9 октября 2018

Про большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля

Как известно, у того, кто приезжает к нам в Питер ненадолго, очень много дел: нужно успеть обойти все «счастливые» памятники. Эти памятники в два счета исполняют любые желания: приносят удачу, любовь и благополучие, обеспечивают хорошие отметки в зачетках, способствуют появлению на свет наследников... Словом, решают самые сложные проблемы.
Некоторые делают это просто так, другим нужно что-то потереть или погладить, третьим дать на лапу, кинуть монетку, четвертым налить водки… В общем, без подробной инструкции не обойтись.

И начнем, пожалуй, с центра города - с окрестностей Дворцовой площади...

Помните... у Александра Городницкого:
«...Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках».
Атланты, вошедшие в песни о городе на Неве, - один из символов Петербурга. Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами. Их создатель - скульптор А.И. Теребенев, под руководством которого в 1844-1849 годах работало более 150 каменотесов. Тесали в течение трёх лет, окончательную отделку фигур производил сам скульптор. Первоначально планировалось выполнить атлантов из красного гранита, но это нарушало цветовую целостность всего здания. Поэтому специальная комиссия решила делать атлантов их серого сердобольского камня.

Существует легенда, что во время Великой отечественной войны в непосредственной близости от атлантов прогремел взрыв. И по счастливой случайности они не пострадали. Осколком был поврежден только ноготь одного из гигантов в середине портика. Узнать этот ноготь не сложно, он специально не был отреставрирован. Существует поверье: того, кто ноготь потрет, не возьмет ни вражеская пуля, ни снаряд.

Говорят, что примета и правда работает. Утверждают, что именно большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля обладает удивительной силой, необходимо подержаться за него и поведать ему свои желания. Сейчас-то и второй ноготь атланта почти стерт.

Существует еще и современная примета для молодоженов. Нужно взяться за большие пальцы Атлантов и за руки. В этом случае счастливая жизнь и крыша над головой обеспечены. Кроме того, для молодоженов очень важно не напутать, за какой именно палец нужно подержаться: за левый подержишься — будет девочка, за правый — мальчик. Либо просто подержаться за пальцы Атлантов, чтобы дети родились красивыми. Кстати, встретить свадебный кортеж у атлантов тоже считается удачей!

А встретить там Рю и Ми?...
Додумывайте сами!
Есть ещё одно знаковое петербургское место. Зимняя канавка. Смеем заверить, что к снежному времени года, название совершенно не имеет никакого отношения. Да и «канавкой»-то назван вполне приличных размеров канал, который соединяет в этом месте речку Мойку и величавую Неву.

Предостережем туристов-автомобилистов, любящих прокатиться «с ветерком». Не надо ни в коем случае перенимать наши сомнительные питерские привычки. Если вам кто-то подскажет, что особенно в пору белых ночей замечательно промчать по Дворцовой набережной, не поддавайтесь соблазну! Виды тут открываются потрясающие, а быстрая езда над мостиками создает секундное ощущение полёта. Есть даже выражение, понятное нам, питерцами, - попрыгать на мостиках на Дворцовой набережной. Дело в том, что при проезде именно над Эрмитажным мостом (самым дальним на фото) машину несколько заносит (из-за сужения или какой-то иной особенности дорожного покрытия). Не зная такой вот «заковырки», легко получить «свидание» автомобиля со зданием Эрмитажа.

Кстати, канал этот появился не естественным природным путем, как многие водные артерии в Санкт-Петербурге, а был искусственно прорыт в 1718 году у Зимнего дворца Государя Петра I. Отсюда и название. Отметим, что уже через два года с одной стороны подпорная стена у Первого Зимнего дворца Петра Великого была оформлена в камне. То есть мы с вами можем считать это место за одну из первых городских каменных набережных.

В самом начале канал именовался как «Старый Дворцовый». Но в обиходе горожане говорили «Зимнедворцовый». Правда, и это название упростилось в 1755 году до краткого «Зимнего». А вот слово «канавка» прибавляется к его имени в документах лишь в 1801 году.

Сразу по сооружению канала над ним было возведено 2 моста из дерева, которые имели подъемные механизмы с рычагами и зубчатыми передачами. Сегодня их каменные «наследники», ставшие уже не разводными, называются Эрмитажный и 1-ый Зимний.
Рюрик требует Оскара за роль бедного одинокого щенка
Переход над Зимней канавкой, возводимый между двумя дворцовыми зданиями, был готов в 1780-х годах. Недоброжелатели его создателя — архитектора Кваренги(?) — тут же распространили сплетни о непрочности постройки. Мол, она может в любое время попросту рухнуть. А ведь ходить то здесь намеревались не кто-нибудь, а сами царственные особы! Чтобы отстоять честь архитектора (да и на всякий случай для проверки) императрица Екатерина повелела провести в этой галерее «пир на весь мир», куда пригласила множество высокопоставленных гостей. Те из-за боязни ослушаться своенравную государыню явились. И арочный мост-галерея, несмотря на все наветы, с успехом выдержал шум-гам.

Кстати, до сих пор ходят споры насчёт истинного авторства Эрмитажного перехода. Историки приписывают его Ю. Фельтону. Что же касается рассказанной истории, то это всего-навсего городской анекдот. Но именно подобные байки расцвечивают и оживляют для нас с вами сухие исторические страницы.

И раз уж речь пошла о легендах, имеет свою и горбатый Эрмитажный мостик над Зимней канавкой. Если вы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама», то, разумеется, знакомы с её либретто. В него Пётр Ильич внёс свои правки, не довольствуясь лишь пушкинским произведением. В какой-то из газет времён 1868 года композитору попалась на глаза заметка о произошедшей в Петербурге трагедии. Сообщалось, что некая Юлия Перова из-за несчастной любви учинила над собой убийство именно у Эрмитажного моста Зимней канавки. Маэстро проникся произошедшим и спустя годы, при создании в 1890 году своего гениального произведения, попросил автора либретто (своего брата Модеста) включить в сюжет сей факт, только соотнести его с судьбою Лизы. Так, в финале оперы пушкинская героиня после побега помешавшегося на картах Германа бросается в тёмные воды с Эрмитажного моста. С тех пор те, кто слушал оперу, а вслед за ними и прочие горожане, стали звать этот мост «Лизиным».

Хорошие снимки вам обеспечены здесь в любую погоду и в любое время года. Даже в такой тоскливый серый день, как сегодня. Кстати, Рюрик требует Оскара за роль бедного одинокого щенка…
Отрабатываем выдержку на Дворцовке. А вокруг-то, вокруг - люди, кони, автомобили... Не обошлось и без курьеза. Только свыклись с посторонними шумами, как откуда ни возьмись две левретки в курсинговых футболках... Лают, аж на мыло исходятся, на наших хвостиков. Рю и Ми невозмутимы.

Оказывается, левретки регулярно тренируются вокруг Александрийского столпа. Бегают за хозяином. Хозяин на велосипеде. На багажнике ловко пристроена переноска. Только при нас они так два круга нарезали... Туристы и полиция улыбаются!

Каждый такой выход в люди для нас не только серия фото на память, не только прогулка (не путать с туалетом). Это еще и тренировка. Не спортивная прокачка, как у левреток. А тренировка умения себя вести в обществе. Мы никогда не ставили перед собой и перед своими хвостиками конкретных целей (как то - 5, 10, 15 минут сидеть смирно на выдержке). В обычной жизни мы не пользуемся командами и нормативами, все обучение происходит само собой, попутно, играючи.

Люди, кони, левретки, звуки, запахи - все ново, все интересно, но ... Хаос! Хвостики напряжены, думают... Выход в свет для них еще и ментальная нагрузка. И... лишняя завязка на хозяев. Ведь именно мы, знакомые, пахнущие домом, вкусняшкой, любимые и любящие хозяева становимся для них проводниками в новый интересный многообразный внешний мир. Мы выводим их за рамки привычного будничного существования. Выбирая все новые и новые маршруты, невольно заставляем Рю и Ми ориентироваться на нас, сверяться с нами и следить за нами.

Именно на таких прогулках, мы в этом уверены, происходит становление собаки как личности, она приобретает те качества и навыки, ради которых люди и заводят собак, отдавая им предпочтение перед кошками или аквариумными рыбками.

Тут главное не переборщить, друзья! Впрочем, как и везде! С одной стороны, наши хвостики ценят раз и навсегда заведенные ритуалы (вздремнуть после завтрака и перед прогулкой, кусочек кураги натощак, вечерние обнимашки с хозяевами). Это свято! Это делает их жизнь стабильной, придает уверенность и спокойствие. Ритуалы - гарант их мира! Особенно для однозадачного Майкуши. Но время от времени, не нарушая тех самых ритуалов, в промежутках, очень рекомендуем вырывать питомцев из привычного мирка, выводить в люди, знакомить с чем-то новым.