ПРИГОВОРЕННАЯ К РЕСТАВРАЦИИ:
история церкви Ильи Пророка в Белозерске

Приговоренная к реставрации: история церкви Ильи Пророка в Белозерске

Единственная деревянная церковь, дошедшая до наших дней в исторических городах Вологодчины, стоит разобранная уже более десяти лет. Белозеры срубили ее в 1690-х годах.
Единственная деревянная церковь, дошедшая до наших дней в исторических городах Вологодчины, стоит разобранная уже более десяти лет. Белозеры срубили ее в 1690-х годах.
Свою историю городок Белозерск в Вологодской области ведет с незапамятных времен. По преданию в 862 году здесь сел на престол легендарный Синеус, брат летописного Рюрика. И если в существовании самого князя историки сомневаются, то поселения времен призвания варягов вокруг Белозерска вполне материальны: найдены и изучаются. С течением времени город приобрел стратегическое значение, став оплотом Московского государства на северо-восточных рубежах. При Иване III в Белозерске поставили мощную крепость, валы которой сохранились до наших дней. Стоят с 1487 года.

Еще спустя два века, между 1690 и 1696 годами, белозеры срубили в городе деревянную церковь Ильи Пророка. Более трех веков храм был одной из главных достопримечательностей города. Пока не грянула реставрация. Вот уже более десяти лет, как его разобрали по бревнышку, преследуя самые благие цели, но собрать забыли. Так и прозябает уникальный памятник – свидетельство того, что русская архитектура начиналась именно с деревянного зодчества – в разобранном состоянии.

Отметим, что церковь Ильи Пророка в Белозерске на сегодняшний день – единственная деревянная церковь, дошедшая до наших дней в исторических городах Вологодчины. Увы, мы впервые увидели ее в 2014 году уже в таком виде:
Но на сайте Белозерского краеведческого музея сохранилось фото:

Деревянная церковь Ильи Пророка поднималась тремя ярусами от кубовидной базы (четверика) до большого купола. Еще не так давно она была хорошо видна с валов. В ее композиции применены совершенно обычные и самые распространенные решения: четверики, восьмерик, барабан и луковичная глава. Но, как отметил краевед Константин Козлов в своем путеводителе «Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей», удивительно гармоничное соотношение размеров и пропорций традиционных элементов придает храму незаурядность.
Хроники утраты
  • В 1970-е годы церковь отреставрировали по проекту Б.В. Гнедовского, но через 30 лет она снова пришла в аварийное состояние. Процессу гниения способствовало поднятие грунтовых вод, вызванное в свою очередь поднятием уровня Белого озера при строительстве Волго-Балта. К тому же, в процессе той реставрации забетонировали воды святого источника, находившегося раньше в алтаре храма. Так что церковь оказалась на сыром, заболоченном участке.
  • В августе 2010 года она была полностью разобрана. Реставрационные работы начались в 2011-м по федеральной программе «Культура России». Планировалось восстановить памятник к 1150-летнему юбилею города в 2012 году, но что-то пошло не так. по условиям торгов, реставраторы, едва приступив к работе, должны были ее уже сдавать: срок по договору – 4,5 месяца. Разумеется, он был расторгнут, объявлен новый конкурс, который выиграла вологодская фирма «Наследие». Это ее информационный щит мы застали на заборе у разобранной церкви в 2014 году.
  • Получившие подряд реставраторы начали выполнять работы из другого материала (изначально церковь была срублена из сосны, подрядчик стал заменять сгнившие бревна на бревна из ели). После вмешательства научно-методического совета при Минкульте, работы были остановлены, а торги признаны недействительными. В результате разразившегося скандала в 2013 году реставрация сменилась долгими судебными разбирательствами.
  • Новая проектная документация для восстановления храма должна была быть готова к 2019 году, но снова что-то пошло не так. Позиция Минкульта (А речь идет о памятнике федерального значения!) однозначна: исходную документацию нужно корректировать, и этим должны заняться областные специалисты. А уже потом под откорректированные документы можно будет говорить о выделении федерального финансирования.
Очевидно, что церковь Ильи Пророка в Белозерске нуждается в срочном возобновлении реставрационных работ. Специалисты говорят, что, если их не начать немедленно, храм может быть утрачен навсегда.

Всероссийскую известность, если можно так выразится, храм приобрел в начале XX века, когда знаменитый фотограф и путешественник Сергей Михайлович Прокудин-Горский, совершая поездку по Русскому Северу, запечатлел ее с близкого ракурса.

Старинная деревянная церковь Ильи Пророка. Белозерск. Прокудин-Горский, 1909 год:
Кадр входит в альбом «Мариинский водный путь». К сожалению, он не цветной, это всего лишь черно-белый контрольный оттиск. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1965).
Внутреннее убранство
Внутри храма бревна были ровно стесаны – так, чтобы создать поверхность для росписи. Восточную стену четверика занимал пятиярусный иконостас – пять рядов икон. В верхней части главного куба храма было устроено каркасное перекрытие в виде пирамиды, с квадратным изображением Христа на «небе». Своеобразные «небеса». Но специалисты отмечают: роспись поздняя. Из внутреннего убранства сохранилось очень многое: практически полностью иконостас – 128 икон, написанных белозерскими мастерами. В настоящее время они находятся в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Некоторые из них запечатлел Прокудин-Горский.
Две иконы в церкви Ильи Пророка. Белозерск. 1909 год Этот кадр входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1070). Снимок отреставрирован Юрием Катановым.
Сюжеты на иконах: «Страсти Христовы». Икона в церкви Ильи Пророка. Белозерск. 1909 год Кадр также входит в альбом «Мариинский водный путь». Оригинал также хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1071). Снимок отреставрирован Сергеем Прохоровым.
Сюжет на иконе: «Поклонение волхвов». Икона Преподобного Иоанна Печерского, Многострадального в церкви Ильи Пророка. Белозерск. 1909 год И снова – альбом «Мариинский водный путь». Прокудин-Горский формировал свой архив по географическому признаку. Оригинал также хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1072). Снимок отреставрирован Сергеем Прохоровым.
Если честно, эта икона заставила нас задуматься. Довольно странный сюжет: святой с открытой книгой и черепом. На первый взгляд кажется, что на ней изображен кто-то из евангелистов, может, Иоанн Богослов. Но нет, это изображение Преподобного Иоанна Печерского, инока Киево-Печерского монастыря, явившего пример борьбы с плотью и победу вожделениями. Почти тридцать лет он пробыл в затворе, изнуряя тело постом, бдениями и тяжкими веригами. В ночь Святой Пасхи избавился от мучившей его страсти и получил от Бога дар помогать другим в искушении. Почил о Господе не ранее 1160 года.

Внутреннее убранство храма по фотографии из Белозерского музея:
Про иконы Ильинского храма известнейший художник-реставратор Александр Рыбаков пишет в своей книге «Вологодская икона»:

«Живопись всего ансамбля иконостаса датируется также девяностыми годами XVII века. Иконостас Ильинской церкви относится к числу обычных для XVII столетия пятиярусных сооружений. Авторская живопись икон находилась под частичными записями и слоем сильно потемневшей олифы. При поступлении на реставрацию иконы Ильинской церкви не имели научной атрибуции. Уточнить время и место их исполнения удалось в процессе реставрационных работ: при удалении позднейших наслоений в нижней части средника иконы из местного ряда Св. Иоанн Предтеча в пустыне, в житии обнаружилась авторская подпись «7199 го писал сей образ иконограф Михаил с братом Димитрием». По случайности одновременно в Вологодской реставрационной мастерской реставрировалась икона Сретение иконы Владимирской Богоматери, с чудесами из собрания Устюженского музея, при раскрытии на которой также выявилась авторская подпись, сообщающая, что она написана в 1690 году Белозерскими иконографами Михаилом и Димитрием. Поскольку раскрытые иконы и из других чинов иконостаса оказались стилистически единым комплексом, стало очевидно, что все они принадлежат кисти Михаила и Димитрия Белозерцев».

Надо отметить, что по нормам русского делопроизводства XVII века мастера назывались лишь по имени. Иногда добавлялось принадлежность к месту проживания. А поскольку отчество и родовое прозвище братьев-иконописцев Михаила и Димитрия неизвестны, они стали именоваться Белозерцами по их же самоопределению. Рыбаков указывает, что Михаил и Димитрий были знакомы с работами мастеров, работавших во второй половине XVII века в Ярославле, в частности, Федора Зубова. Именно в произведениях Зубова «пустыня», в которой совершаются деяния Иоанна Предтечи, впервые приобретает вид лесистой всхолмленной местности, напоминающей родные мастеру северные леса. Что и повторили братья.
сОСЕДНЯЯ Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы
Рядом за забором притаилась еще одна церквушка, каменная. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Белозерск. Прокудин-Горский, 1909 год

Полное название: церковь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосии Киево-Печерских. Слева как раз – та самая деревянная церковь Ильи Пророка 1690-1696 годов постройки.
Этот кадр входит в альбом «Мариинский водный путь». Черно-белый оттиск на странице альбома прилагаем. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1064). Отреставрирован братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Когда мы были в Белозерске в 2014 году, ближайшая к Ильинской церковь Покрова Пресвятой Богородицы тоже стояла в руинах.
Покровская церковь, построенная в 1740 году, находится рядом с Ильинской деревянной на нынешней улице Шукшина. Координаты: 60.031422, 37.772381 Похожий ракурс, снятый Прокудиным-Горским, к сожалению, при всем желании сделать не получится, место занято частными домиками.

Южный придел храма освящен в честь основоположников русского монашества – Антония и Феодосия Киево-Печерских. Источники называют разные даты строительства Покровской церкви. По одним данным, это 1740 год, по другим – 1752-й. Храм теплый, службы в нем проходили в зимнее время. Ильинская и Покровская церкви находились на окраине города. Приход был небольшим. Жили здесь в основном люди, связанные с судоходством.

Покровская церковь кирпичная: восьмерик на четверике с полукруглой апсидой, перекрытой характерным для Белозерья полукуполом, с небольшой трапезной. К храму примыкает четырехъярусная колокольня. Храм был закрыт в 1930-х, свод купола разобран, а колокольня разрушена. Долгое время в здании находился валяльный цех. Но в 1994-м его передали музею. Так и стоит «в сложном техническом состоянии».

В конце XVII века здесь была окраина Белозерска, городок и сейчас-то небольшой, менее 10 000 жителей (восемь с гаком, если быть точными). У нас в Буграх (поселок в ближайшем пригороде Петербурга) и того больше. Где-то здесь начинался ведший в Новгородские земли тракт. По нему можно было добраться к устью реки Шолы к месту первого Белозерска, далее к Онежскому озеру, Пудожу, Повенцу, на Водлозеро и далее…

Ныне эта дорога представляет собой грейдер, ведущий к деревням Маэкса и Куность, а также к лесозаготовительному предприятию в поселке Нижняя Мондома. Если бы не лесозаготовки, то эта дорога, наверное, давно бы заросла.
сТРАННОСТИ
Итак, в XVII веке у западной заставы города стояли два храма. Никаких письменных источников, сообщающих о сооружении Ильинской церкви, пока не найдено. Но, по сведениям из музея, еще в XIX веке в самом храме находилась благословенная грамота на его постройку.

В позднем документе, озаглавленном «Историко-статистическое описание церквей... Покрова Божией Матери и ... Святаго Славнаго пророка Божия Илии, находящихся в Городе Белозерске» и составленным священником Покровской церкви Андреем Светловым, говорится:

«Построена оная (Ильинская) церковь в 1696 году при государе Петре I Алексеевиче, с благословения преосвященного Гавриила Архиепископа Вологодского и Белозерского, на месте пребывшей (прежде бывшей) во имя Покрова Божией Матери, от многолетия обветшавшей, построена иждивением прихожан...» (НГОМЗ, ф. 14, оп. 1, д. 35 (КП 25986/10548). Описание церквей Покровской и Ильинской в городе Белозерске [сер. 1850-х - начало 1860-х годов]. Л. 4.

По этой грамоте получается, что Ильинский храм был построен именно в 1696 году. Но специалисты предпочитают обозначать: между 1690 и 1696 годами. Но нам, в сущности, эти шесть лет погоды не делают. Достаточно того, что сруб простоял на своем историческом месте более трех веков и обязательно должен быть восстановлен.

Храм, по словам музейных работников, был всегда холодным храмом и службы в нем проводились только в летнее время. Зимой службы шли в Покровском храме. Бревенчатые стены церкви никогда не были проконопачены, якобы для лучшей вентиляции деревянных конструкций – чтоб меньше гнили.

К XX веку храм претерпел изменения: его обшили тесом и расширяли оконные проемы, главку и кровлю накрыли листовым металлом. Под сруб был подведен кирпичный цоколь. В интерьере трапезной не стало расписных двустворчатых дверей. Реставрация 1970-х вернула ему первоначальный облик. Но с восстановлением главы приключилась целая история. Ее не сумели сделать правильно. Получилась главка странной, «сползшей» набок. Об этом тоже пишет краевед Константин Козлов в своем путеводителе по городу.

Но и это еще не все злоключения, выпавшие на долю Ильинской церкви. Вы, конечно, знаете, как по православному храму определить стороны света: алтарь, как правило, обращен на Восток. Очень редко он ориентирован на Юг, в сторону Святой земли. И уж совсем редко, в исключительных случаях, когда городская застройка обязывает и иное выглядит несуразно, его обращают на Север. В основном алтарь всегда указывает на Восток.

А крест? Расположение креста, оказывается, не терпит исключений. В традиционном восьмиконечном православном кресте нижняя косая перекладина всегда (без вариантов) верхним, поднятым концом указывает на Север. Это здорово помогало древним путешественникам, когда из всех ориентиров только маковки церквей торчали над лесами. Но советские реставраторы проигнорировали композицию и символику православного храма и повернули крест Ильинской церкви в прямо противоположную сторону. Словно знамение в конце 1990-х годов «неправильный» крест сломало сильным ветром.

Расстроившись, что так и не увидели Ильинскую церковь «живьем», мы решили найти похожие. Вычитали, что среди известных памятников русского деревянного зодчества аналогией Ильинскому храму может считаться только церковь Покрова Богоматери 1729 года (1717 ?) в селе Турны Бологовского района Тверской области. Через Тверскую мы катаемся часто, почему бы и не заехать! Полезли в интернет и нашли такое фото (missioner-tver.ru). Памятник обрушился в 1967 году.