Май 2023 года

ДОРОГА ЖИЗНИ
КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ

май 2023 года

ДОРОГА ЖИЗНИ
КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ

Совместный проект с ИА НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941 года по март 1943-го, Дорога жизни стала единственной транспортной магистралью, связывавшей осажденный, но не сломленный Ленинград со страной. Люди и техника работали круглосуточно под постоянными артобстрелами и бомбежками.

В преддверии праздника Великой Победы путешественники с собаками проехали по Ленинградской Дороге жизни, запечатлели каждый памятник, мемориальную доску, монумент — почтили память погибших героев. Это наша дань их памяти!
«Еще не знают на земле страшней и радостней дороги», — так описала Ольга Бергольц 46 километров пути от современной границы Петербурга до станции Ладожское Озеро. Еще около 30 километров проложили прямо по льду Ладоги до населенного пункта Кобона и далее на «Большую землю» — территорию, не занятую врагом. Летом водный отрезок преодолевали на баржах.

Приглашаем присоединиться к виртуальному путешествию по Дороге жизни. Начнем, вопреки установленному порядку, с конечной точки маршрута — с порта Кобона. Сюда, в эвакопункт, расположенный прямо в старинной церкви, привозили истощенных детей, женщин и стариков. Отсюда на легендарных полуторках ГАЗ-АА с открытыми дверьми отправляли в блокадный Ленинград хлеб. Здесь мы побывали впервые.

Порт Кобона

До Кобоны добираются немногие туристы. Мемориалов, где можно почтить память защитников Ленинграда, немало и в городе: какие-то из них более «раскручены», какие-то — менее. В музее Кобоны, например, практически никогда не бывает людно.

Эта небольшая деревушка стоит на самом берегу Ладожского озера, через нее проходят некогда судоходные Староладожский и Новоладожский каналы. Благодаря им здесь с XVIII века жизнь била ключом. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни. Через деревню и порт прошло более миллиона эвакуируемых ленинградцев и сотни тысяч тонн грузов для блокадного города.

В 1980 году в здании деревенской школы открыли музей, который 30 лет принимал редких посетителей, но в 2010-м школу подожгли. К счастью, часть экспонатов удалось спасти. И на их основе создали новую экспозицию, открывшуюся в восстановленном здании в 2015 году.
Согласно архивным документам, каменную Никольскую церковь в Кобоне построили в 1817–1821 годах. В храме устроили два боковых придела Святых апостолов Петра и Павла и Великомученицы Параскевы Пятницы, упраздненные в 1861 году, когда церковь перестраивалась по проекту архитектора Щурупова. В 1938-м храм закрыли. А в годы войны о добротной постройке старых мастеров вспомнили и устроили в ней эвакуационный пункт.

В качестве эвакопункта храм выбрали неслучайно. Во-первых, это было каменное теплое и вместительное здание. В церковном зале стояли многоярусные деревянные нары. И — оглушающая тишина. У прибывших сюда не оставалось сил даже на стоны. Не знаем, учитывалась ли советским руководством «намоленность» и святость места, выбранного под эвакопункт, но почему-то хочется верить, что да. Во-вторых, здание не атаковал противник, высокий храм с колоколенкой был нужен фашистам в качестве ориентира для авиации. Нужен храм-маяк был и советским кораблям и полуторкам. Он помогал подойти с озера точно в порт.

Как рассказали местные жители, на шпиле колокольни еще в позапрошлом столетии установили крест со стеклянными пластинами с фацетами — скосами на лицевой поверхности. Крест стоял на стеклянном шаре, и когда солнечный свет попадал на него, начинал переливаться и подавал «солнечных зайчиков». А ночью на окно под шпилем ставили зажженные лампады. Такова традиция. Никола Чудотворец, покровитель всех путешествующих, слыл самым почитаемым в этих местах святым, особенно у моряков и рыбаков. Те, уходя на путину в Ладогу, знали — если совсем худо придется, одна надежда останется — на Николу. Выведет к берегу. И в годы войны об этом не забыли.

Крест пережил суровую годину и сохранялся до середины 1990-х годов. Но время его, увы, не пощадило. От реликвии осталась лишь одна пластина, сейчас она хранится в храме. Когда придете поклониться, обратите внимание на ступени. Реставраторы специально оставили две из них — те, по которым шли ленинградцы, прибывавшие в Кобону.
Ближе к самой Ладоге несколько лет назад силами энтузиастов появился небольшой памятный комплекс, посвященный Дороге жизни. Без пафоса и гранита его воссоздали по архивным фотографиям. И хотя это территория базы отдыха, само место и памятники остаются доступными для всех.

Главный памятник — «Полуторка». Легендарный грузовик ГАЗ-АА в одну из блокадных зим провалился под лед Ладожского озера. В 2014 году его подняли со дна и поставили здесь после реставрации.
На подходе к мемориалу — фотографии «Бессмертного автобата». Нехитрые и небогатые стенды, с них смотрят множество лиц: кто-то в гимнастерках по образцу 1941-го, кто-то в модном послевоенном костюме с орденскими плашками.

Километровые отметки

Короткая трасса, которую до войны использовали разве что дачники для выездов загород, спасла тысячи жизней, став символом мужества и отваги. Сейчас здесь проходит А-128 «Санкт-Петербург — Морье». От железнодорожной станции Ржевка до Ладожского Озера вдоль шоссе стоят памятные километровые столбы. Их начали устанавливать еще в 1960-е по инициативе поэта Михаила Дудина. Именно он считается автором «Зеленого пояса славы Ленинграда» — большого мемориального комплекса, окружающего город со всех сторон. Удивительно, но количество памятников растет до сих пор. Открываются архивы и подробности героической обороны города, появляются новые монументы.

Но весь комплекс памятников на Дороге жизни можно осмотреть только на личном автотранспорте — прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута просто не существует. А на перекладных — долго и хлопотно.

1-й километр. Памятный знак «Регулировщица»

Дорога жизни в целях маскировки от авианалетов не освещалась, единственным ориентиром для водителей были регулировщики, стоящие с флажками вдоль всей трассы. Молодые девушки работали в любую погоду днем и ночью, не покидали свои посты даже во время бомбежек. В память о стойких регулировщицах в 1985 году возле железнодорожной станции Ржевка установили стелу с барельефом.

Уже в наше время — в ходе строительства КАД в 2005 году — памятник снесли. К счастью, власти быстро одумались и восстановили мемориал чуть поодаль. Нам показалось символичным, что именно регулировщица провожала нас в эту короткую патриотическую поездку. Значит, направление задано верно. У памятника мы оставили школьную экскурсию, целый класс. Девчонки и мальчишки XXI века пели о Победе.

3-й километр. Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

Один из самых известных памятников на Дороге жизни посвящен ленинградским детям: тем, кто погиб от голода и бомбежек, и тем, кто наравне со взрослыми ковал Победу. Они стояли у станков, тушили «зажигалки», спасали памятники архитектуры. Вместе с венками и гвоздиками к нему несут мягкие игрушки. Сложно сказать, от чего больше сжимается сердце: от проникновенных строк, высеченных в камне, или от плюшевого мишки на могиле неизвестного ребенка.

Мемориальный комплекс сформировался в 1968–1975 годах. Тут и сам 15-метровый белый цветок со строчкой из песни «Пусть всегда будет солнце». И Аллея дружбы, ведущая к траурному кургану, на котором установлены восемь стел со строками из блокадного дневника Тани Савичевой.
900 берез — 900 блокадных дней. В советское время существовала такая традиция — школьники торжественно повязывавали вокруг деревьев пионерские галстуки. Пионерская организация канула в Лету, но на березках по-прежнему развеваются лоскутки красной материи.

5-й километр. Мемориал «Балтийские крылья»

Неприметный памятный знак на обочине. Неподалеку от этого места в годы войны находился аэродром, где базировались летчики Балтийского флота, защищавшие Дорогу жизни и восточную часть Ленинграда. Мемориал сооружен в 1968 году.

Мемориал «Румболовская гора» во Всеволожске

Находится между 9-м и 10-м километровым столбом у пересечения Дороги жизни и Колтушского шоссе. Это большое братское захоронение. Заметная с расстояния возвышенность — 68,13 метра над уровнем моря — служила прекрасной мишенью и обстреливалась врагом чаще и гуще остального. Дуб и лавр — подвиг и слава, а желудь перед ними новая жизнь. Наша с вами.

«Дом авиаторов»

На том же перекрестке ищите интерактивный музей «Дом авиаторов» (Колтушское шоссе, д. 40). Именно так музей себя и позиционирует — интерактивный: тут можно услышать живые голоса ветеранов и звуки воздушных боев. Техническая сторона и оборудование на высоте, что, конечно же, понравится современным мальчишкам, привыкшим к мониторам компьютеров и экранам смартфонов. Оказывается, про подвиги героев можно говорить и таким «языком».

А рассказывают тут о легендарных летчиках и штурманах 1-го минно-торпедного авиационного полка военно-воздушных сил Балтийского флота под командованием Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского. Прямо в этом доме они жили в годы войны. Если вы еще не знаете, речь идет о тех самых летчиках, которые в начале Великой Отечественной, летом 1941 года, бомбили Берлин.
В ответ на бомбардировку Москвы в ночь с 21 на 22 июля 1941 года летчики полка морской авиации Балтийского флота в составе нескольких экипажей под командованием полковника Преображенского совершили невероятную по своей дерзости операцию.

7 августа 1941 года, взлетев с аэродрома на эстонском острове Сааремаа (ближайший к врагу не оккупированный аэродром), легли на строго засекреченный курс, над морем добрались до границ Германии, затем свернули на Берлин и поразили назначенные цели точным бомбометанием. Фашисты даже не сразу распознали, что их бомбят советские, а не британские летчики, настолько неожиданной для врага оказалась операция.
В отличие от своих заокеанских коллег, после нападения японцев на Перл-Харбор, предпринявших не менее дерзкую попытку бомбардировки Токио, но фактически летевших в один конец, гвардейцы Преображенского вернулись домой без потерь. Тогда. Потери начались позже.

Из интересного: здание музея построили еще в XVIII веке как сыроварню в имении барона Фредерикса, потом оно перешло во владение семьи Всеволожских, основателей города в Ленинградской области.
Все предвоенное десятилетие «Дом авиаторов» в народе назывался «Домом пекарей», служил базой отдыха работников ленинградской пищевой промышленности.

Музей же часто называют музеем 43-х героев. Дело в том, что в этом доме, под одной крышей собрались 43 Героя Советского Союза. Сюда после выполнения сложных боевых заданий прибывали летчики не только 1-го минно-торпедного авиационного полка, но и 26-го и 27-го истребительно-авиационных полков и других авиационных частей, сражавшихся в небе Ленинграда и защищавших Дорогу жизни.

Несколько залов: о жизни, о подвигах, игровой комплекс «Воздушный бой» и инсталляции «Налеты на Берлин», «Война на Балтике», «Битва за Ленинград». Во дворе — макет боевой машины и береза, посаженная Героем Советского Союза Гречишниковым тогда же, в 1941-м, после 1-го полета на Берлин. По словам сотрудников, крошечную комнату Евгения Преображенского сейчас занимает музейная охрана. С удовольствием показали, но попросили не снимать.

А посмотреть, на чем именно наши летчики летали в 1941-м на Берлин можно на 10-м километре «Дороги жизни» в Парке героев города Всеволожска.

10-й километр. Памятник «полуторке»,
Парк героев, мемориальное кладбище

Парк находится у пересечения Дороги жизни и Нагорной улицы, на вершине Румболовской горы. Вы легко найдете его благодаря отлитому из бронзы грузовику ГАЗ-АА, главному транспортному средству времен Великой Отечественной. Его видно с дороги. Прямо за ним оборудована парковка.

Полуторка, с детства знакомая каждому из нас по фильмам про войну, стала таким же символом Великой Отечественной, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка. По данным официального сайта музея при Горьковском автомобильном заводе, более 300 тысяч таких машин вместе с нашей армией прошли всю войну: отступали, шли в наступления, возили раненых, были связными и аэродромными машинами, работали в степях Украины, в горах Кавказа и в Заполярье. Но, пожалуй, самое главное — они перевезли в годы блокады Ленинграда сотни тысяч тонн грузов и продовольствия по льду Ладожского озера, по Дороге жизни. Для этой миссии с полуторок снимали все лишнее, старались максимально облегчить машину. Металлические и даже фанерные двери заменяли на брезентовые накладки. Крышу — на тент с крошечным окошком.

Лаконичная надпись на постаменте гласит: «Памяти машины-солдата». Как ни странно, это один из самых молодых памятников на Дороге жизни — его установили лишь 27 января 2012 года к годовщине снятия блокады, а заодно и к 80-летию самого автомобиля. Как известно, первые экземпляры легендарных полуторок были созданы по лицензии американской компании Ford на Горьковском автозаводе в начале 1932 года.
Неподалеку от полуторки — братское захоронение. При нас, накануне праздника, работники жилищно-коммунальных служб Ленобласти, азиаты по национальности, белили могилки и стелу. С уважением и печальной торжественностью они возлагали гвоздики каждому солдату, а уже потом брались за работу. Вчитывались в каждую фамилию павшего бойца.

Любителям истории будет небезынтересен и «задний план» памятников. На противоположной стороне трассы, напротив ГАЗ-АА стоит Спасская церковь — бывшая семейная усыпальница основателей города Всеволожска дворян Всеволожских. Их могилка тут же, за мемориалом защитников Ленинграда. На ограде храма с внутренней стороны установлены доски с именами 187 железнодорожников, погибших на Дороге жизни.
В Парке героев выставлен на обозрение макет двухмоторного дальнего бомбардировщика ИЛ-4. Именно на таком типе самолетов летчики Преображенского летом 1941 года бомбили столицу Третьего рейха. Под самолетом — подлинная аэродромная плита с острова Кильдин в Баренцевом море, сборно-разборное стальное покрытие производства бывших союзников США. Ветераны рассказывали, оно быстро собиралось и очень выручало в период весенне-осенней распутицы. Где же сейчас это боевое братство и союзничество перед лицом общего врага фашизма!

12-й километр. Сохраненный 280-метровый участок дороги

Бывший шведский тракт. Дорога жизни местами шла по нему, мощеному булыжником, который изгибается здесь плавной дугой.

17-й километр. Памятник «Катюша»

Части зенитной артиллерии, защищавшие Дорогу жизни от налетов вражеской авиации, располагались на возвышенности. Строго говоря, реактивные установки типа «Катюша» зенитной артиллерией не являлись, однако в общественном сознании и памяти народной ассоциируются, прежде всего, с противовоздушной обороной. Памятник сооружен в 1966 году. Один из его авторов, архитектор Чулкевич во время войны сам командовал автоколонной на Дороге жизни.

Пять 14-метровых черных стальных балок на бетонном основании — лаконичны и очень убедительны. При нас их красили к празднику.
Май 2023 года
Май 2018 года

29-й километр. Ириновка, бывшее поместье барона Корфа

Еще недавно нам и в голову не могло прийти, что в Ириновке (Всеволожский район Ленинградской области), так много достопримечательностей. Эти места не считаются туристическими. Но оказались гораздо богаче и интересней, чем мы предполагали. Один дуб чего стоит! Он признан памятником живой природы Всероссийского значения. В годы Великой Отечественной войны под ним отдыхали пациенты близлежащего военного госпиталя. Старому дереву присвоили статус памятника живой природы и тем самым сохранили жизнь дуба-великана еще на десятки, а может, и сотню лет. А вот табличка поистрепалась — во время нашего прошлого посещения несколько лет назад, она выглядела аккуратнее.
Возраст: 194 года
Высота: 17 метров

По одной из местных легенд сам М.И. Кутузов гулял по липовым аллеям и приложил свою руку к этому дубу. Упустим промашку с возрастом дерева, но легенда красивая.

Дуб стоит на территории бывшего поместья барона Корфа — политика и промышленника, инициатора строительства Ириновской узкоколейной железной дороги. Добротный усадебный дом в стиле модерн сохранился до сих пор, сейчас в нем находится поселковая больница, а в годы войны располагался военно-морской госпиталь Ладожской флотилии.
Подробнее про усадьбу Корфов
(Очень советуем нажать на эту ссылку!)
Деревенька Ириновка сама по себе — местечко любопытное. Еще во времена шведского господства здесь находилось поселение Мориасилка. Вплоть до 1774 года принято было использовать топоним Мариеселка (Оринка). Современная Ириновка в середине ХVIII века входила в состав мызы Марисельской и была пожалована некой Сахаровой по распоряжению Елизаветы Петровны в 1747 году. Кто такая эта М. Сахарова, и за какие заслуги ей «отвалили» такие земли, не знаем. Она у нас ни с чем не ассоциируется.

А в 1773 году мыза была продана Ивану Юрьевичу Фредериксу, который построил в Марисельской вотчине усадьбу площадью две десятины. Им же здесь были основаны два стекольных завода. После его кончины мыза Марисельская перешла по наследству его вдове — Ирине (Регине) Захарьевне Фредерикс. Есть основания утверждать, что с этого времени в документах появляется новое название усадьбы Ириновка.

Корфы появились в Ириновке еще через век. В 1842 году Ириновка стала принадлежать Софье Александровне Голенищевой-Кутузовой, которая продала ее в 1851 году Леопольду Федоровичу Корфу, женатому на родной сестре ее мужа — Марии Павловне, урожденной Голенищевой-Кутузовой. Леопольд Федорович — потомок древнего курляндского рода Корфов, которым в ХVIII веке был дарован баронский титул, подтвержденный в России только в 1835 году.

Новые владельцы перестроили усадьбу, увеличили ее площадь до 12 десятин и создали прекрасный пейзажный парк, элементы которого (200-летний дуб, округлим для красного словца, липовая аллея и др.) можно увидеть и в наши дни.

В 1856 году здесь же была построена деревянная церковь Преображения Господня, но она сгорела в 1870 году. Через девять лет Корфы возвели уже каменную Преображенскую церковь. А в 1880 году всю территорию поместья разделили между наследниками барона. Но даже после этого усадьбой в Ириновке пользовались все члены семьи.

Самое деятельное участие в развитии Ириновки сыграл Павел Леопольдович Корф. Занявшись разработкой торфяных залежей, он сумел организовать акционерное общество по прокладке железной дороги из Петербурга сначала до Ириновки, а затем до Ладожского озера. В 1892 году в Ириновку пришел первый поезд. Возможность быстрого сообщения со столицей послужила причиной широкого развития предприятий и строительства дачных поселков в этом направлении. Итогом предпринимательской деятельности Корфа стало строительство торфобрикетного завода на станции Рахья, реконструкция стекольного завода на дороге, соединяющей Ириновку и Ваганову, учрежденние Шлиссельбургского промышленного общества и другие воплощенные в реальность проекты.

Откуда мы это знаем? Все просто. В 1902 году он закладывает поместье в Тульском земельном банке. Из документов описи видно, что на усадебной земле в то время находилось девять деревянных строений, огород, парк, фруктовый сад и три дачи под аренду. Ссуда по тем временам была очень высокой — 220,5 тысячи рублей с учетом промышленных заведений, запасов торфа, камня и леса.

На эти средства Корф построил новый каменный усадебный дом. Архитектором строгого и лаконичного здания стал его давний знакомый Китнер, создавший в свое время проект торфобрикетного завода. Благодаря тому, что это здание великолепно сохранилось до наших дней, мы имеем возможность восхищаться изумительно чистой кладкой из желтого английского глазурованного кирпича. Ровные и гладкие стены двухэтажного здания со срезанным углом прерываются разномодульными проемами окон и дверей. Цоколь выложен из крупных каменных блоков и придает всей усадьбе монументальность и устойчивость.

Печальная участь постигла Преображенскую церковь. Павел Леопольдович Корф заботился о ней. В 1896 году он похоронил здесь брата Николая, в 1903 году сестру Марию, в 1913 году и его самого упокоили в Преображенской церкви. Но после революции здание церкви использовалось под самые различные бытовые и промышленные нужды, а в 1950-е годы Преображенскую церковь снесли вместе с могилами Корфов, которые владели усадьбой более 60 лет.

31-й километр. Братское захоронение

Его называют километром скорби. На правой стороне дороги — братское захоронение медсестер, военнослужащих и погибших при эвакуации ленинградцев. Здесь похоронено около 500 человек.

40-й километр. Мемориал «Разорванное кольцо»

Одно из главных памятных сооружений на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске у деревни Коккорево. Именно отсюда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты в порт Кобона по льду. Кульминация «Зеленого пояса славы Ленинграда», появившаяся здесь в 1965–1968 годах по инициативе Михаила Дудина, поэта, пережившего блокаду.

Две семиметровые железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — «Дорогу жизни», а два белых железобетонных шара — прожекторные установки. Здесь горит Вечный огонь и всегда много цветов. Сюда же обычно приезжают официальные делегации для торжественного возложения и траурных митингов в День Победы и День снятия блокады.

С 1970 года в последнее воскресенье января от монумента стартует ежегодный международный марафон «Дорога жизни». Он уникален не только своими участниками — спортсменами и любителями, — но и тем, что это один из немногих стартов, которые проводятся зимой и в «глубокий минус» по Цельсию.

44-й километр. Осиновецкий маяк

Осиновец — так называют мыс на западном берегу Ладожского озера, близ железнодорожной станции Ладожское Озеро Ириновской железнодорожной ветки. Корабли Ладожской военной флотилии доставили сюда первые 800 тонн зерна для осажденного Ленинграда с «Большой земли»12 сентября 1941. Одновременно на Осиновце началось строительство порта, перевалочной базы и подъездных железнодорожных путей. Сюда по дну Ладожского озера советские водолазы провели беспрецедентный «Кабель жизни» от Волховской ГЭС. Его еще называли «кабель с денежкой». Дело в том, что необходимого количества изоляционных материалов не было, использовали бумагу, на которой до войны печатали дензнаки.

Это отдельный героический эпизод обороны нашего города, главным действующим лицом которого стала женщина — Нина Васильевна Соколова, инженер-полковник ВМС СССР, первая и единственная женщина-водолаз. Бойцы отряда Соколовой (27-й отряд ЭПРОН) проводили все подводные работы на дне озера. Личный счет под водой Нины Васильевны — 644 часа, то есть почти 27 суток. Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника. В 34 года получила столь высокое звание, преподавала в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе. Она ушла из жизни в 2001-м в окружении и заботе родных и близких, чуть-чуть не дотянула до своего 90-летия. Мемориальную доску Нине Соколовой установили на фасаде дома 48 А по ул. Ленина в Петроградском районе Петербурга.

За 45 дней в условиях блокады удалось восстановить энергосвязь с Ленинградом, 23 сентября 1942 года энергетическая блокада города была прорвана. Сначала свет подавали в госпитали и на заводы, а воспоминания ленинградцев про трамваи, вы наверняка слышали. Когда пошли трамваи, город воспрял.

К началу навигации 1942 года порт имел несколько километров причальных линий (занимал территорию по берегам бухт Морье, Гольцмана и Новой), мог ежедневно принимать до двух тысяч тонн грузов. Весной и летом 1942 года через Осиновец эвакуировали около одного миллиона ленинградцев.
Несмотря на две неудачные попытки с поиском вида и запретительные таблички, мы все-таки сделали фото маяка. Он находится в ведении Министерства обороны и по понятным причинам огорожен от любопытных глаз. А вот прилегающая территория по величайшей несправедливости новейшего времени передана в частные руки. Теперь тут находится база отдыха. И в отличие от хозяев базы отдыха в Кобоне, туристов на пляж не пускают даже 9 Мая. Несмотря на то, что для Дороги жизни маяк был важным ориентиром, осмотреть берег, на котором во время войны находились причалы, туристам, не проживающим на базе отдыха, не получится.
Осиновецкий маяк заложен в 1905 году, он — второй по высоте на Ладоге (после Стороженского) и девятый в списке самых высоких маяков мира: 70 метров от основания до верха, 74 метров от огня до уровня моря. Его свет виден за 40 километров.

Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды. Интересно, что внешне маяк сохранился с начала XX века, заменялись только лампы, приходившие в негодность.

45-й километр. Музей «Дорога жизни»

Филиал Центрального военно-морского музея. Здесь стоят автомобили, поднятые со дна Ладоги, на стапелях — катера и буксиры, самолет Ли-2, орудия береговых батарей, корабельные пушки и многое другое — вплоть до телег и саней. Вся та техника, что, так или иначе, участвовала в перевозках по Дороге жизни.

На территории музея находится и памятник флагману Ладожской флотилии сторожевому кораблю «Пурга», который открывал водный участок пути 12 сентября 1941 года. Историю этого корабля рассказал нам в переписке Александр Литовцев, сын матроса «Пурги» Николая Петровича Литовцева.
Только за 1941 год корабль совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. До того зимовал во льдах на подходах к Осиновцу.

Котловой машинист Литовцев, будучи раненым, перекрыл механизм и не допустил парового взрыва после налета вражеской авиации 1 сентября 1942 года, чем обеспечил эвакуацию 120 членов экипажа. «Пурга» затонула, 14 краснофлотцев погибло. А старший Литовцев несколько дней провел в госпитале в Ириновке, в том самом бывшем имении баронов Корфов, и снова на фронт.
«В августе 1941 года флотилия участвовала в эвакуации из Карелии двух стрелковых дивизий. Мой отец тоже участвовал в той операции, он прослужил с 1939 по 1945 год. После гибели «Пурги» корабль восстанавливали на Ждановском заводе. С затонувшего корабля еще во время блокады подняли вооружение и машины. А совсем недавно была целая эпопея с поднятием якоря и части носа корабля для памятника в музее», — рассказал Александр Литовцев.
Турбины и котлы «Пурги» были использованы для восстановления сторожевого корабля «Вихрь».
Поднятие флага на СКР «Вихрь». Фото предоставлено Александром Лисовским

46-й километр. Станция Ладожское Озеро

Конечная точка маршрута — место, где сходятся автотранспортная и железнодорожная ветви «Дороги жизни» и начинается ее водная часть. Здесь находится поставленный в 1974 году на вечную почетную стоянку паровоз Эш-4375 «Комсомолец», возивший топливо в Ленинград.

Этот паровоз многие ленинградцы «знали в лицо» и еще во время войны предлагали сделать мемориальным.
«На этом паровозе в период 1941–1942 годов комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2 312 тяжеловозных составов с двумя миллионами тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни», — гласит мемориальная табличка.
У нас есть этот день в году – 9 Мая, когда вся страна, вне зависимости от населенного пункта, национальности и политических взглядов, садится за большие и маленькие столы, громко или совсем тихонечко поднимает рюмки и пускается в воспоминания.

И нет в современной России более объединяющего праздника. Великая Отечественная война никого не оставила равнодушным, она заглянула в каждый дом, в каждую семью. Долгими и трудными были дороги Победы. Этот маршрут позволит всем нам в «мирное время» кожей ощутить нелегкий путь тех, кто сражался на «Дороге жизни». Вечная память героям!