Лучше всего, конечно, отправится в Копорье на автомобиле. Во-первых, термос с бутербродами есть, куда положить. А во-вторых, впечатления… Дорога сюда пролегает по обычным деревенским кварталам, мимо рыночка, где бабушки продают соленья (Проверенные, берите!), а потом совершенно внезапно из-за домов возникают стены и башни. Внезапность появления крепости и ее масштаб оставляют неизгладимое впечатление. Особенно в первый раз. Особенно на тех, кто заехал сюда случайно.
Если отбросить в сторону мистику, то главной загадкой крепости до сих пор остается сеть подземных сооружений, которые строились на протяжении всей ее многовековой истории. В настоящее время обнаружены лишь тайники и подземный ход к речке Копорка. Но легенда о наличии золотой кареты самого Карла XII, которую запрятали шведы накануне штурма крепости в 1703 году все еще жива среди черных копателей.
Еще недавно по стенам и башням Копорья можно было гулять по деревянным настилам, кроме самых опасных и разрушающихся участков. Потом крепость закрывали для посещения на несколько лет, но мы пробирались через потайной лаз в стене. Сейчас – крепость работает как музей, в нее пускают, туристы ходят по дощатым дорожкам, шаг влево, шаг вправо строго воспрещены, а стены и башни снова закрыты. Реконструкция движется неспешно, и, по всей видимости, внутренности твердыни откроют для путешественников еще нескоро. Это самое большое разочарование.