Да, да, да! С 6 июля по 30 сентября 1933 года 1933 года в СССР состоялся сверхдальний автомобильный пробег. Знаковое и грандиозное мероприятие, которое организовали тогдашний АВТОДОР и добровольное Общество содействия автомобилизации и дорожному строительству в РСФСР. А возглавлял последнее видный экономист (руководивший в свое время Госпланом и Госстатом), ответственный редактор журнала «За рулем» Николай Осинский.
В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторок ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонных грузовика АМО-3 (выкрашенных в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортных трехосных Ford-Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-AA. Всего 23 автомобиля, из них 6 зарубежного производства, но советской сборки или ремонта.
Как известно, первые экземпляры легендарных полуторок, тех самых ГАЗ-АА, ставших главным транспортным средством в Великую Отечественную, были созданы по лицензии американской компании Ford на Горьковском автозаводе в начале 1932 года, за полтора года до пробега. Вот такие испытания и обкатку им придумали!
В состав экипажей входили конструкторы, испытатели, механики, инженеры, начальники заводских цехов и, разумеется, ученые. А также в число участников автопробега включили писателей, журналистов, кинодокументалистов, призванных запечатлеть событие, если уж не века, то десятилетия точно. Наши коллеги работали прямо с колес, о пробеге ежедневно писала «Правда» и «Известия».
Как это сложно: день ехать, а по ночам на-гора выдавать журналистские сроки и монтировать фотографии – мы на своей шкуре прочувствовали в пятинедельном
гранд-туре «Байкальская миля» в феврале-марте 2022-го. Проехали от Кронштадта до Байкала. Но! У нас был интернет, цифровые носители и постоянная связь с редакцией. А 90 лет назад, в 1933-м, чтобы передать фото искали почту или нарочных, заметки надиктовывали по телефону!