Скорее всего, вы знаете, что первый подводный аппарат, так называемое потаенное судно, предложил построить некто крестьянин Никонов еще при Петре Первом. Позже, в 1834 году была создана подводная лодка Шильдера, а в 1866 году – субмарина Александровского, несущая торпеду.
Памятник подводной лодке Джевецкого представляет собой точную копию второй модели субмарины в масштабе 1:1. Макет судна выполнен из стали, но внутри нет причитающейся начинки и механизмов. Да и зачем она тут?!
Известно, что Степан Карлович приехал в Петербург в 1873 году по приглашению Великого князя Константина Михайловича. В России талантливому изобретателю предоставили условия для работы, и в 1876 году им была создана первая модель подводной лодки. Ее испытания прошли в 1878 году в Одессе. Вторая модель была продемонстрирована цесаревичу Александру, будущему императору Александру III в 1880 году на Серебряном озере в Гатчине. Субмарина несколько раз проплыла под лодкой, в которой находился наследник, и затем ловко всплыла у пристани. После испытаний Александр велел построить 50 таких лодок для обороны Севастополя и Кронштадта. В серию была запущена третья модель судна, рассчитанная на экипаж из 3 человек.
Длина субмарины составляет 5,7 метра, высота – 1,7 метра, глубина погружения – 12,5 метров. Судно водоизмещением 11,5 тонн могло в течение двух часов двигаться со скоростью 5,4 км в час (Татина мама на самокате, конечно, быстрее гоняла, но ведь не под водой!), а максимальное время нахождения под водой составляло 50 часов.