сентябрь-октябрь 2021

Вельск – город расписной!

Тут это всюду подчеркнуто: на указателях, адресных табличках, остановках общественного транспорта… Обычное современное граффити тут воспринимается продолжением традиции. И, надо сказать, граффити-то в Вельске выполнены со вкусом и мастерством. Именно расписной купеческий Вельск стал началом нашего очередного Большого путешествия по Русскому Северу. 4 139 км дорог, 12 дней: Петербург - Вельск - Архангельск - Нёнокса - Северодвинск - Холмогоры - Малые Карелы и Лявля - Верхняя Тойма - Авгюнская УЖД - Перьмогорье - Черевково - Сольвычегодск - Тотьма - Вологда – Петербург. К своему стыду признаемся: до этого путешествия мы ничего о славном городке Вельске не знали.
Самый известный дом Вельска – дом с единорогами и львами. Нет, не из фэнтази! Эта старинная роспись – привычная картинка для Русского Севера столетней давности, тут на фасадах домов часто изображали диковинных животных. Дом с единорогами – он же первый и на сегодняшний день единственный в Архангельской области музей домовых росписей – важских росписей. Ибо стоит Вельск на берегу реки Ваги, притоке Северной Двины. Именно в Поважье некогда зародилась традиция уникальной росписи по дереву. Сегодня можно выделить аж несколько самостоятельных стилей: важская, шенкурская и борецкая роспись – все из Поважья. А целиком по Архангельской области еще несколько стилей наберется. Мы не знатоки, но про мезенскую роспись сразу же вспомнили.

Оказалось, что в этих краях не только рубят лес, но и развивают сельское хозяйство, по дороге видели – много земель распахано. Сами дороги до Вельска заметно лучше, чем дальше на Север (в основном, грейдер, но поддерживаемый в хорошем состоянии). Дома здесь другого типа: не такие большие как в Черевково, но с расписными подвесами и фасадами. Сам Вельск – приятный, аутентичный и благоустроенный городок, сохранивший не так много памятников старины (что уж, как таковых и вовсе не сохранивший!), но обладающий интересным музеем.

Музей появился в Вельске относительно недавно, в ноябре 2018 года. Он расположился в традиционном северном доме-дворе (под одной крышей собиравшем и семью, и скотину, чтобы в мороз зимой не померзли). Дом стоит не на своем историческом месте, его перенесли по бревнышку из деревни Заручье, что по дороге Долматово – Каргополь. Информацию вычитали в сети, надеемся, что подлинна. Впрочем, изначально он и не из Заручья – был построен в 1884 году в деревне Леменьга, а в 1939 году его перенесли в Заручье, совсем близко – километр-полтора. Известен и владелец дома – некто М. М. Кичев. А расписан он малярами семьи Петровских из деревни Чурковская. Тем и стал знаменит!
Все фото выше и ниже кликабельны. Можно увеличить и рассмотреть.
Лев и единорог горделиво поглядывают на прохожих с высоты фронтона и приглашают зайти вовнутрь. Кажется, лица у них человечьи. Опечек, двери, дверные колоды, потолок горницы, матица утварь и мебель украшены фирменными узорами. Им более века, представляете? При реставрации внутри под слоями краски неожиданно обнаружили следы росписи «мороз» — сине-белые завитки, напоминающие зимние оконные узоры. Они были распространены в этих местах в XVIII-XIX веках, но сохранилось их крайне мало.
Дом спасали всем миром, деньги на реставрацию присылали из разных уголков России, а один взнос пришел даже из Лос-Анджелеса. Тьфу-тьфу, получился не новодел, сгнившие бревна заменяли историческими, один из неравнодушных жителей отдал для благого дела на разбор свой дореволюционный амбар.

К слову: этот чудный музей расположился на улице Советской между 34 и 36 домами. Обязательно загляните! Стоимость билета – 100 рублей.
Самое впечатляющее, пожалуй, каменное здание. Ныне основное здания краеведческого музея – особняк купца-смолокура Пимена Соболева. Оно построено в 1913 году, буквально накануне Первой мировой. А основа коллекции музея — собрание «предметов старины» крестьянина Василия Кулакова.

Еще пару десятков лет назад музей ютился в бывшем Преображенском соборе вместе с библиотекой, кино-, спорт- и танцзалами и биллиардной. Там и ныне располагается районный культурный центр. Если честно, это наименее благоустроенный уголок города. Может, потому, что используется не по назначению, как-то чуждо все это наполнение месту, отторгает собор свое нынешнее содержание в нынешнем же исполнении. (Не станем судить о неуместности центра в здании бывшего собора, не нам судить о тех реалиях, говорим лишь о том, КАК тут его обустроили в свое время).
То, что осталось от собора. Кстати, возводили его на средства горожан. В 1898 году заложили, в 1903 году подняли кресты на купола, в 1913 году освятили, а в 1929-1936-х перестроили. Такое же отношение горожан к своему городу как в Вельске мы встречали разве что у жителей старого довоенного Выборга и в те времена, когда Финляндия еще была Великим княжеством в составе Российской империи. Та же домовитость, здравый смысл и безупречный вкус. Интересная параллель: два совершенно разных городка по стилю и укладу жизни, но отношение горожан к городу одинаково заботливое. И там, и там в чести меценатство. Знатные люди, промышленники, купцы, предприниматели с удовольствием вкладывали деньги в благоустройство набережных, ставили в скверах скульптуры и малые архитектурные формы, перечисляли средства на строительство храмов. Только в Выборге традиция, увы, иссякла вместе с эвакуацией в Финляндию во время войны коренного населения, а в Вельске — жива по сей день. Отчасти поэтому его исторический центр выглядит таким ухоженным, словно игрушечный.

Для сравнения такой же «выставочный уголок» Осташкова. Территория краеведческого музея. Бог с ним, с недостатком средств на реставрацию, но забор-то покосившийся и мусор за ним можно убрать, а колокольню побелить хотя бы на первом уровне на субботнике.
А это снова Вельск, территория музея. И то, и то снято осенью. Так что серость, унылость и слякоть точно не при чем. Вернее, в Осташкове она ощущается, а в Вельске нет.
Тротуары на Севере часто деревянные. Даже в самом Архангельске еще сохранились. Местные смеются, что у них сплошь модные эко-тропы.

И не в отчислениях из государственной казны дело — оба города по суммам финансирования сопоставимы, Осташков даже побольше и географическое положение у него выгоднее: меж двух столиц, дороги хорошие (относительно!), рядом туристический Селигер. Нехорошо так говорить, неправильно, но, похоже, дело в людях. Северные люди — они особенные.

Вельск еще называют южной столицей Архангельской области и, действительно, столичные амбиции тут нет-нет, да ощущаются. Например, в таких указателях близ бутик-отеля «Троицкий», в котором мы остановились.
Бутик-отель «Троицкий»
в ТОПе ОТЕЛЕЙ И ГОСТЕВЫХ ДОМОВ ОТ РЮРИКА И КО
Как вы уже поняли, жили мы в Вельске по-боХатому в здании бывшей земской станции – ныне тот самый бутик-отель «Троицкий». Очень рекомендуем! Ели тут же, в ресторане. Заказали «скромно» по-купечески, как и подобало аутентичной обстановке: щи и язык... Судя по ценнику действительно скромно (москвичам и петербуржцам станет завидно, но, к сожалению, для зарплат по регионам он не такой уж радостный, там совсем другая ситуация). Доплату за номер взяли подушно: по 500 рэ с носа – Алексея, Майка, Рюрика, не сильно заморачиваясь, кому конкретно нос принадлежит. Дорого мужики нынче обходятся!

Очень понравилось, как обставлены номера. Каждый посвящен какому-то одному русскому северному городу. Догадайтесь, какой выбрали мы? Ага! С дубовыми бочками вместо прикроватных тумбочек.
Для Вельска, где и сейчас-то живет всего 22 тысячи человек, Преображенский собор смотрелся бы масштабно! А по данным 1911 года в городе насчитывалось всего 450 домов, в которых проживало 2800 жителей. Дома были деревянные, одноэтажные и двухэтажные. Не считая церквей, всего семь каменных, но все равно с огороженными палисадниками, сараями, колодцами и поленницами дров на задних дворах. И бабах – даже не собор, соборище! Вот такие амбиции у этого городка и его жителей.
В 1780 году Вельский посад был, наконец, переименован в город Вельск. Населяло город к тому времени сто шестьдесят пять человек – почти поровну мужчины и женщины. Более всего проживало чиновников – четыре десятка, а менее всего крестьян – семь человек. Полсотни мещан, двадцать восемь отставных солдат и тридцать семь лиц духовного звания. Сорок чиновников на сто шестьдесят пять жителей.
Архивные фото тоже кликабельны, позаимствованы с этого ресурса. У автора еще много старинных фото Вельска и вельчан, обязательно загляните.

Рядом с бывшим собором мы обнаружили вот такую интересную эмм… малую архитектурную форму. Собаколюбивую. Явно с советских времен. На детской площадке. Оценили?
Говорят, важскую роспись невозможно рассматривать в отрыве от истории Поважья. Исторически Русский Север осваивался «двумя волнами» выходцев из Новгорода. Первая началась еще во времена легендарного Рюрика: тогда расселились по реке Сухоне и ее притокам, в районах нынешних Тотьмы, Вологды, Белозерска. Но соседи с юга, ростово-суздальские князья тоже положили глаз на эти земли, поэтому «вторая волна» новгородцев, уходя от прямых конфликтов, сосредоточилась на освоении прямо-таки Севера-Севера: в XI веке они уже побывали на Северной Двине. Двигались на Север по рекам. А как же еще, дорог-то не было! (Кто сказал, что их и сейчас нету?! Поручик, молчите!)
героическое отступление:
Интересно, что первая официальная исполнительная власть в Важской десятине Обонежской пятины была церковной. Поважье принадлежало новгородскому митрополиту. В XII веке здесь были заложены «опорные пункты» или погосты: Вель (Вельск), Вага (Шенкурск), Кокшеньга, Валдит (Валдеево) и др.

Конечно, мы помним год основания Вельска – 1137-й. На минуточку, он на 10 лет старше Москвы, основание которой принято связывать с первым упоминанием в летописи – 1147-м годом. Но, знаете, что, следов глубокой старины в Вельске нынче не найти, этот городок словно застрял в XVIII-XIX веках – весь такой из себя вальяжный, патриархальный, купеческий. Вельск – самый старый город в округе: пункт сбора дани с чудских племен, с 1397 года – волостной центр, с 1560-го – посад, а с 1780-го – уездный городок. Ровно такой, какие греют душу, и какие мы любим!
тихая россия
Он и сейчас кажется приятным благоустроенным городком. Да что там! Вылизанным, по нашим питерским меркам! Этот «медвежий край» долгое время оставался заповедным уголком сначала Новгородской республики, а позднее и Московского государства, умудрился сохранить свою самобытность. Сюда стоит приехать не за чем-то конкретным, а ради общей обстановки и атмосферы тихого провинциального городка. Бродить по улочкам, рассматривать детали. Тут нет модного и дорогущего, нет лживой напыщенности, помпезных бульваров, даже современные торговые центры (а они есть) проще и скромнее. Тут какая-то обволакивающая, расслабляющая и умиротворяющая тишина. А может просто так совпало, наложилось на наше настроение, ведь до этой поездки была сумасшедшая страда почти без выходных: суета мегаполиса, проблемы, заботы… До этой поездки мы ничего не знали про Вельск. Видные блогеры почему-то обходят городок стороной.
Здание городской администрации:
Не Кимры, но кое-что от Эпохи модерна и в Вельске сохранилась. Только снимать такие домики чрезвычайно трудно. Заборы.
Интересна ориентация мезонинов. Хочу – туда, хочу – сюда.
Росписями красота и креатив Вельска не ограничивается, рекомендуем обратить внимание на серию фонарей в сквере близ бутик-отеля, в котором мы остановились. Фонари-боксёры, фонарь-скрипач…
Несколько лет назад в Вельске решили построить фонтан. И построили. На зиму его закрывают пирамидой, пирамида – становится местной достопримечательностью.
Главная площадь:
Некоторые жители стараются поддерживать курс на креатив. Например, эти изображения на воротах и доме сделаны из крышек от пластиковых бутылок. А вообще, в Вельске живут люди творческие. Поэтому разные арт-объекты можно увидеть во многих местах. Не всё, конечно, получается идеально на наш вкус, но само стремление восхищает.
Временные границы зарождения традиции северных росписей по дереву не до конца ясны потому, что датируются по сохранившимся предметам: так, до нас дошла доска XIX века – от нее историки и считают. А сколько поколений предметов, расписанных орнаментами, кануло в лету – загадка.

Предполагают, что важская роспись развилась из старообрядческой иконописи в конце XVIII века. Наверное, человек, попавший в Поважье в то время, мог ощутить себя внутри русской народной волшебной сказки, потому что расписывали здесь было буквально все: корзины и ставни, шкафчики и скамейки, сундуки и наличники, фасады и сани... Чем больше орнамента, тем зажиточнее хозяин. Вот такой индикатор социального статуса и успеха. Кстати, чаще всего росписями занимались мужчины. А самый часто расписываемый предмет – прялка.

Эта роспись имеет темно-коричневый фон с цветками-розетками, которые обрамлены изогнутыми листьями, бутонами и цветами. На языке специалистов важская роспись «занимает переходное положение между свободно-кистевыми и графическими росписями и характеризуется свободной манерой исполнения без предварительной прорисовки». Например, соседская борецкая роспись (произошедшая из села Борок в Шенкурском уезде, ныне – пристань деревни Борок в Виноградовском районе Архангельской области) отличается яркостью цветов: ей присущи красный, зеленый и золотой непременно на белом фоне. Еще одной отличительной чертой борецкой росписи является и изображение тюльпана.
Историческое отступление:
Байки и легенды связывают село Борок с фамилией новгородских бояр Борецких. Марфа Посадница, кстати, была из этого рода. И хотя село и фамилия – не более, чем созвучие, происхождение борецкой росписи таки из Великого Новгорода. По крайней мере, так говорят специалисты.

Но вернемся к дому с единорогами. Единорог – один из символов Христа. Многие росписи здешних мастеров имеют библейскую подоплеку. Работы Петровских хорошо известны на Ваге. Дома с их шедеврами до сих пор можно увидеть в Чурковской, Петрегино, Андричево и других деревнях Архангельской области. Львы на фасадах домов носят охранительную функцию. Они – стражи. Внутри еще чуднее, интерьеры собраны из разных изб, но все в стилистике важской росписи. Не забывайте поднимать голову и на потолки.
Отдельного внимания заслуживают курящие мужики с трубками. Например, фрагмент обшивки фронтона дома И. Горбунова из деревни Петрегино. Видимо, это портреты хозяев избы (тоже работа мастеров Петровских, 1886 год). Вроде и написано не для эрмитажей, а лица – живые. И характер на сто процентов передан.
Когда мы были в Вельске, в музее, в доме Кичева была открыта экспозиция современной фотографии. Владимир Григорьев — тот самый неравнодушный вельчанин, талантливый фотограф и меценат. Это его фотовзгляд на свой город.
улица набережная
Считается, что Вельск расположен в месте впадения реки Вель в Вагу. Но, по карте ж видно, обе реки протекают по окраинам и на городской ландшафт влияют слабо. Потому большая часть города разбита на прямоугольные кварталы. А делит город пополам не река, а железная дорога.

Но пару веков назад Вага текла под набережной. Сейчас между ней и городом – заливной луг около километра шириной. Летом, говорят, он весь в цветах: то желтый от купальниц, то белый от ромашек. Трудно поверить, но Вель и Вага обе раньше были судоходны. Весной по большой воде приходили в Вельск пароходы и буксиры с баржами и увозили в Архангельск тысячи бочек со смолой, скипидаром и канифолью, заготовленными важскими смолокурами.
Не ходят теперь пароходы ни по Вели, ни по Ваге. Но главный променад Вельска – улица Набережная (Ога! Название чудное!) обустроена над долиной реки Вага. Сама Вага теперь далеко, вода доходит до улицы только в половодье. Набережную улицу в шутку зовут набережной без реки. Между нею и главной улицей города – Советской – расположен исторический центр города: деревянные и каменные особнячки, сплошь памятники архитектуры XIX - XX веков. Набережная современная. В Петербурге ее бы назвали модно: рекреационным пространством. Здесь стоит ротонда, памятник Ломоносову, который пешком за рыбным обозом… сами знаете, отдельный домик занимает газета «Вельские вести», а скамейки амфитеатром расположились на склоне лицом к реке и пейзажу – для созерцания и умиротворения.

Такое благоустройство набережной жители Вельска выбрали путем народного голосования. Преображение исторической части города началось в 2018-м в рамках контракта с отдельно взятым индивидуальным предпринимателем, а затем поддержано властями.

Раньше Набережная улица называлась Городской бульвар. Гуляли здесь знатные и богатые горожане, а вход на бульвар был платным (!).
Удивительные люди, эти вельчане. Они умеют видеть по-настоящему ценное. Скамейки амфитеатром расположились на склоне лицом к реке и пейзажу:
В конце набережной у беседки стоит удивительный особняк:
Тут же – редакция местной газеты. Вот в таком красивом особнячке. Куда же еще может понести семью журналиста!
Юноша Ломоносов на пути в Москву – памятник современный. Местные уверяют, мол, им доподлинно известно, что обоз, с которым будущее светило науки шел в Москву, останавливался в Вельске. На самом деле обоз двигался в столицу по другому берегу Ваги.
Отдельной поездки заслуживает деревня Першинская. Мы к сожалению, не добрались. Она не очень близко от Вельска, но, говорят, грейдер туда ведет хороший. Там сохранилась одна из лучших расписных изб Поважья (тоже работа художников Петровских), на фасаде которой изображены первые (?) хозяева дома и снова лев, единорог и есть ещё петух. Правда, также говорят, хозяин избы нервно реагирует на то, что его дом то и дело фотографируют туристы.

А Вельск... Вельск вообще какой-то нереальный оазис здравого смысла, не ура, а самого настоящего патриотизма, творчества и креатива во всем. Там таааак модно, стильно и в тоже время традиционно! Отвечаем!