Прокудина-Горского часто называют изобретателем цветной фотографии. Но это не так. В поиске технологий запечатления цвета были задействованы множество ученых. Первый цветной снимок по методу, которым затем пользовался Прокудин-Горский, был сделан за два года до его рождения, в 1861 году, англичанином Джeймсом Клeрком Максвеллом. До коммерческого использования, технологию цветоделения довел американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс. Он наладил печать популярных цветных открыток с красивыми видами. Немец Адольф Мите использовал преимущество цветного фото по-своему, отправившись с камерой в путешествия в самые отдаленные места планеты – от египетских пустынь до Шпицбергена. Полагаем, что менно Мите и стал учителем и вдохновителем Прокудина-Горского.
Сершей Михайлович разработал свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты одной черно-белой камерой три раза через три фильтра – красный, зеленый и синий. Получались три черно-белые пластины. Для последующего воспроизведения изображения он использовал трехсекционный диапроектор. Три изображения с трех пластин проецировались и совмещалось на экране одновременно, в результате чего зритель получал полноцветное изображение. Аппаратура весила десятки килограммов, для смены кассет приходилось сооружать палатку, но успех цветных проекций Прокудина-Горского на публичных показах в Петербурге оказался колоссальным. Публика валила валом, чтобы посмотреть «живые картины».
И еще момент, который стоит уточнить в наших сравнениях собственных снимков (которые даются так легко теперь любому желающему) и снимков Прокудина-Горского. Мы никогда не ставили себе цели повторить с документальной точностью ракурс основателя отечественной тревел-фотографии. Скорее, наоборот, только по возвращению домой обращаемся к архивным кадрам, что-то берем для иллюстрации собственных рассказов о путешествиях, ведь всегда интересно сравнить сквозь век виды, постройки, костюмы. Что-то просто разглядываем из любопытства... Но когда наши фото повторяют кадры Сергея Михайловича – радуемся как дети. Ведь это означает, что мы подметили одно и то же, выцепили из окружающего пейзажа самую суть.