Снимок из Рязани

Снимок из Рязани

Продолжаем пополнять рубрику «По следам Прокудина-Горского» и на сей раз перемещаемся в Рязань. Нас заинтересовал снимок Мастера «Рязань. Успенский собор с востока. 1912 год». У Сергея Михайловича здесь географическая ошибка, неверно указано направление съемки, на самом деле собор снят с юго-востока. Но не думаем, что она существенна для любителей древнерусского зодчества. Справедливости ради отметили и забыли.
Продолжаем пополнять рубрику «По следам Прокудина-Горского» и на сей раз перемещаемся в Рязань. Нас заинтересовал снимок Мастера «Рязань. Успенский собор с востока. 1912 год». У Сергея Михайловича здесь географическая ошибка, неверно указано направление съемки, на самом деле собор снят с юго-востока. Но не думаем, что она существенна для любителей древнерусского зодчества. Справедливости ради отметили и забыли.
Снимок входит в контрольный альбом «Отдел II. Река Ока». Хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 0939. Реставрацию архивного фото выполнил Сергей Прохоров.
Успенский собор, один из самых величественных соборов России, был возведен в 1693–1699 годах зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Стилизованное изображение собора стало одним из символов Рязани. Следует отметить, что ранее, в 1522 году, в древний Успенский собор кремля была перенесена архиерейская кафедра, и во многом благодаря этому на территории бывшей княжеской резиденции возник один из самых значительных духовных центров Руси, которому в 2022 году исполнится 500 лет. Как раз в 2022 году мы были в Рязани проездом.
На сайте рязанского музея рассказана интересная история, связанная со строительством собора. К работам приступили 23 апреля 1684 года. Однако, когда вчерне соборная церковь была закончена, произошла трагедия: в ночь на 18 апреля 1692 года храм обрушился. Одной из причин называли то обстоятельство, что «полуденный притвор» был частично заложен «на леднике Спасова монастыря», а южная стена стояла на месте засыпанного к XV столетию озера Быстрого. Падая, собор уничтожил надвратную церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского Спасского монастыря. Из кирпича рухнувшего собора в городе возвели несколько храмов, в том числе Ильинский в Остроге, вблизи Глебовского моста.

А 18 мая 1693 года заложили основание новой соборной летней Успенской церкви. Торги на подряд выиграл крепостной московского боярина Татищева Яков Бухвостов. На Рязанской земле, кроме Успенского собора, по его проектам возводились храмы: Борисо-Глебский, Воскресения Звонного в Переяславле Рязанском, Никольский в селе Желчино, в поместьях Кирилла Нарышкина, деда Петра I, и другие. Архитектор принял за образец Успенский собор, возведенный в XV веке Аристотелем Фиораванти в Московском кремле. Вместе с тем он задался целью воздвигнуть такой храм, подобного которому на Руси еще не было. Впоследствии по образцу нового Успенского собора Рязанского кремля построили храм в Астрахани.

Высота храма – 72 метра. Это, так называемое, нарышкинское барокко.

Искусствовед Е.В. Михайловский отмечал, что Успенский собор «длиннее всех храмов, известных в России до него, по ширине уступает только Софийским соборам в Киеве и Новгороде, выше московского Успенского собора, построенного Аристотелем Фиораванти, почти на тридцать метров». Виден он был со всех концов города.

Иконостас для нового собора был заказан у мастеров Московской Оружейной палаты. Представьте: в девяти ярусах иконостаса Успенского собора было 164 иконы. Восемь из них – на сюжеты библейских притч – помещались под местным рядом, в нижних тумбах. Увы, они не сохранились, как и южная дверь с изображением первосвященника Аарона и еще пять икон.