Хроники шествия Рюрика нелетописного

Пропущенная и недооцененная часовня

Разгребаем архивы, задумали сделать реестр памятников деревянного зодчества, которые видели для нашего большого семейного проекта путешествий с собаками, и наткнулись на любопытные фото.

Деревня Маньга. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. На Соборах.ру год ее создания обозначен как «между приблизительно 1701 и приблизительно 1800». Республика Карелия, Пряжинский район.

 

 

Сейчас Тата очень жалеет, что в 2011 году не сфотографировала этот храм с разных сторон, а отмахнулась, мол, мало того, что «позднятина», так и она еще деревянным зодчеством вообще не интересовалась. Уж не помним, как, но Алексей с друзьями уговорил подняться на колоколенку. Это было наше «почти свадебное» путешествие вокруг Сямозера (по самой кромке), доехали до самой Кудамы. Почти – потому что расписаться мы тогда позабыли, только спустя 8 с лишнем лет узаконили отношения, да и общепринятого свадебного путешествия «ол инклюдед» у нас никогда не было. Зато была огромная трехкомнаная палатка «три звезды» и свежепойманная рыба на праздничный ужин. Но речь не о нас, а о церквушке и деревеньке.

 

 

Маньга – совсем небольшая, расположена в 12 км от Пряжи, что в самой середине этнического ареала карелов-ливвиков. Кто такие олонецкие карелы, мы, к своему стыду, узнали гораздо позже, благодаря знакомству сына с лингвистикой, языками, коренными языками и культурами нашего Севера и Карелии. Так вот, ливвики - один из крупных субэтносов в составе карельского. И да, он существенно отличается по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах) от собственно карел. Как так произошло, до сих пор доподлинно не изучено. Общепринятой считается точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью. Впрочем, в языке присутствует значительное количество заимствований из архаичного вепсского языка, а также пласт западноприбалтийской лексики, отсутствующий в других карельских языках. Кстати, писали ливвики и на кириллице (в XIX веке), и на латинице (после 1930-го).

 

 

Деревня находится на правом берегу одноименной реки. Через поселение проходит дорога, соединяющая Пряжу и Крошнозеро. Где-то читали, что деревенька возникла в середине XVI века и первоначально состояла из 4 домов, но уже не вспомним источник. В 1580-х годах была разорена шведами, спустя полвека восстановлена – типичная история для этих мест.

И вот в промежуток с 1701-го по 1800-й здесь была построена эта самая часовня рождества Богородицы, здание которой сохранилось до настоящего времени. И которое Тата почти чудом не пропустила. Низкий шатёр колокольни, стоящей на столбах, увенчан главкой, вторая главка - на здании часовни. Для здания часовни главка великовата, вероятно, раньше это была церковь. Несоразмерность деталей говорит о том, что русская церковь была перестроена карелами в местном стиле. Опять же, откуда-то взяли, что в 1970 году тут была проведена реставрация, в 1987–1988-х снята обшивка. Но можем и ошибаться. В соцсетях говорят и о более поздней реставрации, уже после нашего приезда.

В часовне находились (?) две древние иконы «Знамение» и «Никола» неместного производства, которые с 1957 года экспонируются в Русском музее. Обе иконы размером 60×70 см первоклассного письма могли быть созданы в иконописной мастерской новгородского Софийского дома, а в XVI веке, вероятно, были перевезены в деревню. Надо будет в Русском музее поподробнее про них расспросить.