Спецпроект ИА «НЕВСКИЕ НОВОСТИ» и
путешественников с собаками.
Текст: Наталия Казакова.
Фото автора.
Культурная «расчлененка»:
как мундепы и музеи делили кирху
в Приморске

Спецпроект ИА «НЕВСКИЕ НОВОСТИ» и
путешественников с собаками.
Текст и фото: Наталия КазаковА.

Культурная «расчлененка»:
как мундепы и музеи делили кирху
в Приморске
«Расчленить» кирху в Приморске задумали власти Ленобласти: здание передали Выборгскому музею-заповеднику для последующей реставрации, расположившийся внутри краеведческий музей планируют понизить в статусе до выставочного зала и лишить юрлица, а фонды выставить на улицу. Ситуация осложняется тем, что участок, на котором стоит памятник архитектуры, не имеет четких границ. Муниципалитет Приморска до сих пор не сформировал план застройки и землепользования, но позволил отобрать у экскурсоводов и туристов туалет.
«Расчленить» кирху в Приморске задумали власти Ленобласти: здание передали Выборгскому музею-заповеднику для последующей реставрации, расположившийся внутри краеведческий музей планируют понизить в статусе до выставочного зала и лишить юрлица, а фонды выставить на улицу. Ситуация осложняется тем, что участок, на котором стоит памятник архитектуры, не имеет четких границ. Муниципалитет Приморска до сих пор не сформировал план застройки и землепользования, но позволил отобрать у экскурсоводов и туристов туалет.
Здание кирхи Св. Марии Магдалины на Заводской, 5 в Приморске работы выдающегося финского архитектора Йозефа Стенбека стоит на своем историческом месте с 1904 года. Это одно из трех культовых сооружений мастера, сохранившихся на Карельском перешейке. Еще две кирхи построены им в Зеленогорске и в Мельниково. Все вместе они входят в популярный туристический маршрут «Бывшие церкви бывшей Финляндии».
Монументальность строения подтверждается его размерами: длина здания — 37 метров, ширина — 28 и высота шпиля — 60. Чтобы запечатлеть его целиком, фотографы, утопая в снегу отходят за сотни шагов.

Крепкое на вид оно давно требует реставрации, сказываются многочисленные перестройки и годы нецелевого использования. Долгое время кирха была Домом культуры, кинотеатром, баром, дискотекой, магазином и даже конюшней — в конце 1930-х. В Великую Отечественную снаряд пробил крышу и разорвался внутри кирхи. Краеведческий музей обосновался в творении Стенбека с 1996 года, первое время делил помещения с Домом культуры, сейчас остался в одиночестве.
В здании нет центрального отопления и водопровода. Кабинеты сотрудников музея и зал с экспозицией отапливаются электронагревателями, воду привозят в пятилитровых канистрах, а в удобства приходится ходить по улице даже в мороз и метели. Пару биокабинок, приобретенных за счет музея, разместили в помещении бывшей котельной. Раньше туалет для туристов и сотрудников располагался в другом месте, теперь это огороженная забором частная территория. Дело в том, что муниципалитет Приморска до сих пор не сформировал план застройки и землепользования, у кирхи нет своего выделенного участка земли с четкими границами, вот собственник соседнего участка и передвинул забор на пару десятков метров, а администрация закрыла на сей факт глаза.
Лето 2017. Фото автора.
Так уж вышло, что у исторического, архитектурного и культурного памятника, который просто и емко мы привыкли называть «кирхой в Койвисто» по старинному названию городка — сразу три хозяина. Само здание кирхи не так давно передали на баланс Выборгскому музею-заповеднику, грядет долгожданная реставрация с привлечением областного и, возможно, федерального финансирования. Но из-за того, что участок землепользования будущего концертно-выставочного центра до сих пор не определен и принадлежит муниципалитету, сроки разработки проекта реставрации уже были продлены на год. А «внутренности» кирхи, то есть фонды и экспозиция, принадлежат местному краеведческому музею, которому его учредитель — муниципальный совет Приморска — грозит лишением юрлица и понижением статуса до выставочного зала досугового центра. При этом новых обещанных площадей для хранения экспонатов и организации выставок музею в ближайшее время не светит. Культурно-досуговый центр в городе еще только собираются строить.

В распоряжение редакции НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ попал текст письма, которое обеспокоенная сложившейся ситуацией директор Приморского краеведческого музея Ирина Колотова отослала на имя губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и начальника отдела межмузейных коммуникаций Государственного Эрмитажа Ивана Корнеева.
«Сегодня Учредитель поставил нас перед фактом, что из муниципального краеведческого музея (с закрытием юридического лица) нас в ближайшие полгода переводят под юрисдикцию Приморского дома культуры как выставочный зал. Здание кирхи уже передали на 49 лет Выборгскому музею-заповеднику, и наш Приморский краеведческий музей не вписывается в планы последующего использования здания,говорится в письме.Я понимаю, что в период реставрации здания кирхи музею придется где-то временно существовать, но после реставрации музей должен вернуться в это здание. Здание — это тело, а музей — сердце этого здания!»

Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ встретилась с Ириной Николаевной, и та поделилась наиболее перспективным, желанным и безболезненным, на свой взгляд, для всех участников процесса будущим

Приморского краеведческого музея. Такое возможно, если Выборгский музей-заповедник включит Приморский краеведческий музей в качестве филиала в свою структуру, а на 2 этаже отреставрированного здания кирхи откроется постоянная экспозиция, посвященная истории морского прошлого Бьерке — Койвисто — Приморска.

Свою точку зрения высказал и директор Выборгского музея-заповедника Валентин Белоусов. Он уверен, что беспокоится о будущем муниципального музея преждевременно.
«Согласно подписанной в 2019 году четырехстронней договоренности, участником которой является в том числе и Выборгский замок, Приморский музей останется в кирхе до начала реставрационных работ. Мы никак не собираемся влиять на его работу, как и они на нашу. На данный момент проект реставрации кирхи еще только в стадии разработки. Впереди — экспертиза, выделение финансирования, и непосредственно сами работы: когда он будет реализован, мы не можем сказать точно. Нашу позицию по дальнейшей работе Приморского музея озвучивать преждевременно, однако и отрицать вариант развития событий, предложенный коллегами, мы не можем. Возможно, что на их базе сформируют филиал нашего объединенного музея, в таком случае их коллекция станет основой филиала, а ее наиболее презентабельная часть будет выставлена в музейно-выставочном зале, который проектируется в кирхе»,сказал Валентин Белоусов.
Валентин Александрович поделился, что в случае такого варианта развития событий он рассчитывает и на уже сложившийся коллектив муниципального музея.
«После реализации проекта реставрации в кирхе будут проводиться концерты, функционировать музей и выставочный центр. Запланирована галерея на хорах. Но даже в Выборге нам сегодня сложно найти квалифицированные кадры — научных сотрудников, хранителей фондов или методистов. Еще острее встанет проблема комплектования кадрами филиала. Поэтому естественно мы будем опираться на тот кадровый резерв, который сформировался в Приморске. Прежде всего, на молодых людей»,пояснил директор выборгского музея.
Он подчеркнул, что на данный момент ни областные власти, ни муниципалитет, ни оба музея не имеют официального решения по обсуждаемому вопросу. Только устные соглашения, которые, впрочем, лишены юридической силы. Почему именно сейчас муниципалитет Приморска заговорил об изменении статуса своего музея, Валентин Белоусов может только догадываться.
«Мы не хотим нагнетания страстей вокруг сложившейся ситуации. И естественно обсуждали и будущую судьбу музея, и судьбу фондов. На чем мы сошлись в принципе? На том, что создавать два музея в одном трехтысячном Приморске нецелесообразно. Согласно формам статистической отчетности, музей посещают около 12 тысяч человек в год. Мы считаем, что реализация проекта реставрации и формирования нового культурного центра позволит увеличить эту цифру. Но у Приморского музея есть учредитель — МО, который вправе самостоятельно решать, что делать с подведомственным учреждением: расформировывать, оптимизировать или каким-то образом сливать с другими структурами. Я понимаю опасения коллег потерять статус музея, но даже если юридически они станут филиалом досугового центра или любого другого учреждения культуры, они все равно останутся музеем, потому что хранят музейный фонд Российской Федерации, который защищен 54 ФЗ»,сказал Валентин Белоусов.
В Приморском краеведческом музее на внутреннем учете находятся 7293 предмета музейного фонда. На сегодняшний день более 600 из них включены в состав государственного каталога. И это при том, что обрабатывать свои фонды выросший из школьного музей начал только с 2016 года. Безусловно, все накопленное — огромная ценность. Фотографии, воспоминания и вещи переселенцев из разных областей СССР, отдельные коллекции, посвященные Зимней и Великой Отечественной войнам, наследие, оставшееся от бывших жителей финского Койвисто. А еще — залежи уникальных документов, фотографий, газетных вырезок и старинных предметов на полках. По словам Ирины Колотовой, сотрудники музея просто-напросто физически не успевают их обработать и оцифровать.
В крошечном музее всего 0,7 ставки заведующего фондами, а научного сотрудника и вовсе нет. Зато есть два направления работы, выходящие далеко за рамки муниципального и даже областного учреждения культуры. Ими впору «Роскосмосу» и Российскому географическому обществу заинтересоваться. Часть коллекции музея посвящена конструкторскому бюро «Энергомаш», которое находилось в Приморске с 1950 по 2000 годы. Именно в этом КБ разрабатывали космический проект «Буран» и плавучий космодром «Морской старт». А кроме того, в музее собраны и бережно хранятся рукописные дневники туристов и походников, начиная с 1950-х годов. Еще ни в одном другом малом краеведческом музее мы не встречали подобной коллекции.
«Понижая статус музея до выставочного зала, мы теряем эти фонды как культурное наследие Российской Федерации. Не оформленные и не взятые на внутренний учет предметы можно положить в коробки, а затем нечаянно потерять, как это было уже не однажды: при переездах была утеряна коллекция минералов и денежных знаков. О том, что когда-то хранилось в школьном музее, мы узнали, изучая все те же дневники походов. Это грустная история, сокрушается директор музея.Я так понимаю, что инициатива закрыть музей принадлежит администрации. Как мне сказали в муниципалитете: "Мы вас не закрываем, мы просто делаем вас структурным подразделением Дома культуры". Но сегодня мы — юридическое лицо, музей. А если они хотят сделать нас придатком Дома культуры, то обязаны закрыть как самостоятельное юрлицо. И штата своего у нас тоже не будет. Он итак минимальный.

С таким минимальным штатом мы проделали огромную работу, когда вышли из школьного музея в 2016 году и стали муниципальным: столько обработали фондов, внесли их в госкаталог! Мы проводим ежегодные конференции, к нам приезжают не только коллеги из других регионов России, но и финские, и шведские исследователи. На материалах, собранных музеем, издано восемь книг, готова к изданию еще одна. Очень сложно работать, когда нас не понимают. Депутаты МО заявляют: "За то, что ваш сотрудник несколько часов в месяц клацает одним пальцем по клавиатуре в вашем муниципальном задании 1,5 млн рублей заложено". Меня это возмущает! Это полное незнание нашей работы. У музея есть перспектива дальнейшего развития только в том случае, если мы и дальше будем работать в музейной сфере, и говорить со специалистами на одном языке».
По данным Ирины Колотовой, за 2021 год Приморский краеведческий музей посетили 12 тыс. 260 человек, его сотрудники провели 410 экскурсий и 30 других познавательных мероприятий. Безусловно, музей пользуется определенной популярностью. Но огромная заслуга в том и архитектора Стенбека. Именно он создал в Койвисто — Приморске эту гигантскую по местным меркам культурную и архитектурную доминанту, точку притяжения для многих поколений. Кажется, находись краеведческий музей в любом другом здании Приморска, количество гостей, его посетивших, было бы куда меньше. И наоборот.
О планах реорганизации музея Ирина Колотова узнала из устного разговора с бывшим главой поселения в канун Нового 2022 года, который, как известно, согласно Указу Президента России Владимира Путина, объявлен Годом культурного наследия народов России.

И снова, и снова Ирина Николаевна показывает корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ на сундуки и прялки с вологодскими и костромскими росписями, попавшими в эти места вместе с переселенцами из-под Ярославля, Рыбинска, Вологды и других городов. В послевоенный Приморск устремились жители затопленных в результате строительства Волжско-Камского каскада ГЭС территорий, здесь они обрели свою новую малую родину.
«А вот этот стул финский. Он подписан на обратной стороне сидения: стул Каты Токко»,указала Ирина Колотова на еле различимые царапины.

Несколько лет назад, еще до пандемии, в музей заглянула финская туристка Анна Тим, которая оказалась внучкой хозяйки стула, жительницы довоенного Койвисто, эвакуированной в Финляндию в 1944-м.

А шкаф за стулом — он тоже финский. Достался советскому лейтенанту вместе со служебной квартирой в Приморске, объехал весь Советский Союз, во многих гарнизонах побывал, пока офицер не вышел в отставку и не вернул раритет туда, где начинал службу.

И из таких бытовых историй и семейных приданий собирают музейные работники то, что мы привыкли называть культурным наследием.

Ирина Колотова отдала Приморскому музею без малого 30 лет, впереди пенсионный возраст, директор опасается, что администрация города не продлит с ней рабочий контракт, и что постоять за музей окажется некому.
«С Выборгским музеем я проговаривала эту историю, Валентин Александрович сказал, что решение не в его компетенции, а в компетенции областных властей»,сказала Колотова и разослала письма с просьбой о помощи на имя губернатора и коллег из Эрмитажа.
Ирина Николаевна поведала свою историю знакомства с Александром Дрозденко. Несколько лет назад в выходной день он зашел в музей на экскурсию как самый простой житель области, а не должностное лицо: заплатил за входной билет 50 рублей, слушал внимательно, разглядывал экспонаты. И только в конце визита директор решилась попросить губернатора о содействии: кирхе давно нужна реставрация.

Кирха в Приморске без преувеличения — грандиозное сооружение с высоким шпилем и башенками, выполненное из красного гранита, поднимающееся ввысь над синевой залива. По замыслу архитектора храм крестообразной формы имел огромные проемы окон, украшенные витражами на тему библейских сюжетов. Вместо цветных витражей ныне зияет бетон.

А 31-регистровый орган был подарен церкви самим императором Николаем II. Сейчас на его месте — кирпичная будка с кинопроэкторами, которые и сами скоро станут антиквариатом.
К сожалению, ни восстановление утраченных витражей, ни создание копии органа проектом реставрации кирхи, по крайней мере, первого ее этапа, не предусмотрено.

Позицию главы Приморска в отношении подведомственного учреждения культуры корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ прояснить так и не удалось. Редакция выслала свои вопросы Светлане Рыжовой, но в отведенные законом «О средствах массовой информации» семь дней, ответов так и не получила. Поэтому не станем предполагать: на сколько решенным можно считать вопрос о закрытии юрлица краеведческого музея, где будут храниться фонды после закрытия на реставрацию кирхи, и как изменится штат музея после передачи его Приморскому дому культуры.

На наш взгляд, точку в истории существования Приморского краеведческого музея ставить рано. По словам директора Выборгского музея-заповедника Валентина Белоусова, в ближайшее время состоится рабочая встреча руководителей двух учреждений культуры при участии представителей муниципалитета Приморска и правительства Ленинградской области, на которой и будут проставлены все точки над i.

Три кирхи Йозефа Стенбека (бывшие церкви бывшей Финляндии) и место гибели Микаэля Агрикола.