От «реанимации» Староладожского канала до обратной стороны водных торговых путей

Староладожский и Новоладожский каналы, Белозерский обводный, Онежский и даже величественный Волго-Балт — звенья одной цепи, Мариинской водной системы. Есть такая судоходная водная система в России, построенная в XVIII-XX веках и действовавшая аж до начала 1960-х. Она связала Волгу с Балтийским морем. Постоянно модернизировалась и дала миру много интересных, порой, спорных и даже шокирующих инженерных решений. За несколько лет нам удалось объехать ее всю. Почти. Нет-нет, специально никаких экспедиций по водным путям мы не составляли, не организовывали и не планировали, — само выходило. Когда в семье минимум один технарь, мимо таких сооружений не пройти и не проехать.
ЛАдожские каналы
Канал, соединяющий Неву и Волхов, создан в ХVIII веке по береговой линии Ладожского озера длиной более 110 км (104 версты, если не ошибаемся, то ли 111, то ли 117 км, пересчитайте для точности). В те годы это было самое что ни наесть передовое гидросооружение в Европе. Сейчас канал зарос травой и камышом, он сильно загрязнён и не пригоден для судоходства, но по-прежнему остается интересным объектом для краеведов и историков.
LIVE с поездки 1-го августа:
Староладожский и Новоладожские каналы где-то по середине своего пути от Шлиссельбурга до Новой Ладоги. На Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная обстановка - не зарос и не зацвел. Канал до сих пор входит в состав Волго-Балтийского водного пути и открыт для маломерных судов с небольшой осадкой.

Грозную Ладогу ведь не зря называют морем. При Петре I третья часть всех судов на ней погибала, и смириться с этим царь-реформатор не мог. В то время желание торговать с Европой по Балтике требовало c одной стороны расширения путей сообщения, особенно водных, с другой – обеспечения безопасности ценных грузов.
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. Уже после он стал называться с приставкой «старо». В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…». Обходной путь, соединяющий Волхов и Неву, был призван решить проблему. Длина канала по проекту составляла 111 километров. Первоначально строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1 м, ниже уровня озера. О шлюзах отдельно расскажем ниже. Забавный просчет строителей обернулся для потомков одной из самых любимых и посещаемых достопримечательностей в Шлиссельбурге и в Новой Ладоге.

А 22-го мая 1719 года Петр лично открыл строительство, наполнив три раза тачку землею и отвезя ее в сторону. Та лопата царя теперь хранится в домике Петра I, в селе Дубно.

Говорят, на начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр проинспектировал работы, после чего приказал арестовать главного и нескольких мастеров-немцев. А строительство канала взяло на себя государство. Уже летом 1725 года на него были привлечены 7 тысяч наемных рабочих и 18 тысяч рекрутов из регулярной армии. Благо, Северная война к тому моменту была закончена и армию стало возможным привлекать к хозяйственным нуждам. Впрочем, строительство каналов в России во все времена шло одинаково тяжело. О позднем примере читайте тут:

МЕДВЕЖЬЕГОРСК ИЗ ОКНА МАШИНЫ

И тогда, в XVIII веке рабочих косили болезни, умерших закапывали тут же, поставив над могилой простой крест. Очень скоро местность по побережью Ладоги превратилась в один большой погост. Ехать на «стройку века» работный люд отказывался, говорили, место не чисто, и тогда для поднятия духа решительный Миних, поставленный руководить строительством и фактически достроивший канал, приказал срубить кресты и сравнять могилы с землей, чтобы ничто не напоминало о прошлых бедах. А хитроумный Петр повелел устроить повсеместно кабаки. Так, рабочий люд заметно повеселел и с задором вновь взялся за прокладку водного пути, а зарплаты рабочих, оставленные в питейных заведениях во вне рабочее время, стали снова поступать в государственную казну. Хитро?

В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Чёрное протяжённостью около 29 км, по нему началось движение судов, что значительно ускорило работу, так как теперь материалы доставлялись к месту строительства по воде. Достраивали канал уже в царствование Анны Иоанновны. Надо сказать, канал долго служил России, 200 лет по нему ходили суда.

Если быть точными: 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство было закончено, и 19 марта (30 – по новому стилю) 1731 года объявили о навигации.

Однако при строительстве не учли гидрологические особенности озера. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года спешно принялись достраивать шлюзы на краях канала - в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.

В 1765 году в Новой Ладоге было построено новое устье канала с целью упрощения судозахода из строящегося напротив Сясьского канала. В 1800—1806 годах новое устье появилось и в Шлиссельбурге.

Еще через 20 лет в Шлиссельбурге построили новые гранитные шлюзы (ниже на фото). Вместе с ними — сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах.

Увы, сейчас Староладожский канал непригоден для судоходства, вы и сами это видели на видео.
КАНАЛ В РАЙОНЕ НАЗИИ

К сожалению, мы так и не нашли в сети описание этого верстового столба, который сфотографировали в тех местах. Но, судя по протяженности канала, столб соответствует своей отметке. В Назии есть улица Староладожский канал. А на улице нет асфальта, брусчатка, покрытая слоем земли и дорожной пыли. Кажется, оставшаяся со времен строительства тут канала. Местные автолюбители чертыхаются, но едут, и дачники сюда едут, уж больно рыбалка в этих местах хорошая. А если кто-то из наших читателей что-нибудь знает о верстовых столбах вдоль ладожских каналов, огромная просьба, напишите нам, расскажите! Контакты есть в шапке страницы, или hello@dogrurik.ru
Ретро фото ладожских каналов из открытых источников:
ШЛЮЗЫ

Рю и Ми на шлюзах Староладожского канала в Шлиссельбурге. Эта группа шлюзов на Старом (Петровском) устье, есть ещё Новое (Екатерининское), его обычно проезжают первым на автомобиле, двигаясь в сторону пристани. В жаркую погоду местные мальчишки и девчонки устраивают тут купание. Прямо с гранитных парапетов ныряют в воду.
А так выглядели те же шлюзы в 2010-м (тоже наше фото):
Как уже говорили, ни в первоначальном проекте, ни после того, как руководить строительством в январе 1724 года был поставлен Миних, шлюзы на краях канала не предусматривались. Не было их и в момент торжественного открытия в 1731-м году. Но в процессе эксплуатации, в первую же навигацию, стало понятно: канал отличался от первоначально задуманного и имел глубину меньше метра (по проекту - 2,1 м, или 7 футов).

Не смотря на то, что по озёрной стороне канала было устроено 14 водоспусков для сброса излишков воды, а по нагорной – 16 резервных для пополнения воды из водохранилищ, которые соединялись между собой еще одним специальным каналом шириной в одну сажень и глубиной в один аршин, с целью равномерного водосброса, по каналу с трудом проходили суда. Чего же не учли авторы проекта?

А не учли они того, что уровень воды в Ладожском озере – величина НЕ постоянная и подверженная изменениям, что не могло не сказываться и на уровне воды в канале. В те годы не было системных наблюдений за уровнем, не было статистики. Это сегодня мы знаем, что средний многолетний уровень воды в Ладоге составляет 484 сантиметров над уровнем моря. Нам известны циклы сильного изменения уровня воды в озере (с периодичностью около 30 лет), когда полноводные периоды сменяются маловодными. Разница уровней может составлять более двух метров! Минимальное значение - 364 сантиметра над уровнем моря было зафиксировано в 1940 году, а максимальное - в 1924 году (604 сантиметра).

Мы однажды неудачно попали в период полноводья на небольшой полуостров Далёкий недалеко от деревни Пятиречье Приозерского района Ленобласти. Задумали осмотреть мол Банный с маяком. Он был создан в начале 1930-х годов, как средство защиты рыбаков на озере во время шторма. Увы, проехать и даже пройти к молу ближе мы не смогли. Ладожское озеро в том году сильно поднялось и существенно затопило бетонку.
А вот тот же мол двумя годами позже. Как видите, Ладога отступила.
В общем, уже через год, по итогам второй навигации стало ясно, что глубины канала недостаточно и требуется строить шлюзы в Шлиссельбурге и Новой Ладоге для поддержания судоходства. Решение было принято и закреплено соответствующим указом о выделении денег на строительство шлюзов от 12 сентября 1732 года: «…на достройку Ладожского канала и дело каменных шлюзов». Закладная плита была найдена в 1822 году при разборке старых конструкций.

А после постройки Новоладожского канала, более широкого и подходящего ближе к береговой линии, старый канал и вовсе пришел в упадок – многие его части пересохли или заболотились. Но, оказывается, угроза засухи старого канала сохранялась всегда. И всегда, с самого начала навигации по нему требовались какие-то дополнительные меры для его реанимации. Так, помимо шлюзов, в Новой Ладоге в свое время были установлены паровые насосы, с помощью которых перекачивали воду из Волхова в Староладожский канал. Были проведены изыскания и составлено сразу несколько проектов по углублению канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение этих работ. Вследствие чего Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал, дублирующий старый. Тем более, что грузопоток по Староладожскому каналу увеличился настолько, что тот перестал справляться со своей задачей.
Выше на фото - памятник путейцам-речникам в Шлиссельбурге. Установлен на месте встречи вод Новоладожского канала и Невы . Справа от памятника – воды Новоладожского канала.

Новоладожский канал (канал Императора Александра II) был спроектирован уже в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Но вместе с этим канал лишился и «архитектурных излишеств», которые украшают Староладожский (Петровский) канал. Канал имеет ширину 50-60 метров при глубине 2,5 метра. Вдоль берегов с самого начала строительства предусмотрели широкую дорогу для лошадей, основной тягловой силы для проводки барж.

Работы по строительству этого, второго, канала начались 28 мая 1861 года, в отличии от Староладожского его начали строить со стороны Шлиссельбурга артели Белорусских землекопов из Ковенской, Витебской и Виленской губерний, а также тверские, смоленские и вологодские крестьяне. Сметная стоимость - 4,6 млн. руб.. Иногда упоминается, что на этом канале существовал сбор (мыто) в размере 0,5% от стоимости груза. Новоладожский канал был проложен севернее Староладожского, значительно ближе к берегу озера, так, что впадающие в Ладогу реки пересекают Новоладожский канал в один уровень с ним. Канал строился 5 лет, открыт 1 сентября 1866 года в присутствии императора Александра II , именем которого и был изначально назван.
Сясьские каналы
Мало кто задумывается, что восточнее Волхова оба ладожских канала имеют продолжение. От Волхова до реки Сясь идут Старо- и Новосясьский каналы, а от Сяси до Свири — Старо- и Новосвирский. Эти каналы строились уже для Мариинской водной системы (нынешний Волго-Балтийский водный путь): Старые в конце XVIII — начале XIX веков, новые — в 1878-1882 годах. Кстати, каналы есть и вдоль берегов Онежского и Белого озёр.
План Мариинского водного пути. Фрагмент из книги «Мариинская система (1810 - 1910 гг.)», изданной к 100-летию Мариинской системы.
Староладожский и Новоладожский каналы, Белозерский обводный, Онежский и даже величественный Волго-Балт — звенья одной цепи, Мариинской водной системы. Судоходная водная система в России, водные пути, построенные в XVIII-XX веках действовали аж до начала 1960-х. Есть в этой особенности что-то сокровенное, как и наши далекие предки — новгородцы, или жители прочих русских земель — наши почти уже современники за неимением дорог предпочли передвигаться и сплавлять грузы по рекам. С дорогами в родном Отечестве всегда криво выходило. С дураками и дорогами, как сказал классик. А надежная водная система связала Волгу с Балтийским морем. Она постоянно модернизировалась и дала миру много интересных, порой, спорных и даже шокирующих инженерных решений, чего стоят одни затопленные города — Малога, Калязин и др.

За несколько лет нам удалось объехать всю водную систему. Почти. Нет-нет, специально никаких экспедиций не составляли, не организовывали и не планировали, — само выходило. Когда в семье минимум один технарь, мимо таких сооружений не пройти и не проехать.

К Сясьским каналам выбрались холодным маем 2021-го года. Панорамы Новой Ладоги из Немятово и Новосясьский канал:
На самом сером кадре (выше), как ни странно, лучше всего всё видно: ближайшая вода — Новосясьский канал, за ней — Волхов. Между Волховом и каналом — Белый маяк. За Волховом: башня в центре — то разрушенная церковь Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского, а справа — собор рождества Пресвятой Богородицы. Это уже город Новая Ладога.

На втором фото соборы за камышами те же, вода — Волхов (канал — он между маяков. тут его не видно), а маяк красный. Маяки близнецы, отличаются только по цвету. Стоят как ворота при выходе на большую воду.
Немятово в грустных красках.
Лёшу с собаками вы узнаете итак, без дополнительных пояснений. Надо сказать, что Лёшина куртка стала единственным ярким пятном 3 мая 2021-го. Но о прогулке в штормовое ничуть не пожалели.

Сясьские и Свирские каналы часто путают, они словно братья-близнецы, и даже маяки у них стоят одинаковые.

При окончании строительства Сясьского канала, в 1878-80-х годах, в его устье у Волхова установили 2 чугунных маяка одинаковых по конструкции. Выполнены, как пишут, в русском стиле, но окрашены в разные цвета навигационных знаков. Подъехать впритык на машине к обоим, к счастью, нельзя. Нужно парковаться и идти метров 100 по уложенной булыжником старой дороге. Так что компашек с мангалами здесь вы не встретите даже в хорошую погоду.

Чтобы не запутаться с каналами, мы составили такие карты, они кликабельны.
Белозерский обводный канал
Ниже на фото Алексей на набережной Белозерского обводного канала во время путешествия 2014 года радуется какой-то старинной штуковине, которая, судя по всему, до сих пор исправно работает. Белозерский обводной канал построен в рамках Мариинской водной системы для обхода Белого озера. Как и Ладожское, Белое озеро грешит штормами, для речных судов это серьезное препятствие. Чтобы избегать волнений, в первой половине XIX века и был сооружен канал (окончания постройки — 1846 год). Он был построен всего за три года, как это водится в России, силами заключённых. Канал проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерск. Перемычка, отделяющая канал от озера, местами размыта. Сейчас канал судоходен для местных судов очень малых размеров и широко используется любителями байдарок.
Волго-балт
Словом, прорыть канал вокруг Ладоги — «полдела», ещё молодой петровской России нужен был канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балт, а его предшественником стала Мариинская водная система, о строительстве которой мечтал ещё царь Петр. К прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Новомариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и тут приходилось рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т. д.).
Шлюз в районе Вытегры:
Паромная переправа у Липина Бора.

Обратная сторона развития водных торговых путей — затопленные города и деревушки, памятники архитектуры. Бывшее Крохино близ Белозерска. Фото 2014 года. Последствия наполнения Шекснинского водохранилища в 1961 году. Еще одно место возможного городища легендарного Синеуса (помните, как сели первые русские князья Рюрик — в Ладоге, Трувор — в Изборске, а Синеус — в Белозере). Впрочем, археологические раскопки в расположенной тут же Киснеме (Троицком) показали, что культурный слой варяжского городка датируется 860-ми годами. Культурный слой незатопленной части Крохина (экспедиция Л.А. Голубевой) датируется X-XIII веками...
Ещё по теме затопленных городов:

НАШ РАССКАЗ О КАЛЯЗИНЕ

РЫБИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
онежский канал
Видео про нашу водную прогулку по Свири и Онеге. Тут есть про Онежский канал (0:40 и 7:45 по таймкоду), про обелиск строителям Мариинской водной системы с воды. И вообще — про поселок Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области.
В свое время он был очень богатым: сначала тут из варяг в греки ходили люди на драккарах, потом северные соседи повезли дары в Центральную Россию. А после запуска Мариинской системы каналов в 1810 году Вознесенье и вовсе стало крупной промежуточной пристанью, торгово-распределительным центром. Здесь переваливали грузы с озерных судов на речные, добавляли те, что местного производства, делили, умножали...
До памятник строителям Мариинской водной системы ножками и по суше мы дошли в дождь. Сохранилось фото Прокудина-Горского. У него он называется Монумент в память открытия Онежского канала. 1909. Честно говоря, довольно неудачная фотография — и по композиции, и по исполнению. Но что делать, другой нет. Да и кто мы такие, чтобы критиковать гуру! Обелиск сохранился до нашего времени. Но… нет старой медной (?) доски (от нее остались только следы от гвоздей). Сейчас на стеле другая табличка и возможно с другим текстом. Исчезли барельефы с атрибутами Российской империи и, кроме того, выкрашен он не в шоколадно-коричневый (как на фотографии Прокудина-Горского), а в голубой цвет. Такое впечатление, что гранит просто взяли и покрасили.

Впрочем, знающие люди говорят, что на наших фото памятник тот, да не тот. Это брат-близнец обелиска из местечка Черные Пески (Вытегорский район), установленный там в память окончания строительства первой очереди строительства Онежского обводного канала (1818 - 1820 годы), но в конце 1950-х или уже в 1960-е перевезенный в Вознесенье и установленный вместо утраченного в годы Великой Отечественной местного памятника.