Никита продолжал составлять свою «Челобитную», которая была окончена им в 1665 году. Узнав о ее существовании, правительство немедленно конфисковало сочинение (со всеми подготовленными списками) и поручило написать на нее опровержение Газскому митрополиту Паисию. Но тот не знал русского языка и, вероятно, читал эту «Челобитную» в переводе Симеона Полоцкого...
Это длинная книжная история, кое-что опустим. Скажем только, что «Челобитная» Никиты Пустосвята была составлена с такой убедительностью и богословской состоятельностью, что для ее опровержения Симеон Полоцкий написал труд «Жезл Правления», в котором взгляды «расколоучителя» рассматриваются им в тридцати «возобличениях». Мнение Симеона Полоцкого всецело было принято церковным Собором 1666 года, сделаны попытки снова вразумить Никиту и его сподвижников. Никита не только остался непреклонным, но и бранными словами стал уличать архиереев в невежестве. Тогда Собор решил отлучить его от Церкви и заточить в темницу Николо-Угрешского монастыря.
Никите грозила смертная казнь, и ради спасения жизни ему пришлось формально покаяться. В челобитных Собору и государю он просил о прощении, и 26 августа 1667 года по приказу царя его освободили и привезли в Москву, но сан не возвратили. С тех пор и до начала стрелецкого восстания 1682 года о Никите Пустосвяте ничего не было слышно, хотя он оставался едва ли не последним крупным «расколоучителем» в пределах русского государства.
Царь Алексей Михайлович умер, не оставив распоряжения о том, кто же должен будет занять престол. Наследник престола — царь Федор Алексеевич — тоже скончался, и царевна Софья подняла стрельцов на бунт. Столица Московского государства была объята стрелецкими волнениями. Вот вам и повод для выражения всякого рода недовольства!
Никогда — ни раньше, ни позже приверженцы старой веры не имели такого влияния и не получали такой, казалось бы, совершенно невероятной возможности — придти в царские палаты и в присутствии правительницы Софьи вступить в спор с патриархом.
По совету князя Хованского (начальника Стрелецкого приказа) для участия в предстоящих прениях и был приглашен известный своим ораторским искусством суздальский священник Никита. Старообрядцы признавали Никиту «столпом правоверия», церковные иерархи — «грубым, вредным и невежественным расколоучителем» (отсюда и значение его прозвища).
Прения о вере состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Когда старообрядческие отцы вошли в Грановитую палату, патриарх Иоаким обратился к ним так: «Зачем пришли в царские палаты и чего требуете от нас?». «Мы пришли к царям-государям, — ответил Никита, — побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам свое праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами, и чтобы церкви Божии были в мире и согласии». На это патриарх ответил, что Никита и его товарищи не имеют права исправлять церковные дела, так как они еще «грамматического разума не коснулись». И Никита гордо возразил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах!».
Однако возражения и высокомерные выражения привели к тому, что Никита бросился на епископа Афанасия с поднятой рукой. По утверждению некоторых историков, он ударил святителя массивным крестом и даже «бил и терзал». В ту же ночь Стремянной полк по приказанию царевны Софьи схватил всех челобитчиков. На другой день Никиту Пустосвята поволокли на Красную площадь, где ему прилюдно зачитали приговор: «Казнить тебя смертью, чтобы иным таким ворам неповадно было впредь так воровать и на государей своих такие хульные и непристойные слова износить».
Раскольного попа казнили, и он оказался первым и последним в истории осужденным, которому отрубили голову непосредственно на Лобном месте, а не рядом на эшафоте как казнили после самих стрельцов (обычно с Лобного места лишь зачитывали царские указы, в том числе и о приговорах). Сотоварищей его разослали по разным монастырям, откуда некоторым из них удалось бежать и продолжить свою деятельность.
Сохранилось предание, что после казни Никиты раскольники собрали его останки и похоронили их в городе Гжатске (Смоленская губерния). И долгое время местные жители потом показывали его могилу с простым деревянным крестом. Вот такая история.
Принадлежность домика Костьке Добрынке подтверждают Писцовые книги Суздаля 1628-1629 гг. Таким образом, этот домик кроме архитектурного, приобретает еще и исторический интерес.
В 1788-1791 гг. дом был собственностью суздальского мещанина Ивана Дмитриевича Бибанова, который с женой Авдотей занимались харчевными и калачными промыслами. В 1970 г. Владимиро-Суздальский музей приобрел Посадский дом у последней владелицы и восстановил интерьер XVII-XVIII вв.