Палтога буквально вернулась с того света. Этот деревянный храм с редкой композицией «четверик на четверике» и выразительной «бочкой» в завершении словно призван украшать обложки путеводителей и хрестоматий по истории отечественной архитектуры. Вместо этого его фотография 2008 года обошла не один десяток тревожных публикаций. Сейчас она на информационном стенде, напоминает о пережитом.
Первая реставрация Богоявленской церкви, начатая в 1980-е годы, закончилась катастрофой. В 1986 году работы прекратились вместе с финансированием. 5 февраля 2009 года верх пустовавшего четверть века храма вместе с отреставрированным пятиглавием рухнул. По одной из версий древний четверик не выдержал тяжести подновленных глав. По другой – на оставленных реставраторами лесах скапливался снег, и его таяние по весне привело к гниению сруба.
Реставраторы вновь пришли в Палтогу в 2014-м. Ее стали восстанавливать методом полной переборки. Храм стал музейным объектом и находится в ведении Кирилло-Белозерского музея-заповедника, где, кстати, хранится расписное «небо» из Палтоги. Существовал даже проект переноса палтожского храма в Цыпинский погост близ Кириллова, к отреставрированной Ильинской церкви, но от радикальной меры решили воздержаться, прислушавшись к возражениям жителей Вытегорского района, не желавших расставаться с памятником.
Как сообщается, в ходе реставрации был укреплен исторический фундамент храма, восстановлены и покрыты лемехом главки и бочки. Устроены кровли над трапезной, алтарем, четвериком. Обработка древесины проводилась по традиционной технологии топором и скобелем. Степень сохранения подлинного материала превышает 50 % (нижняя часть – около 70 %, рухнувший верх – около 30 %), что – в контексте истории с обрушением и пятилетним прозябанием храма в руинах – расценивается специалистами как очень качественный результат работы реставраторов. На момент нашей съемки предстоял еще и третий этап – обшить стены храма через год-два после просушки древесины. Так, как это сделано сейчас, например, в
Важинах, Ленинградской области. Да, это отказ от практиковавшегося с 1950-х годов «возвращения первоначального вида», то есть обнажения срубов памятников деревянного зодчества из эстетических соображений. Эстетика эстетикой, но ведь она не продлевает жизнь и без того хрупких деревянных церквушек.
Как сообщали вологодские СМИ, палтожский храм уже должны были подключить к коммунальным сетям. Предстояли также восстановительные работы в интерьере. Сделали или нет, увы, не знаем. Не заглядывали сюда с 2021 года. Все наши фото ниже можно увеличить одним кликом и рассмотреть.