27 сентября 2020

Шепелёвский маяк

Маячок-старичок.
В этом году ему исполнилось 110 лет.
Маяк был сделан во Франции в 1910 году.
Миссия: сделать яркие фото на фоне юбиляра.
Выполнено!
27 сентября 2020

Шепелёвский маяк

Маячок-старичок.
В этом году ему исполнилось 110 лет.
Маяк был сделан во Франции в 1910 году.
Миссия: сделать яркие фото на фоне юбиляра.
Выполнено!
Неожиданно накрыло летом. Солнце, залив, чайки...
Поспешили успеть насладиться погодой и отсутствием режима самоизоляции. Совсем рядом от нас - по дамбе и дальше в сторону Соснового Бора, на южном берегу Финского залива (Шепелёвский мыс на полуострове Каравалдай) стоит красавец Шепелёвский маяк. Круглая башня высотой 38 метров. Даёт две долгих вспышки каждые шестнадцать секунд, красного и белого цвета, в зависимости от направления. Он назван по ближайшей деревне. Обеспечивает безопасность судов на подходе к острову Котлин (на участке Невская губа – Нарвский залив). До сих пор!

Заметили: чуть ли не каждый блогер в сети почему-то обзывает башню чугунной. Вопиющее безобразие! Нижние 30 метров маячной башни сделаны из кирпича и бетона, и только верхние 8 - из чугуна. И невооруженных глазом же видно! А внутри (говорят) красивая винтовая лестница.
Подъезд к нему удобный, у бетонки (свертки с шоссе) возникла неплохая стихийная парковка. Пройти к самому маяку можно, как по камням (по берегу), так и по тропинке в лесочке. Бывалые туристы пишут о скромном водопаде (приблизительно в 1 метр), но мы нашли только мостки и пересохший ручеек. А еще - остатки яблоневого сада с вкусными яблоками. Не забудьте в поездку паспорта или другие документы, удостоверяющие личность, - в Лебяжьем КПП, пограничная зона. Кстати, у памятника-самолета по пути (всё в том же Лебяжьем) открыли новую пекарню, можно захватить плюшки с собой. Шашлыки исключены, у маяка - заповедная зона. Здесь водятся редкие растения, птицы и рыбы, некоторые из которых даже занесены в Красную книгу России. И можете сколько угодно упрекать нас, что мы в отчетах о каждой вылазке пишем про еду, на морском бризе попомните - парочка бутеров с термосом кофе ещё никогда не была лишней!

GPS координаты Шепелёвского маяка: 59°59'6″N 29°7'43″E.
Еще несколько ссылок на ближайшие достопримечательности (с фото) дадим в конце. Листайте!
История маяка в этих местах восходит к петровским временам. В 1718 году Петр I повелел здесь «для осенних ночей … огням быть». Оговаривалось, чтобы огни «когда нашим кораблям идти, тогда и зажигать, а не всегда». Гореть маякам надлежало с августа до замерзания залива у Кроншлота.

Необходимость установки башни именно Шепелёвского маяка была вызвана ходатайством капитанов торгового флота в начале ХХ века. В 1908 году были начаты работы, Дирекция маяков Балтийского моря объявила конкурс. Из представленных проектов наиболее удачным и дешёвым сочли проект парижской фирмы «Barbier, Benard & Terenne». В 1909 году построили саму башню, караульный (жилой) дом, кладовую, ледник, баню и сарай для дров. Какие-то из этих строений до сих пор видны через забор, на первом плане - новодел, но если обходить территорию по верху бетонной стеночки, непременно заметите старину. Разумеется, территория маяка со зданиями сопутствующих служб огорожена забором и проволокой, стратегический объект под охраной, но это не мешает рассмотреть и маяк, и домики. То есть, подходи к забору вплотную и рассматривай, это не запрещено.

Из Франции были получены и доставлены на маяк фонарь и аппарат. В 1910 году светооптический аппарат установили на башне. Эта дата и считается датой основания маяка.
Ха! И по поводу французского происхождения в сети споры! По одним данным маяк целиком изготовлен во Франции, по другим - во Франции сделана только его линза. Мол, в начале ХХ века маячные линзы делали только во Франции и Англии, и что французская линза прослужила до 1950-х годов, после чего ее заменили своей, советской. Кстати, повторно линзу меняли в 1977-м году, и она используется до сих пор. Найти в открытом доступе какие-нибудь официальные документы о строительстве не удалось. Удивительно, но и ни одной старой фотографии маяка тоже. Может быть, его просто-напросто запрещали снимать?

Уже говорили, что наш маячок до сих пор действующий. Видно его за 17 морских миль (около 30 км). Рядом с маяком высится радиобашня - соседство прошлого и настоящего в навигационном деле. Радиобашня выше раза в два на глазок. Рядом с ней Шепелёвский маяк выглядит забавным малышом-толстопузом. И еще одна вышка, железная, наблюдательная. Для некоторых кадров Тате даже пришлось лезть на нее. Судите сами, стоило ли. Кадр этот:
Вышка эта, крайняя справа:
Фан-клуб Хозяйки, пока она на вышке:
О происхождении названий Каравалдай и Шепелёво.

Недалеко от Каравалдайского полуострова, где стоит маяк, расположено Горовалдайское озеро (на старых картах - Каравалдайское озеро) и деревня Гора-Валдай (Каравалдай по-старому). Возникла ассоциация с Валдаем в Новгородской области и с Валдайской возвышенностью, где находится исток Волги?! И правильно!
Да, географически это совершенно разные объекты, но их названия произошли от одного и того же видоизмененного финского названия местности Harjavalta, что означает «волость на возвышенности». Любопытно то, что со временем Harja (финская «возвышенность») превратилось в русскую «гору».
Почему же маяк называется Шепелёвским, если исторически эта местность имела название Каравалдай?
Дело в том, что маяк назвали «в честь» близлежащей деревни Шепелёво. А деревню так прозвали ещё в XVIII веке, когда брату генерал-майора С. А. Шепелева пожаловали западную половину Горавалдайского озера.
А вы играли когда-нибудь в «Твистер» по камушкам?
Майкуша, такой Майкуша, опять купался. Майк видит воду, Майк купаЦЦЦа, Майк - Халк :))
Мы даже отдельную подборку кадров сделали с историческими местами и видами, на фоне которых КУПАЛСЯ МАЙК. Очень любит воду! ...И география его приключений на лицо.
Медитативные камушки:
Дальше по берегу - странное сооружение, похожее на бункер. Это старая прожекторная станция. Она открыта, так что, любители пошариться по заброшкам, захватите фонарики!
За мысом, если идти ещё дальше вдоль берега от маяка, в минутах 20-ти хода находится Батарейная бухта. Мы не пошли до нее в этот раз, увлеклись фотосессией. А зря! Посмотреть есть, на что! Ведь там расположен длинный старый пирс для подлодок и заброшенная заправочная станция. Летом бухта гораздо больше пригодна для купания и пляжного отдыха «дикарями», чем крошечный каменистый пляж у маяка, где вольготно барахтаться разве, что Майкуше.

В 5-10-15 минутах езды ещё парочка достопримечательностей. Форты «Красная Горка» и «Серая Лошадь». На «Красной Горке» мы бываем часто, фото ниже как раз оттуда. Но до серьезного отчёта-статьи руки до сих пор не дошли. Да и вряд ли мы расскажем лучше, чем в музее форта. Да, да, на «Красной Горке» теперь музей официальный! Обязательно поезжайте! А ещё лучше - совместите поездку с благим делом. На территории часто проводят субботники, расчищают и укрепляют внутренние помещения, зовут на помощь волонтёров. Чем не отличный повод получить эксклюзивную экскурсию и своими силами вложиться в общее дело сохранения столь интересного памятника отечественной военной истории. Уверяем, дети, особенно мальчишки, будут в восторге! Подадите им здоровый пример!

Что же касается «Серой Лошади», мы были на ней лишь однажды, ещё в дорюриковскую эпоху (до появления в семье собак) и под проливным дождём. Ни одного фотосвидетельства не осталось. Пытались найти некое НП, но тщетно. Знаете, как это бывает: час другой езды от дома, кажется, ещё обязательно успеется... А потом глядь - в блоге и на сайте много рассказов о дальних путешествиях, и незаслуженно позабыты свои родные, ближайшие достопримечательности. Будем исправляться!
Эти места боевые. В годы войны от Шепелёвского маяка начиналась «Ледовая дорога», которая шла на остров Сескар, затем на остров Малый и остров Лавенсаари. Название «Малая Дорога жизни» появилось уже после войны. Оно общее - общее название целой сети дорог, действующих во время Великой Отечественной через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума.

При прокладке таких трасс использовался опыт Зимней войны, когда через залив переправляли не только войска, но и танки. Но, если в Зимнюю ледовая переправа была лишь эпизодом, то в Великую Отечественную требовалось организовать постоянные непрерывно функционирующие дороги сразу в несколько направлений. В ноябре 1941-го действовали только две трассы - в Лисий Нос и Малую Ижору. С декабря стали доступны острова Сескар, Лавенсаари и Гогланд, а также форты. Отправной точкой ледовой части дороги на острова Сескар и Лавенсаари стал Шепелёвский маяк. И именно маяк называют сердцем Ораниенбаумского працдарма Красной армии в 1944-м. Отсюда началось полное снятие блокады Ленинграда.
Попытка снять Шепелёвский маяк изподвыпердверта. В смысле - против солнца. В принципе совершенно неважно в какое время суток вы будете его снимать. Либо с одной, либо с другой стороны обязательно получится, и свет окажется, что называется, режимным. С двух сторон одновременно - хм... Вот это вряд ли! Придется возвращаться на досъемку.
ещё маяки, которые мы видели:

ОСИНОВЕЦКИЙ МАЯК

Заложенный в 1905 году, он второй по высоте на Ладоге (после Стороженского): 70 м от основания до верха, 74 м от огня до уровня моря. А видно его свет за 40 км.
Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды. В сентябре 1941 года сюда с Большой земли пришел по Ладоге первый караван с зерном, а до того подход судов к берегу считался невозможным. Интересно, что внешность свою маяк сохранил с начала XX века, менялись только лампы.

Читать о нём тут: Автопробег по дороге жизни


МАЯК НА ФИНСКОМ КАМЕННОМ МОЛЕ

Расположен на небольшом полуострове Далёкий (по-фински — Saunaniemi) недалеко от деревни Пятиречье Приозерского района Ленобласти. В народе его именуют финским молом или просто дамбой. Мол выложен приличного размера гранитными валунами, все 550 метров. Был создан в начале 1930-х как средство защиты рыбаков от шторма на Ладоге. Одновременно с возведением волнолома проводились дноуглубительные работы. На эти цели было выделено около 5.5 миллионов марок. На конце волнолома установлен маяк.

Читать о нём тут: Приключение великолепной семерки на Карельском перешейке
В конце концов маяками когда-то были и Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова...
В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЛАНИРУЕМ ПОПОЛНИТЬ ЭТОТ СПИСОК.