ПЕТЕРБУРГ
в объективе Прокудина-Горского: сто лет тому назад

Петербург в объективе Прокудина-Горского: сто лет тому назад

Трудно сказать, почему Сергей Михайлович Прокудин-Горский мало снимал Петербург. То ли в столице ощущал себя «понаехавшим». Он родился в глухой провинции, близ Мурома, а в Петербург попал уже во время учебы в Александровском лицее. То ли потому, что вплоть до эмиграции в 1918 году все время путешествовал по закоулкам империи и банально не успел. Мы нашли лишь несколько снимков. У нас есть свои похожие, снятые спустя век с лишним. Конечно, ракурс не совпадает на все сто процентов, но мы и не ставили себе задачи – повторить снимки Мастера с документальной точностью.
Трудно сказать, почему Сергей Михайлович Прокудин-Горский мало снимал Петербург. То ли в столице ощущал себя «понаехавшим». Он родился в глухой провинции, близ Мурома, а в Петербург попал уже во время учебы в Александровском лицее. То ли потому, что вплоть до эмиграции в 1918 году все время путешествовал по закоулкам империи и банально не успел. Мы нашли лишь несколько снимков. У нас есть свои похожие, снятые спустя век с лишним. Конечно, ракурс не совпадает на все сто процентов, но мы и не ставили себе задачи – повторить снимки Мастера с документальной точностью.

Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Снято не позднее 1905 года.

Есть авторское пояснение к снимку: «Впереди арка над Зимней канавкой с переходом из Старого Эрмитажа в Эрмитажный театр (1780-е, арх. Ю.М. Фельтен)». Эта открытка со снимком Прокудина-Горского до революции была издана общиной Св. Евгении и позже публиковалась в журнале «ЖУК».

Название Зимняя канавка к снежному времени года не имеет никакого отношения. Да и канавкой-то назван вполне приличных размеров канал, который соединяет речку Мойку и величавую Неву. Он появился не естественным природным путем, как многие водные артерии Петербурга, а был искусственно прорыт в 1718 году у Зимнего дворца Петра I. Отсюда и название, улавливаете?

Обратим ваше внимание: уже через два года после появления Зимней канавки подпорная стена у первого Зимнего дворца Петра Великого (с одной стороны) была закована в камень. То есть мы с вами видим одну из первых городских каменных набережных.

Кстати, официально и изначально канал именовался как Старый Дворцовый. Но в народе прижился Зимнедворцовый со временем упростившийся в краткое Зимний. А вот слово «канавка» прибавляется к его имени в документах лишь в 1801 году.

Сразу же по сооружению канала над ним было возведено 2 моста из дерева с подъемными механизмами. Сегодня их каменные наследники, ставшие не разводными – Эрмитажный и 1-ый Зимний мосты.

Ниже: наши фото того же места.
Так выглядит Канавка со стороны Невы и Дворцовой набережной
Рюрик требует Оскара за роль бедного одинокого щенка!
Храм Воскресения на Крови. Санкт-Петербург. / Храм Воскресения Христова. Снято не позднее марта-апреля 1907 года:
Это черно-белый контрольный отпечаток. Страницу альбома прилагаем в карусельке. Хранится вместе с другими 2300 снимками Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 2004.

Тот же снимок, но кадрированный и в цвете. Открытка с этим изображением так же до революции была издана общиной Св. Евгении, а позже публиковалась в журнале «ЖУК».

Комментарий Сергея Михайловича к снимку:
«Храм также известен под названием Спаса на Крови, построен на Екатерининском канале (ныне – канал Грибоедова) на месте убийства 1 марта 1883 года Императора Александра II. Заложен 6 октября 1883 года, освящен 19 августа 1907 года. Построен по проекту академика архитектуры А.А. Парланда. Справа на набережной – здание государственной типографии (оно не сохранилось до нашего времени)».

Эмигрируя из Советской России в 1918-м году Прокудин-Горский оставил новой власти весь свой архив. Дальше был Париж, собственное рекламное агентство, воссоединение семьи (Сыновья, кстати, активно продолжили дело отца, добились своих высот в фотографии). А в 1931 году по какой-то необъяснимой, по крайней мере, для нас причине сталинское правительство решило вернуть Прокудину-Горскому его работы. Так, во Францию прибыли ящики с фотопластинами.

Трудно сказать, почему Советы благоволили «певцу царской России» несмотря на происхождение, личное расположение царя и эмиграцию. Но Прокудина-Горского в СССР не запрещали и, более того, даже публиковали время от времени: в 1955 году вышла книга С. Морозова «Русская художественная фотография», где в самом хвалебном тоне были перечислены заслуги отца-основателя отечественной тревэл-фотографии, в 1970 году журнал «Наука и жизнь» напечатал тиражом два миллиона экземпляров статью «Л.Н. Толстой на цветном фото» и так далее... Пережив Вторую мировую в сырых подвалах Парижа, архив Прокудина-Горского в результате попал в библиотеку конгресса США. Наследники продали его за океан.
Выложенные в открытый доступ эти кадры открывают для нас ту давно исчезнувшую страну, которую Мастер снимал более ста лет назад.

Сохранился еще один исторический снимок Спаса на Крови с того же ракурса, но авторства современника Прокудина-Горского, не менее знаменитого петербургского фотографа Карла Буллы (его фото ниже и справа, он черно-белый, левее наш).
Санкт-Петербург. Храм Воскресения. Снят Прокудиным-Горским не позднее 1907 года. Снимок, вернее, открытка, изданная общиной Св. Евгении, хранится в частной коллекции. Изображение реставрировал Вячеслав Ратников.
А вот это уже любопытно! Перед вами первоначальный проект храма.
Словом, не густо нарыли мы Петербурга. Но что есть, то есть.

На закуску оставим свои фото Грибоедовского канала, бывшего Екатерининского, на котором стоит такой не петербуржский по внешнему облику Спас на Крови. И ссылка! Загляните обязательно.