5 июля 2019

Путешествия с собаками.
ВЛАДИМИР

Владимир – идеальный город для путешествия «выходного дня». Но только для тех, кто о нем хоть чуточку слышал или уже бывал проездом. Сюда за 2-3 часа можно добраться из Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Иваново, Костромы и вечером этого же дня вернуться назад. Проводить тут неделю-другую безвылазно не рекомендуем. За пределами исторического центра — это обычный большой, красивый город, областной центр, ритм жизни которого стремительно приближается к московскому и петербургскому (сказывается близость к столице).
А в отпуске обычно хочется тишины и покоя!
Но вырваться от забот, прогуляться по Большой Московской улице, по «Владимирскому Арбату»… Выпить чашечку… (Давайте честно?! Пить во Владимире нужно медовуху или сбитень, в зависимости от времени года, дабы не нарушать историШной атмосферы) …надо!
А какие пейзажи вокруг города!
Это Ополье или Залесье. Честно сказать, мы так и не разобрались, где начинается одно и заканчивается другое. Край, границами своими примерно совпадающий с нынешней Владимирской областью, «остров» лесостепи в лесном краю, «столицей» которого издавна был Суздаль, он от Владимира в получасе езды.
В Киеве и Новгороде этот край так и называли - Земля за Великим лесом, или проще - Залесская Русь. И в 12 веке, когда Киев умирал под ударами кочевников, именно во Владимирскую Русь потянулись князья, купцы и простой люд: лес надёжно хранил Ополье от набегов, а ведущая в Азию Волга оказалась не хуже Пути из варяг в греки.

Кстати, у истока могучей реки мы в этом году тоже побывали:
Где берет начало Волга?
Перешагнуть саму Волгу — ощущения незабываемые!
Именно здесь, в Ополье, начала строиться Русь новая, позднее ставшая Россией. Суздаль, Владимир, Муром, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский… А связывал эти места неприметный тракт, он словно выходил из леса. Улица с одноименным названием есть в Москве, у Трёх Вокзалов. Догадались?

На самом деле Стромынка - это древний-древний тракт, и московская улица - лишь его начало. Наследник Стромынской дороги - Щёлковское шоссе, которое вполне могло быть и Суздальским, появись в те времена, когда Суздаль был бо-оо-ооо-льшим городом, — оно ведёт прямиком туда, через Киржач, Кольгучино ... Каждый год, проскакивая эти места окольным путем домой, в Питер, с соревнований по DER «Богородская Верста», жалеем, что не останавливаемся.

А пока — предлагаем удобный маршрут по Владимиру, который охватит все значимые места и, при этом, сбережёт ваши ноги и лапки. Фото ниже мы будем показывать сразу двух лет (2018-2019 гг.). В 2018-м путешествовали с сыном, в 2019-м с подругами, фокстерьером Марли и ооочень «энергосберегающим» вельш-терьером Цваем (Лида обижается, когда мы говорим «ленивым», так что тсс!). Это — помимо Рю и Ми и не считая ранних посещений Владимира ДО, …до появления в нашей жизни хвостиков.

СОДЕРЖАНИЕ:
Итак, поехали!
Впрочем, неважно на чем именно вы приедете в город – на электричке, собственном авто, или на автобусе. Конечная – вокзал. Во Владимире автобусный и железнодорожный вокзалы находятся на одной площади. Обернитесь! Посмотрите вверх на холмы…
Хорош Владимир на закате?
Автомобиль можно оставить тут же на стоянке, потому что проникаться городом лучше всего, гуляя пешком. Для проголодавшихся — напротив вокзала dog-friendly заведение. Пицца отменная! Потому что проникаться городом лучше всего на сытый желудок.

Мы в первый раз оставили биглемобиль на ул. Козлов Вал у Золотых ворот. И отправились пешком по Большой Московской, свернули на Георгиевскую улицу, полюбовались городскими скульптурами, вышли на смотровую площадку №1, сделали селфи, вернулись на Большую Московскую, мимо памятника Князю Владимиру прошли к Успенскому и Дмитриевскому соборам и к памятнику Александру Невскому у стен Рождественского монастыря.

Для тех, кто дочитает статью до конца, у нас припасен завидный бонус — три фотографии с Рюриком, три места связанные с рождением, смертью и величайшей битвой Александра Ярославича. Когда писали этот текст, ещё не знали, что уже осенью 2019-го судьба занесёт нас в древний Торопец. И мы сделаем еще одно, четвертое фото.

Сохранились летописные сведения, что именно в Торопце в 1239 (1238 ?) году венчался с полоцкой княжной Александрой (дочерью княжившего в Полоцке Брячислава Васильковича) восемнадцатилетний русский князь Александр Невский, о чем и сообщила нам плита на камне близ Малого городища.

Карта основных достопримечательностей Владимирра пригодится! Кликайте, увеличивайте! Длина пешего маршрута — около 3 км, не густо, зато с перепадом высот.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Пожалуй, самый обязательный пункт из программы «Что посмотреть во Владимире за один день». Золотые ворота ведут свою историю с XII века, они — образец древнерусского зодчества и свидетели многих событий. Жаль, камни говорить не умеют!
Несмотря на то, что сохранились ворота не полностью, всё равно поражают своим величием и гармонией. Когда-то их массивные створы были украшены золочёной аравийской медью, ярко сиявшей на солнце, из-за чего сооружение и получило своё название. Но в XIII веке, во время монголо-татарского нашествия накладки сперли поганые, увы, судьба исторических деталей памятника неизвестна.

Во времена князя Андрея Боголюбского это были главные, самые нарядные и торжественные ворота столицы.
Золотые ворота и они же (вид с ул. Козлов Вал) 2018
Помимо оборонительной цели они имели также назначение триумфальной арки, оформляли западный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Надо сказать, что именно при князе Андрее Юрьевиче, сыне Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Владимиро-Суздальское княжество достигло пика своего могущества, стало сильнейшим на Руси, а впоследствии — ядром Российского государства.
Князь Андрей причислен к лику Святых Русской православной церкви. Его поминают 4 (17) июля.
Большая Московская улица как она есть. 2018. Вдалеке виднеется купол — это Золотые ворота:
Такие ворота возводились в крупных городах христианского мира, в память о въезде Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Интересно, что из существовавших в средние века таких же Золотых ворот в Иерусалиме, Константинополе и др., до наших дней сохранились только эти, владимирские, да киевские.

Лида с Цваем и Марли на валу с видом на Золотые ворота. 2019
Во Владимире под сводами ворот проходили княжеские дружины, здесь встречали иностранных послов и именитых гостей, отмечали торжественный въезд на великое княжение Александра Невского и Дмитрия Донского. Здание ворот неоднократно реконструировалось. Впервые Золотые ворота пострадали в 1238 году во время осаждения Владимира кочевниками. Повреждения памятник получил и во время военных действий в Смуту. А окончательное их восстановление было произведено в 1785 году. Позже — только косметический ремонт.

Сейчас в надвратной церкви Золотых ворот размещается музейная экспозиция с масштабной диорамой, изображающей оборону Владимира от полчищ хана Батыя в том самом 1238 году, воинское снаряжение, доспехи и оружие разных эпох.

Будете проходить под аркой ворот, обязательно загадайте желание! И позавидуйте нам, уже загадавшим (чур, по-белому завидуйте!). Сверху на фото мы с Рю и Ми, слева — Марли и Цвай с хозяйкой.

Гулять по городу в это посещение нам, порой, приходилось параллельными курсами. Терьерчики не слишком жалуют Рю и Ми: как известно, если у терьера день прошел без драки, значит, день прожит зря. А драк-то нам очень не хотелось!

Рядом с Золотыми воротами — огромная Красная церковь, ныне Музей хрусталя. Тут же — Театр драмы. Но вам дальше по Большой Московской до проулка … Мимо него пройти невозможно! Увидите таксу-скамейку… Стоп! Сворачивайте!
Ориентиры, чтобы не пропустить нужный поворот. Детям обязательно понравится!
АПТЕКАРСКИЙ ПЕРЕУЛОК
Натирайте нос всем встречающимся псам и людям, бронзовым скульптурам, а их тут немало, продолжая загадывать замысловатые желания. Чем больше, тем выше шансы, что сбудутся!
Можете даже посетить настоящую кузницу, где собственноручно выковать гвоздь или еще что-либо жизненно необходимое. Тут же и пара смотровых площадок со скамейками, где приятно отдохнуть с собакеными, пока двуногие детки наслаждаются экспозицией музея Бабы-Яги.
2018. С сыном. Обратите внимание на клумбу-зонтик
Ловите наши фото с умопомрачительными видами на Успенский собор в год домашнего ЧМ по футболу!
Памятник художнику
Из кузницы по вымощенной дорожке обязательно прогуляйтесь по Георгиевской улице с самой древней в городе Георгиевской церковью, которую заложил сам Долгорукий.
Города в Ополье словно сговорились, как самая древняя церковь, так непременно Георгиевская! Такое впечатление, что Князь Юрий Владимирович ничего иного в своей жизни и не делал, только храмы закладывал! При чем строить князь предпочитал из белого камня, а не из плинфы, как его предки.
Самая древняя во Владимире Георгиевская церковь. 2018
Словом, на одноименной собору улочке встретите интересные скульптуры и недорогие сувенирные лавки. Совсем недалеко отсюда расположен Исторический Краеведческий музей (придется вернуться на Большую Московскую). Настоятельно рекомендуем его посетить по очереди, оставляя кого-то с собакеными. В шикарном домике с изразцами как из сказки вы узнаете гораздо больше, чем в Википедии или в наших беглых обзорах «галопом по … Руси». Музей занимает два этажа, но совсем небольшой. Минут 30 хватит, чтобы обойти весь.

Идите мимо возводимой Пятницкой церкви и памятника Князю-крестителю Владимиру:
Фото 2018-го года. Может быть, нынче храм уже достроили.
Идите через мост 850-летию Владимира. Ничем не примечательное и не художественное фото 2018 года, но вам оно должно послужить ориентиром на маршруте:
…А над городом стоит главное здание древнего, да и нынешнего Владимира –
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Таким он встречает путешественников со стороны Большой Московской улицы. Успенский собор «анфас». Первое фото 2018 года, остальные 2019-го.
А таким видится со стороны Дмитриевского собора:
Успенский собор «в профиль». 2018
Величайший памятник архитектуры домонгольской Руси, как и Золотые ворота, построен еще при Андрее Боголюбском. В нём сохранились фрески Андрея Рублева. Иконописец работал тут в 1408 году.

Атмосфера внутри собора невероятная. Обязательно зайдите! Здесь «сожительствуют» и религия, и музей. Поэтому, если службы нет (обычно вторая половина дня), вход платный – 100 руб. Такие дела..

Собор находится на высоком берегу Клязьмы в центре города, господствуя над панорамой Владимира. Как говорят «модные урбанисты», он — архитектурная и культурная доминанта города. Впрочем, еще при своем возведении в 1158–1160 годах Храм мыслился как культурный, политический и религиозный центр Владимиро-Суздальского княжества.

В сентябре 1164 года в собор была перенесена Чудотворная икона Божьей Матери, святыня, принадлежащая перу византийского художника. Образ стал называться Владимирской иконой Божьей Матери. А Успенский собор с тех пор на многие лета становится главным храмом Руси.

Во время пожара 1185 года собор пострадал: восстановить его в прежнем виде не удалось. Реконструкция Успенского собора была произведена при князе Всеволоде III, в результате перестройки храм стал пятиглавым. Разделенный внутри на пять помещений, он стал обширнее: расширили восточную, алтарную часть, а три другие обвели новыми стенами. Но сохранились и фрагменты архитектурных композиций: аркатурно-колончатый фриз с клиновидными консолями и резными капителями, лента поребрика, — многое из первоначального декора собора мастера Всеволода повторили на новых стенах.

В течение столетий собор еще не раз горел и был разорен, реставрировался. Вплоть до 1432 года под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи. По сей день святые мощи владимирских князей Андрея Боголюбского, Всеволода III, Александра Невского (частично, см. далее), их родственников, епископов и настоятелей храма покоятся в некрополе собора.

А вот эффектная четырехъярусная колокольня с высоким шпилем в формах классицизма — «новодел». Ее поставили в XIX веке.
Рядом с собором — еще одна смотровая площадка с видом на город и заклязьменские дали:
Перед ним, со стороны Большой Московской — Соборная площадь и монумент в честь 850-летия города.
На Соборной площади в 2018-м:
Здесь можно удачно сфотографироваться с буквами «Я люблю Владимир» на фоне Успенского собора:
А дальше ноги сами вас поведут потрогать руками белокаменные стены фантастического Дмитриевского собора, построенного аж в XII веке сыном Юрия Долгорукого – Всеволодом Большое гнездо.
ПОЭМА В КАМНЕ... ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни. Сейчас, конечно, представить сложно.
Перспектива: Дмитриевский собор — Палаты — Успенский собор. 2019
Когда точно он был построен, неизвестно. Историки полагают, что между 1194 и 1197 годами. Заказчиком строительства выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.

В работе над собором были задействованы только русские зодчие — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Однако историки уверены, что к этому архитектурному чуду (иначе не назовешь!) руки приложили и выходцы с Балканского полуострова — болгары, сербы или далматинцы. Это объясняет сходство белокаменного убранства собора с общесредневековыми традициями, характерными не только для Балкан и Византии, но и других европейских государств.
Вера с терьерчиками на фоне Дмитриевского собора. 2019
В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики св. Дмитрия в греческом городе Фессалоники (Солунь) были привезены главные реликвии — большая икона, изображающая святого в полный рост, и серебряный чеканный ковчежец, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Летописец сообщает: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика тут же положи».

Почему собор посвящен Димитрию?
Мать Всеволода — византийская принцесса — жила в Константинополе, при дворе императора Мануила Комнина, где св. Дмитрий почитался как покровитель императорской семьи.

По мнению некоторых исследователей самый большой урон был причинен зданию в XIX веке. В 1834 году во время посещения Владимира император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность храма и пожелал привести собор в «первобытный вид». Усердные «реконструкторы» разобрали в 1837—1839 годах окружавшую собор с юга, запада и севера галерею, а также примыкавшие башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры.

Эти невосполнимые потери не только исказили облик храма, но и сильно ослабили его конструкцию. В 1840—1847 годах состоялся ремонт: стены были заново расписаны, при этом погибли древние фрески, пол опущен, устроен новый иконостас, винтовая лестница на хоры.

Кстати, свою службу у собора исправно несет и трехлапая владимирская дворняга! Наших псов она с лаем отгоняла, но в драку не лезла.

У служителей собора отменное чувство юмора! Видите табличку за парнями на фото 2018 года?
Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт теми самыми утраченными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни. Эти галереи и башни вероятнее всего появились или были перестроены чуть позднее самого собора и соединяли собор с княжеским дворцом. Они также имели белокаменную резьбу, несколько отличавшуюся по стилю, которую впоследствии, при разборе галерей и башен в 1838 году, использовали для заделки утрат на фасадах собора. Заплатки (!).

На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Но подлинные сохранились лишь на западном, немного в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах.

Резные камни на фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Можно предположить, что в первоначальном замысле скульптурного оформления ведущей являлась тема власти. Южный фасад, например, украшен большой по размеру композицией «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет, который современному наблюдателю кажется весьма необычным для украшения православного храма, в средние века был популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот же сюжет был очень распространен во владимиро-суздальском искусстве: он украшал и первоначальный Успенский собор, и церковь Покрова на Нерли, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».

Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла.

Но нас всего более всего заинтересовал звериный мир декора — арабески Дмитриевского собора. По сути это «аристократические» звери — геральдические эмблемы знати. И действительно, княжеские гербы XII-XIII веков часто содержали изображения барсов, пардусов (кошек-леопардов) и других существ. Образы, пришедшие из мира средневековой книжности — с ними была знакома княжеская знать. Простому люду подобные сюжеты были неизвестны и непонятны, удивляли и даже устрашали. Кроме того — и на это стоит обратить внимание — первоначально собор стоял за белокаменной стеной и его резьбой могли любоваться лишь те, кто имел доступ на княжеский двор.

Ну а сейчас, в современном нам Владимире, рядом с собором устроена удобная смотровая площадка. Рядом - парковка. Словом, на это чудо стоит посмотреть, все условия созданы!

По ощущениям храм очень напоминает Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Но в гораздо лучшей сохранности. Ловите для сравнения:
Георгиевский освящён в 1234 году, то есть за 4 года до монголо-татарского нашествия. Он моложе своего владимирского собрата. Но изначально тоже выглядел иначе, гораздо выше и сложнее. В 1452 году юрьевский храм обрушился, и решать проблему «на место» послали Василия Ермолина, главного архиктора Московского княжества. Он в 1471 году провёл первую в истории России «комплексную реставрацию архитектурного памятника», вот только методов научной реставрации тогда не знали, чертежей и обмеров не было, а многие фрагменты за 20 лет успели растащить люди — и как результат, получилось совсем не то, что было изначально. Собор стал примерно вдвое ниже. Но он такой 550 лет из почти 800 лет своей истории!

В белокаменном зодчестве Владимиро-Суздальской Руси была очень популярна каменная резьба — скульптуры, барельефы, орнаменты. Но апофеоза это искусство, по словам специалистов, достигло именно в Юрьеве-Польском. Георгиевский собор был покрыт фигурами и орнаментами почти целиком, и его убранство слагало цельную картину. И вот именно её-то восстановить не удалось: теперь собор в Юрьеве — как чудом уцелевшие обрывки сгоревшей рукописи. Будете ездить по здешним местам — заходите, сравнивайте!

Рядом с Дмитриевским собором – длинное, желто-розовое здание. Это Палаты или Присутственные места. На фото они справа от Алексея и девочек с пёселями:
В 19 веке здесь располагался губернский управленческий аппарат, а сейчас экспозиции Владимир-Суздальского музея заповедника. Вход в Палаты со стороны парка, который с любовью назван Липки. Можно и экспозиции поразглядывать – они чуть ли не каждую неделю новые, а можно и в парке у фонтана посидеть и выпить горячий кофе, который тут продают вполне сносный.
Вид на Дмитриевский собор от Успенского со стороны парка Липки. Вход в Палаты
ЕДА И ЖИЛЬЕ ВО ВЛАДИМИРЕ
В продолжение темы про кофе и кофейни вспомнился случай...

Во Владимире однажды обедали в самом обычном ресторане «Траторрия» все на той же центральной Большой Московской улице возле памятника Князю Владимиру, если не путаем. Ресторан не позиционирует себя как dog-friendly, в посещении не отказали, накормили вкусно и сытно. Но официант (парень) попросил надеть на собаку (Майка, Рюрика он уже, кажется, не замечал) намордник, когда подходил к столику. От его хихикающих коллег узнали, что парень панически, по-настоящему, боится собак. До холодного пота! Он действительно аж бледнел! Но от обслуживания нашего столика не отказался! Мужественный парнишка! А девчонки, его коллеги, — дурочки. Одно дело - настоящий страх, он встречается у какого-то малого количества людей и не зависит от пола и возраста, и совсем другое — показушная брезгливость.

Чем больше выборка мест, тем больше ситуаций с нами приключается.

Мы знаем, что многие ресурсы сейчас, да и отдельные аккаунты в разных социальных сетях ведут свои списки dog-friendly заведений. Но, согласитесь, разница огромная: зайти в заведение с ДРТ, йорком, таксом или даже биглем и зайти в заведение с двумя собаками, один из которых 52 см в холке. А ведь Майкуша далеко не самый крупный пес!
Видеозарисовка наших владимирских жилищных условий.
Ночевали в Гостевом доме «Рахманов Плес». Отдельный неплохой деревянный домик с двумя спальнями и двумя санузлами. С общей гостиной и даже, что очень важно после соревнований, где Хозяйка с Рюриком буквально в грязи вывалялась, — со стиральной машинкой. Однако Интернет слабый, нет цифрового ТВ (Забытое нами эфирное! Раритет!), фильмы по качеству сигнала сеть не тянула... Так что, засыпали под «Россию молодую!» с характерными помехами.
МОЩИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Во второй свой приезд мы отправились от вокзала пешком по улицам Карла Маркса и Вокзальный спуск вверх. Звучит красиво: по спуску вверх! Но мы же обещали перепад высот!
Здесь начинались границы древнего Владимира – «ветшаного» города.
Леша был в восторге даже от этой трансформаторной будки. Говорит, что молния на ней стилизована под Древнюю Русь.
Улица Вокзальный спуск. 2019:
И на этом месте расположен один из древнейших в России монастырей — мужской Рождественский монастырь. Мощи самого Александра Невского когда-то были захоронены именно здесь.

Мощные стены монастыря и сейчас как бы обозначают границу города. Зайдёте внутрь, старайтесь не ругаться с охраной по поводу фотографирования – тут действующая семинария, и этого не любят. Помимо семинарии - несколько довольно новых храмов и монумент жертвам политических репрессий. Страшно, но именно здесь в советские годы располагалось отделение НКВД, где приводили в исполнение приговоры.

Выходите и обходите монастырь по часовой стрелке! Так вы увидите и панораму восточной части Владимира, и шикарный вид от стены на комплекс Успенского собора-Палаты.
За этими стенами 756 лет назад во Владимире был погребён святой благоверный князь Александр Невский.
Александр спешил в Сарай по вызову хана Берке. Тот готовился к войне с иранским ханом Хулагу и решил, коль скоро непокорна Русь, пустить в дело и русских. В «Житии» об этом сказано: «Бе же тогда нужда великая от иноплеменник и гоняхут христиан, веляще с собою воиньствовати». Он ехал с твердым намерением избавить Русь от участия в чуждой ей войне. Он ехал, чтобы «отмолити людии от беды тоя».

Думалось, что уже достаточно претерпел дымной горести татарских костров и искушений шаманских огней, напастей врагов и измен родных братьев и сына, казалось бы, довольно набрался и смысла, и ума, и вежества. Но нет, опять скрипят высоко поднятые дубовые полозья его трехметровых, по росту, вместительных саней, мелькают приволжские татарские «ямы». Миссия Александра была трудна: Русь непокорна, хан недоверчив и чуть ли не грозит самого Александра держать в Сарае заложником. Это могло стать началом вечного плена — такое с князьями уже бывало.

Свой долг Александр исполнил. Дипломатом он был отличным! Таким же выдающимся, как и полководцем. В летописях нет сообщений об угоне русских полков в татарское войско. Сбор «выхода» перешел в руки русских князей. А позднее народные выступления принудили ханов и вовсе отказаться от баскачеств. Но князь Александр этого уже не увидел. Случилось худшее: после приема «удержа его Берке, не пустя в Русь». Александру пришлось мыкаться с Ордой по зимовищам «и зимова в Татарех и разболеся». Больного князя Берке отпустил наконец на родину.

По ноябрьским холодам возвращался тяжелобольной, умирающий князь. «Велми нездравя» добрался он из Нижнего Новгорода до Городца. В последний раз проехал по его прибрежью вдоль Волги, в которую двумя концами упирался мощный крепостной вал. Почувствовав, что умирает, принял постриг в схиму под именем Алексея.

По обычаю предков, великий князь призвал игумена монастыря и изъявил желание постричься в монахи: «Отче, се болен есмь вельми… Не чаю себе живота и прошу у тебя пострижения». Где-то за полночь дыхание больного стало тише, и вдруг он открыл глаза и произнес тихо и внятно:

— Что станет с Русью?.. Господи, что с Русью?
Это были последние его слова. Вскоре дыхание остановилось, и в келье стало тихо как в могиле.

Князь скончался 14 ноября 1263 года. Было ему сорок три года. Он умер как и жил — трудно, непреклонно «перемогаясь» с Ордой.

Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения.

...Из Городца тело Александра через Стародуб повезли во Владимир. Весь народ, «малии и велиции», князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 верст от стольного города в Боголюбове.

После торжественных поминальных служб во Владимире князь был погребен на десятый день после смерти, 23 ноября 1263 года, вероятно, согласно его завещанию, в монастыре Рождества Богородицы. За санями дружинники вели коня и несли прославленные в битвах меч и доспехи. В своем слове над гробом митрополит сказал: «Чада моя разумейте, яко уже зайде солнце земли Суждальской. Уже больше не обрящется таковы князь ни един в земли Суждальской». Собравшиеся в горести восклицали: «Уже погыбаем!». Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новьгород, и за всю Русьскую землю».

Автор Жития святого Александра Невского повествует со слов очевидцев о том, что, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, рука святого князя согнулась, затем распростерлась и взяла грамоту, после чего снова сжалась. Присутствующих в храме объял ужас. Все оцепенели и едва смогли отойти от раки страстотерпца.

Александр Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 году открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли.

Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара.

В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская лавра в Петербурге) по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году. На изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом .

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где и находится по настоящее время. Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.

Также частичка мощей Святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. А мизинец Александра Невского так и остался на владимирско-суздальской земле, он находится в Успенском соборе Владимира.
Кадры из нашего путешествия 2017 года. Из Переславля-Залесского. Это место связано с рождением Александра Невского. Здесь, возле собора, в княжьих теремах, 30 мая 1220 года…
Кто к нам с мечом придет... Рюрик на Чудском озере, деревенька Самолва, практически граница с Эстонией, то самое место, где состоялось Ледовое побоище — величайшая битва князя Александра. 1 мая 2016:
И Торопец. Сохранились летописные сведения, что именно в Торопце в 1239 (1238 ?) году венчался с полоцкой княжной Александрой (дочерью княжившего в Полоцке Брячислава Васильковича) восемнадцатилетний русский князь Александр Невский, о чем сообщает плита на камне близ Малого городища. Мы ее вам покажем на видео. А здесь - дуб. По преданию после церемонии Александр посадил в центре города дерево. И эту традицию торопчане поддерживают уже около 800 лет. «Сей дуб есть семя от семени дуба, посаженного благоверным святым князем...»
У дуба мы и сфотографировались в октябре 2019 года:
Итого:
Город Владимир впервые упоминается в древнерусских летописях конца X века.
История образования города, судя по тому как говорится в Ипатьевской летописи, начинается между 990 и 992 годами, с основания Великим Киевским князем Владимиром Святославичем (Владимиром Красное Солнышко).
Здесь на высоком берегу реки Клязьмы, на границе Залесья и Ополья, во время крещения Владимиром местного населения Суздальской земли, князь повелел заложить город и назвать его по своему первому имени Володимир.

В 1108 году переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах продолжил начинания Владимира Крестителя. По свидетельству археологических раскопок и других летописных источников, Владимир Мономах, для защиты Ростово-Суздальской Руси от вражеских набегов, построил новую, более мощную крепость, которая была хорошо защищена с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера берегами реки Лыбедь, а с запада и востока путь врагам преграждали глубокие овраги.

Туристов влекут в город три белокаменных памятника домонгольского зодчества, признанные Всемирным наследием ЮНЕСКО в составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»:
  • Успенский собор — кафедральный в Северо-Восточной Руси XIV века (1158—1160, перестроен в 1185—1189; в интерьере — фрагменты фресок XII—XIII веков и фрагменты фресок 1408 работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного; в 1810 году к собору была пристроена колокольня, в 1862 — придел Георгия);
  • Дмитриевский собор (1194—1197; одноглавый, с богатой декоративной резьбой на фасадах);
  • Крепостные Золотые ворота (1158—64, перестроены в XVII—XVIII веках) — белокаменная триумфальная арка с полуциркульным сводом из туфа, над ней надвратная церковь (обновлена в 1469 В.Д. Ермолиным; перестроена в 1810).