В поисках утраченного со снимков Прокудина-Горского: монумент строителям Онежского канала, вознесенский рейд, река Свирь

В поисках утраченного со снимков Прокудина-Горского: монумент строителям Онежского канала, вознесенский рейд, река Свирь

Снимки Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно рассматривать бесконечно, возвращаться к ним после путешествий, сравнивать, фиксировать изменения спустя век с лишним, повторять ракурсы. Впрочем, интуитивно нам редко удавалось их повторить с документальной точностью, но по одним и тем же дорогам с прародителем отечественной тревел-фотографии ездили уж точно. Сегодня переместим вас на Русский Север. Самая граница Ленинградской и Вологодских областей.
Снимки Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно рассматривать бесконечно, возвращаться к ним после путешествий, сравнивать, фиксировать изменения спустя век с лишним, повторять ракурсы. Впрочем, интуитивно нам редко удавалось их повторить с документальной точностью, но по одним и тем же дорогам с прародителем отечественной тревел-фотографии ездили уж точно. Сегодня переместим вас на Русский Север. Самая граница Ленинградской и Вологодских областей.
Монумент в память открытия Онежского канала. Вознесенье на снимке Прокудина-Горского. 1909 год:
Снимок вошел в альбом «Мариинский водный путь» и хранится, как и большая часть наследия Мастера, в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0933). Реставрация снимка (второй кадр из карусельки выше) выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Прилагаем и страницу из альбома Мастера с черно-белыми оттисками.
Староладожский и Новоладожский, Белозерский обводный, Онежский и даже величественный Волго-Балт — звенья одной цепи, Мариинской водной системы. Есть такая судоходная водная система в России, построенная в XVIII-XX веках и действовавшая аж до начала 1960-х. Она связала Волгу с Балтийским морем. Постоянно модернизировалась и дала миру много интересных, порой, спорных и даже шокирующих инженерных решений. За несколько лет нам удалось объехать ее всю. Почти. Нет-нет, специально никаких экспедиций по водным путям мы не составляли, не организовывали и не планировали, — само выходило. Когда в семье минимум один технарь, мимо таких сооружений не пройти и не проехать.
План Мариинского водного пути. Фрагмент из книги «Мариинская система (1810 - 1910 гг.)», изданной к 100-летию Мариинской системы:

На цоколе обелиска, согласно примечанию Прокудина-Горского, две надписи: «Онежский канал сооружен повелением государя императора Николая Павловича в 1851 году» и «Канал сей сооружен в управление путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютанта графа Клейнмихеля».

Монумент установлен в 1855 году. 27 июня 1858 года (по старому стилю) памятник осматривал император Александр II.

До памятника строителям Мариинской водной системы мы дошли в последний день своего пребывания в Вознесенье. В хорошую погоду успели посмотреть на поселок с воды – невероятные цвета неба и Свири! А когда пошли гулять ножками – зарядил дождь. Всю неделю не лил, вопреки прогнозам, мы объездили все окрестные деревни, отсняли храмы, добрались до самой Вытегры, а как пошли по Вознесенью, в котором жили, упс... Так всегда и бывает, когда откладываешь.

Обелиск сохранился до нашего времени. Но… нет старой медной (?) таблички (от нее остались только следы от гвоздей). Сейчас на стеле другая табличка. Исчезли барельефы с атрибутами Российской империи и, кроме того, выкрашен он не в шоколадно-коричневый (как на фотографии Прокудина-Горского), а в голубой цвет. Такое впечатление, что гранит просто взяли и покрасили.
Впрочем, знающие люди говорят, что на наших фото памятник тот, да не тот. Это брат-близнец обелиска из местечка Черные Пески (Вытегорский район), установленный там в память окончания строительства первой очереди строительства Онежского обводного канала (1818 - 1820 годы), но в конце 1950-х или уже в 1960-е перевезенный в Вознесенье и поставленный вместо утраченного в годы Великой Отечественной местного памятника.

Ловите видео про нашу водную прогулку по Свири и Онеге. Тут есть про Онежский канал (0:40 и 7:45 по таймкоду), про обелиск строителям Мариинской водной системы. И вообще - про поселок Вознесенье некогда зажиточный и богатый.
Все наши фотографии этого места здесь и далее можно увеличить и рассмотреть:
А это уже памятник в честь окончания строительства Нового Мариинского канала между реками Вытегрою и Ковжею у шлюза Св. Александра. Снимок сделан Прокудиным-Горским в 1909 году:
Реставрация изображения выполнена Сергеем Прохоровым. Тоже вошел в альбом «Мариинский водный путь». И хранится в библиотеке Конгресса США (номер по каталогу 0972).
На ближнем плане – река Ковжа ниже плотины Св. Александра, за памятником – нижние ворота шлюза Св. Александра, за которым и начинался Ново-Мариинский канал, в перспективе слева – деревня Шлюз Св. Александра (№ 2117 по списку мест Олонецкой губернии за 1905 год), справа за деревьями – караульный дом.
Еще фото Прокудина-Горского из Вознесенья:
Онежский канал у Вознесенья. 1909
Вознесенский рейд. Река Свирь. Прокудин-Горский гостил в этих местах в 1909-м, мы – в 2020-м. Спустя век и 11 лет получается. Входит в контрольный альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 0885. Реставрацию снимка выполнил Сергей Прохоров.
Вознесенье стоит в месте водораздела Свири и Онеги, Свирь берет свое начало в водах могучего озера. Здесь сходятся границы сразу трех субъектов федерации: Ленинградской, Вологодской областей и Республики Карелии.

Казалось бы, крошечный поселок, тысячи три жителей, ну что о нем рассказывать! Но... не скажите! И истории, и количеству достопримечательностей, и видам, открывающимся на Свирь с вознесенских берегов, позавидует любой туристический центр. Ехали мы в те места с целью поснимать деревянные северные храмы. А Вознесенье выбрали отправной точкой ежедневных маршрутов, которые как лучи расходятся от поселка в разные стороны.

Подпорожский район Ленобласти – это прежде всего лес. С быстрыми реками и глубокими озерами, с болотами. Дорог тут мало, как и людей. Большая часть района проходима только пешком, в светлое время суток и лучше засушливым летом, когда нет сугробов, грязи и есть иная пища для дикого зверя, кроме заезжего путника. Почти не шутим. И именно здесь, в этом удивительном уголке мира, сохранились не менее удивительные и удивляющие архитектурные ансамбли сельских погостов, природные красоты, острова, скалы, ГЭС, финские укрепления времен Великой Отечественной...
По впечатлениям от самого Вознесенья – тут как в одноэтажной Америке: только за океаном без автомобиля никуда, а на берегах Свири – без лодки. Ещё пару десятков лет назад, когда мир был не настолько зарегламентирован, и не существовало ювенальной юстиции, отцы старались дарить отпрыскам собственные крошечные судёнышки, чтобы в школу на другой берег деревни каждый день в свое время переправляться и не зависеть от расписания парома. Управлять лодкой тут умеет каждый! Но и паром от одного берега поселка к другому ходит строго по расписанию в любую погоду, для местных он бесплатный. Для остальных паромная переправа - платная часть автомобильной дороги общего пользования Ошта – Петрозаводск.

В начале ХХ века у села Вознесенье в ожидании буксирных пароходов многие суда простаивали от одной до двух недель. Происходило это от того, что волжские пароходы по габаритам не могли пройти шлюзованную часть системы, а невские имели достаточно своей работы. Таким образом, по своему географическому положению, река Свирь не имела конкуренции буксирных пароходов для провода судов без задержки.
Следовательно, появлялась почва для организации синдиката местных пароходовладельцев, которые затягивали буксировку, направляя свои пароходы на работу в озера. По этой же причине от соглашения местных владельцев пароходов зависела цена за буксировку по Свири, которая не уменьшалась, а даже повышалась вопреки значительному улучшению условий судоходства после произведенных расчисток порогов.

По материалам статьи капитана 2-го ранга Л.Л. Владимирова в Олонецких губернских ведомостях за 1905 год, № 48-59.

Прокудин-Горский и сам оставил к своему снимку пояснения, но волновали его не суда на рейде, а здания на противоположном берегу: «На правом берегу Свири каменная Вознесенская церковь, левее деревянная церковь о двух престолах – во имя Божией Матери всех скорбящих радости и Боголюбской Божией Матери, построена в 1605 году, возобновлена в 1873 году».

Поселение в этих местах древнее и некогда очень богатое. Как же иначе, если стоишь на оживленных торговых путях! А после запуска Мариинской системы каналов в 1810 году Вознесенье и вовсе стало крупной промежуточной пристанью, торгово-распределительным центром со своими судоремонтными мастерскими. Здесь переваливали грузы с озерных судов на речные. На правом и левом берегах имелось множество причалов и амбаров для хранения зерна и соли.

На правом берегу Свири в 1563 году был основан Вознесенский Свирский мужской монастырь, через два десятилетия сожженный шведами, в 1628 году восстановленный, через 60 лет преобразованный в женский, а в 1764 году и вовсе упраздненный и ставший погостом. Удивительны свидетельства местных жителей. Наш собеседник на видео Павел - не профессиональный экскурсовод, не историк и даже не новомодный блогер. Он человек, про которых говорят: сам по себе достопримечательность.
Кстати, согласно Писцовым книгам в 1885 году, во время путешествия по этим местам Великого князя Владимира Александровича в Вознесенье проживала 475 человек, действовала почтовая станция, было 30 лавок и 6 трактиров! Шесть трактиров. Карл! Минимум один есть и поныне. И местные блюда мы продегустировали. Кухня универсальная. Не «высокая», но и отторжения не вызвала. Для ланча очень даже сносно. Но цены, надо сказать, питерские.
Логично предположить, что название поселка появилось благодаря монастырю. Монастырь, а позже вознесенская церковь встречала путников на пригорке сразу у паромной переправы. Сейчас на этом месте лишь крест и найденные жителями в огородах могильные плиты, заботливо сюда снесенные.
А так она выглядела 75-80 лет назад, фото из архивов финских вооруженных сил (публикуем не с целью пропаганды, а исключительно ради иллюстрации):
Эта, последняя, белокаменная с колокольней, построена в 1846 году преимущественно на средства прихожан. Тут же рядышком в одной ограде стояла и маленькая деревянная церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Удивительно походит она на церковь Димитрия Солунского в Старой Ладоге (1646). В последний раз была перестроена в 1914 году (а в год основания Петербурга, в 1703-м – впервые подновлена). Годом постройки числится 1605-й. Но по преданию деревянная церковь стояла на этом месте задолго до того, ещё до 1563 года, до появления монастыря.

Обе церквушки – и каменная, и деревянная – закрыты в 1937-м, а в 1964-м взорваны, что интересно – уже не по идеологическим соображениям (время большого террора перестояли), а потому, что за годы запустения пришли в аварийное состояние. Обидно, не то слово.

С давних времен через реку Свирь именно в этом месте, которое запечатлел Прокудин-Горский, существует паромная переправа. Это единственный способ путешественнику попасть с одного берега на другой. Моста нет, и не ожидается. Мы специально интересовались у местных, а как же зимой?! См. интервью с Павлом выше. А зимой паромная переправа тоже работает, не замерзает. Павел в шутку назвал этот факт местной «природной аномалией». Но, если честно, в чудеса на Свири мы готовы поверить, ей-ей! Уж больно чудные места тут! На самом деле мост через Свирь в Вознесенье умышленно строить не стали, ведь мост нужен монументальный, высокий для прохода сухогрузов и теплоходов, а поскольку пассажиропоток здесь небольшой, выходит такой мост слишком дорого для бюджета. Вот и курсирует тут с незапамятных времен паром из Посвирья в Обонежье. Местная экзотика.