январь 2010 - май 2020

ВЫБОРГ.
Модерн, функционализм, Аалто...

Подумать только – за крошечный промежуток времени с конца XIX века до Первой мировой (именно столько лет было отпущено на развитие Северного модерна) этот город успели буквально напичкать шедеврами. С самого своего основания Выборг вынужден был делать выбор между русским и шведским господством. Тем сложнее казалось нащупать свой путь и свой стиль. Но его модерн действительно иной, не такой, как в Стокгольме и не такой, как в Петербурге.
Если вы тот, кому не интересно, почему в Хельсинки на вокзале архитекторы поставили фигуры людей, а в Выборге - медведей, откуда пошла форма икеевских круглых табуретов, и какие герои «Калевалы» охраняли Советское консульство в Выборге, жмите...
Об особом пути Северного модерна. Рассуждения дилетантов
Югендстиль, Ар-нуво, Сецессион - все это различные названия захлестнувшего Европу стиля. На рубеже XIX-XX веков в мире искусства произошел переход от эклектики к модерну, - так толкуют искусствоведы процесс более чем столетней давности. И в разных странах этот процесс происходил по-разному. Появились новые технологии – металлические балки, которые стало возможно использовать для огромных окон, вдруг стали модными огромные светлые пространства, бетон… Архитекторы стали обращаться к своему национальному прошлому. А в каждой стране своё прошлое, своя политическая ситуация, свой климат, своя природа. Говоря о Выборге, к каждой составляющей добавьте прилагательное «особенная» или «уникальная» - не ошибетесь!

Особая политическая ситуация сложилась во втором по значимости городе Финляндии. С самого своего основания Выборг вынужден был делать выбор между русским и шведским господством. В 1809 году страна вошла в состав России на правах Великого княжества. Александр I стал поощрять в сознании финнов, что они не шведы, что они иные… Но Финляндия на протяжении нескольких столетий - часть Швеции, государственным языком был шведский, на шведском языке учились, велось делопроизводство. Представьте: вдруг открываются финские школы и финские национальные театры. Несколько десятилетий благоденствия и … исторические качели склонились в конце XIX века к почти насильственной русификации. Финнам, как, впрочем, и прибалтам или полякам, снова запретили учиться и преподавать на родном языке. Запрет национального самосознания порождает ещё больший взлёт того самого самосознания. Шведское владычество уже забылось, зато своими историческими стали восприниматься шведские замки и шведские кирхи. С оглядкой на их архитектурные формы тут появляется финский национальный романтизм. Да, да, именно так финны называют свой стиль (они не говорят модерн, в лучшем случае – Северный модерн), словно подчеркивая лишний раз, что это свой собственный стиль ни на что не похожий. Их модерн действительно иной, не такой, как в Стокгольме и не такой, как в Петербурге.

Подумать только – за крошечный промежуток времени с конца XIX века до Первой мировой (именно столько лет было отпущено на развитие Северного модерна) этот город успели буквально напичкать шедеврами. Вот только Вуди Аллен еще не успел снять о нём фильм аналогичный «Полночи в Париже».
Багажное отделение вокзала. Выборг
Всегда занимала эта история с вокзалом в Выборге
На фото выше - то, что осталось от старого здания, построенного по проекту финских архитекторов Элиеля Сааринена и Хермана Гезеллиуса. Багажное отделение.

Построенный в 1913-м из красного гранита вокзал нес в себе черты Югендстиля и считался архитектурным произведение мирового уровня, для своего времени - самым значительным сооружением в Выборге. В 1941 году отступающие советские войска взорвали вокзал. Каким он был изначально мы можем судить по небольшому сохранившемуся участку – багажному отделению.
Ничего не напоминает?
Конечно! Вокзал в Хельсинки (фото 2013-го):
Прослеживались черты - это еще мягко сказано, преемственность налицо. Например, по аналогии с вокзалом в финской столице, где центральный вход в здание станции с двух сторон украшают две человеческие фигуры, с обеих сторон у центрального входа на выборгский вокзал архитекторами были установлены по две скульптуры ...медведей.

В 1953 году в Выборге было построено новое здание вокзала по проекту А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и А. Н. Беркова в классицистическом сталинском стиле. Огромное окно, видимо, пытается сохранить какую-то видимость преемственности от разрушенного шедевра.
Чуть сбоку и перед зданием виден главный символ Выборга - W. С получением прав города в 1403 году, Выборг получил и первую городскую печать. На ней изображалась литера W под тремя коронами (гласный герб). «В» такой же символ года как замок, башня Олафа или ратуша. Кроме того, «символ» в конце 2006 года был установлен на площади перед железнодорожным вокзалом.

Вокзал в Выборге, начало ХХ века, архивные фото здесь и далее из открытых источников (кликабельны):
Прямо напротив вокзала - Дом мебельного фабриканта Матти Пиетинена. Сам по себе дом нам тоже интересен. Но в первую очередь обращаем внимание на сквер перед ним. И на скульптуру в сквере. Да, да, вы правильно подумали! Тот самый мишка. Уцелел.
Между тем, железнодорожный вокзал Выборга за время своего существования пережил три (!) рождения. Он последовательно представал перед зрителем в деревянном, гранитном и советском образе. Два последних мы вам уже показали. А начиналась эта история еще в середине в XVIII века, в 1863 году выборгские купцы (наверное, с учетом местного колорита их правильнее называть предприниматели) предложили построить на свои деньги ветку между Петербургом и Выборгом, но этот проект остался на бумаге. Вообще же выборгская (общефинская?) традиции меценатства, постоянных добровольных отчислений в пользу города поражает! Сразу по-иному воспринимается и понимается особенное хозяйское отношение к общественным пространствам, скверам, городской скульптуре...

Дело с железной дорогой сдвинулось с мертвой точки только в 1868-м благодаря стараниям и энтузиазму генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга. По его инициативе сейм Великого княжества решил выделить средства «для сухопутного транспортного хода» в самые отдаленные уголки России и в Западную Европу через Петербург. Источниками финансирования были названы «пошлины за винокурение и продажу питий», а также внутренний финский займ на сумму в 6 миллионов финских марок (по курсу финская марка равнялась тогда одной четверти рубля, или около того). Александр II выразил высочайшее согласие с доводами о значении дороги для экономики страны и края, добавив, что к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожаев, поскольку новая стройка дает возможность заработка большому числу вынужденно безработных.

Финляндская железная дорога была открыта для регулярного движения между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом 30 августа 1870 года. А первый железнодорожный вокзал Выборга построили в 1869 году. Это было деревянное строение:
Уже к началу XX века было решено построить новый железнодорожный вокзал, на сей раз в камне. Был объявлен конкурс на разработку проекта здания, итоги которого подвели в 1904 году. Всего было представлено шесть проектов. Некоторые фото мы можем вам показать, они тоже легко гуглятся, и фамилии архитекторов, которые их представляли. Как известно, победил самый первый проект Сааринена, и в 1906 году маститый, известный архитектор Херман Гезелиус приступил к разработке строительных чертежей, в ходе чего первоначальный проект претерпел некоторые изменения под влиянием его гения и соавторства. Строительство началось в 1910 году, а в 1913 новый железнодорожный вокзал Выборга был открыт.

Фото проектов для самых любознательных (все кликабельны):
Обсуждая тему выборгского вокзала в соцсетях, то и дело сталкиваемся с высказываниями, мол, хорошо бы было восстановить, а не ставить типовую советскую коробку. Это вряд ли! Делать стилизованный новодел? А смысл? Есть вполне пригодный, функциональный и уже тоже становящийся историей сталинский классицизм. Бесспорно, что типовой и шаблонный классический вариант с эстетической точки зрения сильно проигрывает финским гениям, но восстанавливать здание вокзала из ничего, по сохранившимся чертежам, на наш взгляд, тупиковая идея.

...Эта история. Увы, она ушла. Больно и горько, но так. Если бы сохранилась хоть часть здания, хоть в руинах, мы бы писали сейчас по-другому.
Мы можем лишь хранить память, но пытаться воссоздать старое в новых условиях - ещё большая ошибка, Карикатура. О том, что восстанавливать вокзал было не из чего (буквально!), свидетельствуют эти хроники:
Дом с маскаронами и тотемные животные
Собственно мишку вы уже видели. Давайте поговорим о самом доме, возле которого пристроился косолапый. Здание, кстати, чудесно отреставрировали (или просто помыли фасад?) со времени нашего последнего визита. Дом мебельного фабриканта Матти Пиетинена (1907, арх. Линдгрен). Ленинградский пр., 31. Так называемый Дом с маскаронами. Они тут действительно очень интересны.

Столь удивительный фасад – заслуга Армаса Линдгрена, в то время как остальными архитектурными вопросами занимались Бертель Юнг и Оскар Боманссон.

Дом был построен в 1908 году. Одно из первых в городе зданий, оснащенных лифтами и водопроводом с горячей водой. В 1930-х годах в нем располагалось Советское консульство. Этот дом стал прототипом дома на Лиговке в Петербурге (Дом врача Сагалова). Три гранитных львиных маскарона (они отлично видны на фото в подборке выше, там, где Алексей с собакеными переходит дорогу) защищают вход в глубину двора, морды стражей суровы и невозмутимы. Маскароны – как эмоции, они стерегут, гневаются, смеются…

Каменный мишка стоит тут же, у фасада, обращенного к вокзалу. В Выборге вообще очень много анималистических скульптур.

Обилием городских скульптур Выборг обязан всё той же старой традиции, бытовавшей в нем до середины ХХ века. Согласно ей, состоятельные местные жители вносили в городскую казну крупные суммы пожертвований «на украшение Выборга». Часть скульптуры, закупленной муниципалитетом на благотворительные средства, сохраняется до сих пор.





На фото слева (для смартфонов - выше): фасад зимой то ли 2010-го, то ли 2014-го. При желании можно увеличить и рассмотреть.
Вот, кстати, Лось перед библиотекой Аалто - тоже скульптура. Многие туристы стремятся сфотографироваться по фоне памятника лосю в парке «Эспланада», недалеко от Красной площади. Но мало кто знает, что у выборгского лесного гиганта имеются копии в Финляндии — в Хельсинки и Лахти.

Скульптура лося в Выборге была установлена в 1928 году. Автор бронзового сохатого - финский скульптор-анималист Юсси Мянтюпен. Известно, что Мянтюнен еще в детстве рисовал птиц, а в молодости изучил анатомию и способы передвижения животных. Образ гордого лося был навеян автору сюжетом «Калевалы». Памятник лосю высотой в 3,5 метра, который грациозно возвышается на невысоком гранитном постаменте в 0,8 метра, считается одним из символов Выборга.

Лося в Хельсинки, близнеца выборгского стоит искать возле зоологического музея. Он был установлен в столице Финляндии после советско-финской войны, когда Выборг вошел в состав СССР, и Финляндия потеряла для себя оригинал скульптуры. Лось в финском городе Лахти был получен в дар от эвакуированных жителей Выборга. Большое количество вынужденных переселенцев несли с собой в новую жизнь и свои культурные предпочтения. Оказавшись в малознакомом месте, люди старались воссоздать свой утраченный мир – пусть в копиях, но с таких знакомых и родных до боли подлинников.

Для установки памятника в Лахти жители Выборга даже искали похожее место. Им предлагали разместить скульптуру в центре парка Феллмана, но они отказались. Авторскую копию лося 1955 года поместили в сквере поменьше, где красавец обитает и в настоящее время. Финны не особо суеверный народ, но копыта выборгского собрата начищены до зеркального блеска. Легенда, связанная с ними, гласит: хочешь вернуться в город живым и невредимым - потри копытце.

Кстати, в финских городах со скульптурами лосей связаны традиции празднования весеннего карнавала студентов — Vappu.
Среди краеведческих баек даже бытует одна. Видите медведя - значит, где-то поблизости жил русский промышленник, меценат, общественный деятель. Медведь обязательно красуется на здании его офиса, или банка в Выборге. Финны или карелы выбирали других животных. Вокзальный мишка не в счет, он не должен был стоять в сквере перед домом Пиетинена.

Для примера возьмем адрес: улица Ленина, 6. Архитектор Алан Шульман, 1903 год. Дом купца Маркелова. Фото не самого лучшего качества, но среди них есть одно историческое. В общем и целом, как иллюстрация к мысли - сойдет. Надо сказать, что на этих фото на дом больно смотреть. Так и было буквально десятилетие назад. Но после ремонта он стал выглядеть намного лучше. Как и весь Выборг. Город больше не вводит в депрессивное состояние, по нему приятно гулять. Обязательно поезжайте!
Красная площадь
И раз уж начали сравнивать архивные фото с современными, покажем еще одно. Дом купца Москвина (арх. Уотила, 1907), так называемый Дом с башенками. Красная площадь, Выборг.

Шторку можно двигать влево-вправо:
В финское время она именовалась «Площадь красного колодца», по названию находившегося здесь старинного колодца, который прозвали «красным» после казни у него сторонников свергнутого короля Сигизмунда в 1599 году по приказу нового властителя, будущего Карла IX. Наместник города, Арвид Таваст и его сын были обезглавлены, а их головы повешены у Круглой башни. Это событие было названо «Выборгская резня». До войны на этой площади шла оживленная торговля, а в советское время проходили парады и официальные церемонии.

Между этими кадрами разница в сто лет:
Одно из самых любимых строений Выборга
Бывший дом торговой фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко» (ныне жилой). Вокзальная ул., 7 на пересечении с улицей Маяковского. На финских картах Repolankatu и Lallukankatu. Как и большинство зданий, признанных в настоящее время архитектурными шедеврами города, он был построен в начале ХХ века. Преуспевающая компания заказала для себя в Выборге в 1906 году офисное здание и доходный дом одновременно по проекту архитектора Аллана Шульмана, одного из известнейших представителей архитектуры финского модерна, мы его уже упоминали в связи с фигурами мишек.

Весьма необычное здание - асимметричное, с полукруглыми эркерами, с мансардой. Словно застрявшее между эклектикой и романтизмом. Так и не определившееся, к какому же стилю примкнуть.

Владелец и весьма уважаемый в Выборге человек Юхо Лаллукка прошел путь от мальчика при лавке до советника по бизнесу, а после смерти компаньонов встал во главе оптовой фирмы. С 1912 года его акционерное общество, занималось торговлей зерном и колониальными товарами, обработкой кофе, гороха и семян. Фирма всегда оказывала поддержку городу. Юхо Лаллукка отметился в истории Выборга как меценат, финансировавший городской драматический театр и другие проекты в области культуры. После смерти Юхо предприятием управляла его вдова Мария Лаллукка. Именно по ее завещанию на средства бездетной семьи Лаллукка в Выборге была построена уникальная библиотека по проекту тогда еще неизвестного архитектора Алвара Аалто. К библиотеке мы ещё обязательно вернемся. Это кульминация нашего рассказа. И настоящий шедевр!

Кроме того, на средства Лаллука был построен Дом художников в Хельсинки. Имя Лалукка носила одна из улиц Выборга (ныне та самая ул. Маяковского, на пересечении с которой и стоит дом), а в Хельсинки до сих пор существуют два фонда его имени, предназначенных для поощрения молодых людей, обучающихся коммерции.

Квартира семьи Лалукка находилась на втором этаже, там, где большой балкон:
Увы, дом был разрушен в войну, интерьеры не сохранились. Здание лишилось и части декора, в том числе скульптур, украшавших угловой портал. В 1952 году зачем-то были прочно замазаны цементом декоративные рельефы наличников. В послевоенную реставрацию были сняты скульптуры, украшавшие главный вход в здание - пилоны ограды. Говорят, одна из этих скульптур выставляется теперь(?) в Выборгском замке. Не припоминаем, если честно. Просто не обращали внимание.

Между тем, это здание - одно из самых видных сооружений в стиле модерн в Выборге, его стилю подражали и его цитировали. Фасады облицованы темно-красным гранитом, плиты разной обработки: то тесаные, то грубоколотые. Разные по форме окна, нарочито ассиметричные балконы и эркеры. Орнаменты вокруг окон созданы по рисункам художника Эмиля Халонена. Это обитатели местных лесов и ферм: волки, зайцы, белка, лебеди, дятлы, сова, коровы. Рисунки у каждого окна объединяет общая идея: то это жители водоемов - рыбы и рак, то кошка с собакой и мышами, то птицы и растительный мир, то рысь охотится на белку и птицу, а волки – на зайца и тетерева. Есть и охотники-люди...

Последняя реставрация дома была выполнена в 2004 году. Нам повезло, удалось выспросить подробности у человека, работавшего в то время в генподрядной организации, реставрировавшей Дом Лаллукка, оказалось, что мы с Галиной В. соседи. Она поведала, насколько сложно проходили работы с отделочным камнем. Реставраторы приложили максимум усилий для воссоздания прежнего облика здания. Описывался каждый гранитный камушек, каждый рисунок... Мы слезно просили фотографии внутренних перестроек, но таких, к сожалению, не нашлось. С внутренними помещениями все гораздо проще и печальнее одновременно. Здание претерпело не одну переделку, а благодаря нескольким войнам в архивах Выборга переходившего под юрисдикцию то Финляндии, то СССР часть важных документов и планов дома просто напросто потерялась. Известно только, что как и сейчас дом был жилым, а на первом этаже размещались конторы и магазинчики. Если не ошибаемся, то цветочный магазин здесь был всегда.


В середине нулевых были произведены серьезные работы по усилению капитальных стен. Кстати, нынешнее покрытие кровли - натуральная черепица, точная копия той, которая была на доме изначально. Стропильная система полностью заменена. Всё со слов Галины. Когда демонтировали старую, реставраторов удивили сами бревна, они были в диаметре до 1 м.

Из прежнего комплекса четырех зданий торговой фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко» сохранились только два, ровно половина. Их можно назвать историческими. То, что на фотографиях и строение, примыкающее слева. И тоже нетронутыми временем и бомбежками (отчасти) остались только капитальные стены. Но во втором корпусе фасад не доставил реставраторам столько хлопот, он окрашенный.

Кроме укрепления перекрытий и стен, были произведены работы по усилению фундаментов методом инъекции. Планировалось установить еще и ворота с историческими скульптурами, но ту, которая находится в музее, работники культуры не отдали.

Третий и четвертый корпуса фирмы Лаллукка (смотрят на улицы Куйбышева и Маяковского) - увы, новодел. Их сносили и воссоздавали заново. Кстати, когда приступили к буронабивным свайным фундаментам вновь возводимых зданий, обнаружилось, что прежние постройки полностью стояли на скалах.

Фото слева: зима 2010 года.

Здание страховой компании «Карьяла»
Ещё одна достопримечательность.
Строительство первого в Выборге высотного здания было начато в 1938 году. Первое высотное здание Выборга было построено для страховой компании «Карьяла» по проекту архитектора Олли Пёюрю. Это известный 11-этажный дом на Ленинградском шоссе, 7.

Строительство-то началось, но Зимняя война 1939 - 1940 годов внесла свои коррективы, пришлось прерваться. Однако стены здания были уже практически готовы, поэтому вернувшись в Выборг в 1941-м году, финны возобновили строительство и закончили здание в 1943-м. Надо отметить, что в ходе боев этот дом почти не пострадал, дожил до наших дней практически в первозданном виде.

Здание страховой компании «Карьяла» - единственное в Выборге высотное жилое строение в стиле функционализма. На первых этажах сотрудники фирмы должны были работать, тут же располагались магазины, возможно, отделение банка, детсад, ресторан или кафе, а выше они жили. Получается, выходить из комплекса можно было только ради прогулки.
Библиотека аалто
Если вы не были в ней ни разу, считайте, что не были в Выборге! И тут наше изложение будет сбивчивым, то и дело прерываться на эмоции... Если кратко, то просто «Вау!»... Графичность этого строения потрясает! А ряд решений (включая систему отопления) и дизайн до сих пор обгоняют время.

2011

Нашли свои старые фото. На них библиотека Алвара Аалто в Выборге до реконструкции. Фото 2011-го. Вот такое состояние было!
А ведь именно это здание - целая веха в истории современной архитектуры. Именно здесь впервые проявились простота и строгость, плюс, плавность линий. И, как бы сейчас выразились, использование эко-материалов. Всё давно придумали до нас! Включая, икеевский дизайн табуреток. А чайка на потолке - архитектурный автограф Аалто. Обязательно пролистайте фото: старые и новые!
Общеизвестно: начиная с Выборгской библиотеки творческая манера Аалто тяготеет к использованию естественных материалов, и в особенности дерева. В свое время сенсацию в архитектурном мире вызвал волнообразный потолок лекционного зала, обрушившийся в послевоенные годы, когда здание библиотеки пустовало. Тот самый, с чайкой. Когда мы были в библиотеке в 2011-м, именно зал с этим потолком был уже отреставрирован. В первую очередь! Позже подключились наследники мастера из Финляндии, Фонд, и сейчас уже всю библиотеку не узнать.

Строительство библиотеки началось в 1927 году на средства, которые завещала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукка, состоятельная горожанка Мария Лаллука, а 13 октября 1935 года произошло торжественное её открытие. Вскоре библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.

Аалто смог учесть все особенности важные для этой сферы деятельности: режимы хранения книг, зонирование пространства, акустику помещений, особенности работы библиотекарей, и, конечно, потребности читателей. Он разработал систему естественного бестеневого освещения. Окна на потолке в конусообразных цилиндрах - это оно! Продумано всё до мелочей, отсутствие порожка у дверей со стороны парка. Туда выставлялись стойки со свежими газетами. Выборжане начала 20-го века подъезжали на велосипедах, опирались на одну ногу и читали. Вход в детский читальный зал, разумеется, отдельный, с улицы, сначала малышей встретит вешалка, потом рукомойники. потом фонтанчик с питьевой водой и потом - удобные стеллажи и столы по росту самых маленьких читателей. Серьезно! Хотите видеть мини копию икеевского табурета, езжайте в Выборг!

Еще несколько фото (кликабельных) 2011 года. Они настолько удручают, что даже не хотелось публиковать крупно.
И вот наступил год

2020.

И мы вновь побывали в библиотеке. Напросились на индивидуальную экскурсию. Восторг! Засняли целый фильм. Огромное спасибо сотрудникам библиотеки за гостеприимство и за рассказ. Скажем честно, хоть и стараемся наведываться сюда регулярно (В библиотеке проходят многие фестивали, встречи, ...), в этот раз узнали кое-что новое о творчестве Мастера. Очень рекомендуем - как снимут ограничения, записывайтесь на экскурсию к заведующей отделом краеведения Виктории Таниной и непременно езжайте в Выборг! (Повторяемся, да?)

Не пожалейте часа времени и 150 рублей на экскурсию. Самостоятельно можно погулять по зданию абсолютно бесплатно. Сейчас оно стоит во всей красе. Очень близко к тому, каким и было задумано!

Сайт библиотеки
Группа во ВКонтакте

Есть, конечно, некие отступления от Аалто, которые решено было сохранить намеренно. Например, оставить открытой кафедру библиотекарей в читальном зале (с полукруглой стойкой вокруг винтовой лестницы, по первоначальному проекту она была наглухо закрыта, открыли ее в 1960-е), но она, ей богу, лучше именно так смотрится. Думается, сам Мастер бы пришел к этому решению, получив обратную связь от библиотекарей. Уже в наше время сделали внутренний проход из детской библиотеки в основную мимо хранилища, чтобы деток зимой по морозу вокруг не гонять, они же часто бегают выступать в концертный зал. Этого прохода по первоначальному проекту тоже не задумывалось. Там, где не удалось воспроизвести интерьер на все сто (вход в детскую библиотеку с фонтанчиком для питья, где теперь стоит современный кулер), оставлен участок напольного покрытия с пятном из-под того самого фонтанчика. Само хранилище (стеллажи) стало современнее. Вот, пожалуй, и все отступления.
Что касается параметра dog-friendly и библиотек. Скажем так, разумеется на целой часовой и более экскурсии собакенам делать нечего. Как бы мы их не очеловечивали, им творчество Аалто, увы, неинтересно. Разве что у вас нуууу очень послушный и достаточно флегматичный пёс, который от ноги не отойдет. Наши, увы, любители обследовать углы и залезть туда, откуда их потом не вытащить. Поэтому завели и провели мы их по залам исключительно для фото и видео - как-никак лицо проекта (не менее, но и не более). Коль уж назвались путешественниками с собаками, отступать некуда! Рю и Ми гораздо больше понравился вид здания снаружи и заливные лужайки! Кстати. снаружи есть свои архитектурные «фишки», и в фильме мы обязательно о них расскажем...

А вот о dog-friendly библиотекарях стоит сказать отдельно с огромным восхищением. Еще в бытность работы Таты в Петроградском районе Санкт-Петербурга заметили, библиотекари - самые продвинутые люди нашего времени. Без иронии! Они достаточно образованы, с ними интересно, столько баек и городских легенд знают - ух, но при этом они напрочь лишены сухого академизма и снобизма. Общаются с любой аудиторией на любом языке. Лишний раз на спорных вопросах типа посещения учреждения культуры с собаками внимание не акцентируют. Что в Выборге, что на Петроградке с воспитанной собакой - как само собой разумеется зайти, взять или отдать книжку по-быстренькому. Впрочем, как и с коляской, или с малышом года-двух. Но... не думаем, что будут рады, если деть ведет себя шумно, мешает остальным посетителям и закатывает истерики посреди читального зала с бестеневым освещением работы гения. Ровно то же отношение к псам. Шумит, лает, мешает - извольте даже не заходить! И это правильно!

О той самой мебели.
Всё ещё думаете, что это ИКЕА?
Ничего подобного!
Алвар Аалто придумал этот дизайн кресел и табуреток еще в 1930-х. И запатентовал технологию гнутия, согнутия, сгибания (О!) древесины.
Это вам не фанера!
И такая качественная мебель до сих пор производится его дизайнерским бюро, где трудятся наследники Мастера - внуки и правнуки.
А первые в мире круглые табуреты с тремя ножками появились именно в Выборгской городской библиотеке. ИКЕА после дизайн позаимствовала.
Всего Алвар Аалто построил одиннадцать библиотек, большая часть которых находится в Финляндии, три в Германии, им также спроектирована библиотека Скандинавского центра в Рейкьявике в Исландии и одна библиотека в США. К сожалению, на территории России Выборгская библиотека - единственное творение Мастера. Но, кто бывает в Хельсинки (хм... бывал... будь клят не единожды этот вирус!) должен был запомнить здание Оопера... Стекло и бетон - впечатляет! При чем стекло - не просто стекло, а типичнейший модерн - стеклянные кирпичи! Будете ещё раз, обратите внимание!
Выборгские чайки. Живые. Словно аллегория (Помните чайку на потолке в билиотеке?):
Центральный вход в библиотеку Аалто расположен со стороны Красной площади. А из детского отделения - в сквер. Сейчас тут стоит фонтан, а век назад была песочница. Юные читатели свободно ходили туда-сюда. Поиграли, можно и почитать, почитали, можно и поиграть. Архитектор учел даже особенности детской психологии, помнил, что усидчивость и концентрация показана малышам лишь на короткое время. Вот такой комплексный подход!
Слева с горки и сейчас катаются мальчишки:
Сквер и сквер, подумаешь. А тут раньше, оказывается, такая красота стояла! Кафедральный собор по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Освящен в 1893 году. С его западной стороны красовалась высокая колокольня. В 1895 году собор получил орган на 45 регистров, а в 1929 году инструмент заменили на тот, что имел уже 76 регистров и считался одним из самых крупных в Северной Европе. 10 лет было отведено ему играть.

Зимняя война подвела роковую черту под историей собора. В результате бомбежек он получил серьезные повреждения. В 1941-1944 годах, когда Выборг вновь отошел к Финляндии, рядом с собором было организовано захоронение жителей Выборга погибших на фронте. А сам собор был «похоронен» в пятидесятые. Руины взорваны и разобраны несмотря на то, что ленинградская Комиссия по охране памятников отнесла выборгский Кафедральный собор к списку ценных архитектурных объектов. Не было предпринято даже попытки восстановления. Позднее на месте собора была установлена статуя И.В.Сталина. Но снесли и ее. Сейчас это просто горка. Только два вазона и лестница напоминает... Они видны на последнем фото выше за деревьями.
Ниже - история:
Рыночная площадь
Помимо средневековой Круглой башни, о которой мы постарались рассказать вам в прошлой части про средневековый Выборг, на рыночной площади города стоят два любопытнейших строения поздней эпохи. Здание бывшего финляндского банка (1910, арх. Нюстрём) и Крытый рынок (1906, арх. Сегерштадт).

Существующее ныне здание рынка построено по проекту шведского архитектора. Его украшает башня с часами. Здание выстроено в стиле национального романтизма (финского модерна), но оформлено нарочито более строго и сдержанно. Ей богу, модерн в нём сразу и не признаешь. Но мы - не специалисты, ориентируемся на статьи искусствоведов. Сказано модерн, значит, модерн! Над аркой главного входа помещен барельеф с изображением исторического герба Выборга. Надо сказать, что строители рынка позаботились не только об эстетике, но и о функциональности помещений: так, продуманная система охлаждения позволяет до сих пор торговать мясом и рыбой в отдельной части здания, изолированно от других товаров. Центральный рынок города до сих пор используется по назначению (он работает ежедневно с 8:00 до 18:00). Здесь можно купить финский шоколад, сувениры, изделия из натуральной шерсти... А в начале XX века он был самым крупным в Скандинавии.
К ансамблю окружающих Рыночную площадь построек в стиле модерн стоит добавить еще одно здание, расположенное на углу с проспектом Ленина (адрес: пр. Ленина, 2). Банк тоже здесь располагался всегда. Сначала это было Выборгское отделение банка Финляндии (Suomen Pankki), теперь - Сбербанк. Дом построен в 1910 году по проекту архитектора Карла Густава Нюстрёма, который десятью годами ранее возвел изящное здание Союзного банка на Пионерской, 2 тут же, в Выборге. В архитектуре этого яркого здания прослеживаются черты историзма, модерн - по большей части в интерьере. Обращают на себя внимание нехарактерные для северной архитектуры декоративные рельефы из терракоты. В декоре использована геральдическая выборгская и ганзейская символика. Фасад, выходящий на Рыночную площадь щеголяет целым набором кораблей, якорей, сетей, рыб и других мотивов, отражающих экономическое значение Выборга для региона.

С фотографиями Рыночной площади, увы, напряженка. Поэтому мы снова отошлем вас к зимней видеопрогулке:
Старые фото Рыночной площади с видом на Крытый рынок:
Фото 2011 года. Сейчас (в 2021-м) он стоит в лесах, даже не подойти
Канула в лету вместе с масштабной реставрацией города в 2017-2018 гг. практически культовое граффити на стене расселенного и разрушавшегося дома известного книготорговца Виктора Говинга во дворах на Крепостной улице. Еще недавно, приезжая в Выборг, многие туристы отмечали, что тут без декораций можно снимать фильмы о войне. Город стоял «как после бомбежки». Выборг девяностых-нулевых - обшарпанный, с настоящими трущобами, аварийными домами, не всегда даже затянутыми противоаварийной строительной сеткой, неустроенный, казалось, дышащий на ладан. Этого Выборга больше нет! Главное впечатление 2020: Выборг возрождается! Самое страшное позади. История выправляется, идет (или уже закончилась) реставрация. Где-то лучше (как на Замковом острове), где-то с потерей самых ветхих памятников (увы). Парк Монрепо нам субъективно после обновления не понравился. Диснейлэнд какой-то! Но, по крайней мере, так он будет сохранен и не разрушен!
Фото 2024 года.
Дом Говинга в разное время (снимки из сети, из открытых источников):
Дом Говинга - яркий представитель финского модерна, построенный по проекту архитектора Карла Хорда аф Сегерштадта в 1904 году. В наследство от своих отца и деда, происходивших из голландского рода, Виктор Говинг (1877-1970) принял единственный в Выборге книжный магазин.

Дом очень долго стоял в лесах. В марте 2020-го в Выборге перекрыли улицу Крепостную, из-за угрозы его обрушения. Кирпичи уже начали сыпаться сверху и властям ничего не осталось как закрыть одну из центральных улиц. Дом пятиэтажный. На первом этаже был книжный магазин, а выше роскошные квартиры; полы и двери из ценных пород дерева, лестницы, кованые вручную, и во всех квартирах разные камины. Говорят какие-то из них были найдены на складе музея Выборгского замка, а какие-то исчезли навсегда. Важной достопримечательностью дома стали различные по форме и цвету печи и камины. Более шестидесяти авторских печей были не только средством обогрева и вентиляции, но и важными элементами художественного убранства. Изразцовые рисунки сочетались с лепным узором потолков и отделкой дверей, оригинальной формой бронзовой сантехники. Восхищение современников вызывала парадная лестница, оформленная мозаичными полами, настенными фресками... Это тут были барельефы летучих мышей под потолками лестничных площадок.

Самое интересное, что «Домус» Говинга в ходе советско-финских войн (1939—1944) если и пострадал, то незначительно. Он медленно и мучительно умирал с 1980-х. Чего не скажешь о соседнем адресе: Крепостная, 9 – адрес, которого нет. Пустырь.
1926 год. Вид со стороны улицы Крепостной. В перспективе – дом Буттенгофа. Фото из архива Ялмари Ланкинена
Когда-то Крепостная была плотно застроена, это война оставила в ее рядах невосполнимые пробоины. Между домом Говинга и домом Буттенгофа находился дом № 9. Его фасады тянулись вдоль улиц Крепостной и Новой заставы, где здание смыкалось с домом № 10 по улице Сторожевой башни. Каменные постройки появились на этом участке еще в конце XVIII века, а в 1859 году Виктор Босин, бывший в ту пору главным архитектором Выборга, объединил их в единый массив. В 1868 году состоятельный немец Петер Старкйоханн купил здание и открыл в нем магазин по продаже скобяных изделий и сантехнического оборудования, здесь же располагались административное здание и склад фирмы Oy Starckjohann & Co AB. В 1916 году Уно Ульберг модернизировал фасад со стороны Крепостной, расширив витринные окна.

Старкйоханы владели этим участком вплоть до Второй мировой войны, причем здесь располагались также консульства Испании и Нидерландов, где потомки Петера были вице-консулами.
А парк МОНРЕПО, безусловно, заслуживает отдельной экскурсии, спойлерить не будем. Это будет еще одна статья об удивительном городе!

ВЫБОРГ. Часть l. Шкатулка с секретом