Историческая достоверность: Старая Ладога на снимках Прокудина-Горского и наших

Историческая достоверность: Старая Ладога на снимках Прокудина-Горского и наших

О Старой Ладоге сколько не пиши, все мало будет. Место удивительное, до сих пор хранит свои тайны и загадки. Раскрывает избранным: будь то археологические следы древнерусской стеклодувни или бражно в ресторанчике «Князь Рюрик» по скандинавскому рецепту Х века (увы, персонал сменился, и бражно лет пять уже не подают, а жаль). Сергей Михайлович Прокудин-Горский, очевидно, отлично знал Старую Ладогу. Сохранилось множество снимков.
О Старой Ладоге сколько не пиши, все мало будет. Место удивительное, до сих пор хранит свои тайны и загадки. Раскрывает избранным: будь то археологические следы древнерусской стеклодувни или бражно в ресторанчике «Князь Рюрик» по скандинавскому рецепту Х века (увы, персонал сменился, и бражно лет пять уже не подают, а жаль). Сергей Михайлович Прокудин-Горский, очевидно, отлично знал Старую Ладогу. Сохранилось множество снимков.
Монастырь Св. Николая Чудотворца. Старая Ладога. 1909 год

Например, к этому он оставил пояснения: «Слева направо: святые ворота, северо-восточная башня ограды, в которой устроена часовня, в просвете между двумя куполами – главка церкви Св. Иоанна Златоуста, келейный корпус, за ним – Никольский собор и колокольня. Слева река Волхов против течения».
Снимок входит в контрольный альбом Мастера «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1916).
Дело в том, что Волхов – река не менее удивительная, чем сама Старая Ладога. Конечно, она была одним из ключевых отрезков великого торгового пути Из варяг в греки. Но самая потрясающая особенность Волхова, пожалуй, состоит в том, что он способен течь вспять. Да, да, мы не опечатались. Эта река умеет менять направление течения. Что, кстати, неоднократно фиксировали древние летописи XII и XIV веков. А в недавнем прошлом, весной 2013 года, течение реки и вовсе …остановилось.

Никакой мистики, только физика! Река хоть полноводна и судоходна, но коротка – всего 224 км. И течет она по равнине. Фактически Волхов – большая протока, соединяющая Ильмень и Ладогу. Волхов поворачивает вспять тогда, когда уровень воды у его истока в Ильменском озере снижается, а в устье, то есть в Ладожском озере, наоборот, поднимается. Вот так вот! Так что по течению, или против – так себе ориентир.

Надо отметить, что за век с небольшим Старая Ладога, уже с екатерининских времен утратившая статус города, заметно разрослась.
В сборнике «Россия. Полное описание нашего Отечества». Под редакцией Семенова. Т 3. Озерная область 1900 год говорится, что монастырь находится под Ладогой, в окрестностях.

«В окрестностях Старой Ладоги, в одной версте от села находится Староладожский-Николаевский монастырь, который ведет свое начало, как полагают, с XIII века, хотя достоверных сведений о времени его основания не существует. В 1628 году монастырь имел уже две каменные церкви, его собор во имя Св. Николая великолепен. После разорения шведами Преображенского Валаамского монастыря в 1611 году сюда были перенесены мощи преподобных Сергия и Германа, остававшиеся здесь до 1721 года. В соборном храме находятся чудотворные иконы Св. Николая и Св. Параскевы».
«Начало Николаевского монастыря действительно точно обозначить нельзя, но в устном предании год основания относится ко времени победы князя Александра Невского над шведами в 1240 году, хотя и не сохранилось об этом никаких письменных данных. Характерна форма монастырских ворот, которая на снимке Прокудина-Горского слабо заметна. По местному преданию в 1612 году, во время нашествия шведского полководца Делагарди, в них с торжеством внесены были в обитель, перенесенные с Валаама, мощи валаамских угодников Сергия и Германа, остававшиеся здесь до времен Петра. Но стоит только открыть историю Валаамского монастыря, составленную Елагиным, чтобы найти совершенно иные известия» ...

(с) Игумен Иоанн «Историко-статистическое описание заштатного Староладожкого Николаевского монастыря», 1865 год. Передано по И. Тюменеву «Из варяг в греки», Исторический вестник за 1893 год.
Говорим же, сплошные загадки в этой староладожской земле зарыты! Доподлинно только: Старая Ладога, Волхов, Никольский мужской монастырь и новенькая пристань на нашем фото (снято с другой стороны монастыря по направлению к крепости). Съемка 2019 года, если не ошибаемся. Точно до пандемии.
Для небольшого села в Ленинградской области (пусть и крепко держащего бренд первой столицы Руси, что весьма и весьма спорно, ибо не государства, ни самоопределения Руси в нынешнем понимании во времена расцвета Старой Ладоги и в помине не существовало) теплоход и пристань – огромный прорыв в деле популяризации внутреннего туризма. И …Любителям кисок бальзам на душу. Еще один памятник питомцу-компаньону. На сей раз спутнику рыбака. Скульптура стоит в Старой Ладоге рядом с Никольским монастырем и пристанью, но отыскать ее не так-то и просто, нужно спустится вниз...
В Старой Ладоге сейчас несколько таких скульптур. Вот сам Анатолий Кирпичников у сокола, символа Рюриковичей. Мы встречались на одной из прогулок в конце нулевых и сделали этот портрет. Фото можно увеличить и рассмотреть.
А вот, по дорожке от монастыря к крепости идет русское воинство, совсем как встарь (военно-исторический фестиваль «Старая Ладога – первая столица Руси»). Съемка начала 2010-х годов.
Удивительно, что более, чем за тысячелетие своего существования и множество православных святынь Старая Ладога так и не дала миру ни одного Святого. Что же касается самой крепости… Посмотрите, как выглядела она век с небольшим назад на снимках Прокудина-Горского. Реконструкция началась в советские годы и продолжается по сей день на научных, но гипотетических предположениях.

Вид на Старую Ладогу. 1909 год. Прокудин-Горский:
Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Черно-белый оттиск – в карусельке. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1377. Фото отреставрировано братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Почти тот же ракурс у нас. По крайней мере отлично видны ворота в крепость. Речка Ладожка сразу слева.
Стрелочная башня с разных сторон. У нее Ладожка впадает в Волхов. Увы, с собаками в крепость отныне нельзя. Вот такое печальное нововведение. Раньше в музее под открытым небом мы гуляли. Разумеется, на поводках и не доставляя никому беспокойства, все-таки музей!
Отец-основатель отечественной тревел-фотографии оставил свое пояснение к снимку: «Слева речка Ладожка (современное название Елена), справа вход в Староладожскую крепость через Воротную башню».

Надо отметить, что оба названия речки – и Еленка, и Ладожка – до сих пор в ходу. Чаще она – Ладожка, а Еленой называется только в этом месте впадения в Волхов. Дело в том, что рядом в Старой Ладоге располагается женский Успенский монастырь. Монастырь «прославился» как место заточения Евдокии Федоровны Лопухиной – первой жены Петра I. В монашестве она получила имя Елены, отсюда и двойное название речки. Царица была перевезена сюда из Суздаля. О судьбе Евдокии Лопухиной можно почитать в нашем рассказе о Суздале и крепости Орешек. В последней она тоже умудрилась побывать в качестве узницы, кстати, вместе с родной сестрой государя-реформатора. В общем, судьба не завидная.

Про ограду монастыря в Ладоге бытует краеведческая байка: мол, великий полководец Суворов уже в поздние времена стоял со своим полком в Новой Ладоге перед взятием Измаила. А чтобы тренировать чудо-богатырей, каждый день гонял их на марш под стены Успенского монастыря и заставлять брать штурмом. «Осажденные» монахини стыдливо отбивались, имитируя действия неприятеля, полководец остался довольным тренировками, а матушка-императрица Екатерина Вторая, которой жаловалась настоятельница, закрыла глаза на непотребства, Измаил-то взяли. Но надо понимать, что это всего лишь красивая байка. Уж больно все по срокам не совпадает: взятие Измаила, дислокация в Новой Ладоге, ежедневные марш-броски до Старой...
Рюриковские укрепления вокруг церкви Св. Георгия. / Староладожская крепость. 1909 год:
Фото Мастера входит в контрольный альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0894). Реставрация снимка выполнена Сергеем Прохоровым.
Существующая крепость, дошедшая до нас в развалинах, относится к рубежу XV и XVI веков. (Название «Рюриковские укрепление», имевшее хождение c XIX века, и примененное Прокудиным-Горским, строго говоря, исторически неверное). Конечно же, эти стены построены не Рюриком. Самая древняя крепость в этом месте, от которой хоть что-то осталось, заложена Ладожским посадником Павлом в 1114 (1116 ?) году. Несмотря на этот общеизвестный исторический факт: Староладожскую крепость часто называли «Рюрикова крепость». По крайней мере, век назад во времена Прокудина-Горского. А Рюрик, если он и был реальным персонажем, то прибыл в Ладогу согласно летописи сильно раньше, в 862 году
«В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

«Повесть временных лет» (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI—XII века. (Ипатьевский список с синхронным переводом).

Так были определены три ключевых городища древней русской истории. «Повесть временных лет» упоминает Старую Ладогу как первую резиденцию князя Рюрика. В этом городе князь сидел до 864 года. Правда, не все историки соглашаются, учитывая условность летописных дат и легендарность князя. В любом случае Старая Ладога – один из самых древних городов Руси. В ней мы бываем часто и с разными компаниями! Благо, это всего 120-130 км от дома. Что с удовольствием и иллюстрируем фотографиями разных лет.

Надо сказать, что в Старой Ладоге мы водим друзей по нестандартным маршрутам: из раскрученного – могила Вещего Олега, стены женского Успенского монастыря, самая старая улица страны – Варяжская, памятник основателям государства Рюрику и Олегу. Бонусом идет: лучший вид на крепость из-за Волхова, водопад, пещера под Малышевой горой (та самая, в которой монахи добывали сланец... а легенды-то гласят про вырытые подземные ходы под Волховом) и то, что осталось от древнейшего городища кривичей – Любши. Заглядывайте по ссылке, которую мы давали в самом начале этой статьи.

Конечно же, в Староладожской крепости есть и «подлинные» фрагменты, например, законсервированное прясло (участок стены) того самого 1114 года. Наши снимки 2011 года:
Но многие архитектурные детали остались неизвестными и восстанавливались по образу и подобию других древнерусских крепостей. Например, расположение бойниц позаимствовано у Копорья.
Обозначим свою позицию: нам помимо наглядности хочется сохранить достоверность, а не так как в голливудских фильмах – уже и викинги стали вдруг неграми, и Анна Болейн. А прикид у них вообще из «Мэд Макса». Это же все оседает и врезается в память наших детей. Нужно, чтобы оседало правильно. И если в художественных произведениях подобные эмм... прочтения в принципе допустимы (нам не нравятся, но художник так видит – имеет право), то в случае музея, научного учреждения – нет, нет и нет. Тут не надо самодеятельности. Восстанавливаются конкретные стены, конкретного века, и нужно их реконструировать в соответствии с эпохой. По возможности. В случае с отдельными элементами Ладожской крепости, увы, невозможно. Поэтому и говорим: как по нам – лучше по научным(!) гипотезам, чем руины. Но есть ортодоксы от истории, которые считают, что нельзя вмешиваться. И у них есть веские аргументы. Просто не стоит доводить до абсурда ни в ту, ни в другую сторону. Есть исторический материал – им нельзя пренебрегать, но и руины оставлять и дальше разрушаться нельзя.
Стрелочная башня в начале нулевых
Стрелочная башня несколько лет назад (с воды, еще без деревянного костра)
Стрелочная башня сейчас
Вход в ограду церкви Св. Георгия. / Вход в Староладожскую крепость через Воротную башню. 1909 год. Фото Мастера входит в контрольный альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0893). Реставрация снимка выполнена Сергеем Прохоровым.
Выход из ограды церкви Св. Георгия. Рюриковские укрепления. / Выход из Староладожской крепости через Воротную башню. 1909 год. Фото Мастера входит в контрольный альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0895). Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».

Устройство ворот по Бранденбургу

Ворота – одни и те же, сфотографированные снаружи и изнутри крепости. Как и обычно в северо-западных крепостях, ворота Г-образные в плане, чтобы противнику было труднее в них ворваться. Такое устройство ворот называют «захабом» или «охабнем».

От входа они делают поворот вправо и далее ведут в крепость. Теперь воротная башня реставрирована (а точнее, отстроена заново), и ворота выглядят несколько по-другому. Но других ворот, ведущих в крепость, в Старой Ладоге нет.

Дальше обязательно расскажем про Георгиевскую церковь за воротами и про интереснейшую сохранившуюся фреску Св. Георгия. А также о том, почему храм называли «застенным». Мы ведь предупреждали, что в двух словах о Старой Ладоге не получится!
Не переключайтесь!
Вид на церковь Св. Георгия. Старая Ладога. 1909 год:
Фото входит в контрольный альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0890). Реставрация снимка выполнена Сергеем Прохоровым. Как и все наследие Мастера снимок был выкуплен у наследников и до 1980-х годов практически не демонстрировался. Сейчас – в открытом доступе.
Наши виды на крепость почти с того же места. И выше... Прямо за Воротной башней (наш второй снимок) находится церковь. Но из-за подросших в процессе реставрации стен ее уже не видно.
Георгиевскую церковь называлась застенной, что объясняет авторское название снимка «Вход в ограду церкви Св. Георгия». Едва различимая на архивном кадре древняя арка в крепостной стене была заменена новой кирпичной в 1849 году, а затем и вовсе восстановленной Воротной башней.

На территории Староладожской крепости сохранились две старинные церкви: каменная Георгиевская второй половины XII века и деревянный храм Димитрия Солунского 1646 года. Вдумайтесь! Этот клетский сруб появился тут еще до Петра I.
Церковь Димитрия Солунского. Старая Ладога. 1646 (?). Автор фото, наша подписчица: Юлия Пастьева:
Когда мы составляли первую часть своего каталога деревянных храмов Русского Севера, пожаловались, что сапожники оказались без сапог. Выложили единственное фото церкви внутри Староладожской крепости не самого лучшего качества. Юля нас спасла. Ее кадр позволяет рассмотреть, какими же были клетские храмы до всяческих поздних перестроек. Ибо... известно, что к лету 1901 года Димитровская церковь была восстановлена в прежних формах с сохранением всех деталей.

Она впервые упомянута в 1646 году как «строение государево», но построена, вероятно, была еще при восстановлении Ладоги после событий Смуты. Перестраивалась несметное количество раз. В 1731 году сгнивший тёс сожгли, пепел сложили в кусок холста и пустили по реке. Оставшиеся при разборе церкви пригодные брёвна были использованы для постройки новой, которая в свою очередь пострадала от пожара 26 ноября 1782 года. Но была быстро восстановлена и освящена уже29 октября 1783 года.

В 1865 году игумен Валаамского монастыря предложил ладожанам продать деревянную церковь для переноса ее на территорию своей обители. Получил отказ. К концу XIX века совсем обветшала. Посетивший ее Рерих писал: «Вся она перекосилась, главка упала, и крест прямо воткнут в уцелевший барабан её. Интересное крылечко провалилось, дверка вросла в землю. Церковка обречена на паденье». В начале XX века деньги на восстановление храма пожертвовал купец Герасимов. Восстановили, заново освятили, но после 1917-го года закрыли. Внутреннее убранство не сохранилось. Еще в 1860 году часть икон, признанных ценными, были вывезены в Санкт-Петербург. Уцелел лишь хитроумный кова­ный фигурный замок на входной двери.

Вот так Георгиевский собор возвышается над крепостной стеной со стороны Волхова:

Кстати, если будете в Георгиевском соборе – обратите внимание на фреску, вам подскажут, какую именно. Греческий мастер так пересказал красками страницу из жития святого воина. Георгий – совсем юный (!) – едет к городу на фоне иконных горок, напоминающих ладожские сопки. Из-под одной из них дева Елисава по белокаменной мостовой выводит из реки (?) змея.

Конь у Георгия белый, в серых яблоках. Копыто касается хребта чудовища. И смотрящему кажется, что всадник змея попирает. В руке у воина древко оранжевого флажка. Наконечника у этого древка реставраторы никогда не видели. Как нет у этого воина и меча. Только щит. А из оружия лишь Божье слово, коим он и побеждает дракона. Не копьем, как в более поздней иконописной традиции и на гербе Москвы.

Храм открыт только в хорошую погоду. Это связано с температурно-влажностным режимом сохранения фрески. Так что взглянуть на нее не так-то просто.
Прокудин-Горский. Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога. 1909 год:
Фото Мастера входит в контрольный альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0889). Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
В 1276-1764 годах на Малышевой горе находился Староладожский Ивановский (Иоанно-Предтеченский) монастырь. Предтеченская церковь освящена в 1695 году. Малышева гора также называлась по названию церкви – Предтеченской.

Монастырь располагался по левому берегу Волхова. Год основания его неизвестен, но в XV веке уже точно существовал, есть предположение, что основан был гораздо ранее, чуть ли не во второй половине XIII века новгородским епископом Климентом. Согласно «Полное описанию нашего Отечества» под редакцией Семенова ( Т. 3. Озерная область, 1900 год) в монастыре сохранялись две церкви – обе постройки XVII столетия.

Мы снимали Малышеву году в 2010-х с сопки Вещего Олега (справа над кустами):
Это, пожалуй, самое загадочное место Старой Ладоги, на наш взгляд. Тут рождаются легенды про подземные ходы под Волховом и спрятанные сокровища Ивана Грозного (ведь рядом стоит храм во имя его небесного покровителя – Иоанна Предтечи). А на самом деле в этих пещерах монахи добывали кварцевый песок (конечно, не сланец, как сказали на видео, не сильны мы в геологии), продавали и на вырученные средства строили белокаменные храмы.

Источник наичистейшего кварцевого песка пользовался популярностью во все времена. Настолько наичистейшего, что его стали выбирать и возить за 120 км в Петербург (потом в Петроград и Ленинград) для производства первых электрических лампочек.
Староладожская пещера
Олегова могила