ОСЕНЬ 2019

Погружение в Средневековье.
Торжок и Старая Русса

Оно приключилось с нами дважды во время осеннего вояжа. Оба раза в музеях. Для себя мы назвали их музеями нового типа (слово «интерактивные» не прижилось). В тех, где старину можно пощупать, потрогать, испытать на себе. Была бы наша воля, мы бы автобусами возили в такие музеи школьников и организовывали проживание на пару дней в той, исторической действительности. Вот это были бы знания по быту и истории наших предков!
осень 2019

Погружение в Средневековье.
Торжок и Старая Русса

Оно приключилось с нами дважды во время осеннего вояжа. Оба раза в музеях. Для себя мы назвали их музеями нового типа (слово «интерактивные» не прижилось). В тех, где старину можно пощупать, потрогать, испытать на себе. Была бы наша воля, мы бы автобусами возили в такие музеи школьников и организовывали проживание на пару дней в той, исторической действительности.
Вот это были бы знания по быту и истории наших предков!
…Мечты. Пока же ездим одни. С собаками. Ездим с удовольствием!
Рю и Ми даже опробовали на себе некоторые экспонаты родом из Средневековья.
Например, позорящие колодки в «Новоторжском кремле»:
Голые цифры по осеннему вояжу:
  • 1456 км,
  • ровно неделя (день в день уложились),
  • 5 городов - Торжок, Осташков, Торопец, Старая Русса, Великий Новгород,
  • одно озеро - Селигер (если точнее, система озер под одним названием).
  • Жили с хвостами в хостеле, отеле, эко-отеле и гостевом доме.
  • Посетили (тоже с хвостами) два музея - «Новоторжский кремль» и «Усадьбу средневекового рушанина».
  • Штурмом взяли два городища в Торопце (по скользкой траве под дождем). Распрощались с кроссовками по пути к Царицынскому источнику в Старой Руссе (одна пара!). Под занавес устроили себе фотосессию в Великом Новгороде. Как ни крути, а все дороги ведут именно туда!
Для быстрого перемещения по странице:
«Новоторжский кремль». Торжок
Во многом Торжок — это типичный Уездный городок N из произведений Гоголя или Грибоедова. Экспозиционный комплекс, посвященный ранней истории города открыт здесь в 2012 году. По сути это имитация средневековых укреплений (реконструкция Михайловской проезжей башни XVII в., ристалища, избы, фрагмент деревянных торговых рядов и пр.), но весьма наглядно и познавательно. Находится в историческом месте — на древних валах, внутри которых и располагалось то самое древнее городище — княжеская резиденция. Виды отсюда открываются абалденные! Например, вид на Борисоглебский монастырь на фото ниже.

Осень в Торжке нам безусловно удалась. Для любопытных: именно там мы осуществили наши… историко-географические изыскания происхождения пожарской котлеты.
Вот уже 5 лет мы с удовольствием изучаем древности - крепости, замки и городища Руси с Рюриком и три года – с Рюриком и Майком. В общей сложности проехали с хвостами около сотни городов и городков. Честно сказать, вне культурных, исторических, краеведческих поездок мы никогда и не ездили. Всегда искали какой-то смысл. Что важно? Прежде, чем наведаться в какой-нибудь музей с собаками, обычно туда звоним, или заходит одна Хозяйка (не прём буром!)… Вежливость и улыбка наше все! И помним, что на любую просьбу может быть ответ «да» и ответ «нет». Нам никто ничего не должен! Мы готовы осматривать достопримечательности по очереди БЕЗ собак, в конце концов, оставить тех в машине. Но если служащие музеев позволяют, бываем очень благодарны, обычно стараемся писать всяческие отзывы, делимся отснятым материалом…
Круговая оборона
Про кремль. В тот день мы были единственными посетителями. Будни, осень, дождь, оно и понятно! Кроме того, Торжок не напоминает туристическую Мекку. Выше сказали, что музейный комплекс открыт лишь в 2012 году и по сути он — имитация средневековых укреплений (современная реконструкция). Но расположен в историческом центре на бывшем городском валу, а это уже никакая не стилизация и не имитация. Вал - древнейшие напоминания о ратной истории Торжка. Кремль некогда был обнесен деревянной стеной с 11 башнями. В 14 веке на Нижнем городище были возведены каменные башни, их остатки обнаружены во время археологических исследований. Увы, до настоящего времени от оборонительных сооружений сохранился только вал на Верхнем городище и ров. Но и они впечатляют! А связывают сооружение с князем Давидом Ростиславичем из смоленского княжеского рода, княжившего в Торжке в 1158-1161 гг. Первый известный новоторжский князь, упоминавшийся даже в «Слове о полку Игореве»

Разделение Торжка на две части (Верхнее и Нижнее городище) привело к тому, что у города в Средние века было не одно название. Ведь Верхнее городище в 12-13 веках именовалось Новым Торгом, а Нижнее городище и посады именовалось Торжком. Именно поэтому и по сей день жители гордо величают себя новоторы. Скажем честно, мы запутались в прилагательных — торжковский, торжокский, новоторжский, новоторский...

Кремль, как и весь Торжок, неоднократно подвергался нападениям и разорениям. В 1139-м его взял Юрий Долгорукий. Летописное упоминание о событии стало первым прямым упоминанием города. В 1238 году город выдержал двухнедельную осаду войсками хана Батыя. В отсутствии помощи из Новгорода оборону возглавили новоторжские бояре и посадники. Народные предания рассказывают о подготовке к обороне. В строительстве дополнительных укреплений, подсыпке городского вала и углублении рвов принимало участие всё население, включая женщин и детей. Кто б сомневался! Как показали археологические исследования, штурм сопровождался мощным пожаром. На Верхнем и Нижнем городище - мощный слой угля и золы, в котором до сих пор находят обломки оружия, обгорелое зерно, останки людей и коней. Торжок пал, но благодаря героизму его защитников был сорван поход батыевых полчищ на Новгород. Как верный вассал (Торжок — пограничный город средневековой Новгородской республики) исполнил свой долг.

А еще, в Новоторжском кремле едва не нашел свою смерть Иван Грозный. В 1569 году во время карательного похода на Новгород царь прибыл в Торжок. Здесь в одной из башен были заключены пленные крымские татары. Иван приказал их всех убить. Крымчане стали защищаться и попытались в свою очередь убить царя, но его защитил собой Малюта Скуратов, отныне ставший ивановым любимцем.

А дальше история банальна и типична - оборонительные сооружения кремля неоднократно ремонтировались и перестраивались. В 1742 году во время очередного большого пожара они полностью сгорели и больше не восстанавливались. Сейчас на этом самом месте открыта интереснейшая эскпозиция: все орудия и доспехи можно потрогать руками. Вход - всего 50 рублей. Хвостов пропустили «за так».
Стенобитные орудия
  • Торжок — город, остановивший Батыя, закрывший собой Великий Новгород.
  • Торжок с уникальными застройками 17-19 веков — самый что ни на есть уездный. И самое главное, это город, он такой единственный в России, где вышивается вручную вся российская символика (гербы, флаги, погоны для генералитета) для наших главных гос. учреждений и православного духовенства. Вышивается золотыми ручками торжокских мастериц.
  • Торжок — один из старейших городов России. Что интересно, дата его возникновения в точности не известна. Считается, был основан новгородскими купцами на рубеже X—XI веков. Первое же достоверное письменное упоминание Торжка найдено в Новгородской летописи и относится к 1139 году. Оно посвящено захвату города суздальским князем Юрием Долгоруким. "Въ лѣто 6647. …и разгнѣвася Гюрги, идя опять Суждалю, възя Новыи търгъ" - как-то так это звучит...
  • Торжок, горевший и восстанавливающийся из пепла 6 раз, как птица феникс. И герб с 6-ю голубями - символ этого восстановления. Сам Пушкин часто приезжал сюда отведать известных сейчас Пожарских котлет... (Ссылка на котлеты выше).
«Усадьба средневекового рушанина». Старая Русса
Рушанин – житель города Руса, теперь уже Старая Русса. В древние времена город назывался Русой (с одной «с» в написании), а в летописях в ряде случаев говорилось «…из Руси (или Русы) прибыл». Для Новгородцев эти два понятия были тождественными. Термину «Рушанин» уже порядка 800 лет. В 1198 году рушанин Мартирий стал епископом Новгородским.

Тот самый интерактивный музей под открытым небом, о котором мы уже все уши прожужжали друзьям и знакомым, занимает площадь в 1700 м². Усадьбу времён средневековья создавали на основе археологических исследований. В основу создания легли материалы раскопок в Старой Руссе, в частности Пятницкого раскопа, который находится в непосредственной близости к музею.

По этой причине строения здесь аутентичны реальным, а развлечения также под стать настоящим ремёслам и быту прошлого. Жилось рушанам сложно: печку по-черному топили, на окнах не было ни стекол, ни пузыря, а главное - большая часть суток — темнота, даже «Ежедневную бересту» не почитать!

Второе фото ниже как раз про темноту:

Посетителей экспозиция принимает с 2014 года. Эффект полного погружения в Средневековье особенно впечатлил Лешу. А Рюрик упирается, уходить не хочет, так понравилось обнюхивать и рассматривать:
Музей дает отличное представление о быте в те давние времена, а также здорово объясняет, как добывали соль в новгородских землях исстари, помимо большого хозяйского дома (а он действительно огромный!), подсобок и курятника, тут и градирня, и солеварня.

Но давайте мы сначала расскажем о соленом источнике, откуда брали «сырье» для производства. На нем мы тоже побывали.
Царицынский источник – один из основных минеральных источников Старой Руссы. Он был открыт при бурении скважины для солеваренного завода в XIX веке. Впрочем, соль из здешней воды добывали и гораздо раньше. Глубина скважины – 246 метров. Вода хлещет на поверхность через трубу, это не гейзер, но все равно впечатляет. В довоенные годы на энергии водного потока этого источника работало аж три мельницы. В секунду из него вытекает (впрочем, лучше сказать взмывается с силой) 73,3 литра воды. А название «Царицынский» источнику дали в память о Екатерине II, которая подарила Старой Руссе герб, отражающий исторические традиции старорусских солеваров.

Издавна Старая Русса была одним из важнейших центров соляного промысла. Возникновение и развитие города связывают именно с солью. Относительная доступность ее добычи в непосредственной близости к основным водным торговым путям Древней Руси предопределила строительство города солеваров на берегах Полисти и Порусьи. По материалам археологических раскопок можно с уверенностью сказать, что уже в X-XI веках горожане активно занимались солеварением, торговлей и ремеслами.

Соль, добываемая в Старой Руссе, конечно, не морская. Она добывается путем выварки рассола подземных вод. Для поиска мест выхода подземных минеральных источников требовалось особое умение. Мастера наблюдали за характером растительности, поведением диких и домашних животных, отложениями солей на берегах водоемов. После того, как определяли место нахождения «рассольного» источника, приступали к бурению скважин.

Наш поход к источнику мы запротоколировали в прямом эфире:
Источник бурился с 1833 по 1839 годов для солеваренного завода. Следует отметить, что в промышленных масштабах соль варили в Старой Руссе до середины XIX века, до того момента, когда конкуренция со стороны более дешевой и отличающейся по своим вкусовым свойствам поваренной соли окончательно вынудила старорусские заводы прекратить производство и сконцентрироваться на лечебных свойствах вод.

В 1828 году в городке был основан бальнеогрязевой курорт. Из воды Царицынского и расположенного рядом Екатерининского источников теперь готовили соленый раствор для курортных ванн.
В настоящее время вода источника никак не используется и стекает в речку Полисть. Лишь образует небольшие озерца и речку с очень холодной соленой водой. Весной и осенью поле почти полностью затапливается. Таким мы его и застали. Прощайте татины кроссовки, не выдержали похода, расклеились. Но оно того несомненно стоило! Кстати, зимой вода из источника не замерзает даже при сильных морозах.

Итак, согласно плану нашей виртуальной экскурсии, вы уже побывали на источнике, представили, как забирали из него воду средневековые рушане, и везли к себе на двор для дальнейшей добычи соли. Мы возвращаемся в усадьбу.

Идея воссоздать быт старорусского средневековья родилась в головах местных краеведов и историков еще в 1980-х годах, когда в ходе проводимых в городе масштабных археологических раскопок были найдены остатки дворов, жилых домов, солеваренных печей, мостовых. Ученые, перед которыми открывалась подлинная многовековая история города, населявших его людей, их ремесел и быта, захотели воссоздать один из дворов рушанина-солевара. СПАСИБО им огромное! Мы оценили!
Кстати, на фото выше видны балкончики отеля, в котором мы жили в Старой Руссе. Подробнее о нем и о «дог-френдли» сервисе ТУТ.

Очень достойно. На третьем этаже — мансарды. С балкона открывается вид на знаменитый еще с советских (да больше, с петровских) времен курорт - санаторий и парк. Яблони с яблоками словно для фотосессий. Прямо за отелем — задний двор музея, на нем держат кур :))

Да, да, Хозяйка как и в Торжке, просыпалась с петухами. Но неудобством тут это не воспринимается. Наоборот! Это такой старорусский колорит. Надышаться и пропитаться советуем всем без исключения!

Первоначальная концепция музейной усадьбы была разработана в 2006-м. Через несколько лет муниципалитет выделил грант и площадку для реализации проекта. Сотрудничество начальника старорусской археологической экспедиции с предпринимателями и меценатами позволило приступить к строительству музея живой истории. Был выкуплен участок в исторической части города напротив входа на курорт вблизи Пятницкого археологического раскопа.

Планировка, расположение, конфигурация, размеры построек — всё воспроизведено на реальных данных археологических раскопок. Не устанем это подчеркивать!
Усадьба средневекового рушанина состояла из нескольких построек. Стояли они скученно на небольшом дворе. Изба — из нескольких помещений. Жилое помещение отапливалось и зимой, и летом. Через сени проходили в трехэтажную «повалушу». Третий этаж предназначался для сушки сборов трав и ягод. Первые два этажа использовались во время гуляний. Повалушей это помещение называлось потому, что гости в праздник напивались и спали вповалку. Знакомо? :)) Изба и баня топились по-черному. К сожалению, фото внутри помещений не удались. Простите.

Гордость музея – это солеварня. Создатели постарались реконструировать ее с максимальным соответствием известным и достоверным источникам. К сожалению, до нашего времени не дошли изображения и описания средневековой старорусской солеварни. Самое древнее изображение датируется XVII веком. Пришлось опираться на известные средневековые технологии строительства, процесса солеварения и археологические находки.
Варница
Добываемый на старорусских минеральных источниках рассол подавали в варницы — отдельно стоящие деревянные помещения, в которых и проходила выварка соли. Здесь устанавливали печь, над которой подвешивали противень для выпаривания. В печи постоянно поддерживался огонь, рассол кипел. Мастер с помощниками следил за состоянием кипящего рассола, убирал загрязнения, накипь, улавливал момент, когда начинала образовываться соль. Полученную соль выгребали и сушили. Из ста литров воды получается около 1,8 кг соли. Для этого нужно около суток выпаривать рассол. Процесс энергоёмкий, дров уходит много. Весь лес в окрестностях Старой Руссы уходил на солеварение, поэтому соль была очень дорогая . Рядом с солеварней, как и в музее, всегда находился большой дровник.

Кстати, сувенирная соль, которая продается в усадьбе, также по-старинке выпаривается из старорусской минеральной воды. Делается это не в музейной варнице, а в цеху в санитарных условиях. Вода для приготовления этой соли все также берется в Царицынском минеральном источнике. В Старой Руссе есть своя традиция запекания соли. Добытую путем выпаривания соль смешивают с квасным остатком. Получившуюся массу заворачивают в капустный лист и все вместе обволакивают глиной. Мягкий комок скатывают в шарик и ставят запекать на шесть часов. По вкусовым качествам соль значительно отличается от четверговой из-за большого количества минералов, содержащихся в ней.
Технология выпаривания соли:

Изначально соль варили на церене (или черене), квадратной сковородке, которая ставилась на каменную печь. Воду для варки брали в летописном озере «Соленый студенец». Вода в былые времена подавалась из озера в варницу при помощи деревянного трубопровода. Его остатки были найдены в разных частях города во время раскопок. Рассол нагревался до 60-70 градусов, после чего отстаивался в специальных бочках, очищался от примесей и уже в чистом виде выпаривался, превращаясь в соль. Бывало так, что процесс выпаривания от растопки печи до получения конечного результата занимал неделю. Из ста литров воды получалось всего 1,8 кг соли. За процессом выпаривания следили солевары. Работа эта была очень ответственной и сложной. Солеварня в те времена (впрочем, как и сейчас при музее) не имела дымохода, чтобы сохранять нужное тепло и топилась она, как баня по-черному. Процесс шел постоянно. Одна стадия сменяла другую, не прекращая выпаривания. Солевару нужно было следить за тем, чтобы церен (специальная сковорода) не сгорел. Именно эта утварь была в те времена дорогостоящей и самой ценной. При солеварне всегда была кузня, которая обеспечивала производство необходимыми изделиями кузнечного дела и, при прогорании, ремонтировала церен.
В 16 веке появились Пермские варни, в которых соль выпаривалась из более насыщенного рассола. Старая Русса начала проигрывать в конкурентной борьбе. Многие ученики, получившие основы ремесла в Старорусских солеварнях, уехали в Пермь и открыли там свое производство. Спасло город то, что часть трудовых мигрантов, понимая выгодное расположение города и важность торговых путей, вернулись обратно и провели реформу преобразования технологии, упростив ее и позволив тем самым выиграть в производительности.

Градирня:
Спустя еще два века, по указу императрицы в Старой Руссе были построены километры градирен и завод, а после ее смерти, по ее же указанию, были пробурены две скважины, в которых забили источники. Один из них — тот самый Царицынский.

О планах музея.
Поскольку город стоит на реке, появилась идея о строительстве небольшой пристани. Тут же построят ладьи, на которых любой желающий сможет отправиться в водную экскурсию по городу. Ладьи, как и усадьба, будут максимально воссозданы по данным археологических раскопок и древним записям. Вдоль набережной планируется создание небольшой пешеходной зоны из деревянных мостков.

А пока юным посетителям непременно понравится интерактивный детский археологический уголок:
По понятным причинам псынов на песок мы не пустили, ибо… разрыли бы …Ух!

Еще буквально пара слов (и фото!) об обустройстве средневековой усадьбы. Некоторые правила нам бы и сейчас применять в своих жилищах! Например, правило клетей. А это те самые отдельно стоящие клети:
В записках английского посланника Флетчера есть упоминание о том, что город давал в казну 18 тысяч рублей в год, в то время, как Новгород отдавал 12 тысяч, а Псков всего 9. Город был четвертым по количеству дворов на Руси после Новгорода, Москвы и Пскова. Эти цифры являются большим показателем важности солеварения на Руси, да и вообще о роли Старой Руссы в отечественной истории.
В далеком 1588 году английская королева Елизавета для восстановления торговых отношений с Россией направила к нам посольство, в составе которого в звании посланника имел место быть некий Джильс Флетчер, доктор гражданского права и личный «мейстер богомольных книг» Ее Величества. Прибыл он в Москву 25-го ноября, убыл довольно скоро — 6-го мая 1589-го. Однако на два месяца был вынужден задержаться в Вологде: ожидал царского ответа на грамоту, присланную королевой. Таким образом получил разрешение Посольского приказа на отъезд только 17 июля. За это время успел ознакомиться с жизнью в глубинке. По возвращении в Лондон он написал упомянутые записки для ознакомления Ее Величества о Государе Московском и государстве, им управляемом. Первая попытка издать этот труд в Российской империи была предпринята в 1848 году московским профессором О.М. Бодянским. Книга была напечатана в первой книге «Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете». Реакция на ее издание оказалась закономерной и логичной, повторявшейся и повторяющейся в России при всех ее режимах: книга была конфискована, а профессора из Москвы перевели в Казань. Говоря современным языком, профессор пострадал «за фальсификацию истории не в пользу России». Второй раз книгу издали в самый канун первой революции, в 1904 году.
Кстати, по свидетельствам краеведов, потомственных солеваров в городе не осталось. Последнее массовое производство и применение старорусской соли в быту зафиксировано в 1946 году, когда страна оправлялась от войны.
Координаты музея есть на одном из фото выше. Добавим, что вход нам обошелся по 100 рублей на двуногого.
Хвостов опять пустили «за так».