Май 2023 года

Загадки Можайского кремля: русская готика, масонские знаки, деревянный Никола и яйца

май 2023 года

Загадки Можайского кремля:
русская готика, масонские знаки, деревянный Никола и яйца

Какой же москвич не бывал в Можайске! Здешний кремль веками прикрывал подступы к столице с запада. Известная и часто посещаемая достопримечательность: всего 114 км по трассе.

Мы, петербуржцы, заезжаем сюда гораздо реже, у нас свои маршруты выходного дня. А заехав, разочаровываемся. Ибо кремля как такового уже не увидеть, не ощутить мощь. Время и войны не пощадили Можайск. Сохранились лишь земляные оборонительные валы, каменный мост, фрагменты белокаменных башен и 11 метров стены не в лучшем состоянии, да въездные ворота XIX века.
Какой же москвич не бывал в Можайске! Здешний кремль веками прикрывал подступы к столице с запада. Известная и часто посещаемая достопримечательность: всего 114 км по трассе.

Мы, петербуржцы, заезжаем сюда гораздо реже, у нас свои маршруты выходного дня. А заехав, разочаровываемся. Ибо кремля как такового уже не увидеть, не ощутить мощь. Время и войны не пощадили Можайск. Сохранились лишь земляные оборонительные валы, каменный мост, фрагменты белокаменных башен и 11 метров стены не в лучшем состоянии, да въездные ворота XIX века.
А еще: Старо-Никольский и Ново-Никольский соборы. Первый имеет две даты постройки – XIV век и 1852 год, второй воздвигнут в памятном 1812-м.

Формально Можайск не входит в перечень городов «Золотого кольца», но мы бы поместили ввиду географического положения. Местечко для фотографов не самое лакомое: видам мешают разросшиеся деревья и кустарники. А чистоте кадров под валами – современная застройка. Этот кремль обязателен к посещению для тех, кто любит покопаться в древностях, конспиративных теориях из истории государства Российского, поразмышлять на фоне исторических декораций. Уж таких, какие сохранились, не взыщите!
К слову, во время нашего приезда территорию кремля активно облагораживали, всюду цвела сирень, разбиты клумбы с цветниками, Ново-Никольский собор стоял в лесах.

Из глубины веков дошедший

В летописные времена в этих местах жили вятичи. Жили в лесах, долго не принимали христианство и чурались строительства городов. Словом, современный Можайск и окрестности до поры до времени было принято объезжать десятой дорогой. Внуку Ярослава Мудрого, Владимиру Мономаху было всего 14 лет, когда он впервые повел дружину «сквозе вятичи» покорять дикие племена. «Покорил», кстати, довольно мирно. Правильнее было бы сказать – застолбил за собой по пути из одного владения в другое: из Смоленска в Ростовско-Суздальское княжество. Между ними находился эдакий анклав Святославичей – Черниговская земля. И несмотря на то, что съезд князей в Любече еще в 1097 году формально положил конец междоусобице, безопаснее было провести дружину из удела в удел лесами, полюбовно договорившись с местным населением, что Мономах и сделал.

Деревянный детинец стоял здесь с XII века, а в начале XVII построен каменный кремль. Град Можайск с княжеским двором и небольшой крепостью упоминается в летописях под 1277 годом как один из городов Смоленского княжества. С начала следующего XIV века уже числился «под рукой» Москвы. Во времена Орды и продолжившихся княжеских междоусобиц кремль неоднократно захватывали, грабили и сжигали. Князь Юрий Данилович отстроил здесь такие стены, что успешно выдержали осады литовцев Ольгерда, но пали перед Тохтамышем в 1382-м.

Все, что известно о первом кремле: куртины общей протяженностью около 650 метров опирались на несколько башен: Никольскую (с надвратной церковью), башню Кухня, Косую Стрельню, Петровскую (с воротами), Глухую, Красную, полубашню Сурино колено… Забавные названия!

Что означало это «под рукой» Москвы в то время с точки зрения современного человека? Скорее политический союз, нежели непосредственное подчинение централизованной власти. С таких вот политических союзов и начиналось собирательство нашего государства вокруг нынешнего федерального центра. С 1389 по 1493 год Можайск – центр удельного княжества, здесь даже чеканили собственные монеты.

В 1603 году Борис Годунов при виде обветшалой деревянной крепости приказал было возвести белокаменную. Но не успел завершить строительство. Бревенчатые башни обмазали глиной, а башню главных Никольских ворот и смежные с ней стены сложили из белого камня.
Но в 1618 году во время совместной осады польского королевича Владислава и гетмана Жолкевского и новые стены, и старые еще деревянные башни рухнули. Это была последняя осада деревянного Можайска. Так что, как таковой Можайский кремль построили уже после Смуты в 1626 году по образу и подобию московского Китай-города. Здесь стоял гарнизон самого Дмитрия Пожарского.

Вычитали: общая протяженность стен нового Можайского кремля достигала 321 сажень, то есть почти 700 метров. Не намного больше предыдущей версии. В плане кремль почти в точности повторял прежнюю деревянную крепость, поскольку был выстроен на тех же земляных валах. Они дошли и до наших дней. Восемь башен, две из которых – с воротами. Были и четырехугольные и восьми. Но главной считалась та, что прикрывала Никольские ворота. Только теперь она стала выносной: почти на 10 м выступала за линию стен, что позволяло вести фронтальный и фланговый огонь.

Известно, что на одной из башен стояли часы с боем. Их механизм якобы хранится в запасниках Бородинского музея. Кстати, от Можайска всего 12 километров до места знаменитого сражения. Увы, в запасниках не бывали, поэтому не станем говорить ничего ни о часах, ни о времени их создания. Если любопытно, предлагаем покопаться в источниках самостоятельно.

Толщина и высота стен, как свидетельствуют историки, доходила до четырех и тринадцати метров соответственно. С одной стороны крепость защищала речка Можайка, с другой – глубокий ров. Все строго по канонам фортификационного строительства своего времени. Но Можайский кремль до обидного быстро утратил свое фортификационное значение. После мирного договора с Речью Посполитой, так называемого «Вечного мира», подписанного в 1686 году, крепость как боевой оборонительный пункт стала просто-напросто не нужна и, увы, с этого момента она начала превращаться в руины. К 1805 году, по свидетельствам современников, величественное оборонительное сооружение уже оставалось в прошлом.

Никольские соборы: старый и новый

Ново-Никольский собор
Петропавловский (Старо-Никольский) собор
По легенде, во время осады Можайска монголо-татарами, святитель Николай был воочию явлен горожанам в небе над Кремлевским холмом. В одной руке он держал меч, а в другой... крепость целиком. Святой защитник города так напугал неприятеля, что те в панике бежали.

В знак благодарности местный умелец вырезал образ Николая Чудотворца из толстой дубовой доски. Так появился деревянный образ Николы Можайского: не икона, а фигура – редкое для православной традиции явление. А выстроенная на холме в конце XVI века церковь логично была посвящена Святителю Николаю.

Позже Никольским стали звать и надвратный храм Воздвижения Креста Господня, появившийся во второй половине XIV века еще при князе Андрее Дмитриевиче, сыне Дмитрия Донского. В нем устроили придел, где хранился образ. Как пишут, этот храм обрушился по ветхости в 1844 году, был заменен новым и переосвящен в честь святых апостолов Петра и Павла. Однако в народной памяти он закрепился Старо-Никольским.

После Великой Отечественной войны сильно пострадавший собор был восстановлен без купольной ротонды над центральной частью. Внутри разместилась трикотажная фабрика. В 1980-х его вместе с прочими зданиями на кремлевском холме передали в ведение Государственного Бородинского военно-исторического музея. И только с 1994 года в храме возобновились богослужения.
Строительство нового Никольского собора в Можайске началось в конце 1770-х годов и продолжалось с перерывами более трех десятилетий, вплоть до 1812-го. Заложен на закате «Золотого века» Екатерины, а закончен уже при Александре I Победителе.

Историки до сих пор спорят об авторстве проекта. Одни предполагают Алексея Бакарева, одного из учеников Матвея Федоровича Казакова, другие – знаменитого русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Но в большинстве энциклопедий автором Никольского (Ново-Никольского) собора значится именно Бакарев, ученик Матвея Казакова. Во всяком случае, так сказано в Московской энциклопедии. Историк и филолог Андрей Ранчин в одной из своих работ писал, что надвратный Воздвиженский храм перестроен в 1802–1812 годах «возможно, архитектором А.Н. Бакаревым». Надо отметить, что именно Бакареву мы обязаны «перестройкой» многих известных столичных архитектурных символов: например, Никольской башни Московского Кремля, колокольни Ивана Великого и Большого Кремлевского дворца.
И именно в его время в моду вошла неоготика, или «русская готика», которая в полный рост читается во внешнем виде собора. Исключительно российское явление! Заимствования из западной архитектуры адаптированы под вкус и взгляд русского человека. И наставник Бакарева Матвей Казаков, и его прославленный коллега Василий Баженов были большими поклонниками и настоящими мастерами этого стиля.

В среде искусствоведов бытует такая легенда: мол, Екатерина Великая, на закате царствования которой родилась «русская готика», усмотрела в стиле угрозу распространения европейских революционных идей. Так, она раскритиковала Царицынский дворец, построенный для ее сына Павла Петровича. Тоже весьма интересный шедевр с тем же «набором авторов». В 1776-м его начал строить Баженов, но уже в 1786 году часть построек была разобрана, а за перестройку взялся Матвей Казаков. Обязательно найдите фото в сети, сравните с архитектурой Ново-Никольского собора!

В семье нашей Таты тоже долго бытовала своя байка. О том, что их ветка рода Казаковых – потомки известного архитектора Матвея Федоровича. Так ли это на самом деле, уже никто не знает, фамилия не редкая. Ну а вдруг…

О мистике и масонах

Из всех российских кремлей – а их вон сколько – Можайский считается самым таинственным. В этой связи часто вспоминают тот факт, что Александр I, будучи в городе в 1818 году, не пожелал посетить Ново-Никольский собор. Не пожелал – и не пожелал, казалось бы, мало ли, какие у царя были планы! Но по сети гуляет множество версий, почему. И обойти их мы, конечно же, не можем, расскажем в двух словах.

Помимо нетипичного для российской глубинки облика здания в глаза бросаются шестиконечные звезды на его фронтоне в верхней части фасада. Это звезды Давида – два наложенных друг на друга равносторонних треугольника, на иврите они называются «Маген Давид» («щит Давида»). Треугольными были щиты воинов легендарного царя, победителя Голиафа, завоевателя Иерусалима и «собирателя» Израиля. К слову, треугольники прослеживаются и в других элементах здания, но эти наиболее заметны.
Да, да, вы правильно предположили: известная масонская символика. Ее можно встретить на зданиях в Петербурге. В Северной столице даже водят специальные экскурсии по «масонскому Петербургу». Взгляните на тот же Казанский собор на Невском проспекте:
Здесь треугольник даже с глазом внутри. Это «всевидящее око» провидения. Но речь-то о крошечном подмосковном Можайске, о бывшем удельном княжестве!

Местные краеведы-любители измерили храм со всех сторон, перевели метры и сантиметры в сажени, аршины и даже в дюймы. И обратили внимание, что во многих случаях в этих единицах измерения слишком часто попадается сочетание трех шестерок. Совпадение? Притянуто за уши? Не знаем… Мы к мистическому флеру вокруг исторических достопримечательностей относимся скептически, но признаем, что интерес туристов он возбуждает и подстегивает.

Деревянный Никола

Куда более интересной, чем масонские знаки, нам кажется еще одна можайская загадка – появление и обретение нетипичной для православной культуры деревянной церковной скульптуры. Она изображает Николая Чудотворца с холодным оружием в руках. Саму легенду о том, как святитель Николай спас город от татаро-монголов, рассказали выше. А образ с 1930-х годов хранится в Третьяковской галерее. Загляните при случае!

До того он столетиями освящал территорию Можайского кремля. По мнению реставраторов, скульптура вероятно была установлена над аркой входных ворот. Тех самых, которые стояли тут до неоготики. Датируют Николу Можайского примерно XIV веком. Он современник каменного Старо-Никольского собора.
Фото из Википедии
Имя автора-умельца, увы, до нас не дошло. И даже версий нет. Искусствоведы отмечают, что работа имеет сходство с произведениями сербского искусства.

Возможно, это веяние вырезать культовые образы из дерева появилось на Руси в XIII–XIV веках через митрополита Киевского, уроженца Волыни. Или чуть позже, в конце XIV века, когда Русскую православную церковь возглавил Киприан, он родом из Болгарии. Что удивительно, образ Николы Можайского – один из самых распространенных не где-нибудь, а на Русском Севере. Где Север, а где Можайск, да?!

Когда мы были в Каргополе в 2018 году, то заметили в собрании Каргопольского музея небольшую, но интересную коллекцию деревянной скульптуры. Среди прочего: три скульптуры Николы Можайского, две скульптуры Христа в темнице, фигурки ангелов, резные изображения Распятия Христа и другие.
О широком бытовании церковной скульптуры на Каргополье говорят исторические источники: рукописи священников, метрики церквей, которые составлялись во второй половине XIX века в каждом храме, записки и статьи краеведов. В Каргополе даже существовала небольшая мастерская резчиков, которая обслуживала нужды местных приходов.

При наличии в Каргополе сразу нескольких Никол больше всего сведений сохранилось о Николе из Свято–Духовского прихода. В рукописи 1832 года каргопольского священника Василия Ивановича Попова записано: «Откуда сей образ поступил, неизвестно. Известность древности его равняется известности прихода». Время появления скульптуры прихожане связывали с вкладной надписью на серебряных сосудах, в которой говорилось, что «положил вкладом по обещанию Афанасий Дмитриев в церковь Св. Животворящего Духа и Покрова Пресвятыя Богородицы и Николы Чудотворца 7180 года марта в 1 день», то есть в 1672 году.

В XVI веке на месте двух каменных каргопольских храмов стоял один деревянный, где был обустроен придел во имя Cв. Николы Чудотворца. Но во вновь построенных в XVIII веке уже не было ни придела, ни престола. В своей рукописи священник Попов приводит воспоминания старожилов о том, что около 1785 года «сей образ Преосвященнейшим Виктором Епископом Олонецким и Каргопольским во время посещения его Епархии был обнажен от украшения и вынесен из церкви». Существовала записанная в тетрадку проповедь против чествования подобных изваяний, прочитанная в Каргополе по приказанию все того же Преосвященного Виктора.

А вот сообщение на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости» за 1867 год:
«…в Каргополе и в конце XVIII столетия особенно чтили деревянные старинные изваяния святых.
Эти статуи сделаны самой худой работы. Чудотворец Николай в рост большого человека и прочих безобразнее, а других четыре, один другого меньше, окрашены простою краскою, исключая одного, на котором платье вызолочено, а сапоги поновее других, красные, но от долговременного стояния в церкви окоптели и запылены.<… > Ныне они вынесены и стоят в особой церкви за особым присмотром». Причина столь пренебрежительной оценки резных образов, скорее всего, в их внешнем облике. Если учесть, что Св. Никола из Свято–Духовского прихода имел к концу XVIII века «возраст» более 100 лет, то это не могло, не отразится на его «благолепии».
Мнение очевидца о каргопольской скульптуре и решительные действия епископа Виктора перекликаются с указом Синода от 21 мая 1722 года, где в отношении храмовой скульптуры говорилось: «дерзают истесывати их сами неотесанные невежды». Считается, что официальная церковь усматривала в этих образах нечто языческое, с чем и боролась.

После выноса скульптуры Николы Можайского из церкви начинается ходатайство церковного старосты о ее возврате. Сколько лет длилась переписка с епархиальным начальством, как долго резной образ находился вне храма, какие доводы в защиту его выдвигали прихожане, не известно. Однако, их прошения увенчались успехом. Преосвященный Гавриил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, дозволил «оный святый образ обратно внести в церковь на свое место». Можно предположить, что возвращение Николы Можайского было связано с ослаблением Синодальной политики после смерти Екатерины II в 1796 году. Словом, почитание скульптурного образа, столь необычное для православной традиции, сохранилось в Каргополе и в конце XIX века. Как и в Можайске, по всей видимости.

А еще Никола Можайский – персонаж известной сказки о Садко: именно святой Микола Можайский подсказывает главному герою, как выбраться из подводного царства.

Прогулка по кремлю

Так и стоят два Никольских собора в кремле: слева – Ново-Никольский, справа – Петропавловский (Старо-Никольский):
Перед Петропавловским собором – оригинальный пасхальный арт-объект:
И макет бывшей Можайской крепости XVII века с воссозданным рельефом и, кажется, что даже с воссозданным руинизированным состоянием:
Отечественная война 1812 года прошлась по Можайскому кремлю, не пощадила. Французы сожгли иконостасы обоих храмов, от пожара пострадали колокола. Николу и богатую утварь, к счастью, успели спрятать в подвалах, они уцелели.
Уже говорили: от Можайска до места Бородинского сражения всего 12 километров. Сюда, в кремль обозами везли убитых и раненных. На высокий холм к Никольскому собору, порой, не успевали заносить, отпевали под ним, прямо на том самом месте, где сейчас стоит эта часовня. Она пережила Великую Отечественную, сильно обветшала в 1960-1980 годах, отремонтирована в 1990-х. Ныне это памятник федерального значения.:
Каменный мост, ведущий к храмам и внутрь Можайского кремля – новодел, он воссоздан на месте старого, построенного еще в 1802 году. А для строительства того в свое время использовались кирпичи стен и башен кремля. С дороги мост совсем не просматривается, да и вблизи не фотогеничен – слишком зарос растительностью. При этом у него тоже гордый статус – памятник федерального значения.

Только кремлевские ворота до сих пор используются по прямому назначению: открываются в 6:00 закрываются в 22:00.