Горицкий монастырь в Переславле-Залесском: взгляд спустя век

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском: взгляд спустя век

У Прокудина-Горского из поездки в Переславль-Залесский осталось всего дюжина снимков. Надо полагать, малая толика того, что действительно было снято. Ведь планы Мастера были грандиозны: запечатлеть в натуральных красках достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Государственный проект, финансируемый из бюджета (!), предусматривал 10 лет работы и 10 000 снимков, их планировалось использовать в просвещении: установить в каждом учебном заведении страны проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению. Изучение архива Прокудина-Горского должно было стать новым официальным школьным предметом – чем-то вроде современного краеведения.
У Прокудина-Горского из поездки в Переславль-Залесский осталось всего дюжина снимков. Надо полагать, малая толика того, что действительно было снято. Ведь планы Мастера были грандиозны: запечатлеть в натуральных красках достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Государственный проект, финансируемый из бюджета (!), предусматривал 10 лет работы и 10 000 снимков, их планировалось использовать в просвещении: установить в каждом учебном заведении страны проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению. Изучение архива Прокудина-Горского должно было стать новым официальным школьным предметом – чем-то вроде современного краеведения.
Все задуманное снять не успели: революция и гражданская война остановили счет примерно на 2300 снимках. Но в учебники Сергею Михайловичу попасть все-таки довелось: в последнем учебнике географии империи под названием «Начальное землеведение» (курс для младших классов) были его иллюстрации.

При эмиграции в августе 2018 года весь архив пришлось оставить в СССР. Прокудин-Горский выехал в служебную командировку по заданию Наркомпроса, кажется, в Норвегию, из которой решил не возвращаться. Потом был Париж, открытие собственного рекламного агентства, воссоединение с семьей (сыновья, кстати, активно продолжили дело). Но в 1931 году по какой-то необъяснимой причине сталинское правительство решило вернуть Прокудину-Горскому его работы. В Париж прибыли ящики с фотопластинками. Теми, что уцелели. Когда именно и при каких обстоятельствах состоялся вывоз фотоархива – до сих пор величайшая загадка.

Успенский собор в Горицком монастыре. Близ Переяславля-Залесского. 1911 год:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)» и хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США. (Наследники продали архив уже после Второй мировой войны). Номер по каталогу 1406. Реставрация: Константин и Владимир Ходаковские в рамках проекта издательства «Белый город».
Сергей Михайлович оставил свое пояснение к снимку: «Успенский собор – произведение архитектуры барокко, строился в 1744-1770 годах. Слева – церковь Всех Святых (конец XVII века)».

Нам лучше всего удался этот собор с колокольни церкви Богоявления в 2017 году:
Горицкий монастырь, ныне государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монастыря тут нет вот уже почти 300 лет, был упразнен в 1744-м, 100 лет тут находится музей, а название за сим местом в народе сохранилось «церковное».

Место душевного умиротворения и отрешения от суеты. Здесь можно любоваться великолепным барочным иконостасом Успенского собора и взойти на колокольню, откуда открывается живописный вид на город с высоты птичьего полета. Монастырь возник в XIV веке еще при Иване Калите, однако памятников того времени на его территории не сохранилось.

Как добраться в Успенский Горицкий монастырь: Переславль-Залесский, Музейный пер., д. 4,
Режим работы: с 9.00 до 17.00 (октябрь-апрель), с 10.00 до 18.00 (май-сентябрь), кроме последнего понедельника месяца.

Наши фото монастыря (каждое можно увеличить и рассмотреть):

Вход в упраздненный Горицкий Монастырь у города.
Близ Переяславля-Залесского. 1911 год

Здесь Мастер уже уточнил название бывшей обители. Кстати, обратите внимание и на написание названия самого города. В начале ХХ века оно было таким.

На Восточных (Проездных) воротах хорошо видна фреска «Успение Богоматери». Снимок был опубликован в путеводителе по памятникам старины В. Георгиевского «Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский», издание 1913 года под названием «Ворота Горицкого монастыря».

Еще раз уточним: это Восточные (Проездные) ворота, Святые остались слева за кадром.

Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)» и хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США. Номер по каталогу 1405. Реставрация: Константин и Владимир Ходаковские в рамках проекта издательства «Белый город».
Наши кадры ворот и прилегающей стены:
В 1969 году фрески над воротами уже не было. Говорят, в 1980-е ее восстановили, но отличную от оригинала. Да и собор на фото выше поменял цвет с белокаменного на терракотовый.
Фото И. Панова, путеводитель 1978 года
Альбом «Русь Белокаменная» («Художник РСФСР», 1969 год)
Прокудина-Горского часто называют изобретателем цветной фотографии. Но это не так. В поиске технологий запечатления цвета были задействованы множество ученых. Первый цветной снимок по методу, которым затем пользовался Прокудин-Горский, был сделан за два года до его рождения, в 1861 году, англичанином Джeймсом Клeрком Максвеллом. До коммерческого использования, технологию цветоделения довел американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс. Он наладил печать популярных цветных открыток с красивыми видами. Немец Адольф Мите использовал преимущество цветного фото по-своему, отправившись с камерой в путешествия в самые отдаленные места планеты – от египетских пустынь до Шпицбергена. Полагаем, что менно Мите и стал учителем и вдохновителем Прокудина-Горского.

Сершей Михайлович разработал свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты одной черно-белой камерой три раза через три фильтра – красный, зеленый и синий. Получались три черно-белые пластины. Для последующего воспроизведения изображения он использовал трехсекционный диапроектор. Три изображения с трех пластин проецировались и совмещалось на экране одновременно, в результате чего зритель получал полноцветное изображение. Аппаратура весила десятки килограммов, для смены кассет приходилось сооружать палатку, но успех цветных проекций Прокудина-Горского на публичных показах в Петербурге оказался колоссальным. Публика валила валом, чтобы посмотреть «живые картины».

И еще момент, который стоит уточнить в наших сравнениях собственных снимков (которые даются так легко теперь любому желающему) и снимков Прокудина-Горского. Мы никогда не ставили себе цели повторить с документальной точностью ракурс основателя отечественной тревел-фотографии. Скорее, наоборот, только по возвращению домой обращаемся к архивным кадрам, что-то берем для иллюстрации собственных рассказов о путешествиях, ведь всегда интересно сравнить сквозь век виды, постройки, костюмы. Что-то просто разглядываем из любопытства... Но когда наши фото повторяют кадры Сергея Михайловича – радуемся как дети. Ведь это означает, что мы подметили одно и то же, выцепили из окружающего пейзажа самую суть.