Осташков 1910 и 2019.
Знаменский женский монастырь и
Вальский столп с разницей в сто лет

Осташков 1910 и 2019. Знаменский женский монастырь и
Вальский столп с разницей в сто лет

При перепланировке уездных городов в XVIII веке именно новая планировка Осташкова была взята за образцовую для прочих уездных городов Российской империи. В XIX веке Осташков считался передовым городом, там появились одни из первых в России больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощенные булыжником улицы, добровольная общественная пожарная команда. Сейчас же столица селигерского края — маленький и, увы, бедный городок Осташков.
Невероятная и очаровательная глушь. Но у нас есть возможность заглянуть в прошлое, благодаря снимкам Прокудина-Горского.
При перепланировке уездных городов в XVIII веке именно новая планировка Осташкова была взята за образцовую для прочих уездных городов Российской империи. В XIX веке Осташков считался передовым городом, там появились одни из первых в России больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощенные булыжником улицы, добровольная общественная пожарная команда. Сейчас же столица селигерского края — маленький и, увы, бедный городок Осташков. Невероятная и очаровательная глушь. Но у нас есть возможность заглянуть в прошлое, благодаря снимкам Прокудина-Горского.
Карточка Прокудина-Горского. Старинная часовня на улице города Осташкова / Вальский столп в г. Осташкове. Снята Сергеем Михайловичем в мае 1910 года:
Фото входит в контрольный альбом «Район Волги». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1107). Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Прилагаем и страницу из альбома с черно-белыми оттисками.
Основатель отечественной тревел-фотографии добавил к своему снимку комментарий: «Каменный столп с иконами построен в 1785 (1789) году в память находившихся на этом месте до 1711 года главных городских ворот с иконой Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленская».

Очевидно, снято на углу улицы Каменной и 11-го переулка (сейчас это улица Володарского и переулок Адрианова). Кстати, на правом крае снимка с блокнотом можно заметить фигуру Николая Максимовича Селиванова. По информации с форума, посвященного наследию Мастера, он был помощником Прокудина-Горского, годы жизни Селиванова – 1892-1957.

Наши кадры, уж, простите, какие есть:
Вальский столп, поставленный в XVIII веке в память о срытых веком ранее городских валах – одна из «визитных карточек» Осташкова. Сейчас он стоит у административного здания местного краеведческого музея. На нашем снимке за ним – это музей. Валами пришлось пожертвовать ради регулярной застройки нового тогда для России центра города, и памятника они, конечно же, заслужили.

Застройка Осташкова была чрезвычайно важна для всей России. Можно сказать, что еще доступная путешественникам старинная уездная Россия начиналась именно здесь! Обратите внимание на здание музея — дом с мезонином: в Осташкове это любимая архитектурная черта. К сожалению, фото с этого пяточка у нас получились неколоритными, фотографу не развернуться на крошечном перекрестке с машинами и деревьями.

А основная экспозиция музея находится чуть поодаль, ближе к озеру, там где над городом высится архитектурный ансамбль из желтой Воскресенской церкви (1677-1686) и красного Троицкого собора (1694) с колокольнями. На колокольню можно подняться.
Первые впечатления от Осташкова
Осташков с высоты
Каменный столп с иконами под барокко (иначе называемый Вальским столпом, потому что стоит на бывшем городском валу) построен в 1785 году, с разрешения Тверского Архиепископа Иоасафа, близ того места, где стояли главные ворота города, над которыми находилась икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленская.

Построен взамен стоявшей на этом месте с 1742 года, но обветшавшей, деревянной часовни, которая в свою очередь стояла на месте строившейся в 1715-1716 годах часовни, перенесенной на Житный остров и перестроенной в церковь.
«История постройки часовни в городе Осташкове на месте главных городских ворот. Городские стены после пожара, случившегося в 1711 году не восстанавливались, и жители Осташкова первоначально испросили себе разрешение построить для этой иконы на главной улице, близ того места, где стояла икона до пожара, деревянную часовню из бруса. Это было разрешено им указом от 25 октября 1715 года. Потом в 1716 году, когда еще строилась часовня, они придумали вместо часовни построить для иконы церковь. Место под церковь самое удобное открывалось им на Житном острове. Указной памятью от 19 марта 1716 года, присланной от Селижаровского Игумена Иоакима, строительство согласно прошению жителей разрешалось, «строившуюся в Осташкове, на главной улице, в честь иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии, часовню перенести на Житный остров, поставить ее там на старом церковном месте, прирубить к ней с восточной стороны алтарь, с западной трапезу и сделать верх, как и у прочих церквей, и по построении внести в нее и помянутую икону. В 1737-1742 годах взамен деревянной на острове была построена каменная одноглавая церковь, которая с 1776 года стала иметь пять глав».

По «Описанию Осташковского мужского Житенного монастыря», издания 1866 года.

Нашлась и ошибка в описаниях к снимку Прокудина-Горского. Название монастыря «Житенный», а не как записано фотографом в альбоме, Житный – это название острова. Кстати, специалисты при увеличении нашли на этом фото Мастера кучу деталей, позволяющих определять высоту Солнца.

Есть и еще одна фотография Прокудина-Горского с тем же названием: Старинная часовня на улице города Осташкова / Вальский столп в г. Осташкове. Так же снята Сергеем Михайловичем в мае 1910 года. Это уже другой Вальский столп, их всего было четыре.
Фото входит в тот же контрольный альбом «Район Волги». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1106). Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».
Пояснение к этому снику: часовня (один из четырех Вальских столпов) не сохранилась. Местонахождение: угол улицы Орловского и переулка Любы Богомоловой (ранее Театральная улица и 14-й переулок). В перспективе – озеро Селигер.

Снимки из серии «Было - стало». Это тоже Осташков, Тверская область. Прокудин-Горский снял Знаменский женский монастырь более века назад, в мае 1910-го.
Фото входит в тот же контрольный альбом «Район Волги». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 1186). Реставрация снимка выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Альбомный лист с черно-белыми оттисками прилагаем.

Наше фото 2019 года, осеннее путешествие по уездным городам в Тверскую. Если кадрировать снимок под формат Прокудина-Горского – ракурс почти один в один совпадает:
Честно сказать, мы никогда не ставили себе такой цели – повторить с документальной точностью. Скорее, наоборот, только по возвращению домой обращаемся к архивным кадрам, что-то берем для иллюстрации собственных рассказов о путешествиях, ведь всегда интересно сравнить сквозь век виды, постройки, костюмы. Что-то просто разглядываем из любопытства... Но когда наши фото повторяют кадры Сергея Михайловича, радуемся как дети. Ведь это означает, что мы подметили одно и то же, выцепили из окружающего пейзажа самую суть. Если бы стремились повторить специально, Тата с камерой встала бы на несколько шагов левее – щелк, и не надо думать, просто обезьянничай за Мастером.

На заднем плане хорошо виден Вознесенский (Знаменский) собор (У Прокудина-Горского в пометках сказано буквально: построен вновь в 1890 году), купол надвратной церкви Тихвинской Божией матери (1793 год постройки) и монастырская колокольня. А на ближнем плане – ограда монастыря с юго-западной угловой башней. Оказывается, она была еще и часовней и построена в 1760 году. Теперь это кофейня. А еще обратите внимание на маленькое деревцо на персом снимке у Сергея Михайловича! На нашем оно подросло.