Рюриково городище в Великом Новгороде:
образец сохранения руин. Музей ХХI века

Рюриково городище в Великом Новгороде: образец сохранения руин. Музей ХХI века

Начнем с места в карьер. Что больше всего поразило нас при последнем посещении Городища? Настоящий музейный подвиг сотрудников Новгородского музея-заповедника, историков и археологов. Это они сделали руины Благовещенского храма на Городище 1103 года «говорящими» и доступными для туристов. Как часто слышим мы фразу: «Да тут и восстанавливать-то нечего!».
Звучит как приговор? А вот и нет!
Начнем с места в карьер. Что больше всего поразило нас при последнем посещении Городища? Настоящий музейный подвиг сотрудников Новгородского музея-заповедника, историков и археологов. Это они сделали руины Благовещенского храма на Городище 1103 года «говорящими» и доступными для туристов. Как часто слышим мы фразу: «Да тут и восстанавливать-то нечего!». Звучит как приговор? А вот и нет!
Время и Великая Отечественная война не пощадили это сакральное для российского туриста место. Так выглядели руины церкви еще в 2016 году:
Так выглядят они сейчас:
Восстанавливать тут, увы, действительно нечего. И музейные работники пошли другим путем. Они перекрыли руины храма стеклянным куполом, проложили внутри от проема к проему мостки, подсветку, описали каждое помещение, установили интерактивные экраны и доски – церковь «заговорила» с нами из глубины веков.
В соседнем регионе, в Ленинградской области о таком применении технических новинок в музейном деле остается только мечтать. Помните, мы писали о заброшенной усадьбе в Гостилицах.
Усадьба Гостилицы, июнь 2020. Парадный фасад
Фото: Тата Казакова
Гуляя по тем развалинам, каждый из нас хотя бы однажды представлял себя современником Наташи Ростовой и Пьера Безухова: балы, роскошные дворцы, прекрасные дамы в ослепительных нарядах, кавалеры в сверкающих мундирах с эполетами и аксельбантами, герои-победители в белых перчатках и лакированных сапогах. Почему бы не перекрыть и эти живописные руины куполом, не поставить экраны, не показать исторические фото, способствующие воображению! Но нет, до этого додумались пока только в Великом Новгороде. Поэтому еще раз повторим: первое, что бросается в глаза на Рюриковом городище – настоящий музейный подвиг сотрудников Новгородского музея-заповедника. Спасибо им огромное!

А теперь, когда главное уже сказано, погрузимся в историю

Место таит в себе мощь и силу минувших эпох и отсылает нас к далекому IX веку, когда в Новгород был приглашен княжить варяг Рюрик. Тот самый Рюрик летописный, в честь которого мы назвали своего пса – Рюриком (нелетописным). Пусть церковь Благовещения на Городище и стоит в руинах, но даже руины включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. (Интересно, в нынешних реалиях нового крестового похода коллективного Запада на Русь эта международная организация еще имеет вес в отношении российских исторических памятников?!).

С Городища открываются захватывающие виды в сторону истока Волхова, вытекающего из Ильмень-озера. На том берегу – Юрьев монастырь и Музей деревянного зодчества «Витославлицы».
«Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль. На Торговой стороне белеют все храмы, что «кустом стоят». Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Все, как на блюдечке за золотым яблочком».

Так описывал эти места Николай Рерих в 1910 году.
Многое изменилось за 100 с лишним лет, но и сейчас с городищенского холма можно наблюдать панораму «Родины России» от озера Ильмень до Новгородского кремля.

Южнее Юрьева монастыря, на острове (ныне полуострове) у самого истока Волхова расположен Перынский скит с церковью Рождества Богородицы XIII века. Он стоит на месте древнего капища Перынь, где в языческие времена поклонялись громовержцу Перуну.

Позади за рыбсовхозом – церковь Спаса-на-Нередице XII века. Когда Волхов разливается, добраться до нее с Городища можно только вплавь или в объезд. Местные легенды гласят, что когда-то Нередицу и Городище связывал подземный ход. Но то – легенды, к которым мы относимся весьма скептически. Однако многие путешественники, по словам экскурсоводов, пытались вскрыть замки на близстоящих сарайчиках, чтобы его отыскать.
Карту можно увеличить
Спас-на-Нередице. Фото 2011 года
Словом, люди здесь жили издавна. Археологи обнаружили на Рюриковом Городище остатки еще неолитической стоянки III-II тыс. до н.э. и следы селения раннего железного века. Затем в эти края пришли словене, ставшие называться ильменскими, и основали свой легендарный Холмград (скандинавское Holmgardr – «островной город»). А потом пригласили на княжение Рюрика.

Давайте оставим за скобками вопрос о его происхождении. О нем уже три сотни лет, со времен Ломоносова-Миллера, спорят ученые мужи. Мы вслед за Анатолием Кирпичниковым и Евгением Пчеловым будет отождествлять его с Рёриком Ютландским (то ли из Скъёльдунгов, то ли из Инглингов) – датским конунгом на службе у Каролингов. Но повторим: далеко не все исследователи согласны с этой гипотезой. А вести псевдонаучные споры в туристическом блоге – нуууу такое себе… Куда интереснее вопрос: куда же призвали Рюрика – сразу в Новгород или все-таки «проездом» через Старую Ладогу.
В 2012 году в честь 1150-летия российской государственности на Рюриковом городище был установлен Княжий камень. Огромный сорокатонный валун привезен из Батецкого района Новгородской области. На нем высечена цитата из Радзивиловской летописи: «И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити».
Памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге, Ленинградская область
Вот как описывают драматические события той эпохи ряд списков «Повести временных лет» Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивиловский, Московский академический:
«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а еще иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
Кажется, перечислен весь «Северный союз», знакомый с лекций по истории времен учебы в СПбГУ: словене ильменские, кривичи псковские, весь, чудь и меря. Однако в других списках все той же «Повести» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, Софийская I-я летопись, Московский летописный свод кон. XV в., Воскресенская летопись, Тверской сборник, Никоновская летопись, Ермолинская летопись и др.), вместо Ладоги указан Новгород, а фразы про основание Ладоги и Новгорода отсутствуют:
«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…».
В двух старейших пергаментных списках «Повести временных лет» – Лаврентьевском конца XIV и сгоревшим Троицком начала XV века текст поврежден. Из них невозможно почерпнуть, где же именно начал править Рюрик. Археологические материалы подтверждают ладожскую версию.

Официальной датой основания Старой Ладоги считается 753 год, а поселение в том месте было и ранее. Дата основания Новгорода – 859-й, самые древние культурные слои датируются рубежом IX-X веков. То есть во времена Рюрика самого Новгорода еще не существовало, его резиденция находилась в Городище.

А согласно Иоакимовской летописи, Рюрик вообще был сыном дочери старейшины ильменских словен Гостомысла Умилы от некого варяжского князя. В Воскресенской летописи XVI века именно Гостомысл объявляется инициатором призвания варягов на Русь. Как бы то ни было, если легендарный князь Рюрик вообще существовал, как историческая личность – живой человек, то он дошел до нынешнего Новгорода и поставил на современном Городище княжий двор.
Одного беглого взгляда на карту или окрестности достаточно, чтобы понять логику такого шага. Местоположение Новгорода стратегически куда более выгодно, нежели Ладоги. Городище на берегу Волхова, на окруженном заливными лугами и болотами высоком мысу. Отсюда легко контролировать торговые пути, идущие из стран Балтики в Византию и на мусульманский Восток: и «из варяг в греки», и «из варяг в арабы».
По археологическим данным, поселение имело D-образную форму, что роднит его со многими западно-славянскими укреплениями викингов. Первоначальная его площадь составляла около 1-1,2 ГА, в XII веке увеличилась до 4-7 ГА. Его окружал земляной вал с деревянными укреплениями – городнями. И ров, который датируют 850-900 годами. Словом, здесь стояло что-то похожее на эту деревянную крепость – декорации для съемок исторического сериала «Рюриковичи».
Но ни княжеский двор, ни другие постройки до нашего времени не дошли.

Спросите, зачем мы так подробно погрузили вас в историю? Для понимания! Хотим наглядно донести мысль, что при Рюрике именно в этом месте, в этой точке был политический и экономический центр первого древнерусского государства. (Хорошо, для достоверности: государственного образования). Современная Россия начиналась здесь, на Рюриковом городище! Поэтому мы и назвали это место сакральным для каждого российского путешественника.

Уже после смерти легендарного князя его сподвижник Олег и Рюриков сын Игорь именно отсюда пошли на Царьград, заключили мир с Византией, по дороге захватили Смоленск и Любич, а придя в Киев, убили правящих там варягов не своего рода – Аскольда и Дира, и объявили Киев столицей своего государства. Это все вы легко можете почерпнуть из учебников истории. Но проникнуться историей, кожей ощутить «начало начал» возможно только здесь, на берегах Волхова.

В начале XI века Ярослав Мудрый перенес свою резиденцию из Городища к Торгу на современное Ярославо дворище в Новгороде.
Когда роль князя в Новгородской республике снизилась, уступив первенство новгородскому посаднику, Городище вновь стало княжеской резиденцией. Здесь располагались княжеский дворец и гридница, административные и хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, церкви и архив. Частью резиденции была и церковь Спаса-на-Нередице. И тогда же, в 1103 году здесь появился Благовещенский собор, руины которого так заботливо сохраняют для нас музейные работники.

Его поставил на Городище сын Владимира Мономаха князь Мстислав Владимирович в честь рождения своего первенца Всеволода, в крещении Гавриила. Благовещенский собор, второй по величине после Софийского.

В отличие от кафедрального Софийского собора, Благовещенский выполнял функцию придворного, княжеского храма, а находящийся почти напротив него на противоположном берегу Волхова Георгиевский собор Юрьева монастыря стал княжеской усыпальницей. Такая соборная перекличка через Волхов.
Карту можно увеличить
Софийский собор
Георгиевский собор

Почему на табличке указаны три даты постройки

Дело в том, что в 1342 году Благовещенский собор был разобран. А рядом, частично перекрывая старый фундамент, на новом основании был возведен новый. Причиной, скорее всего, послужила деформация здания XII века. Позднейшая переделка представляется аналогичной.

Долгое время историкам казалось, что от первоначального собора ничего не осталось. Однако в ходе реставрационных работ под полом были обнаружены фрагменты штукатурки с живописью. А значит, мы может предполагать, что старый собор был богато расписан. А еще, тут нашли разноцветную керамическую плитку.

Новый собор унаследовал основные черты старого. Благовещенский храм XIV века представляет собой четырехстопную постройку с одним алтарным выступом и трехчастным членением фасадов лопатками. Размеры стен без апсиды – 15 на 15 метров. В ходе перестройки утрачены верхняя часть кладки, своды и барабан. Но, благодаря работе археологов и реставраторов, мы можем видеть уцелевшие после Великой Отечественной части собора и XIV века, и остатки храма XII века.

Интересная особенность Благовещенской церкви – два типа колонн: ближе к входу расположены круглые в плане, а к алтарю – квадратные.

Кстати

Помимо Благовещенского собора на Городище в разное время стояли каменная церковь Архистратига Михаила, деревянные церкви Святителя Николая Чудотворца, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, и даже Аргамаков монастырь с Георгиевской церковью. Все они не просто не дошли до нашего времени, неизвестно даже их точное расположение. Но некоторые можно увидеть на иконе конца XVI века «Видение хутынского пономаря Тарасия».
В Городище прошло детство Александра Невского, гостили иноземные посольства на пути в Москву.
В 1477-1478 годах, во время осады Новгорода Московским войском (присоединение Новгородской республики к Москве), в Городище располагалось ставка Ивана III.
После утраты государственного значения и статуса княжеской резиденции здесь был один из дворов новгородского купца Семена Стоянова, затем – сад Иверского монастыря.
Петр I подарил Городище Александру Меншикову, а после опалы последнего территория отошла казне.
Только в начале XIX века Городище в память о родоначальнике Российского государства стали называть Рюриковым.

Мост, которого не было


Первым важным событием, значительно изменившим исторический ландшафт вокруг Рюрикова городища, стало строительство Сиверсова канала в рамках Вышневолоцкой водной системы.

Канал строился с 1798 по 1803 годы по инициативе новгородского губернатора Якова Ефимовича Сиверса, чтобы соединить Мсту в нижнем течении с Волховом, проложив таким образом путь для торговых судов в обход бурных вод озера Ильмень.

Проект не удался, канал был проложен по болотистой местности и почти сразу начал заиливаться. Однако он разделил городищенский холм на две части и изменил русло Малого Волховца.
На подъезде к Городищу есть еще одна достопримечательность, которую не хотелось бы обойти вниманием. Это недостроенный мост начала прошлого века, быки так и торчат из Волхова. Мост стоит недостроенным уже более ста лет.

История появления тут быков, ставших отдельной достопримечательностью, такова. В начале ХХ века собирались построить железнодорожные пути «Петербург – Орел» и «Нарва – Валдай», которые должны были пересечься в Новгороде. Грандиозную стройку задумали еще в 1913 году.
Городской голова Александр Соловьев отмечал, что «для Новгорода это было бы очень выгодно, ибо тогда мы получили бы кратчайший и прямой выход на Москву чрез Валдай и Бологое, а также чрез Бологое с Рыбинском и, следовательно, с волжскими грузами».

По планам, дорога должна была пересекать пять губерний, соединив тем самым порты Балтийского моря с городами центральной России. Совет министров постановил, что идея великолепна, и дал добро на начало строительства. Однако помешала Первая мировая война. К проекту вернулись в 1916-м, посчитав, что создание новой железнодорожной линии будет преимуществом не только в мирное время, но и сможет служить для переброски войск в период военных действий. 800 верст путей «Петроград – Орел» должны были разгрузить Николаевскую и Витебскую линии, занятые снабжением тогдашней столицы. Но до Октябрьской революции 1917 года удалось построить лишь несколько участков железной дороги на территории современных Новгородской и Ленинградской областей. И лишь один отрезок ввели в эксплуатацию в 1920-х.

Надо отметить, что против строительства железной дороги именно в этом месте поднялся настоящий общественный протест, одним из идеологов которого стал знаменитый художник Николай Рерих. Шутка ли, в непосредственной близости от насыпи оказались Спас-на-Нередице и Рюриково городище! Да, эта несостоявшаяся насыпь тоже сохранилась. Но, поезда по ней так и не пошли. Иначе, как знать, как сказалось бы движение под завязку набитых товарняков на сохранности памятников.
«Стыдно нам, если и в наши дни вырастают такие проекты. Неужели наше строительство, так нужное и долгожданное, должно проходить лишь среди кощунства над лучшими местами государства. Неужели это нельзя предвидеть и вести проект дороги по ту сторону Новгорода, где ничто не нарушится, да, кстати, и болот меньше. Верю, что министр путей сообщения не даст совершиться делу непоправимому», – писал Рерих.
Железнодорожную ветку еще в проекте перенесли чуть севернее. Насыпь для нее перерезала протоку Спасовку. Был построен участок дороги через Новолисино и Тесово. Уже в советское время пытались реанимировать задумку, так, остались участки пути «Павловск – Новгород» (Павловская - Предузловая) и «Валдай – Крестцы», но полностью проект времен Первой Мировой так и остался проектом.

Насыпь начали убирать уже в новом веке, в 2014-м, именно по ее части сейчас идет автодорога к Городищу. Но кусочек пути оставлен, видимо, для истории. И в Волхове все еще стоят крепкие каменные опоры, которые должны были стать основой для железнодорожного моста. В том же 2014 году, когда территория городища была представлена частным инвесторам, предлагалось соединить Рюриково Городище с Юрьевым монастырем, построив велопешеходный мост или канатную дорогу на существующих быках. Возможно, этим планам еще суждено сбыться. Было бы здорово!

Что еще можно почитать и посмотреть у нас о Великом Новгороде:

Прикоснуться к истории. Буквально!
Думаете, граффити на памятниках – порождения наших дней?!
Экскурсия по кремлю для 9 собак и 16 двуногих