Для чего потребовались все эти манипуляции и новое строительство на уже имевшемся и действующем канале? Все дело в изменчивости погодных условий Ладожского озера.
Изначально, в январе 1724 года, когда руководить строительством канала Петра I (Ладожского) был поставлен граф Миних, никакие шлюзы на краях канала и новое русло не предусматривались. Не было их и в момент торжественного открытия в 1731-м. Но в процессе эксплуатации, в первую же навигацию, стало понятно: канал отличался от первоначально задуманного и имел глубину меньше метра (по проекту - 2,1 м, или 7 футов).
Не смотря на то, что по озерной стороне канала было устроено 14 водоспусков для сброса излишков воды, а по нагорной – 16 резервных для пополнения воды из водохранилищ, которые соединялись между собой еще одним специальным каналом шириной в одну сажень и глубиной в один аршин, с целью равномерного водосброса, по каналу с трудом проходили суда. Чего же не учли авторы проекта?
А не учли они того, что уровень воды в Ладожском озере – величина НЕ постоянная и подверженная изменениям, что не могло не сказываться и на уровне воды в канале. В те годы не было системных наблюдений за уровнем, не было статистики. Это сегодня мы знаем, что средний многолетний уровень воды в Ладоге составляет 484 сантиметра над уровнем моря. Нам известны циклы сильного изменения уровня воды в озере (с периодичностью около 30 лет), когда полноводные периоды сменяются маловодными. Разница уровней может составлять более двух метров! Минимальное значение – 364 сантиметра над уровнем моря было зафиксировано в 1940 году, а максимальное –- в 1924 году (604 сантиметра).
Мы однажды неудачно попали в период полноводья на небольшой полуостров Далекий недалеко от деревни Пятиречье Приозерского района Ленобласти. Задумали осмотреть мол Банный с маяком. Он был создан в начале 1930-х годов, как средство защиты рыбаков на озере во время шторма. Увы, проехать и даже пройти к молу ближе мы не смогли. Ладожское озеро в том году сильно поднялось и существенно затопило бетонку.