Легенды и были Соборной площади Петрозаводска (пл. Кирова)

Легенды и были Соборной площади Петрозаводска (пл. Кирова)

Современное местоположение этого собора со снимка Мэтра отечественной тревел-фотографии вы ни за что не опознаете без пояснений! Фото из серии «было / стало». Кафедральный Святодуховской собор в Петрозаводске, снятый Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1916 году:
Снимок вошел в альбом «Мурманская железная дорога», страницу альбома с контрольным черно-белым отпечатком прилагаем, реставрирован Сергеем Прохоровым, оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0231).
Сейчас мы вам покажем это же самое место спустя век. Готовы?
И если первый шок прошел, продолжим вас путать.

В № 59 за 1875 год в «Олонецких губернских ведомостях» описывается совершенная 1 августа литургия с крестным ходом «в новом (летнем) Воскресенском кафедральном соборе», а в № 66 – литургия «в новом Святодуховском кафедральном соборе» проходившая 26-го августа. И… Тадам-с! Речь идет про одно и то же место, про один и тот же собор.

В период между 1 и 26 августа 1875 года Воскресенский собор был переосвящен в Святодуховской, а Святодуховской – в Воскресенский. Само переосвящение «Олонецкие губернские ведомости» почему-то оставили без внимания.

Вот, что мы прочитали на форуме, посвященном архиву Прокудина-Горского (в скобках даты по старому стилю):

  • 10 (22) апреля 1859 года было получено разрешение Святейшего Синода на постройку нового кафедрального собора в Петрозаводске и образован временный строительный комитет.
  • Наблюдение за строительством до самой своей кончины в феврале 1861 года осуществлял введенный в состав комитета Олонецкий губернский архитектор В.В. Тухтаров.
  • 27 апреля (9 мая) 1860 года на Соборной площади освятили место под будущий храм. За лето осилили котлован для фундамента.
  • 4 июня (16 июня) 1861 года освятили закладку бутового фундамента, а ровно через год – и начало кладки гранитного цоколя из серо-бурого камня, добываемого на берегу Онежского озера в Шокше.
  • К середине 1863-го цоколь был готов и следовало приступить к возведению кирпичных стен. Этот новый период работ был освящен 9 июня (21 июня).
  • Собор планировалось построить за 7 лет, но в 1866-м здание поднялось только до середины второго ряда окон. С этого времени строительством собора руководит Олонецкий губернский инженер Михаил Петрович Калитович.
  • 2 (14) октября 1866 года освящен придел, устроенный во имя Преподобных угодников олонецких в подвальном этаже (он был закрыт в 1878-м из-за установки в подвале калориферов для отопления, так как собор был построен как летний, то есть не отапливаемый).
  • В 1869-м храм увенчали пять главок, и 9 июня (21 июня) был установлен крест на центральной главе.
  • К середине 1872 года собор был достроен, 21 мая (2 июня) освящен его главный придел во имя Воскресения Христа Спасителя. Освящение второго (левого) придела в честь и славу Благовещения Пресвятой Богородицы совершено 28 мая (9 июня). Следом – 13 (25) августа – и третий (правый) придел, устроенный в честь Вознесения Господня.
  • И вот, спустя всего три года, в августе 1875 года Воскресенский кафедральный собор был переосвящен в Святодуховской. И одновременно старый Святодуховской храм переосвящен в Воскресенский.
  • Закрыт в 1930 году, взорван в 1936-м.
Слева за собором на снимке Мастера можно видеть здание Мариинской женской гимназии. На правой границе кадра – фрагмент часовни, установленной над могилой Фаддея Блаженного, современника Петра I, в ограде еще Воскресенского собора.

Кем был Фаддей Блаженный?

Не олончанином. Он пришел на Петровские заводы из дальней стороны в 1706 году, чуть ли не с низовьев Волги. Пребытие Фаддея совпало с деятельностью Петра I, по указу которого тремя годами раньше, здесь в устье реки Лососинки был основан завод.

Мы часто ездили в Петрозаводск на исторический фестиваль «Онего. Легенды Севера», покажем эти места на видео (не судите съемку строго):
Известно, что Фаддей исповедовал православную веру и не терпел раскола. Он предсказал, кстати, разрушение первого Петровского завода и устройство нового выше по течению Лососинки, расширение самого города до речки Неглинки. По преданию первая встреча Петра с Фаддеем состоялась на крыльце Петропавловского собора (часовни) во время приезда императора на Петровский завод в 1719-м. С тех пор царь якобы приглашал старца во дворец и во время следующих приездов неоднократно беседовал с ним.

При отъезде Петра из Петрозаводска в 1724-м, прощаясь, Фаддей сказал, что он и другие жители города видят монарха в последний раз. За такое предсказание был заточен в острог. Но (опять же, якобы) умирая, самодержец вспомнил о Фаддее и послал курьера с приказанием освободить.

Фаддей ненадолго пережил императора, скончался через два года и был похоронен к западу от Петропавловской церкви. Над могилой построили деревянную часовню, которая с течением времени разрушилась. По источникам 1858 года при входе в ограду собора указывается лишь одинокая могила, обложенная кирпичом.

(Источники почерпнутого: «Олонецкие губернские ведомости» № 100 за 1894 год и «Памятная книга Олонецкой губернии» на 1858-й).

Чего только не нароешь, разглядывая архив Прокудина-Горского, да? Еще один снимок 1916 года. Петрозаводск. Церковь св. апостолов Петра и Павла, построенная Петром I. / Петропавловский кафедральный собор. А в контрольном альбоме он же значится с другой подписью: Петрозаводск. Часовня, построенная Петром I.
Снимок реставрирован Сергеем Прохоровым, оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0232).
Специалисты это называют: неверное название в пределах правильного местонахождения. Слева угадывается фрагмент Воскресенского собора, а между собором и церковью – кусок стены дома Антонова на улице Соборной (сейчас – проспект К. Маркса, 1).

Сергей Михайлович Прокудин-Горский оставил такое пояснение к снимку:
«Летняя "новоманерная" церковь построена во времена Петра (указываются 1698 год, не ранее 1709-1711 годов, 1720 год) согласно предания по собственному Государеву чертежу. Отделка фасадов в стиле классицизма результат реконструкции 1784 года (по распоряжению генерал-губернатора Тутолмина при открытии Олонецкого наместничества)».
А вот, что пишет Владимир Майнов в книге «Поездка в Обонежье и Корелу», издание 1877 года:
«От Петра остался здесь совершенно перестроенный собор, который захотели переделать в более красивом, будто бы, виде потомки и лишили этот памятник гения именно того отпечатка, который до такой степени характеризовал Петра.

Собор был деревянный и состоял из 5 этажей, которые возвышались, постоянно уменьшаясь в размерах; верхний этаж служил походной обсерваторией Петра; по фасаду шла лестница, которая вела на 5 этаж и давала возможность не лазить на верх по внутренней лестнице <…>. И лестница, и обсерватория и 4 галлереи на церкви – все это решительно снесено и нынешний Петрозаводский собор решительно ничем не напоминает Петрова духа».

Словом, чуть забегая вперед скажем, что часовня на снимке (давайте называть ее все-таки часовней) окончена в 1884 году, построена из кирпича с мраморным иконостасом. Сгорела вместе с новоосвященным Воскресенским собором в 1924 году. В настоящее время по месту этой часовни проходит северная стена здания Музыкального театра. Гробница Фаддея из черного мрамора сохранилась.

Сохранилось и документальное подтверждение того, что Фаддей был реальным жителем Петровских заводов и царь лично его видел. С дороги (из Оштинского погоста, путь пролегал через Белоозеро в Москву) Петр послал указ ландрату Олонецкого уезда Муравьеву об отводе на Петровский завод для прокормления вплоть до его смерти живущего в лесу богомольца Фаддея, почитаемого жителями слободы за святого.
«Г Муравьеф. Здешней мужик, которого завут Федеем, стар и кажетца ума лишен. Живет в лесу, приходит и в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказавают. Того ради дабы не было блазни, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его».

Писарская приписка:
Подан сей Его Императорского Величества указ на Петровских заводах в канцелярии чрез Оштинского погоста жителя Софрона Бескова.

(Источник: Росгосархив Военно-Морского флота. Ф.223 (Рукописи Петра Великого и др., поступившие из Адмиралтейств-совета).
Нам осталось только показать вам второй собор, бывший Святодуховской. Еще один снимок Прокудина-Горского того же 1916 года. Воскресенский кафедральный собор в Петрозаводске.
Фото Мастера также входит в альбом «Мурманская железная дорога». Снимок реставрирован братьями Константином и Владимиром Ходаковскими, оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0234).
Он был возведен в 1800 году на месте разобранной по ветхости деревянной Духовской церкви (разобрали в 1797-м). Левее колокольни – все та же часовня над могилой Фаддея Блаженного. Соборы стояли рядом.

Сохранилось архивное фото Соборной площади (источник: портал Соборы.ру). Вот так тут все было устроено:
Главный колокол «Благовестник» (весом 323 пуда) был отлит на местном Александровском заводе частично из меди разбитого и перевезенного колокола Александро-Свирского монастыря. Этот храм избежал участи своего соседа только потому, что сгорел в пожаре в 1924-м.

Думаем, что не лишенными смысла будут приведенные цитаты из переписки градоначальства столицы нынешней Республики Карелия 1840-х годов (почерпнуто с того же форума, посвященного наследию Прокудина-Горского):
«Большой собор, переделанный из приходской церкви и не имеющий ни наружного вида, ни удобного внутреннего расположения, с фальшивым деревянным верхом и куполами сломать, и на месте сем построить дом для духовной консистории, который бы передним фасадом обращен был к большой площади …»
При рассмотрении проекта сноса Воскресенского собора, предлагаемого петрозаводским начальством и епархией, в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий родилось следующее послание:
«Если церковь эта имеет действительно описанные недостатки и неудобства, признать сломку одобрительной; но, по мнению Департамента, приличнее было бы оставить в таком случае все пространство перед церковью, построенною Петром Великим, незастроенным».
Несмотря на мягкую форму ответа в Петрозаводске знали, что мнение департамента нельзя игнорировать. Замысел стал реальностью в следующем столетии – от удара молнии 30 октября 1924 года собор сгорел вместе с Петропавловским (часовней). Уже в советское время, в 1955-м на этом месте появилось здание театра, которое таки «передним фасадом обращено к большой площади». Ну что ж, тоже своего рода храм, храм культуры. Очень условно – на месте часовни сейчас находится гостиница «Маска», тоже круглая в плане. Но ландшафт полностью изменился. А в кафе «Яблочное» напротив театра, кстати, подают одни из лучших карельских калиток, которые нам только доводилось пробовать где бы то ни было.