Исторический багаж Ростова Великого

Исторический багаж Ростова Великого

Как вы уже знаете, мы затеяли создать свой собственный каталог по следам отца-основателя отечественной тревел-фотографии. Пройтись по его картотеке и сравнить со своими снимками. (Хо-хо! С самомнением у нас все хорошо!). Виды и изменения, конечно, а не фотографическое мастерство. Не всегда ракурсы совпадут. Да и не ставили мы перед собой такой задачи. Работу начали на январских каникулах 2023-го, а заканчиваем только в феврале 2024-го.
Как вы уже знаете, мы затеяли создать свой собственный каталог по следам отца-основателя отечественной тревел-фотографии. Пройтись по его картотеке и сравнить со своими снимками. (Хо-хо! С самомнением у нас все хорошо!). Виды и изменения, конечно, а не фотографическое мастерство. Не всегда ракурсы совпадут. Да и не ставили мы перед собой такой задачи. Работу начали на январских каникулах 2023-го, а заканчиваем только в феврале 2024-го.
Начнем с кремля. И хотя наличием кремля в старинном городе никого не удивить, ростовский уникален, потому что по своей сути, это вовсе не оборонительное сооружение, а бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии. Это становится понятно при первом взгляде – хоть он своим обликом и напоминает крепость, а все-таки есть в архитектуре заметные отличия – и широкие въездные ворота, и отсутствие бойниц в нижних частях башен, и необычная форма шатров башен, и украшения, коих не встретишь на мощных стенах в том же Пскове или Новгороде.
Кремль с востока. Ростов Великий. 1911 год:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский напутал со сторонами света, это кремль с запада. У него в записях ошибки находили не единожды, что, впрочем, не умаляет достоинств работы Мастера. Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Черно-белый оттиск прилагаем. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1320. Фото отреставрировано братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Наше фото кремля с запада на закате – на обложке. В Ростов непременно нужно въезжать на закате в хорошую погоду. И непременно подъезжать к самому Кремлю. Золото куполов потому и названо золотом, что разглядеть его во всей красе можно только под белокаменными стенами. И это... это... это невозможно описать словами.

Вид на Кремль с берега озера Неро. Ростов Великий. 1911 год:
Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1267. Фото отреставрировано Юрием Катановым.
Западная стена Ростовского Кремля с надвратной церковью Св. Иоанна Богослова (в центре). В перспективе – вагоны грузовой конно-железной дороги на тупиковой ветке, подходящей прямо к кремлю. Она функционировала в 1902-1921 годах. Только на старинных снимках теперь и увидишь.

Надвратная церковь анфас с нашего снимка:
У Прокудина-Горского есть еще один снимок той же стены. Кремль с северо-запада. Ростов Великий. 1911 год:
Это не цветоделеный тройной негатив, а черно-белый оттиск. Кадр так же входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 2566.
В центре все та же церковь Иоанна Богослова, кстати, построенная в 1683 году. С этой же стороны кремля снято и наше фото:
Уточним: все три фото Прокудина-Горского выше и два наших показывают западную стену. Второе фото Мастера – по направлению от берега озера Неро. Третье (черно-белое) изображение, наоборот, от центра города к берегу. Как и наше. А дальше мы выйдем за пределы мощных стен и покажем окрестные виды. То самое озеро.

Вид на Спасо-Яковлевский монастырь с вышки Ростовского музея в Кремле. Ростов Великий. (Окрестности.) 1911 год:
Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Черно-белый оттиск – в карусельке. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1377. Фото отреставрировано братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Вышкой Прокудин-Горский назвал квадратную беседку с навесом на вершине надвратной башни. Эта башня расположена слева между двумя круглыми на его первом фото (выше). У нас тоже есть этот вид. А как же иначе! В Ростове мимо него не пройти. Монастырь виден прямо под линией горизонта справа.
С «вышки»
С уровня земли
ОЗЕРО НЕРО

Согласно предположениям исследователей, его возраст перевалил за полмиллиона лет, считается, что это один из немногих на Русской равнине пресноводных водоемов, возникших в доледниковый период. Сейчас озеро мелководно, глубина всего 1–2 метра, его низкие топкие берега сплошь поросли камышом и рогозом, а дно покрыто многометровыми вязкими отложениями, и, видимо, не одну сотню лет оно так и «живет», ведь его название переводится как «заболоченное», «илистое». Тем не менее, еще в XIX веке по Неро ходили суда, связывая Ростов с Волгой. Несут сюда свои воды семнадцать рек, только вот они все небольшие, а вытекает отсюда одна-единственная – Векса, бегущая до самой Волги.

Оказывается, здесь живет… сказка! Именно здесь выловил Емеля щуку, исполнявшую все его желания, и именно Неро – родина Ерша Ершовича – героя русской сатирической повести рубежа XVI-XVII столетий.

МОНАСТЫРЬ

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь основан в 1389 году епископом Иаковом. Сведения о его жизни сохранились в описании обители. Иаков под Ростовом, еще в юном возрасте он принял иночество и дослужился до сана епископа Ростовского. Однако его добрый поступок, когда он повелел помиловать раскаявшуюся в супружеской измене женщину, пришелся не по нраву горожанам и князьям, и за это его изгнали из города. Пришел тогда Иаков к озеру, положил на воду мантию, ступил на нее и поплыл прочь. Увидев это, люди поняли свои ошибку и стали просить прощения, Иаков же, простив паству, не вернулся больше в Ростов, а поселился в тихом месте в полутора верстах от города. На берегу озера он выстроил себе хижину, а вскоре собственными руками поставил деревянный храм, освятив его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Так появилась мужская обитель. После смерти основателя, его стали называть Иаковлевским (Яковлевским). Первые его строения были сплошь деревянными и до наших дней не дожили, а в 1686 году был возведен Троицкий собор в камне.

В самом начале XVIII столетия монастырь перешел под опеку митрополита Димитрия Ростовского. Согласно преданию, он указал место своего будущего погребения – в юго-западном углу монастыря. В 1752 году при проведении ремонтных работ мощи Димитрия Ростовского были обретены , он был причислен к лику святых, и в монастырь потянулось множество паломников. Сама императрица Елизавета Петровна велела изготовить для мощей раку из чистого серебра.

Продолжим рассматривать снимки Ростова столетней давности, снятые с треноги Прокудина-Горского.
Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви. 1911 год
Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. 1911 год
Кадры входят в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Черно-белый оттиск – в карусельке. Оригиналы хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1241 и 1313. Фото отреставрированы братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
На колокольню Всесвятской церкви мы, увы, не поднимались, но нашли свои кадры, снятые со стен кремля. Каждый можно увеличить и рассмотреть.
Строительство ростовского кремля было начато в 1670 году по заказу митрополита Ионы Сысоевича, по его задумке, резиденция должна была представлять окруженный стенами прекрасный сад с зеркалом пруда, символизируя собой «небесный град Иерусалим».

В 1683 году работы были завершены, крепость в центре города служила резиденцией для высшего духовенства, но с переносом архиерейской кафедры в Ярославль, митрополичий двор был оставлен без внимания. Богослужения в храмах больше не проводились, а многие здания разобрали под склады различные ведомства. Уникальный архитектурный ансамбль оказался ненужным, архиереи готовы были продать его на слом, и, видимо, это случилось бы рано или поздно, если бы не воспротивившееся тому ростовское купечество – именно богатые торговцы взялись в середине XIX столетия за реставрацию памятника архитектуры, вложив сюда немало средств. В 1880-х годах в кремле открылся Музей церковных древностей, чуть позже будущий император Николай II взял крепость под свое покровительство, а в 1910 году за ней был официально закреплен статус музея.

В 2010 году Фонд имени Святителя Григория Богослова разработал проект, согласно которому музей необходимо было перевести в другое место, а кремль вновь превратить в архиерейскую резиденцию, но это вызывало массовый протест горожан и критику со стороны специалистов по охране объектов искусства, и идея осталась нереализованной.

Церковь Воскресения Христова в Кремле. Ростов Великий. 1911 год:
Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Черно-белый оттиск – в карусельке. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1268. Фото отреставрировано братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Надвратная церковь Воскресения Христова построена в 1670 году. Она находится над воротами в северной стене, справа на снимке виден край Успенского собора.

Вот мы у тех же врат:
Не удивляйтесь, что по кремлю мы гуляли с собаками. Оказывается если нормально просить, с псами пускают во все приличные музеи. Ростовский кремль показатель! Хозяйка Рю и Ми просто подошла к администрации музея-заповедника и объяснила, откуда мы и для чего, нам выписали пропуск на хвостиков, и мы свободно ходили по территории. Если бы нам отказали, мы бы совершенно спокойно это восприняли и знакомиться с музейными достопримечательностями отправились бы по очереди.

Понимаем, что вы ждёте от нас мануалов, как такое возможно. Поясним. Конечно же, о проникновении с псами вовнутрь музейных помещений и речи нет. Никто им не даст паркет в Грановитой палате когтями коцать! Гуляем исключительно под открытым небом на территориях крепостей и замков. С головой дружим, насколько интересна и познавательна старина для Рюрика и Майка, иллюзий не питаем. Про намордник и пакетики, сами знаете, для чего, даже упоминать не будем. Само собой!

Церковь Воскресения и Успенский собор. Вид со стены. Ростов Великий. 1911 год:
Церковь Воскресения на снимке справа, Успенский собор слева. Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1272. Фото отреставрировано братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Первый деревянный храм, выстроенный на этом месте в XII веке, не дожил до наших времен, уничтожен пожаром, следующие три здания, хоть и были белокаменными, тоже настолько сильно страдали от огня, что их приходилось перестраивать. И, наконец, примерно в 1508–1512 годах был возведен кирпичный собор, который мы можем видеть в наши дни. Его архитектура явно сложилась под влиянием Успенского собора Московского кремля – видимо, зодчие бывали в Москве и, впечатлившись, взяли за образец тот храм. Мощные стены делятся на несколько частей лопатками, которые завершаются килевидными закомарами, аспиды оформлены колонками и, благодаря им и вертикальному членению фасадов, кажется, будто весь храм устремлен ввысь. Венчают собор пять мощных глав, предполагается, в те времена они были другой формы, однако, при реставрации их сделали луковичными, чтобы они гармонировали с главами кремлевских церквей.

В конце XVII столетия рядом с Успенским собором выросла звонница, увенчанная четырьмя главами, на которую подняли 15 колоколов. Состоит она из двух плотно примыкающих друг к друг зданий – в открытом четвертом ярусе большего по размеру строения размещаются 14 колоколов, а вот то, что поменьше, было возведено специально для огромного колокола весом в 2000 пудов (32 тонны!). Этот колокол назвали «Сысоем» в честь отца митрополита Ионы, колокол поменьше, в 1000 пудов получил имя «Полиелейного», а третий по величине в 500 пудов – «Лебедь». Звонница полностью сохранилась до наших времен вместе с колоколами. Все они звучат по-разному, так что если звонят в них в определенной последовательности, получаются неповторимые музыкальные композиции. Специалисты выделяют всего два вида звонов – московский и ростовский, ставшие достоянием русской и мировой культуры. Если вы проведете весь день в Ростове, то вам непременно посчастливится услышать чарующие звоны ростовских колоколов. Нам повезло!

Церковь Одигитрии Божией Матери в Кремле. 1911 год:
Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1324. Фото отреставрировано братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Черно-белый оттиск на странице альбома Мастера прилагаем.
Одигитриевская церковь выстроена аж в 1693 году. Церковь всегда привлекает внимание благодаря необычному декору – ее стены, выкрашенные «бриллиантовым рустом», кажутся рельефными, будто гранеными. Очень напоминает своим обликом Царскую башню Московского кремля.
Вход в церковь Иоанна Богослова в Кремле. Ростов Великий. 1911 год:
Кадр входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1215. Фото отреставрировано Сергеем Прохоровым. Черно-белый оттиск на странице альбома Мастера прилагаем.
Сразу у входа в кремль (у врат с церковью Иоанна Богослова) встречаются роскошные Государевы хоромы или, как их еще называли за их красоту, Красные палаты. Кажется, будто здание сошло со сказочных иллюстраций – высокая кровля со слуховыми окнами и дымниками, фигурные наличники, а особенно нарядное крыльцо, увенчанное двумя шатрами с гербами на шпилях, роднят его облик со старинными русскими теремами. На нижнем этаже располагались громадная «хлебная» и жилые палаты, а на верхнем – такая же внушительная по размерам столовая. Действует до сих пор! По крайней мере, в 2017 году была открыта. Строились Красные палаты для приема высоких гостей, в том числе государей, однако, царские особы никогда здесь не бывали, так как вскоре после постройки архиерейская кафедра была перенесена в Ярославль. Высокий церковный сановник принимал высоких гостей там.
Крыльцо навевает самые добрые ассоциации с Гайдаевской комедией «Иван Васильевич меняет профессию». Не удивляйтесь, если Красные палаты покажутся вам знакомыми, ведь именно здесь снимались исторические эпизоды.
Общий вид Княжьих теремов. Ростовский Кремль. 1911 год:
Это не цветоделеный тройной негатив, а черно-белый оттиск. Кадр так же входит в контрольный альбом «Район Волги и ее притоков. Отдел II (продолжение)». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 2568.

На границе между Архиерейским подворьем и Митрополичьим садом стоят Княжьи терема – это жилое здание XVI века, сохранившееся от построек старого дома архиереев. Неизвестно, почему палаты именовали Княжьими, ведь князья никогда здесь не жили – простое здание, расписанное «бриллиантовым рустом» служило жилищем для прислуги. С востока к Княжьим теремам примыкает Ионинская палатка, предполагается, что здесь в свое время принимали заказчиков икон.
Рядом с Белою Палатой находятся «терема княжие», построенные в XVI веке. Они представляют собой несколько темных и мрачных комнат с небольшими окнами и сводчатыми потолками. В здании когда-то жили ростовские князья, потом митрополичий штат, затем духовное училище, а ныне помещаются коллекции Ростовского музея древностей.

Из путеводителя Н.И. Игнатова «Наш Север» 1896 года.

И на закуску еще несколько наших фото Ростова Великого. В митрополичьем саду (Прокудин-Горский его почему-то не снимал, или фотопластины не сохранились в архиве).

МИТРОПОЛИЧИЙ САД

По замыслу он был неотъемлемой частью «райского града». В нем до сих пор растут яблони, груши, вишни, сливы и другие плодовые деревья. Яблоками из Митрополичьего сада, между прочим, можно угоститься. Тут же, на территории сада, стоит церковь Григория Богослова, которая была возведена на месте палат Григорьевского монастыря, упраздненного во время строительства Архиерейского двора. Несмотря на то, что использовался старый фундамент, церковь гармонично вписалась в архитектурный ансамбль. Пожар 1730 года уничтожил все первоначальное убранство храма, так что даже неизвестно, был ли он расписан, как другие церкви, фресками, но спустя десятилетие интерьер оформили лепниной и красочной живописью. В конце XIX столетия внутреннее убранство было обновлено.