Итак, в главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекового города, как известно, ведут три входа. Мы попали в него через северные ничем не примечательные двери, сейчас именно через них и пускают весь православный люд. И не только православный, но и тех, кто идет в Софию как в музей. Запомните: главный вход в собор – на западной стороне. Его украшают изумительные бронзовые врата, которые открывают в исключительных случаях. (Например, 9 мая 2011 года с утра нам повезло, мы увидели открытыми Магдебурские врата Софии. Здесь встречали Владыку Новгородского и Старорусского Льва. Он вел праздничную службу и торжественный молебен по всем павшим воинам. Красная дорожка как раз по этому поводу).
Бронзовые Магдебургские врата, как слышно из названия, сотворили немецкие мастера (вернее, саксонские, если еще точнее, анхальт-саксонские) в городе Магдебурге в 1152-1154 годах. Они предназначались для собора Успения девы Марии в Плоцке (Польша). А в Новгороде появились во второй половине XV века. Если кратко и честно – новгородцы их экспроприировали. Проще говоря, украли! А вот у кого и при каких обстоятельствах – ученые спорят не первую сотню лет.
Как новгородцы ворота у воров украли
История появления этих врат в Новгороде весьма туманна и запутанна. Впервые они упоминаются в XVIII веке в описях Софийского собора, где именуются Корсунскими, а в описи 1803 года уже обозначены Немецкими. Известно, что около 1450 года эти врата отреставрированы неким мастером Аврамом и перенесены на западный фасад Софии к Корсунской паперти. С тех давних пор в Новгороде и бытует легенда, что врата из Византии через Корсунь (современная Керчь) вместе с другими святогробскими реликвиями привез Великий князь Владимир (Креститель Руси), потому их и называли долгое время Корсунскими.
Святогробские реликвии в Новгород Владимир, конечно, привез. Спустя пару столетий они даже стали формальным поводом для псов-рыцарей учинить Крестовый поход на Северо-Западную Русь, который отбивал сам Александр Невский, но врата – вряд ли. При Владимире их еще не существовало.
Несколько опрошенных нами современных новгородцев, как видно, не слишком искушенных в истории (спасибо ЕГЭ), искренне уверены в том, что врата были вывезены из Константинополя (вариант – второе название города: из Византии) самим Ярославом Мудрым. То, что Ярослав почил за сто лет до создания врат и, к тому же, уже на киевском, а не новгородском престоле молодых людей не смутило. В Новгороде вообще что ни делалось, делалось либо Ярославом Мудрым, либо Александром Невским. Но католический, а не православный характер рельефных изображений напрочь отметает версию о византийском происхождении врат, уж поверьте.
На самом деле врата украли, а потом переукрали еще раз! В версии, опубликованной уже относительно недавно, в 1823 году, они прямо названы трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187-м в тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну. И ходивших не с миром. Но ...с этого места по порядку.
Исследователи почти единогласно полагают, что врата создавались для собора в Плоцке, но до Плоцка так и не доехали, по дороге из Магдебурга их перехватили шведы и умыкнули к себе. Именно поэтому в источниках врата часто называют не только Корсунскими и Магдебугскими, но и Плоцкими и даже Сигтунскими.
Сигтуна – один из важнейших городов Швеции своего времени, крупнейший торговый центр, лакомый кусок. Не удивительно, что в августе 1187 она была захвачена и разрушена то ли карелами (верными всегдашними союзниками новгородцев), то ли эстами. Русские летописи об этом событии тактично умалчивают. Зато в хрониках Эрика можно найти:
Свеям урон наносили огромный
козни карелов — язычников темных.
До вод Мелара они доплывали,
будь сильный шторм иль спокойные дали.
Шли, не стесняясь, шхерами свеев,
гости незваные, злобу лелея.
Плыли до Сигтуны раз корабли.
Город сожгли и исчезли в дали.
Жгли всё дотла и многих убили.
Город с тех пор так и не возродили.
Архиепископ Йон там сражен.
Весел язычник, в радости он,
что у крещенных так плохи дела.
Русским, карелам смелость дала
мысль та, что свеям не устоять
и можно смело страну разорять.
Чистую правду поведал здесь я:
славный погиб в Асканесе Йон ярл,
тот, что последние девять лет,
дом свой не видя, в латы одет,
с русскими и ижорой сражался.
Источник
Кстати, после жесточайшего штурма, грабежа и пожара столичный шведский град так и не был восстановлен и канул в лету. Что же касается врат, то новгородские ушкуйники, используя лексику популярных блогеров, либо сперли эти врата у шведов в ходе штурма и последующего разграбления столицы, либо, опоздав к штурму, случайно наткнулись на возвращавшихся с добычей карелов, эстов и ливов. И разумно решив, что плыть дальше нет надобности, отобрали добычу и приволокли врата в Новгород.
Древнерусское граффити
Самое интересное, что почти триста лет врата пролежали у рачительных и хозяйственных новгородцев в разобранном виде. Тот самый уже упомянутый мастер Авраам только около 1450 года собрал шедевр заново, добавочно отлил еще пластины и… поместил свой портрет рядом с изображениями немецких мастеров-литейщиков Вайсмута и Риквина. Ищите!
На этом фото хорошо видны фигуры магдебургского епископа Вихмана (1152—1192) и плоцкого епископа Александра (1129—1156). Последний даже подписан по-русски. Судя по всему, ворота были изготовлены по их заказу.
Уже во время смуты, призванный царем Шуйским на помощь против очередного Лжедмитрия и поляков шведский полководец Якоб Делагарди писал из фактически оккупированного им Новгорода своему королю:
«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата ... служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата».
Письмо датировано 1616 годом.
Не возьмемся утверждать, что вышеизложенная версия о краже истинна в каждой описанной выше детали. Но, по крайней мере, она более правдоподобна, нежели легенды о корсунском или византийском происхождении.
Так или иначе, мы сегодня можем любоваться произведением искусства западных мастеров. Врата хочется рассматривать до бесконечности! И при этом, они не воспринимаются чем-то чужеродным для нашей православной Святой Софии. (Одной из клятв новгородцев были слова о готовности умереть за Святую Софию, это святая святых!)
Магдебургские врата аки сотами покрыты сценами из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями… Есть на них и надписи. Пожалуй, это самое вкусное в нашем рассказе. Как и положено западной школе – на латыни, и корявые – на старославянском (?), хорошо, что не скорописью. Перевод для необученных латыни новгородцев, не иначе.
Нам понравилась: «Король». Просто король. И ведь действительно король – корона на голове присутствует. Судя по дате создания врат, перед нами никто иной, как Фридрих I Барбаросса, король Германии с 1152 года и император Священной Римской Империи с 1155-го. А что, усы похожи, с бородой вышла неувязочка, на бюсте кучерявая.
Или вот слева по-русски: «Крепость», справа на латыни: «Аs paupert» (дословно «как бедные»), и еще ниже перевод снова по-русски: «Убожество».
Интересны и ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей. В пастях львов видны человеческие головы – это грешники, которых сей ад поглощает. А чтобы никто не сомневался, тут же надпись: «Ад пожирает грешных» (ищите сверху над головой льва).