1 июля 2017

Прогулка по укрепрайону Инкиля (Inkilä) Линии Маннергейма

А точнее по тому, что от него осталось после двух войн, многолетних послевоенных «развлечений» наших сапёров-подрывников и нескольких поколений сборщиков металлолома.
В двух словах для тех, кто не знает. Мало ли. Линия Маннергейма — комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132—135 км длиной, созданный в 1920—1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. Эта линия стала местом наиболее значительных боёв в Зимнюю войну. Строго говоря, между Выборгом и границей с СССР были спланированы три линии обороны. Ближайшая к границе называлась «главная», затем шла «промежуточная», вблизи Выборга «задняя». Самый мощный узел главной линии располагался в районе Суммакюля, месте наибольшей угрозы прорыва.

Во время Зимней войны, уже после создания комплекса, финская и за ней западная пресса называла комплекс главной оборонительной линии по имени главнокомандующего маршала Карла Маннергейма, по приказу которого разрабатывались планы обороны перешейка ещё в 1918 году. В то время много писалось о французской линии Мажино и о германской линии Зигфрида. Сын бывшего адъютанта Маннергейма Йорма Гален-Каллела, сопровождавший журналистов в беседе назвал комплекс оборонительных сооружений «Линией Маннергейма». С началом Зимней войны это название появилось в статьях газет, журналисты которых осматривали сооружения осенью 1939 года. Кстати, по отзывам военных, обороноспособность линии значительно преувеличивалась пропагандой с обеих сторон.

Эти разрушенные подземные чертоги, - остатки одного из ДОТов-миллионников. Их долго обстреливали, потом взорвали, потратив несколько тонн тротила. Срезали и сдали в утиль могучую броню, прикрывавшую боевые казематы. Тем не менее, в миллионнике и сейчас можно спокойно пересидеть небольшой Апокалипсис. Финская печать окрестила их «миллионными», поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Всего было построено 7 таких ДОТов. Инициатором постройки стал вернувшийся в политику в 1937 году все тот же Карл Маннергейм, который добился от парламента дополнительных ассигнований на оборону.

Схема позиции у реки Окунёвой взята из книги «Линия Маннергейма». Издательство «Карелико». Санкт-Петербург - 2010. Автор-составитель Е.А.Балашов.
«Миллионные» ДОТы представляли собой железобетонные сооружения в виде заглублённых в землю боевых казематов фланкирующего или фронтального огня, соединённых подземным убежищем-казармой. Число амбразур могло доходить до 4—6, одна-две — орудийные, преимущественно фланкирующего действия. Обычным вооружением снабжённых артиллерией ДОТов были русские 76-мм пушки образца 1900 года и 37-мм противотанковые пушки «Бофорс» образца 1936 года. Реже встречались 76-мм горные пушки образца 1904 года.

Итак, укрепленный район Инкиля (Inkilä) Линии Маннергейма.

Назначением укрепрайона было прикрытие приморского направления. Своим правым флангом укрепрайон опирался на Финский залив, а левым флангом на озеро Куолемоярви (Пионерское). Через укрепрайон в сторону Приморска (Койвисто) проходят две шоссейные и одна железная дорога. Данный участок линии Маннергейма получил условное сокращение "Ink" от названия находившейся в центре этого опорного пункта деревни Инкиля.
На фото - часть верхнего перекрытия, чудом уцелевшая после подрыва ДОТа INK 7. Этот железобетонный ДОТ постройки 1934 года с небольшим укрытием был рассчитан на гарнизон из 12 человек. Боевые казематы были защищены броневыми плитами с узкими амбразурами для стрельбы из ручных пулемётов, установленными вертикально. Край напольной стены разрушен артиллерийским огнем в ходе наступательных боев в начале февраля 1940 года, но гарнизону удалось заделать брешь подручными средствами.

Фортификационные работы в Инкиля проводились силами Саперного батальона. Первые ДОТы укрепузла "Ink" (Ink-1 и Ink-2), расположенные в северной части сектора, были возведены в 1932 г. по типу французских "Каземат де Бурже". Мы до них не дошли. ДОТы были одноярусными и предназначались для ведения фланкирующего пулеметного огня, отсекавшего наступающую пехоту противника от танков. Остальные ДОТы, построенные в 1933-1934 гг., являлись также капонирами фланкирующего огня, однако имели амбразуры, защищенные вертикальными бронелистами толщиною в 10-15 см и размером 2х3 метра. Эти бронелисты остались на складах взорванного в 1918 г. российского форта Ино. Все вышеупомянутые ДОТы имели кроме боевых казематов также и подземные укрытия, вмещавшие от 12 до 24 человек личного состава. В каждом помещении - свой колодец со свежей питьевой водой, там же - спальные места с двухъярусными нарами. В холодное время помещение обогревалось печками.
Последний ДОТ (Ink-6), двухуровневый капонир, с тремя боевыми казематами и амбразурами, защищенными бронелистами, с подземной казармой на взвод солдат, расположенной на нижнем уровне в 20-метровом коридоре, был построен только в 1937 году. Обочины шоссе были минированны, в качестве фугасов финны использовали морские мины, оставшиеся с времен первой мировой войны. Мост через Ахвенъоя (р. Окуневая) финские саперы подорвали еще 3 декабря, получив ложное сообщение о советском танковом прорыве.
Второе фото сделано нами во время первого посещения укрепузла в октябре 2012-го.

Оборону в Инкиля занимал финский 7-й отдельный пехотный батальон, большая часть личного состава которого была из Куолемаярви (Пионерское), то есть бойцы защищали свои родные дома. Так как местность здесь заболоченная и сильнопересеченная, то серьезное наступление в направлении Койвисто можно было вести, лишь овладев дорогами. Поэтому, задачей гарнизона было удержать, в первую очередь, дороги. На приморском шоссе финны организовали позицию, устроенную следующим образом:

Схема позиции у реки Окунёвой взята из книги «Линия Маннергейма». Издательство «Карелико». Санкт-Петербург - 2010. Автор-составитель Е.А.Балашов.
Западный (дальний от Ленинграда) берег Окуневой, протекающей поперек перешейка между озером Куолемоярви и Финским заливом, был эскарпирован. То есть берег срыли так, что он стал более крутым, практически вертикальным. Сейчас эскарп уже здорово осыпался, у него уже нет защитных покровов, но берег остается крутым.

Визуально высота образовавшейся от уровня воды кручи, примерно, четыре-пять метров. Сверху финны разместили четырехрядное противотанковое препятствие из массивных гранитных надолбов, так называемых «Зубов Дракона».
Первое фото выше опять же опять же, наше, но 2012-го года.

В целом, это сочетание оборонительных "приблуд" таково, что не пролезть и современному танку. Для того, чтобы это препятствие могли преодолеть танки, необходимо засыпать часть русла речки или соорудить через неё мост, а далее подорвать в линии надолбов проход, достаточной ширины. Плюс, вся позиция была «от души» заминирована и перетянута колючей проволокой, а по некоторой информации, ещё и прикрыта электрозаграждением.

И не забываем, что всю позицию обороняли два огромных ДОТа, предназначенных для ведения флангового огня или «фланкирования» в двух направлениях. В сторону лесных участков оборонительной позиции, они вели огонь из одного-двух стволов. В районе моста их огонь становился перекрестным. Оба ДОТа расположены на расстоянии пары десятков метров справа и слева от моста, и, примерно в стапятидесяти метрах друг от друга.

Пулеметный огонь на такой дистанции называют кинжальным. Пули, ещё не потерявшие скорости, обладают такой энергией, что «шьют» бронежилеты и отрывают конечности. Защитные стальные кирасы (испытывавшиеся РККА, как раз на Карельском, в ту войну), и стандартные стальные каски пробивались кинжальным пулеметным огнём, навылет, вместе с их содержимым.

Итак, позицию у моста прикрывали два ДОТа: Ink-6 и Ink-7.
Они были сооружены самыми последними в ходе постройки укрепрайона и являются самыми совершенными.

Ink-6, если ехать из Питера, находится с правой стороны от Приморского шоссе, сразу после моста. Нам, к сожалению, не удалось найти его довоенных финских фотографий, объект был секретным, в ходе боевых действий, финских фото оттуда тоже нет. А потом советские сапёры сделали из него то, что мы видим. Поэтому, просто прилагаем схему.
Огромная воронка, глубиной около пяти метров, с остатками бетонных плит на дне, это место, где располагался основной вход в Ink-6. Эти плиты, вероятнее всего, остатки входного тамбура.
Перекрытие рухнуло не до конца, а лежит градусов под 45, оставив треугольной формы «проход», через который можно проникнуть внутрь.
Взрывы, уничтожившие боевые казематы ДОТа, - работа наших военных инженеров, проделанная после войны. Причём изнутри, а не извне. В ходе же боевых действий, боевые казематы Ink-6, несмотря на некоторые повреждения, устраняемые гарнизоном и финскими саперами, сохраняли боеспособность до конца. ДОТ был оставлен гарнизоном по приказу командования, а не в результате штурма. Оборонять его больше не имело смысла, Линия Маннергейма, прорванная советскими войсками на центральном участке, перестала играть роль щита.

Как ни странно, неплохо сохранился каземат фронтального огня, которому, по «законам жанра» должно было перепасть первому и сильнее всего. Через проём, видимый на снимке, можно проникнуть в общий коридор боевых казематов, не полностью, видимо, разрушенный взрывом. Но внутри проёма грязно и вода по колено, словом, мы не полезли.

А сейчас (внимание!) наш позер и звезда фотосессий Рюрик покажет, какие позы он умеет принимать во время съемки, пока мы тут рассказываем историю сооружений. Честно говоря, не знаем, как складчатый его терпит))
А мы уехали пить кофе в Выборг, в кофейню "Крендель" у старой ратуши с видом на Святого Олафа (он сейчас в лесах). Это давняя традиция. Тем более, что отсюда до Выборга всего километров 60.

...to be continued...