Бумагопрядильная мануфактура.
Замолвим слово
о промышленной
архитектуре
Петербурга

Бумагопрядильная мануфактура.
Замолвим слово о промышленной
архитектуре Петербурга

Ценителям красивой промышленной архитектуры XIX столетия несомненно стоит прогуляться по Выборгской набережной от Гренадерского до Кантемировского моста. Тут находится одна из самых живописных промзон, которую туристы частенько оставляют без внимания за обилием в городе дворцов, парков, фонтанов, музеев, театров, интереснейших доходных домов и других «раскрученных» объектов...
Выборгская (Николаевская) бумагопрядильная мануфактура акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер». Главный корпус находится на Выборгской набережной, 51. Еще одна часть – на улице Александра Матросова, 2.

Подобные территории популярные урбанисты окрестили «Серым поясом» Петербурга. Это та самая индустриальная застройка, расположенная между историческим центром и новыми спальными районами. Зачастую, разделенная между многими мелкими хозяевами, она приобретает маргинальный оттенок. Но есть и обратные удачные примеры, когда на пространстве исторического предприятия появляются бизнес-центры, фото-студии, каворкинги, кафе и целые фуд-корты.

Вот, например, фото Рю и Ми, сделанное возле одной из таких старинных промышленных зон (ныне у бизнес-центра) на Обводном канале. Интересный, объемный стрит-арт. Не менее интересно и внутреннее наполнение.
Современное лофт-пространство бывших складских помещений внутри Гостиного двора на Невском проспекте:
Этапы строительства мануфактуры. Кратко

В официальных путеводителях вы встретите 1899 год постройки бумагопрядильной мануфактуры на Выборгской набережной и имя архитектора – Василия Антоновича Косякова. Но все не так просто. Хотите разобраться? Как и большинство промышленных предприятий Петербурга, это отстраивалось в несколько этапов.

  • Первый корпус мануфактуры начали возводить еще в 1880 году, следующий был построен в 1888-м. Оба сооружения выполнены по проекту архитектора Федора Карловича Фон Пирвица, который слыл именитым специалистом в сфере промстроя.
  • Затем в 1897-1899 годах здания были перестроены архитектором Гольмдорфом.
  • В 1899 году за комплекс взялся тот самый Василий Косяков.
  • Позднее, в 1904-м произведена надстройка и расширение здания под руководством архитектора Карла Карловича Шмидта.
  • А в 1913-1914 годах свой вклад в нынешний вид мануфактуры внес архитектор Крыжановский.
Если кратко, то это все. Тем, кто не любит ковыряться в архивных перипетиях, дальше можно не читать. Но… Нам показалась весьма интересной судьба территории с многоуровневым кирпичным зданием по набережной Большой Невки.
Теперь подробнее

В середине XIX века владелицей участка на Выборгской стороне города стала Елисавета Федоровна Яроцкая. Она держала здесь лесной и дровяной дворы и бани неподалеку, в Зеленковом переулке. Затем продала (сохранилась даже купчая от 20 июля 1869 года) купцу 2-й гильдии Виктору Яковлевичу Боронину.

На участке Боронина разместилась паровая мельница для измельчения минералов, используемых при изготовлении красок, была отстроена в 1877 году. Но мельницей владел некто Карл Федорович Минус, который арендовал землю у Виктора Яковлевича. В Центральном государственном историческом архиве Петербурга сведения о купце Минусе весьма скудные и с 1880 года вовсе теряются. Какого-либо значимого влияния на облюбованную нами промзону он не оказал. В отличии от Боронина.

16 июня 1877 года владелец участка купец Боронин получает разрешение городской управы на постройку «каменного трехэтажного заводского строения под лит. А и одноэтажной при нем части под лит. Б с каменной заводской трубой». И дальше мы находим это: небольшая фабрика была основана в 1880 году Василием Андреевичем Гергарди, застройка территории фабрики велась постепенно, с расширением участка.

Уильям (по-русски Василий Андреевич) Гергарди был британским подданным. Большинство петербургских краеведческих ресурсов упоминает, что еще и выходцем из семьи немецких промышленников в начале XIX века осевших в Англии. Семья Гергарди прибыла в Россию только в 1861 году.

Вначале Василий Андреевич вместе с партнером Генри Смоллом наладили производство хлопчатобумажной пряжи в Зеленковом переулке. Но вследствие непреодолимых разногласий разделили партнерство приказало долго жить. Британец основал неподалеку собственную мануфактуру для производства бумажной пряжи и швейных ниток.

Уже всплыли аналогии с сегодняшним предпринимательством? Так вот вам еще! Сын Василия Андреевича – Чарльз Альфред (по-нашему Карл Васильевич) учился в Лондоне, но работать вернулся в Россию на отцовское предприятие. Это он основал Акционерное общество бумагопрядильни «К. В. Гергарди» с основным капиталом в 750 тыс. рублей. Годовой оборот – полтора миллиона, количество рабочих к 1903 году достигло 306 человек. В списках промышленных предприятий Петрограда 1915 года – уже 500. Крупное предприятие, хорошие цифры.
В 1897 году промышленный архитектор Фон Пирвиц пристраивает к двухэтажному зданию старой бумагопрядильни, построенной в 1880-м, водонапорную башню. При этом старое здание тоже надстраивается до трех этажей – под один карниз с новым. При этом, в начале ХХ века владельцем, как минимум, части территории все еще остается купец Боронин. Очевидно, что другую часть он уступил предпринимателю.

Стоит отметить, что в деловых сферах Гергарди пользовался репутацией знатока мануфактурного дела. (Семья уже владела катушечной фабрикой в Смоленске). А характерной чертой промышленной градостроительной застройки того времени было строительство на территории предприятия или в соседнем квартале жилых домов для рабочих. Вспомните прядильные мануфактуры Штиглица в районе Парусинки в Ивангороде.

Выборгская сторона Петербурга конца XIX века не стала исключением. В ближайшей округе находилось жилье рабочих и служащих с прилегающими огородами, лавками, сараями в хаотичной «перемешке» с производственными постройками.

В 1904 году здание мануфактуры стало четерыхэтажным. Надстройка и расширение производились по проекту Карла Карловича Шмидта (1866, Санкт-Петербург – 1945, Магдебург).

Русский архитектор немецкого происхождения, выпускник Императорской академии художеств, Шмидт был действительным членом Петербургского общества архитекторов и академиком архитектуры. Из наиболее известных его творений вспоминается здание ювелирной фирмы Карла Фаберже и дворец княгини Палей в Царском Селе. Революция 1917 года заставила семейство Шмидтов переехать на историческую родину. Увы, вернутся в профессию в Германии Шмидт уже не смог. Мир потерял пусть и не гения, но весьма талантливого зодчего.

Несложно догадаться, что после революционных событий и саму фабрику национализировали. В 1925 году на короткое время она была сдана в концессию польскому Ченстоховскому акционерному обществу, которое наладило здесь выпуск изделий из целлулоида.
Но начало 1930-х поставило крест на арендаторах промзоны, фабрике было присвоено новое имя «Комсомольской правды» и далее, вплоть до лихих девяностых, путь развития ее был прямым и понятным. Тут освоили выпуск челноков для ткацких машин из бакелита, которые ранее закупались заграницей. Во время Великой Отечественной войны прессовый цех бы эвакуирован в Нижний Тагил, на его базе создан Нижнетагильский завод пластмасс.

В 1993 году завод вновь стал акционерным обществом. ОАО имени «Комсомольской правды». Он продолжает функционировать и в настоящее время, но уже по адресу ул. Смолячкова, 4/2. Само производственное здание акционерного общества Российской бумагопрядильной мануфактуры Гергарди отнесено к объектам культурного наследия. Что сейчас находится в 11 заводских корпусах, отличающихся друг от друга не только временем постройки, но и инженерным и технологическим насыщением, честно скажем, мы запутались.