село Ломоносово. При чем переименовали ее не в советское время, как может показаться, а раньше – в 1911 году.

Зимой на Куростров можно попасть по ледовой переправе, а летом ходит паром в связке с катером-буксиром. Но мы – горе-туристы, закопали машину в песке в поисках пристани, ездили еще на заднеприводном «Соболе», залюбовались пейзажами и опоздали к нужному рейсу. Не повторяйте нашей ошибки: переправа находится почти напротив Преображенского собора через шоссе, от указателя «Ломоносово» и памятного знака к ней ведет широкая грунтовка.
Вот такие тут марсианские пейзажи можно встретить, откапывая автомобиль:
Холмогоры растянулись вдоль двух основных улиц: набережной Северной Двины и улицы Ломоносова. Обе начинаются у площади при автовокзале, по обеим можно за 20 минут дойти к главной достопримечательности – архиерейскому двору. Северная Двина в этих местах разделяется на несколько рукавов, общая ширина ее в этих местах достигает 16 км. Между протоками и рукавами – многочисленные острова, почти на каждом есть поселения. А вот мостов нет, только переправы.
Кстати, еще Холмогоры – родина знаменитого русского поэта Николая Рубцова, нескольких известных писателей и художников, центр уникального промысла – художественной резьбы по кости (в том самом селе Ломоносово находится косторезная фабрика). Но все это меркнет перед славой великого ученого. И в сознании российского человека Холмогоры прочно закрепились, как малая родина Ломоносова. Самая большая гордость Холмогорской земли – это, конечно, Михайло Васильевич.

Но за буренок обидно! Холмогорские коровы – известнейшая отечественная порода, получившая признание во всем мире. Пятнистые холмогорки характерной черно-белой масти дают большое количество вкусного и жирного молока.
Когда-то на Курострове стояло чуть ли не двадцать деревень, в которых жили зажиточные черносошные (то есть государственные, свободные) крестьяне, которые занимались морским промыслом. Во второй половине XVIII века самые крупные из деревень – Денисовку и Мешанинскую объединили в одну. В 1911 году к 200-летию со дня рождения Ломоносова село переименовали.

Чуть раньше, в 1907-м там открыли школу в старинном здании, а памятник светилу науки перед ней поставили только полвека спустя в 1958-м. Нам рассказывали, что в старом здании школа размещалась до 1978 года, переехав затем в новое кирпичное. А старое отдали под администрацию, детский сад, библиотеку и медпункт.

На Курострове сохранилась только одна постройка со времен Ломоносова. Это Дмитриевская церковь. Ее начал строить в 1726 году зодчий Некрасов, с которым Ломоносов был знаком лично. Опять же говорят, церковь ныне полностью отреставрировали, стоит, сияет на пригорке. Но мы этого всего не увидели. Уповаем на следующий раз.

Памятник юноше Ломоносову из Вельска. По пути в Москву:
Второй общеизвестный факт о Холмогорах (помимо родины Ломоносова) – в здешних местах издревле живут поморы. Но кто такие поморы… Мы уже пытались ответить на этот вопрос в ходе прошлогоднего путешествия в Кемскую волость. Поморы проживали от Кольского полуострова до Холмогор, а может, и еще восточнее.

Карта берегов Белого моря из фондов Национального музея Карелии:

2

О поморах

Они главные рыболовы, первые путешественники и купцы от бога. Впрочем, почему проживали? Они живут и по сей день! Например, Татин однокурсник и хороший друг – помор. Как раз из холмогорских. Но всю сознательную жизнь провел в Петербурге, рыбачить рыбачит (у помора рыбная ловля прошита в ДНК), но уже по-городскому и в специально отведенных местах. Так про себя и говорит: сначала помор, а потом русский. Не россиянин, что характерно. Потому что россиянин – это про гражданство, подданство. А помор и русский – про этническую принадлежность.

Интересно, что еще в 2002 году правительство Архангельской области обратилось к федеральному с предложением о включении поморов в список коренных малочисленных народов Севера. Однако Министерство по делам национальностей рассмотреть вопрос не успело, его само ликвидировали. Повторное преставление в 2003 году также не закончилось успехом: в признании поморов самостоятельным народом было отказано со ссылкой на справку РАН. И, если углубиться в историю Поморья, очевидно почему: поморы не единый этнос, и даже не субэтнос, поморы – как варяги, скорее, род занятий. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав Российского государства. Архангельск и вовсе изначально был государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества. Но тем не менее, соседство с морем, суровый климат и страсть к свободе сделали жизнь и быт этих людей отличными от остальных россиян.
Кстати, по результатам Всероссийской переписи населения 2021 года, в России проживает 2232 помора. В Архангельской области 1297 человек, остальные – в Коми, Карелии и единицы в других регионах. Сама графа «помор» в переписной анкете значится как подпункт графы «русские», вместе с казаками, в отличие от, например ненцев или тувинцев, которые выделены в отдельные графы. Что интересно, по оценке Росстата, свою национальную принадлежность в переписи не указали почти 17 миллионов россиян, 151 тысяча из которых – жители Архангельской области. Возможно, среди них есть и холмогорцы, которые по каким-то своим причинам не идентифицируют себя поморами.

Для сравнения: по данным переписи 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек, 2010-го –уже 3113.
Слышали поговорку: дорога на волю – дорога на Север? Так здесь повелось. Сначала в этих местах оседали те, кто просто бежал в поисках лучшей доли. Затем в 1569–1570 годах случился массовый исход новгородцев, не желавших примыкать к Московии и спасавшихся от погромов опричников Ивана Грозного. Но всякий, кто приходил в Поморье земледельцем, рано или поздно становился моряком.

Кстати, об отсутствии крепостного права. Да, на Севере не было помещичьих вотчин, но местные жители являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Самому известному помору Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда срок действия того истек, будущее светило науки некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

3

Архиерейский двор

Но давайте вернемся к валам. Расположение архиерейского двора (соборной площади) на пригорке с одной стороны защищенном узким и изогнутым Святым озером как рвом или протокой намекнуло – когда-то здесь стояли крепостные стены. Или что-то очень на них похожее.

И мы не ошиблись. В конце XIV века в Холмогорах действительно появилась первая деревянная крепость, а в 1613 году построили деревянный кремль, который успешно выдержал осаду польско-литовского войска. Чуть позже, в XVII веке, в городах, расположенных далеко от границы, архиерейские дворы и вовсе стали архитектурными синонимами кремля – подчеркивали административный центр, но не выполняли защитную функцию, только декоративную. Такие дворы, построенные по всем канонам крепостей, мы уже видели в Вологде и Ростове Великом.
Архитектурный ансамбль архиерейского двора в Холмогорах складывался долго, почти два века: с 1680 по 1865 годы. В северном городе появились архиерейский дом, церковь сошествия Святого духа, Спасо-Преображенский собор, колокольня и Церковь двенадцати апостолов.
Спасо-Преображенский собор в Холмогорах часто называют «потомком» московского Успенского. Они действительно очень похожи. Иногда его упоминают как самый большой собор Русского Севера. Насколько это правда, ручаться не станем. По размерам на глазок он сопоставим с соборами Сольвычегодска или Тотьмы.

Это сейчас Холмогоры – маленькое село (чуть больше трех тысяч жителей) в низовье Северной Двины. А в допетровское время – главный город Двинской земли, центр Холмогорской епархии, то есть крупной административной единицы. В стране найдется немного сел с таким богатым прошлым. Разве что, Старая Ладога встанет в один ряд с Холмогорами.

Задумаемся. В 1492 году именно отсюда был отправлен караван с грузом зерна и посольством Ивана Третьего в Данию. Это случилось за 60 лет до того, как на Летнем берегу Двинской губы (чуть западнее современного Архангельска, в Нёноксе) пришвартовался единственный уцелевший корабль экспедиции Хью Уиллоби «Эдуард Бонавентура», которым командовали Ричард Ченслер и Климент Адамс. За 90 лет до основания самого Архангельска.

В 13 верстах от Холмогор новгородские купцы, братья Баженины, поставили первую в стране корабельную верфь для торговых судов. И это при том, что село находятся не на морском берегу, а у левого рукава устья Северной Двины, имеющего собственное название – Курополка. Помните, Двина с протоками, перерезанная островами здесь достигает 16 км в ширину. Часто мелеет. Не самые благоприятные обстоятельства для судоходства.

Но именно так, задолго до Петербурга, появилось наше окно в Европу. Увы, с основанием Архангельска Холмогоры утратили свою роль важнейшего торгового порта. И в наше время, когда сам Архангельск – будем честны, не самый богатый областной центр, Холмогоры – всего лишь бедное село.
Доминанта архиерейского двора – Преображенский собор, заложенный в далеком 1685 году, на фотографиях выглядит и вовсе печально. Он весь в лесах, на реставрации, и сколько еще она продлится, одному Богу известно.

С какого именно времени началось существование в Холмогорах Преображенского собора, доподлинно неизвестно. Известно только, что нынешнему каменному предшествовали несколько деревянных. Из сохранившихся письменных источников следует, что церковь горела два раза. Построенный вместо сгоревшего в 1645 году собор был последним деревянным, но простоял всего сорок лет, затем наши предки отстроили эту махину. Взглянуть бы на нее без лесов! Эх…

Существующий каменный Спасо-Преображенский собор обязан попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 года на кафедру Холмогорскую, он тут же предпринял строение каменной колокольни для будущего собора, а затем положил основание и самому собору… Строительство собора стало делом жизни архиепископа. Велось под неусыпным его надзором и руководством. И вот до сих пор, даже в таком состоянии, даже в лесах, с колокольни на всю округу разливаются звоны.
Как сообщают Соборы.ру (а более полного источника по российским церквам мы не знаем), средства для постройки составляли пожалования из государевой казны, доходы от домовых архиерейских имений и пожертвования благотворителей. Постройка собора, каменной колокольни и архиерейского дома стоила 6 504 руб. 16 алт. 1 деньга. Из этого числа пожаловано из казны материалами (железом, кирпичом, известью) на 1496 руб. 20 алт. и деньгами в разное время 1425 руб. В 1691 году постройка собора была окончена.
Не имея средств для устройства в нем нового иконостаса, Афанасий временно пользовался иконостасом старого деревянного собора, указал поновлять старые образа и писать заново.

Ровно через два года после освящения собора, 28 июля 1693 года в Холмогоры прибыл сам Петр I. Самодержец выделил из двинского таможенного сбора 300 руб. на устройство иконостаса, так как прежний, по его мнению, вовсе не соответствовал размерам храма – подновляй, не подновляй.
Как уже говорили, при соборе находилась отдельно стоящая каменная колокольня, построенная в том же 1685-м. Так вот, на ней было 14 колоколов, самый большой весом 178 пудов был вылит в Кегострове уже в царствование Екатерины II, полиелейный (110 пудов) – в Амстердаме в 1672 году, еще два колокола были вылиты заграницей в 1603 и 1618 годах, их перенесли на звонницу из других холмогорских церквей.
При жизни архиепископа Афанасия Преображенский собор по своему великолепию сделался первой церковью на Двине. Но после перенесения кафедры в Архангельск был перекрыт тесом, «закамарины» заделаны, а каменный свод на паперти разобран. В 1816–1817 годах главы и крыша собора были покрыты железом: главы выкрашены зеленью, а крыша чернядью. В последний раз собор капитально ремонтировали в 1883–1884 годах на средства Синода.

Кроме этого собора на «городище» существовали еще две церкви – Воздвиженская и Св. апостола Иакова. Обе деревянные, шатровые, с трапезами. При Воздвиженской церкви имелись в начале XVII века кельи для нищих. При церкви апостола Иакова проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь сгорела одновременно с Преображенской и более не восстанавливалась. Церковь во имя Св. апостола Иакова существовала до времени назначения преосвященного Афанасия, затем была перенесена в архиерейский дом на сени и называлась «сенной» или Крестовой.

Спасо-Преображенский собор стал усыпальницей владыке Афанасию, здесь же позже были захоронены и другие архиепископы. В 1920 году его закрыли и устроили на территории СЛОН – Северный лагерь особого назначения. В Холмогорах содержались 20 тысяч офицеров и солдат Белой армии, ополченцев, бывших чиновников и полицейских. Лагерь просуществовал до 1924 года.

Увы, все великолепие Спасо-Преображенского собора сохранилось лишь в записи в описной книге, составленной по указу владыки Афанасия еще в 1701 году. В первозданном виде он до сегодняшних дней не сохранился. Да что там! Храм разрушен, его стены дали трещины, нет глав, повреждена крыша. Стоит в лесах, как и колокольня. Но жив, как и сами Холмогоры.

4

«Малые» храмы Холмогор

Про собор и колокольню рассказали, а вот об обеих «малых» церквах в Холмогорах информации в сети мало. И часто она противоречива. Например, в одних источниках говорится, что Церковь двенадцати апостолов была построена в 1761 году, в других – называются 1781–1782 годы. В принципе, 20 лет не столь важны для нашего рассказа, но факт остается фактом – точности нет.

Известно, что строилась она как зимняя, «теплая» церковь. Вот она на первом плане:
Теплая соборная церковь расположена по северо-восточную сторону Преображенского храма в пяти саженях от него. Волей-неволей здесь метры заменяются на сажени, хочется соответствовать месту даже в рассказе. Построен этот храм был при архиепископе Варсонофии, но освящен уже после его смерти по благословению Синода протоиереем Алексеем Либеровским.

Особых достопримечательностей внутри нет. Иконы современны постройке храма, на некоторых сохранился автограф иконописца Кирилла Ивановского. К сожалению, имя нам ничего не говорит.

Чуть поодаль церковь сошествия Святого духа. 1865 год (1887?). Но по архитектуре больше похожа на 1685-й. Специалисты, конечно, поспорят.
Соборы.ру называют храм надвратным. Значит, где-то здесь должны были располагаться врата. Но куда? Оказалось, в монастырь.

В 2010 году в Холмогорах Минкультуры РФ выявило новый памятник федерального значения – надвратный храм в честь святого духа с колокольней. Он входил в комплекс Свято-Успенского монастыря, который учредил архиепископ Афанасий. Интересно, что и до того церковь была под охраной государства, но в реестр памятников ее не вносили, так как отсутствовала историческая экспертиза. С одной стороны, занесение в реестр памятников – безусловное благо, но с другой – выявленный объект культурного наследия нельзя ремонтировать собственными силами прихода. А реставрация местным храмам нужна как воздух. Или хотя бы ремонт по мелочи, дыры залатать.

Известно также, что Церковь сошествия святого духа была устроена на месте разобранной надвратной церкви апостола Иакова во втором ярусе колокольни монастыря.

Обе «малые» церкви действующие. Где-то упоминается, что какая-то из них была построена в память о Брауншвейгском семействе. Дело в том, что в Холмогорах много лет провели в ссылке Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский, родители свергнутого императора Ивана VI, сосланные по приказу Елизаветы Петровны в 1744 году.
Антон Ульрих умер и похоронен в Холмогорах, а остальные Брауншвейгские узники покинули северное село только в 1780 году уже с позволения императрицы Екатерины II. Эпоха дворцовых переворотов закончилась. Но, к слову, и в поздние годы Холмогоры бывали местом заключения: например, здесь отбывал ссылку будущий нарком Клим Ворошилов.

Последнее здание на архиерейском дворе в Холмогорах – собственно архиерейские палаты, построенные в те же 1680-е. Очень красивое и очень средневековое здание. Оно на фото выше напротив поклонного креста. И тут:

5

Грустные размышления. О субъективном

Когда мы выкладываем в блог подобные фотографии с красивым закатом и рисующим светом, наши читатели зачаровано лайкают и пишут восторженные комментарии про «умиротворяющую красоту», «красоту в глазах смотрящего» и «Русь изначальную». Конечно, нам приятно. Значит, у нас получилось передать настроение и атмосферу Русского Севера, в который мы влюблены. Но в случае с Холмогорами, поверьте, красота – не то, что хочется показать. Во всяком случае – не все то.

Так много называющих себя путешественниками, которые после пандемии и санкций, трудностей с выездом зарубеж, сменили ракурс с «олклюзева» на Средиземном море в сторону поездок по России. Столь многие теперь, обратив свой взор на эти места и рассматривая наши фото в выгодном свете чуть тронутые фотошопом, твердят, как хотят побывать в Холмогорах, Пермогорье, Верхней Тойме или Черевково. Сколь велико разочарование, когда эти люди (совершенно обычные, к слову, привыкшие к четырехзвездочным отелям, уютным ресторанчикам и кофе на вынос), попадают сюда. И видят все эти леса на соборах, трещины в стенах, покосившиеся деревянные домики конца позапрошлого века, пустые деревни по пути, в которых никто не живет. Многих из вас вдохновит былое величие, при виде подобной реальной картинки? Задумывались?

Помните наши фото из Черевково, которые мы посетили сразу после Холмогор? Дома братьев-купцов Гусевых.
А ведь когда-то это были одни из самых завидных домов в волости! В хорошую погоду и не дождливую осень они и сейчас кажутся ого-го, но стоит солнцу зайти за горизонт (а на Севере это случается рано), сказочные терема тут же превращаются в неприветливые хибары. И вот уже воображение дорисовывает, что же творится там внутри.

Вам уже не до туризма и путешествий? Хочется сбежать в свои квартиры в спальных районах внутри КАДа, без видов на Северную Двину и с «ужасной» экологией, с теплым туалетом и «Пятерочкой» в шаговой доступности, с быстрым интернетом, с помощью которого вы разглядываете наши фото и восторгаетесь?

Если вас устраивает картинка на мониторе, и вы не готовы к иной реальности, не надо, не приезжайте в Холмогоры даже с комфортным туром на малую родину Ломоносова! Вас ждет неизбежное разочарование, если хоть на сотню метров отойдете от маршрута, проложенного столичными гидами. Потому что те, кто живет здесь, останутся. Будут ловить рыбу, сажать картошку в огороде, топить печи… Поверьте, те, кто хотел, давно подался в город или хотя бы переехал в панельки на окраине села.

Поездка в Холмогоры – это история про величие поморского села, давшего миру уникального ученого-самородка. Здесь нужно просто бродить по улицам и впитывать. Эдакий тренинг по принятию действительности без прикрас.
Холмогоры деревянные на 90 %. Отдельные каменные дома попадаются очень редко. Вот, например, здание местного краеведческого музея тоже деревянное.

Здесь можно без опаски гулять в сумерки с фотоаппаратом на глазах у всего честного народа. Гуляющих мало, но из-за заборов совсем не слышно пьяной брани, как вечерами в деревнях в той же Тверской области или южнее. Люди поглядывали на Тату с фотоаппаратом и холеных Майка с Рюриком на поводках с интересом. В ответ на улыбку – улыбались.

6

Постскриптум. А гор тут нет!

Существует до десяти вариантов происхождения названия «Холмогоры». По одному из них слово «Холмогоры», (в прошлом «Колмогоры») произошло от финно-угорского «колме маа» (три земли): два берега Северной Двины и остров между ними. Кто-то выводит название из словосочетания «холмистые горы». Но настоящих гор здесь нет. «Гора» здесь означает то же, что и «угор», «берег». Тут говорят: «Поднять карбас на гору». То есть – на берег.