По берегу виден Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь, основанный в 1389 году епископом Иаковом. Сведения о его жизни сохранились в описании обители, вышедшей в свет в середине XIX столетия. Чему верить в этой книге, а чему — нет, решайте сами, но в жизнеописании говорится следующее: родился Иаков под Ростовом, еще в юном возрасте он принял иночество и дослужился до сана епископа Ростовского. Однако его добрый поступок, когда он повелел помиловать раскаявшуюся в супружеской измене женщину, пришелся не по нраву горожанам и князьям, и за это его изгнали из города. Пришел тогда Иаков к озеру, положил на воду мантию, ступил на нее и поплыл прочь. Увидев это, люди поняли свои ошибку и стали просить прощения, Иаков же, простив паству, не вернулся больше в Ростов, а поселился в тихом месте в полутора верстах от города. На берегу озера он выстроил себе хижину, где проводил дни и ночи в молитвах, а вскоре собственными руками поставил небольшой деревянный храм, освятив его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Скоро стали стекаться сюда последователи — так появилась мужская обитель.
Именовался сперва монастырь Зачатьевским, а затем, после смерти основателя, его стали называть Иаковлевским (Яковлевским). Первые его строения были сплошь деревянными и до наших дней не дожили, а вот в 1686 году был возведен Троицкий (позднее Зачатьевский) собор, только уже в камне. Пятиглавый храм строился в нарядном стиле узорочья, а внутри был расписан чудными фресками, которые сохранились по сей день. В самом начале XVIII столетия монастырь перешел под опеку митрополита Димитрия Ростовского, согласно преданию, он указал место своего будущего погребения — в юго-западном углу монастыря. Там его и похоронили спустя семь лет.
В 1752 году при проведении ремонтных работ были обретены мощи Димитрия Ростовского, он был причислен к лику святых, и в монастырь потянулось множество паломников, а сама императрица Елизавета Петровна велела изготовить для мощей раку из чистого серебра. Нужно сказать, что монастырь никогда не бедствовал, к середине XVIII века здесь вместо деревянных построек выросли каменные — ограда с легкими изящными башнями, трехъярусная колокольня, настоятельский корпус, двухэтажные братские кельи, а к концу столетия своими милостями обитель стал осыпать граф Шереметев. В 1836 году монастырский двор украсила еще одна церковь, выстроенная графиней Орловой-Чесменской. Получилось так, что все три храма стали в один ряд. Храмы словно подчинены единому стилю и ритму.
Этим великолепием мы любовались вечером с веранды, а утром направились в Кремль.