август 2017

Три кирхи Йозефа Стенбека (бывшие церкви бывшей Финляндии) и место гибели Микаэля Агрикола

Хотим познакомить вас с творениями Йозефа Стенбека, финского архитектора и инженера, работавшего в Российской империи, затем в независимой Финляндии.
Он создал 35 кирх на территории Финляндии и Карельского перешейка в стиле "северного модерна" или "юнген стиля", если угодно, и неоготики. В России сохранились всего три.
В хронологическом порядке эти сооружения появлялись:
в Приморске (1902-1904),
в Зеленогорске (1907-1908)
и в Мельниково (1911-1912).

1

Кирха святой марии магдалины
в койвисто (приморск)

Первая кирха появилась на приморских землях не позднее 1575 года. Последняя, 6-я по счету, возведена в 1904 году как раз по проекту того самого Стенбека, лицезреть творения которого мы отправились погожим днем в августе 2017 года.
Кирха в Приморске без преувеличения - грандиозное сооружение с высоким шпилем и башенками, выполненное из красного гранита, поднимающееся ввысь над синевой моря. Храм крестообразной формы имел огромные проемы окон украшенных витражами на тему библейских сюжетов (увы, вместо витражей ныне зияет бетон). 31-Регистровый орган был подарен церкви императором Николаем II. Вся внутренняя обстановка уничтожена уже после Зимней войны, а на месте органа сложена кирпичная будка для кинопроэктора. Хотя финны, после возвращения в 1941 году, отреставрировали и открыли кирху вновь, в послевоенный советский период она снова стала кинотеатром. Сейчас часть помещений (!) отдана краеведческому музею, иногда тут проводятся богослужения. Кровля — гальванически обработанная жесть.

Длина здания − 37 метров, ширина 28 метров и высота шпиля 60 метров.
Если погрузиться в историю, узнаем, что к началу XX века в Койвисто все еще стояла деревянная кирха, — оригинальное строение с двускатной крышей. Она была неспособна вместить всех прихожан и потому богослужения по крупным христианским праздникам проводилось на улице. В 1911 году эту церковь перевезли в Выборг под названием Таликкаланкиркко, а колокольню постройки 1775 года оставили. Деревянная колокольня простояла в Приморске до 1944 года. Проектирование нового храма началось в 1900 году, в 1902 году приступили к строительству кирхи на 1800 человек, способной удовлетворить потребности прихода. Кирха была освящена и открыта для прихожан 18 декабря 1904 года.
В 1905 году, Койвисто посетил царь Николай II с многочисленной свитой.
Из дневника Николая II (1890—1906 гг.):
«14-го сентября. Среда. В 2 часа покинули Транзунд и перешли в Бьёрке. Стали на якорь между Кайвицей и Равицей со всем наши отрядом…
16-го сентября. Пятница. Встали рано. В 10 час отправился на миноносец «Грозящий», который снялся с якоря и пошёл к выходу в море. Долетели до острова Рондо и вернулись к якорной стоянке в час и 5 мин.
17-го сентября. Суббота. Съехали на берег и посетили в Койвисто кирку, она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней, деревянной. Осмотрел ещё лесопилку».
Император подарил приходу Койвисто 22 500 марок, на эти деньги был изготовлен орган в Финляндии на фабрике в Кангасала. В центре зала разместился «Церковный символ» койвистовцев — скульптура судна 1785 года, которая переехала из прошлой кирхи. Красивейшая настенная фреска была выполнена женой архитектора Анной Стенбек. Чуть позже Швеция передала в дар приходу золотые литургические сосуды, выполненные в 1777 году в Стокгольме при короле Густаве III.

В 1928 году известный витражист Леннарт Сегерстроле выполняет в окне западного фасада великолепный витраж «Христос и 4 ангела». Это был самый большой по площади (46 кв.м) витраж в Финляндии. Поскольку кирха в Койвисто была воздвигнута в честь Марии Магдалины, то на алтарном окне был изображён момент явления Христа Марии. Во внутреннее убранство кирхи кроме всего прочего входили дубовые резные скамьи ручной работы и 10 хрустальных люстр (5 из них сейчас в Финляндии).

За время зимней войны 1939—1940 года кирха не пострадала. После занятия Койвисто советскими войсками в кирхе разместился Дом культуры и конюшня. И здесь же проводились собрания переселенцев. А вот в Великую Отечественную снаряд пробил крышу и разорвался внутри кирхи. К осени 1941 года финны вернули себе Койвисто, в кирхе был проведён ремонт — именно тогда немецкая черепица на крыше заменена на гальванически обработанные листы из металла, починены скамьи. Вскоре возобновились службы. Но весной 1944 года, с наступлением советских войск, финны вновь покинули город.

Летом и осенью 1944 года в здании кирхи располагался клуб моряков, а городской кинотеатр открыли на Комсомольской улице (ныне магазин «Альта»), позже туда перевезли и резные дубовые скамьи, а здание кирхи забросили. Когда и куда пропал орган доподлинно неизвестно.

В 1948 году комсомольцы обратились к руководству района с просьбой о выделении им нового Дома Культуры в здании. Просьба была удовлетворена, и те приступили к ремонту. Целью, кроме вывоза мусора, было лишение здания признаков принадлежности к религии. Внутри кирху разделили на комнаты, витраж был заложен кирпичом, а на хорах установлено кинооборудование. На месте креста - красное знамя (правда, провисело оно недолго).
В 1992 году со стороны северного фасада кирхи, на месте старого воинского захоронения, был установлен небольшой памятник «Парус и крест», выполненный по проекту скульптора Алпы Саало, родившегося в Койвисто. Парус — символ дружбы между русским и финским народами.

В 1990-е здесь открывался и бар «Харви», и дискотека, некоторое время был даже магазин. Но, слава Богу, в 1996 году в малом зале кирхи разместился краеведческий музей. В 2004 г. по инициативе его директора, была созвана конференция, посвященная 100-летию храма. В ней приняли участие епископ лютеранской церкви Ингрии Арри Кугаппи, шведский пастор-миссионер Бъерклунд, ученые-историки из Петербурга и Финляндии.

К концу первого десятилетия XXI века кирха (в том числе и из-за многочисленных реконструкций и нецелевого использования) серьёзно обветшала. У местной администрации денег на ремонт не было. Спасло чудо — уроженец Приморска С.Ю .Михальченко пожертвовал значительную сумму.
Есть у кирхи в Приморске и свои легенды:
  • У последнего пастора кирхи (Тойво Кансанен) была дочь, которая не пожелала покидать родной дом во время эвакуации. Девушка добровольно приковала себя цепью в колокольне кирхи. Она стреляла из снайперской винтовки по наступавшим балтийцам до последнего патрона.
  • Таинственно исчезнувший орган финны не успели вывезти и спрятали в окрестных лесах. Из-за изменившейся местности его теперь не могут найти. В начале 90-х его безуспешно искал приехавший в Россию бывший пастор.
  • В подвалах кирхи существуют захоронения священнослужителей.
  • Кресты на кирхе — золотые. На самом деле это был дуб, покрытый медью.

2

Кирха преображения господня
в терийоки (зеленогорск)

Если кратко…
Финский евангелическо-лютеранский приход в Териоках возник ещё в 1904 году. Приходская кирха построена в 1907-1908 и освящена 6 декабря 1908 года. Храм выполнен в стиле модерн. Орган, имевший 12 регистров был построен на заводе в Вюртенберге. Отопление — калориферные батареи. Алтарь изображал снятие Христа с распятия. Два колокола были отлиты в Германии. В 1941 году прямым попаданием была разрушена колокольня, составлявшая с кирхой одно целое. В советское время кирха служила кинотеатром «Победа» и только в последние годы возвращена, теперь уже ингерманландской лютеранской церкви.

Уже в наше с вами время восстановлена колокольня храма. 8 декабря 1990 года в Зеленогорске был официально возрождён евангелическо-лютеранский приход. В 2001—2002 годах по проекту архитектора А. В. Васильева и инженера Е. М. Гришиной здание церкви было полностью отреставрировано.
Кирха — памятник культурно-исторического наследия регионального уровня. По итогам петербургского конкурса 2010 г. территория Евангелической церкви признана лучшей в номинации «Самый благоустроенный объект культуры». Если честно, это заметно. Сквер вокруг кирхи ухожен и красив.
При кирхе есть небольшое финское кладбище. Тут регулярно проводятся концерты классической музыки. Начиная с 2004 года, каждое лето (обычно в июле — августе) по воскресеньям здесь проходит ежегодный международный музыкальный фестиваль «Лето в Терийоки».
В честь благополучного окончания реконструкции и 100-летнего юбилея постройки, 14 сентября 2008 года епископом Церкви Ингрии Арри Кугаппи было произведено новое торжественное освящение церкви. Православная церковь Иконы Божьей Матери Казанской подарила средства на приобретение церковной мебели, что явилось прекрасным образцом добрососедского сосуществования общин.

Детали:

3

Кирха в ряйсяля (мельниково)

До 1948 этот поселок назывался Ряйсяля и во времена своего финского прошлого насчитывал почти 2000 жителей, больше, чем проживает сейчас. Свое нынешнее название место получило в честь Никиты Ивановича Мельникова, погибшего в боях во время советско-финской. В 1920-х тут были стадион, дом престарелых, сбербанк, в Кексгольм (Приозерск) даже ходил пароход. Но главным сохранившимся свидетелем тех дней является лютеранская кирха.
Самостоятельный церковный проход появился в 1636 году. Последний, четвертый по счету, храм был возведен в 1912-м, после того, как предыдущий сгорел от удара молнии. Это последняя работа архитектора Йозефа Стенбека на Карельском перешейке. Кирха выполнена из серого гранита в стиле «национальный романтизм». В 1913 поставлен 25-регистровый орган. Позднее количество регистров увеличилось вдвое.
Последний алтарь кирхи «Иисус благославляет детей своих» был написан придворным художником Р. Экманом и сохраняется сейчас вместе с двумя колоколами в Финляндии, приход Кокемяки. Орган утрачен в период после зимней войны. Алтарная доска 1872 года была спасена из прежнего храма. Наружные стены сложены из местных пород красноватого гранита, внутренние из кирпича. Кровля — гальванически обработанная жесть. Основанием церкви служит природная скала, которую углубили для создания погреба.

Длина здания — 28 м, ширина — 22,5 м и высота — 37 метров.
В 1941 году храм частично пострадал от снаряда, повредившего фронтон и крышу. Вся обстановка храма была вывезена. Колокола сняты. Храм был отремонтирован финнами, вернувшимися в свои дома, и снова оставлен в 1944 году. Здание кирхи в 1945 году было передано совхозу «Ряйсяля». Длительное время тут был зерносклад (да, да, в течение многих лет в нём хранили корм для скота). Кроме того, в кирхе торговали товарами первой необходимости: топорами, лопатами, вилами, керосиновыми лампами и так далее.

В 1969 году кирху стали переоборудовать под совхозный Дом Культуры. Была проведена огромная работа: вывезены корма, поставлены стенки на втором этаже (на хорах), подведено тепло от поселковой котельной, оборудована сцена, приобретены занавеси и кресла, установлено кинооборудование. А в 2010-м здание прошло плановый ремонт — заменено кровельное железо на крыше, в окна вставлены пластиковые стеклопакеты (последнее, кстати, сильно испортило исторический вид, но улучшило микроклимат внутри).

На сегодняшний день в кирхе соседствуют Дом культуры, магазин и склад.
На территории современной Финляндии существует организация, состоящая из бывших уроженцев села Ряйсяля и их потомков, оказывающая посильную помощь кирхе. Периодически в Мельниково проводятся лютеранские службы.

Рядом находится захоронение финских воинов, погибших во время советско-финской. Сюда приезжают их потомки. Хорошо, что никто не покушается на это захоронение. У нас своя память, у них своя.

4

бонус: место смерти микаэля агрикола

К своему стыду вдруг обнаружили, что большинство наших приятелей не то, что не знает, что совсем рядом с Петербургом находится место гибели этого величайшего человека, но и вообще не слышали про него.

А вот:
Микаээль Агри́кола (ок. 1510 — 9 апреля 1557) — епископ, финский деятель Реформации шведского происхождения. Первый лютеранский епископ Финляндии, просветитель и переводчик Библии на финский язык. Собственно, до него у финнов и не было письменности.

В 1556 году Микаэль в числе членов посольства Густава I Васы поехал в Москву для заключения мирного договора во время Русско-шведской войны. На обратном пути он заболел и умер в Куолемаярви (ныне Пионерское) в 10-ти километрах северо-западней поселка Озерки на мысе Кюрённиеми.

Примерно на 100-м километре от Петербурга по Приморскому шоссе есть знак, указывающий поворот к месту его смерти и памятнику.
А похоронен Микаэль Агрикола был 12 апреля 1557 года в Выборге в основании Часовой башни. Тоже недалеко!

Теперь (инфомация на август 2017 года) Часовая башня в лесах, в нижнем четверике появилась трещина, Комитет по культуре Ленобласти выделил было деньги на ремонт, в подрядчики взял некую фирму «Эшелъ», у которой основной вид деятельности — снос зданий. К счастью, до конца отработать по профилю фирма не успела, сгинула, прихватив 4 млн руб. Сейчас её ищут в рамках уголовного дела. Но никому не пришло в голову хотя бы закрыть башню. Догадался сделать это 17-летний Ваня Першин. Он залез в башню, врезал замки, отремонтировал и запустил часы, с которых к этому времени пропала стрелка, потому что в открытой башне успели порезвиться ванины земляки. Если кто из наших подписчиков лично знаком с Иваном, передайте огромное человеческое спасибо этому ЧЕЛОВЕКУ.
И еще немного про Агрикола
(Очень советуем нажать на ссылку!)
Собственно, Агрикола он был не всегда. Урожденный Микаэль Олай появился на свет около 1510 года (по некоторым исследованиям — в 1507) в деревне Торсбю общины Перно, провинции Нюланд, в семье зажиточного крестьянина. Ребёнка назвали в честь святого покровителя уездной церкви. У Микаэля было три сестры. Учителя заметили способность Микаэля к языкам и отправили его учиться в Выборг, в латинскую школу. В те годы современная Финляндия была частью Великой Швеции. В начале 1520-х годов в этих местах начали проповедовать первые последователи Мартина Лютера. В 1523 году королём Швеции стал Густав Васа. Вначале новый король негативно отнёсся к проповеди нового учения, однако сложная внутриполитическая ситуация заставила его искать новых союзников внутри страны. В 1524 году возник конфликт между королём и папой Клементом VII по поводу избрания нового архиепископа, в результате чего отношения с папством были прерваны окончательно.

Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году был издан Новый Завет, а в 1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги.
Учась в Выборге, Микаэль взял себе фамилию «Агрикола» (то есть «земледелец») — фамилии, взятые по роду занятий отца в то время часто встречались среди учёных в первом поколении. Вероятно, именно в Выборге Агрикола впервые соприкоснулся с идеями Реформации. Комендантом выборгского замка в то время был граф Иоганн, немец на службе у шведского короля Густава Васы, сторонник Реформации, и в замке уже проводились лютеранские богослужения.

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.

В 1528 году Микаэль перебрался в Турку (Або), де-факто центр финских территорий Швеции и центр католической епархии. Именно в Турку Агрикола встретился с первым финским учеником Мартина Лютера Петером Сяркилахти. После кончины Сяркилахти в 1529 году Агрикола продолжил его труд. В 1531 году он был рукоположён в священники. В 1536 году епископ Турку послал его учиться в Германию, в Виттенберг. Там он познакомился с Лютером, и летом 1539 стал мастером теологии.

Первую книгу на финском языке он издал в 1543 году. Это был букварь «ABC-kiria». Сегодня этот год считается годом рождения финской письменности. В 1548 году Микаэль Агрикола закончил перевод Нового Завета. Тираж был напечатан в Стокгольме за государственный счёт. Кроме того, он перевёл на финский язык части Ветхого Завета и много назидательных сочинений.