Откуда взялась океанская субмарина Б-440
в Вытегре

Интереснейший музей и немного истории подводного флота России

Мы намерены раскрыть еще одну скромную краеведческую загадку. Рассказать, что делает океанская подводная лодка на равнине в Вологодской области, в краю лесорубов. На первый взгляд, нам показалось странным. Но только на первый.
Музей «Подводная лодка Б-440» в Вытегре был открыл 10 декабря 2005 года. Два года до этого на Кронштадском морском заводе под Петербургом шло переоборудование подводной лодки в музей морской славы. При реконструкции удалось максимально сохранить механизмы, оборудование и боевые посты. Да, да, большую часть отсеков удалось сохранить полностью, остальная – используется для эксплуатации корабля. Чтобы поставить сюда эту махину, в Вытегорском заливе даже провели дноуглубительные работы – необходимое условие для приема субмарины, которая пришвартовалась у береговой черты Выборгского водохранилища.

В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озер. В 2005 году Б-440 совершила свой последний поход.
Экспозиция будет особенно интересна мальчишкам, она приближена к реальной обстановке, которая окружает подводников во время несения службы (каюты со спальными местами матросов, кают-компания, гальюны, камбуз). Тут вам и романтика моря, и вся серьезность профессии. В центральном отсеке – действующий перископ. Предусмотрен выход посетителей на верхнюю палубу и в рубку. А на нижней палубе собрана история подводного кораблестроения и боевая история лодки.
Она началась в Ленинграде на Адмиралтейском судостроительном заводе в 1969 году в самый разгар Холодной войны.

Если кратко, Б-440 была построена на базе боевой подводной лодки 641-го проекта. Спущена на воду 16 сентября 1970 года, а 22 декабря того же года над ней был поднят государственный флаг СССР. После испытаний субмарина вошла в состав эскадры подводных лодок Северного флота (с 1992 года – Балтийского).

На ее счету немало дальних походов. В 1971–1974, 1977 и 1983 годах эта лодка выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 году – в Баренцевом и Норвежском морях, а в 1984 году – в Северо-Восточной Атлантике.

Чем-то неуловимым субмарина напоминает кита. Красивый корабль.
Надо пояснить: подводные лодки проекта 641 – целая серия больших (океанских) дизель-электрических подводных лодок. По классификации НАТО - Foxtrot. Проект был признан удачным. Построено 75 кораблей, 17 из них – на экспорт для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы.

Проект 641 предназначался для тех же задач, что и его предшественник: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия. Но по сравнению со своим предшественником, проектом 611, лодки нового проекта обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, лучшим вооружением и более комфортными условиями для экипажа.
Четыре лодки проекта (Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130) участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса. И что особенно интересно, в настоящее время сразу несколько субмарин этого типа превращены в корабли-музеи, то есть, на них можно посмотреть живьем, если повезет:

  • Б-413 в 2000 году установлена у берега Преголи в Музее мирового океана в Калининграде. Говорят, ее интерьеры сохранены в первозданном виде.
  • INS Kursura (S20) ВМС Индии в 2002 году стала кораблем-музеем в городе Визакхапатнаме. Внутреннее обустройство тоже вроде сохранено. Так пишут.
  • Б-427 после списания была продана в 1995 в музей в Сиднее (Австралия), но с 1998 года заняла место в качестве музея в Лонг-Бич (США).
  • Про Б-440 в Вытегре вы уже знаете.
  • Списанная Б-39 с 1996 года является экспонатом Maritime Museum of San Diego (США).
  • А рубка Б-107 попала в экспозицию Музея подводных сил России в Петербурге.

Музей «Подводная лодка Б-440» в Вытегре


Музей находится в черте города, в пешей доступности от центра, в 2 км от трассы Р5 «Вологда-Медвежьегорск» по адресу ул. Комсомольская, 15. Телефон: 8 (81746) 26-7-29

Время работы: в летний период с 9:00 до 19:00 без выходных; осенью, зимой, весной-с 9:00 до 17:00. Выходные: воскресенье, понедельник

Для пенсионеров и студентов – льготные билеты, для иностранных гостей вход чуть дороже.
Проводятся экскурсии и есть даже аудиогид.
Как видите, Рюрик с дружиной в музее тоже побывали. Хвосты свободно гуляли по верхней палубе с разрешения музейных сотрудников. Это тот уникальный случай, когда Майк оказался смелее Рюрика. Может, он в прошлой жизни был подводником.

Если приедете в выходной с утра, то легко найдете место на парковке.

Идея основать такой музей пришла в голову капитану первого ранга Александру Штурманову, в прошлом заместителю губернатора, председателю Вологодского морского собрания и была поддержана областным правительством. (Да, мы тоже отметили, что с такой фамилией судьба Александра Александровича была предопределена заранее! Только флот!). Субмарину искали по всей России. И хотя морской славы земля Вологодская не добилась, регион не граничит с морями и океанами, но... только в прямом смысле. Уроженцы этих мест в разные эпохи ходили по миру на судах, открывали сибирские и дальневосточные земли. Только Вытегорский край дал России пять адмиралов. Что ж это, если не морская слава?! Так что, Александру Александровичу наш низкий поклон. Спасибо за музей, ставший настоящей изюминкой Вытегры.

Технические характеристики субмарины

  • Предельная глубина погружения: 280 метров (рабочая: 250 метров).
  • Время погружения: 40 секунд.
  • Время непрерывного пребывания под водой: 575 часов.
  • Автономность плавания: 90 суток.
  • Экипаж: 70 человек.
  • Надводное водоизмещение: 1952 тонн (подводное: 2475 тонн).
  • Длина: 91,3 метров.
  • Ширина корпуса (в самом широком месте): 7,4 метров.
Все из открытых источников. Лодка разделена переборками на 7 отсеков: торпедный, жилой отсек с кают-компанией, центральный пост, затем еще один жилой отсек, с камбузом, дизельный, электромоторный и торпедный. Под палубами располагались аккумуляторные батареи.

Что не попало в объектив

  • Второй корабль на территории – рейдовый катерный тральщик проекта 361Т.
А если захотите погрузиться в историю подводного флота, добро пожаловать в новую столицу Ленинградской области, в Гатчину. Именно здесь установлен памятник подводной лодке Джевецкого. И здесь же прошли ее испытания (Внимание!) в 1880-м году. Это первая серийная (!) субмарина в мире.
Скорее всего, вы знаете, что первый подводный аппарат, так называемое потаенное судно, предложил построить некто крестьянин Никонов еще при Петре Первом. Позже, в 1834 году была создана подводная лодка Шильдера, а в 1866 году – субмарина Александровского, несущая торпеду.

Памятник подводной лодке Джевецкого представляет собой точную копию второй модели субмарины в масштабе 1:1. Макет судна выполнен из стали, но внутри нет причитающейся начинки и механизмов. Да и зачем она тут?!

Известно, что Степан Карлович приехал в Петербург в 1873 году по приглашению Великого князя Константина Михайловича. В России талантливому изобретателю предоставили условия для работы, и в 1876 году им была создана первая модель подводной лодки. Ее испытания прошли в 1878 году в Одессе. Вторая модель была продемонстрирована цесаревичу Александру, будущему императору Александру III в 1880 году на Серебряном озере в Гатчине. Субмарина несколько раз проплыла под лодкой, в которой находился наследник, и затем ловко всплыла у пристани. После испытаний Александр велел построить 50 таких лодок для обороны Севастополя и Кронштадта. В серию была запущена третья модель судна, рассчитанная на экипаж из 3 человек.

Длина субмарины составляет 5,7 метра, высота – 1,7 метра, глубина погружения – 12,5 метров. Судно водоизмещением 11,5 тонн могло в течение двух часов двигаться со скоростью 5,4 км в час (Татина мама на самокате, конечно, быстрее гоняла, но ведь не под водой!), а максимальное время нахождения под водой составляло 50 часов.