Подобных культовых мест немало на Карельском перешейке. Саамы, а позднее сменившие их на этой территории карелы
поклонялись этим камням и приносили на них жертвы. Вероятно, после разрушения Тиверска окрестные карелы продолжали приходить на капище, что и вызвало недовольство церкви. И кто-то выбил на одном из камней небольшой равносторонний крест, заключенный в окружность диаметром не больше 10 см.
Каменные глыбы, покрытые мхом, напоминают огромных животных.
Вопрос, есть ли что-то
общее между тиверцами и европейскими тирольцами, оказывается волнует не только нас. Несколько десятков лет назад местный краевед Левким Потемкин и учитель истории Нелли Крякунова написали письмо в Москву в Академию наук с просьбой исследовать заброшенное городище и выяснить, не связано ли оно с древними тирольцами, проживавшими когда-то на Днестре и близ устья Дуная. Ведь известно, что в конце XI – начале XII веков они, теснимые кочевниками, мигрировали на Север. Доктором исторических наук Георгием Федоровым в августе 1971 года даже была предпринята археологическая экспедиция на городище. К московским коллегам присоединились ученые из Петрозаводска, группа из Института языка, литературы и искусства Карельского филиала Академии наук СССР под руководством известного археолога, специалиста по карельской культуре Светланы Ивановны Кочкуркиной.
Рассказывают, что ученым очень досаждали туристы и проплывающие через Тиверские пороги байдарочники. Привлеченные раскопками, они буквально окружали исследователей и требовали разъяснений.
Уже в сентябре того же, 1971 года отряд других археологов, организованный Ленинградским отделением Института археологии Академии наук СССР (теперь он называется Институтом истории материальной культуры) прибыл на территорию заброшенной крепости. Возглавлял экспедицию
Анатолий Николаевич Кирпичников. Да, да, тот самый Кирпичников, чье имя теперь знает каждый. И кто, как мы рассказывали, стал «крестным отцом» нашего бигля Рюрика.