Храмы древнего Белозерска:
век назад и сейчас

Храмы древнего Белозерска: век назад и сейчас

Вы же помните, что мы затеяли создать большой каталог по следам снимков Прокудина-Горского начала ХХ века. Пройтись по его картотеке и сравнить с тем, что снимали сами чуть более века спустя. Конечно же, сравнивать предлагаем не фотографическое мастерство, а изменения ландшафта и памятников архитектуры. Увы, время, порой, разрушительно. А применительно к православным храмам – тем паче. Волна борьбы с церковью в 1930-х не пощадила многие белозерские святыни.
Вы же помните, что мы затеяли создать большой каталог по следам снимков Прокудина-Горского начала ХХ века. Пройтись по его картотеке и сравнить с тем, что снимали сами чуть более века спустя. Конечно же, сравнивать предлагаем не фотографическое мастерство, а изменения ландшафта и памятников архитектуры. Увы, время, порой, разрушительно. А применительно к православным храмам – тем паче. Волна борьбы с церковью в 1930-х не пощадила многие белозерские святыни.
Вместо предисловия
Мы не стремились повторить ракурсы Мастера. К архиву Прокудина-Горского обратились уже после своего путешествия в Белозерск. Но интересное чтиво и кадры мы вам обеспечим.

Архив Мастера сейчас хранится в библиотеке конгресса США. Был выкуплен у наследников уже после Второй мировой, долгое время почти не демонстрировался, но сейчас эти кадры находятся в свободном доступе и часто используются журналистами и блогерами. Другое дело, что именно до Белозерска мало, кто доезжает. На Севере вне федеральных трасс практически нет дорог, есть направления, пути.

Издревле известен был водный путь в Белозерье, или, как тогда говорили, на Белоозеро. И путь этот лежал сначала по Волге, затем – вверх по Шексне. Летом на ладьях, зимой – на санях по льду. От Белозерска путь шел по Ковже и Вытегре в Онежское озеро, оттуда по Свири – в Ладожское, а там и до Новгорода Великого близко, а позже – до Петербурга. Или по реке Ухтоме через Красный волок к озеру Лаче, а из него – по реке Онеге до Белого моря.
Рукотворная Мариинская водная система каналов, которую снимал Прокудин-Горский, практически повторяла этот древний путь. Благодаря ей Белозерск расцвел в XIX веке. Именно в это время в городке активно строились храмы и каменные дома. Именно в таком цветущем состоянии город Сергей Михайлович Прокудин-Горский летом 1909 года.
Ухтомский волок
Ухтомский волок знаком нам как раз по тем самым путям «Из варяг в греки» и водно-волоковому пути новгородцев до Белого моря. Первое упоминание о нем встречается в Писцовой книге конца XVI века. В 2014 году мы впервые увидели ее воочию и впервые прокатились на пароме. Это уже после северные паромы стали для нас обычным делом.
Здесь же, в местечке Ухтома одиноко стоят два заброшенных храма.

Церковь Воздвижения честного креста Господня (1736 год). Деревянная одноглавая церковь с трапезной. Закрыта в 1930-х, в 1950-х использовалась как колхозная конюшня. В настоящее время заброшена и, увы, разрушается.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1780 год). Каменная однопрестольная церковь. Тоже была закрыта в 1930-х и использовалась как склад, двумя десятилетиями позже, в 1950-х разобрали алтарь. Ремонтные работы не проводились.

На переднем плане новая часовенка.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Георгия Победоносца)
в самом Белозерске
Кто-то пишет, что это фото принадлежит Прокудину-Горскому, полной атрибуции мы так и не нашли. Взяли из путеводителя Константина Козлова «Белозерск: Описание города, его храмов и достопримечательностей» 2011 года.

Очень полезная книженция, рекомендуем!

Построена в 1762 году. Здания такой культурной и исторической значимости, конечно же, надо восстанавливать, но у города нет на это денег, а областное и федеральное финансирование оставляет желать лучшего. Оно направлено, прежде всего, на раскрученные туристические маршруты, а до Белозерска – поди доберись. Ни о каком потоке туристов говорить не приходится. В отличии от соседнего Кириллова с его Кирилло-Белозерским монастырем.
Кирилло-Белозерский монастырь
В скромном здании на углу улиц Фрунзе (бывшей Егорьевской) и Сергея Орлова даже неискушенный взгляд сразу определит храм. Все фото здесь, далее и прежде можно увеличить и рассмотреть!
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Георгия Победоносца)
(Кстати, в сорока метрах от него – еще одна церковь – Петра и Павла. Но о ней скажем ниже). Храмы близки не только в пространстве, но и во времени, ибо Рождественская всего на восемь лет старше.
В центре церковь Петра и Павла, за ней – Рождества Богородицы. Справа вдали – Пятницы. Слева – Предтечи. А на самом переднем плане уникальный объект – знаменитая белозерская важня: строение в виде открытого навеса, под которым находились городские весы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы более известен как Георгиевский по Георгиевскому приделу. От него получила свое название и улица Егорьевская. Верх храма ныне утрачен. Но по старому фото видно, что был он большим, широким световым восьмериком, почти ротондой.

От колокольни сохранился лишь первый ярус с поздней деревянной надстройкой. Однако, приглядевшись, можно заметить, что это не надстройка, а обшивка сохранившегося второго яруса. Венчал же колокольню широкий, очень низкий (ниже храма) шатер с главкой.

Интересная деталь, как пишет Козлов, скрыта именно на втором ярусе колокольни – крохотный придел иконы «Живоносный источник». На нашем фото в окне (выше) хорошо видна его маленькая апсидка над трапезной. Ныне в храме предприятие общественного питания и магазин. Лучше, конечно, чем гараж или клуб, но все-таки не та трапеза здесь совершается.

И церковь Рождества Пресвятой Богородицы, и церковь Петра и Павла лишились своих глав и верхних ярусов, и только на старых фото теперь можно разглядеть, насколько они различались по архитектуре. Но есть у них и общие черты. У обоих в колокольнях были устроены приделы с собственными гранеными апсидами, выступающими на своды трапезных.

Впрочем, если Петропавловский и Георгиевский храмы будут когда-нибудь восстановлены в полном объеме, сходство останется заметным только специалистам. Петропавловский – пятиглавый, Георгиевский – одноглавый. Различалась и форма колоколен. Остается только поражаться фантазии зодчих: при такой концентрации и множестве храмов на Руси, «близнецы» практически не встречались.
Церковь во имя Св. Петра и Павла
Сейчас от церкви 1770 года остался лишь огрызок (Простите, иначе не сказать), в котором разместился местный краеведческий музей. Очень жалеем, что не зашли. Экспозиция была посвящена Мариинской водной системе. Эх...

Совсем недавно по меркам истории, до девяностых, усеченный храм музею приходилось делить еще и с городским отделом статистики. А вот так он выглядел на снимке Прокудина-Горского в 1909 году. Впечатляет?
Фото входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0990). Реставрацию снимка выполнил Сергей Прохоров.
Сергей Михайлович оставил комментарий к снимку: «Под колокольней находилась церковь безсреребренникам Косме и Дамиану». Это его орфография.

История храма и само место установки требуют самого серьезного исследования, в первую очередь – археологического. Дело в том, что стоит он на месте древнего женского Петропавловского монастыря. Нам не известны ни время основания, ни основатель обители – ничего, кроме самого факта существования. А еще того, что к XVII веку монастыря здесь уже не было. К слову, современную планировку Белозерск, как и большинство городов Российской империи, получил в конце XVIII века. До того сетка улиц была иной, а прилегающая к нынешнему храму территория числилась монастырской. Вернитесь вверх к карте: на месте улицы Сергея Орлова находилось монастырское кладбище. Так утверждает путеводитель по Белозерску Константина Козлова.
Церковь Спаса Всемилостивейшего
Прокудин-Горский, 1909 год. Фото входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1075). Реставрацию снимка выполнил Сергей Прохоров.
Сергей Михайлович оставил свое пояснение к снимку. Из него следует, что церковь в народе звалась «Спас под горою». Приделы были посвящены Сретению Господню, Апостолу Андрею Первозванному, Великомученику Димитрию Селунскому и Великомученице Екатерине.

Церковь Всемилостивейшего Спаса выстроена в 1728 году. Рядом с ней нас засек местный батюшка, опознал туристов по фотоаппаратам наперевес, подослал к нам сотрудницу музея, велел впустить в храм и на колокольню – показать, рассказать. Храм не действующий. Внутри разместилась музейная экспозиция. Но батюшка, видимо, пользуется авторитетом и у прихожан и у сотрудников. А больше посетителей мы в тот день не заметили.
Поймать в объектив ракурс Прокудина-Горского при всем желании уже не получится. Территория, откуда снимал Мастер, ныне плотно застроена частными дворами. Это самое начало улицы Дзержинского (бывшей Спасской).

Иконостас в церкви Спаса Всемилостивейшего. Прокудин-Горский, 1909 год:
Фото входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1073). Реставрацию снимка выполнил Сергей Прохоров.
В настоящее время этого иконостаса в церкви нет. Наши фото внутри:
Без сомнения, Спас Всемилостивейший – один из красивейших храмов города. На первый взгляд снаружи он – типичное «узорочье» XVII века: кокошники в шахматном порядке, пучки колон по углам, бусины, порталы, наличники апсид. Но окна! В XVII веке еще не делали таких больших окон. И кровля явно классическая по эпохе начала дворцовых переворотов. В обеих столицах уже вовсю господствовало барокко, а в провинции, вот, еще встречались всплески русской школы зодчества.

Заметно оживляет храм двойной фриз изразцов. Они изготовлены в Ярославле. Еще один пример тесных связей Белозерска с Ростовскими землями, куда входила и нынешняя «столица» «Золотого кольца». Ростов и Новгород еще до образования Московского государства традиционно соперничали за Русский Север. Каждое из этих княжеств пыталось прибрать его к рукам и включить в сферу своих политических интересов.
Интересно, что точные копии утраченных и пострадавших изразцов были сделаны тоже в Ярославле. Современными мастерами. Лишь хорошо приглядевшись, по более яркому свежему оттенку можно отличить копии от подлинников.

Будете в Белозерске, обязательно обратите внимание на декорированные слуховые отверстия в шатре колокольни. Помимо эстетики они несли еще и очень важную практическую функцию. Дело в том, что у больших колоколов Белозерска была настолько мощная звуковая волна, переходящая в инфразвук, что могла просто-напросто «разорвать» глухой шатер. «Слухи» служили для выпуска этой волны и предохранения шатра от трещин.
Как «Спас под горою» стал «Спасом на канале». Буквально
При реставрации храма московскими специалистами в нулевых была выявлена одна нехорошая проблема. Храм не случайно отреставрирован только снаружи. Когда дело дошло до устройства в храме пола на первоначальном уровне, сняли слой позднего грунта. И тут-то из-под земли хлынула вода. Храм стоит на воде. И «благодарить» за подтопление приходится Волго-Балт. Это с его строительством и поднятием общего уровня Белого озера поднялись и грунтовые воды. Храм стоит почти на уровне озера, к тому же регулярные подсыпки проезжей части улицы привели к тому, что памятник оказался в яме. Дренажной системы для отвода воды нет. Впрочем, специалисты говорят, что одним дренажем не обойтись. А Волго-Балт, увы, никто не спустит. Судоходство не менее важно, чем сохранение памятников архитектуры.
Приходилось слышать и такое мнение: храм пропитался влагой, положение стабилизировалось и осушение может повредить памятнику. В советское время в Спасе Всемилостивом размещался спортзал. Подо что только не приспосабливали храмы! Но, как ни странно, именно «приспособление» спасало их от сноса или естественного разрушения. Здание живет, пока в нем люди. Даже законсервированная, но пустующая церковь обречена на медленную гибель.

После постройки Белозерского обводного канала «Спас под горою» получил новое неофициальное название, ведь он стоит почти на самой набережной.

Белое озеро грешит штормами, для речных судов это серьезное препятствие. Чтобы избегать их, в первой половине XIX века и был сооружен обводной канал (окончания постройки – 1846 год). Он был построен всего за три года, как это водится в России, силами заключенных. Канал проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега озера, частично через территорию города Белозерск. Перемычка, отделяющая канал от озера, местами размыта. Канал судоходен для местных судов очень малых размеров. И широко используется для занятий байдарочным видом спорта.

А это – вид с колокольни на здания Министерства путей сообщений (1846 год) в начале набережной (на углу с улицей Дзержинского). Тут же Дом начальника дистанции, в нем сейчас картинная галерея.
До 1843 года это был берег озера, и Спасский храм смотрелся в его воды. Но Белое озеро в те времена было мельче, что вкупе с песчаным дном и частыми штормами делало чрезвычайно затруднительным судоходство.