Про Суздаль, монастыри, опальную царицу, могилу Пожарского
и снимки Прокудина-Горского

Про Суздаль, монастыри, опальную царицу, могилу Пожарского и снимки Прокудина-Горского

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Он основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1364 году. Изначально все постройки обители были деревянными. В камне монастырь отстраивался только в 1510-1520-е годы. Так что, все, что мы видим сейчас в некотором смысле новодел.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский снимал обитель в 1912 году, за век с лишним до нас. Общий вид Покровского женского монастыря с севера. Суздаль. И тут мы с ракурсом угадали на все сто!
Фото входит в альбом «Отдел II. (Река Ока)». Прокудин-Горский комплектовал свои альбомы по географическому признаку. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1434). Как и все наследие Мастера. Наследники продали уже после войны. Интересно, что до 1980-х эти кадры вообще не публиковались, а теперь – в свободном доступе. Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Прилагаем и страницу из альбома с черно-белыми оттисками.
Мастер оставил пояснение к снимку: «За монастырской оградой – Зачатьевская церковь, за ней трехглавый Покровский собор, правее на заднем плане – Петропавловская церковь (за пределами монастыря). Слева в перспективе – Ильинская церковь. В Покровском монастыре в 1698 – 1718 годах была заточена Петром I его первая жена – Евдокия Лопухина (в 1718-1725 годах – в Успенском монастыре. в Старой Ладоге)».

Вот за Лопухину-то мы и зацепились!

В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь действительно отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства. Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодными своим мужьям и власть имущим. Для несчастных в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом. Так, в подклете собора было похоронено около 20 знатных монахинь.

Но именно благодаря этим женщинам в XVI - XVII веках Покровский монастырь становится одним из богатейших в России, вместе с новыми монахинями из родовитых семей сюда поступают вклады от влиятельнейших представителей знати. Кстати, первой знатной узницей обители стала Соломония – жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплодной. В Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги(!) Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.
Евдокия Федоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна Лопухина).
вдокия Лопухина в монашеском облачении. Фото wikipedia.org.
Последней великой княгиней, сосланной в Покровский монастырь, стала Евдокия Фёдоровна Лопухина – первая жена Петра I. 23 сентября 1698 года ее постригли под именем Елены. Однако через полгода Евдокия оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка. В 1709 – 1710 годах вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым. И все бы ничего, оставили бы Евдокию в покое, если бы не «дело» сына.

Во время Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году в Суздаль был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, он застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «во благополучном пребывании многая лета здравствовать».

Евдокия и её сторонники были арестованы и отправлены в Москву. Евдокия признала свою связь с Глебовым: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата», к чести майора, тот тоже не отрицал близости с опальной царицей. Но главная его вина была не в этом, а в том, что посмел в письмах «цифирью» изливать «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа».

Такого Петр не прощал никому, Глебов был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучался 14 часов... После допросов и пыток были казнены и некоторые другие сторонники Евдокии, прочие биты кнутом и сосланы. В Манифесте, изданном в связи с делом царевича Алексея Пётр так сформулировал обвинения против бывшей жены: «... за некоторые её противности и подозрения». Собор священнослужителей приговорил Евдокию к избиению кнутом, затем её сослали сначала в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожский Успенский монастырь, где она жила 7 лет под строгим надзором.
Главный храм Ладожского Успенского монастыря. Съемка наша, 2010-го года.

Офф-топ: Церковь Успения Богородицы. С XII века храм стал центром Богородицкого конца Ладоги и ограничивала территорию городского посада. Кубическая, трехапсидная, одноглавая. В первозданном виде западного и северного фасадов к нему примыкали каменные приделы, закрывающие порталы, высотой почти до половины здания. На западном фасаде под полукружиями закомар имеются декоративные кресты (голгофский и греческий), а в полукружии центрального пролета сохранилась большая ниша-голубец для росписи.

Особенность Успенского собора – наличие в помещении храма ниш для погребения. Где-то в Русском музее в Петербурге хранится фреска светского сюжета, украшавшая фасадную плоскость собора.

Голгофский крест, кстати, более характерный для орнаментов католических храмов, чаще – гробниц и часовен. Очевидно, что в XII веке конфессии были еще близки друг другу. С другой стороны собора – православный греческий крест.

После смерти Петра царицу отправили в Шлиссельбург. Опала Евдокии закончилась с воцарением внука – Петра II. Ее с почётом перевезли в Москву, дали содержание и двор, особым указом восстановили честь и достоинство. Умерла Евдокия в 1731 году, похоронена в Новодевичьем монастыре.

Последнее земное пристанище Евдокии:
С 1992 года суздальский женский монастырь возродился как действующая обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов. Увидеть собор Покрова и высокую шатровую колокольню спешат многие. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Василием III. В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке.

Монастырь расположен на Покровской улице, 43. Интересная архитектурная особенность: надвратная церковь представляет собой миниатюрную копию главного храма обители.
Спасо-Евфимиевский монастырь
Еще один снимок отца-основателя отечественной тревел-фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Спасо-Евфимиевский монастырь. Входные врата. Суздаль. / Башня над Святыми воротами. 1912 год:
Снимок Прокудина-Горского впервые был опубликован в путеводителе по памятникам старины В. Георгиевского «Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский», издание 1913 года. Это черно-белый контрольный отпечаток. Фото входит в альбом «Отдел II. (Река Ока)». Мастер комплектовал свои альбомы по географическому признаку. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 2619). Собственно, на нем изображен главный вход в монастырь – 22-метровая Проездная башня.
Наш для сравнения 1919 года. Ракурсы не совпали. И, если честно, они тут особой роли не играют. Но видите, перед башней у главного входа уже в советское время, в 1955 году установили памятник Дмитрию Пожарскому? Народному герою, чей прах покоится в родовой усыпальнице на территории Спасо-Евфимиевского монастыря. С прахом вышла постыдная история, к счастью, исправленная в наши дни.
Дело в том, что род Пожарских прервался по мужской линии еще в 1682 году со смертью бездетного внука героя Смутного времени Юрия Ивановича. Фамильная усыпальница оказалась заброшена и в 1765-1766 годах снесена «за ветхостью». Только через век, в 1851 году граф А.С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружен мраморный мавзолей по проекту А.М. Горностаева. Но... Мавзолей, как и фамильный склеп, были разобраны в безбожном 1933-м.

Захоронение вновь нашли уже в ХХI веке, археологические исследования 2008 года показали, что гробница князя осталась нетронутой. Над местом погребения Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года благодарные потомки поставили памятный крест. А мраморный мавзолей воссоздали в следующем 2009-м. Так что, справедливость восторжествовала, и память народная жива.

А в сквере у памятника мы наблюдали огромное количество жуков «солдатиков». Действительно огромное! Никогда и нигде больше такого не видели: на каждом пне и под каждым кустом. Может, это какой-то знак?!

А вот тут есть точное попадание ракурса! Западная стена Спасо-Евфимиевского монастыря. Суздаль, 1912 год:
Входит в альбом «Отдел II. (Река Ока)». Черно-белый оттиск снимка на странице альбома прилагаем. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1426). Снимок отреставрирован братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Ильинская церковь
Продолжим путешествие по архивам Прокудина-Горского. Суздаль. Вид на реку Каменку и Ильинскую церковь с колокольни Димитриевской церкви. 1912 год. Вот тут мы с ракурсом совсем не попали. Сергей Михайлович снимал с колокольни, а мы с валов, на 90 градусов левее. Речка Каменка делает крутые повороты.
Фото входит в альбом «Отдел II. (Река Ока)». Прокудин-Горский комплектовал свои альбомы по географическому признаку. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1447). Как и все наследие Мастера. Наследники продали уже после войны. Интересно, что до 1980-х эти кадры вообще не публиковались, а теперь – в свободном доступе. Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Прилагаем и страницу из альбома с черно-белыми оттисками.
Основатель отечественной тревел-фотографии оставил пояснение к своему снимку: «Перед Ильинской – небольшая зимняя церковь, справа за Ильинской – Тихвинская церковь. Справа на дальнем плане Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри. Вид на реку Каменку против течения».
врата Ризположенского монастыря
Когда мы затевали свой большой каталог по следам Прокудина-Горского, сравнение снимков спустя век с небольшим, то отдавали себе отчет, что многие ракурсы не совпадут. Прежде всего потому, что изначально мы не стремились повторять кадры Мастера один в один. К картотеке обратились гораздо позже. И на выборку схожих снимков у нас ушел целый год с перерывами на основную работу и прочие бытовые мелочи. Но оно того стоило, получается весьма любопытно, согласитесь. Например, эти входные врата Преподобенского Ризположенского монастыря в Суздале Сергей Михайлович снимал в 1912 году. А мы в 2018 – 2019.
Входит в альбом «Отдел II. (Река Ока)». Прокудин-Горский комплектовал свои альбомы по географическому признаку. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (ном. по кат. 1242). Как и все наследие Мастера. Наследники продали уже после войны. Интересно, что до 1980-х эти кадры вообще не публиковались, а теперь – в свободном доступе. Реставрация снимка (второй кадр) выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими. Прилагаем и страницу из альбома с черно-белыми оттисками.
Под историческим кадром есть пояснение Мастера: «Святые ворота построены в 1688 году, справа купола трехглавого Ризоположенского собора». Снимок был опубликован в путеводителе по памятникам старины В. Георгиевского «Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский», издание 1913 года, под названием «Входные ворота в Ризоположенский монастырь».