июль 2018

ДЕРЕВНЯ ЧЁЛМУЖИ.
По пути из Каргополя в Петрозаводск

Отдельно об отдельно стоящей церквушке. Самой старшей представительнице деревянного зодчества, которую мы до сих пор видели.
БОНУС-ТРЕК НАШЕГО каргопольского ПУТЕШЕСТВИЯ
В тот день утром мы тепло простились с Каргопольем. Ещё раз проехались мимо Соборной площади, позавтракали сырниками в полюбившемся кафе «Шелковня». Ещё одна самая настоящая достопримечательность Каргополя! Запоминайте название! И помчали в сторону дома уже по известному Пудожскому тракту.

В Чёлмужи заехали совершенно случайно. Собакам стало душно в машине, стали искать свертку к озеру, чтобы искупать...
Деревня Чёлмужи стоит в устье реки Немина, на восточном берегу Чёлмужской губы Заонежского залива Онежского озера неподалёку от Повенца. Здесь тихо, солнечно и пусто. Появление постороннего человека вызывает острый интерес. Встречные бабушки и ребятишки здороваются.

Как говорят Яндекс-карты, юго-восточное побережье Повенецкого залива — Чёлмужская коса — государственный памятник природы Карелии. Турист едет туда активно: на джипах по Осударевой дороге, на байдарках по рекам и озерам. Говорят, каждое лето на противоположном от Чёлмужей берегу Повенецкого залива вырастает стихийный палаточный городок. Не проверяли. На косу мы не доехали... Переехали свежеотстроенный мост через речку и ...попали в Историю.

К Онежскому озеру полого спускается деревенское кладбище. Самые старые могилки уже уходят в воду. На небольшом мысу стоит изящная деревянная церковь Богоявления Господня. Она стоит здесь с начала XVII века (!). 1605 год. Еще старше, чем церковь в Красной Ляге, которая на 10 лет старше той, что в Саунино, которая, в свою очередь, на полвека старше, чем известная распиаренная Преображенская церковь в Кижах.

Археологи в свое время обнаружили тут несколько стоянок древнего человека, и одна из них как раз вблизи Чёлмужского погоста. Здесь находили украшения из бронзы, серебра, западноевропейские монеты X-XII веков. Сопки (курганы) Олонецкой губернии «черные» археологи исследовали еще в XIX веке. В Чёлмужах таких курганов было около десятка.
Олонецкие губернские ведомости» в 1890 году сообщали — уже тогда об этих сопках у тогдашних местных старожилов сохранилось следующее предание:

«В старину незапамятную, Бог весть отколе, к Чёлмужскому берегу подплыли «паны» и причалили свои суда в том месте, которое теперь известно под именем «Копанца». Желая перетащить свои суда далее, через стрелку, паны перекопали ее и остановились лагерем в том месте, где теперь стоят сопки. Тут, по преданию, на их лагерь напал такой туман, что они не узнавали своих и в ожесточенной свалке перебили друг друга. Мертвые тела их, оружие и даже пушки местные жители закопали в землю, а сверху насыпали курганы или — по местному — «сопки»… Во многих местах Олонецкой губернии приходилось слыхать предание о нашествии каких-то «панов», которые в одном месте будто бы скрыли свои сокровища, в другом — оружие, но кто были эти паны — шайки ли простых разбойников, скрывавшаяся в диком еще тогда крае, или Литва, на которую указывают некоторые предания, напр. в Пяжезере Лодейнопольского уезда, или же — наконец — польские паны — неизвестно, но тем не менее очень может быть — одна из таких шаек проходила и в Чёлмужах, где и погибла, как сказано выше, в междоусобной свалке. Если же предание и украсило эту гибель чудесным явлением (туман), то в этом еще ничего особенного нет, так как в истории встречается много фактов, где гибель врагов народная фантазия приписывала тому или другому сверхъестественному явлению…»
Как бы то ни было, первые упоминания о селе Чёлмужи встречаются в писцовых книгах XV века. В ХI-XII веках началось активное заселение Заонежья предприимчивыми новгородцами. В это время через Онежское озеро был проложен основной торговый путь из Великого Новгорода на северо-восток. На всем его протяжении строились села и деревни.

В XVII веке Чёлмужи уже были большим селом. С земледелием на каменистых и болотистых землях всегда было трудно, зато в Онежском озере и многочисленных речках в изобилии водилась рыба — от пескарей до лососевых. Зимой, когда на озере становился лед, мужики отправлялись на заработки в города, причем доходили до Архангельска и Москвы.

В Заонежье, в Толвуе, жила в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых — боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа.

Местные жители помогали опальной боярыне, а чёлмужский священник Ермолай Герасимов доставлял ей весточки от мужа и детей. Позже сын Марфы, молодой царь Михаил Федорович, пожаловал Герасимову вотчину с крестьянами, освободил от государственных податей и повинностей. За Герасимовым и его потомками на долгое время сохранилось звание бояр. Даже сейчас заонежскую деревеньку вокруг погоста и храма Богоявления (часть Чёлмужей), называют Боярщиной.

В Чёлмужах тогда стояла деревянная церковь, построенная в конце XVI века. Срублена была «тщанием прихожан» в 1577 году и первоначально представляла собой обычный клетский храм под двускатной кровлей. В 1605 году на пожертвования инокини Марфы церковь перестроили, украсили резьбой, увенчали шатром с крупной луковичной главкой.

В 1703 году в соседнем с Чёлмужами Повенце Петр I основал знаменитый чугунолитейный завод. Завод обеспечивал русскую армию пушками, а молодую столицу — изящными литыми оградами. На этих предприятиях всегда требовались рабочие руки, так что чёлмужские мужики были обеспечены работой.

Советский период истории в облик Чёлмужей ничего особенного не добавил. Во время Великой Отечественной войны финны дошли до Онежского озера и закрепились там. В Чёлмужах и Повенце стояла Советская армия. Линия фронта проходила в непосредственной близости от села. Об этом говорит и количество могилок с красной звездой, которые мы тут видели. Церковь Богоявления Господня возвышалась над другими постройками и служила ориентиром для артиллерии противника. Было принято решение разобрать шатер и колокольню. После окончания войны, уже в 1950-х, храм восстановили. Но в течение многих лет она подтапливалась Онегой вследствие строительства Свирской ГЭС и находилась фактически в бесхозном состоянии.
Словом, нежданно негаданно, поехав просто искупать собак в дороге, мы увидели одну из старейших церквей Заонежья, памятник архитектуры федерального значения. Церковь представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.

А завидев воду, наш лабро-шарп Майкуша затащил Тату в Онегу, в чем была. Кстати, в Чёлмужах, второй раз за лето, видели гадючку. Раньше и в более глухих местах не встречали. Год, видно, такой — змеиный. К таким встречам лучше быть готовыми. Хорошо, что наши хвосты не реагируют на хладнокровных.