Спустя сто лет. Храмы Торжка на снимках Прокудина-Горского и наших

Спустя сто лет. Храмы Торжка на снимках Прокудина-Горского и наших

Торжок – город, остановивший Батыя, закрывший собой Великий Новгород. Торжок с уникальными застройками XVII-XIX веков – самый что ни на есть уездный. Торжок – единственный в России, где вышивается вручную вся российская символика (гербы, флаги, погоны для генералитета) для наших главных госучреждений, православного духовенства и т.д. Об этом всем мы уже писали и, наверное, напишем еще не раз. Но сегодня решили сузить тему и рассмотреть только храмы. Только те, которые нашли на снимках Сергея Михайловича Прокудина-Горского и одновременно своих.
Торжок – город, остановивший Батыя, закрывший собой Великий Новгород. Торжок с уникальными застройками XVII-XIX веков – самый что ни на есть уездный. Торжок – единственный в России, где вышивается вручную вся российская символика (гербы, флаги, погоны для генералитета) для наших главных госучреждений, православного духовенства и т.д. Об этом всем мы уже писали и, наверное, напишем еще не раз. Но сегодня решили сузить тему и рассмотреть только храмы. Только те, которые нашли на снимках Сергея Михайловича Прокудина-Горского и одновременно своих.
Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь (с Севера). 1910 год:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Контрольный черно-белый отпечаток в альбоме прилагаем. Подпись в контрольном альбоме: «Борисоглебский монастырь с юга» – очевидная ошибка автора. Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1180. Реставрацию выполнил Сергей Прохоров.
Даже в дождливый день величаво красуется Новоторжский Борисоглебский монастырь. Настоящий архитектурный шедевр этих мест. Да что там! Речь о всероссийском и мировом наследии!

Торжок с высоты птичьего полета. Две прямые трансляции со Свечной башни Новоторжского Борисоглебского монастыря:
Разумеется, на территорию монастыря Тата пошла одна. Заплатила монахиням за посещение и съемку, с удовольствием поднялась на башни и прясла, переговаривалась с мужем и собакеными, прогуливавшимися в это же время под стенами обители с внешней стороны, просила позировать. А когда спускалась, одна из монахинь поднесла ей угощение – пирожки с творогом и с яблоками с пылу с жару. Невероятно приятно, а от запаха слюнки сами непроизвольно потекли.

– Только почему четыре, куда нам с мужем так много?!
Монахиня заулыбалась:
– Вас четверо! Мы рыжего со складчатым тоже посчитали.

Борисоглебский мужской монастырь фактически ровесник Киево-Печерской Лавры (старейшей обители Киевской Руси). Если верить ученым, то основан он был в 1038 году. Основал его преподобный Ефрем, в прошлом боярин, служивший конюхом у князя Владимира. Того самого.

После того, как Ефрему пришла весть, о смерти родного брата и двух князей Бориса и Глеба (сыновей Владимира Святославовича), он бросил чин, дом и отправился странствовать. В 1015 году пришел на эти землю и близ города на холме построил обитель.

В свое время монастырь был очень богатым, у него даже было право взимать пошлину с проезжающих. В центре выстроен массивный собор Бориса и Глеба. Первая Борисоглебская церковь была деревянной, однако, уже во второй половине XII века на этом месте стояла каменная, выполненная из домонгольского плинфа. Простояв на этом месте до начала XVIII века, была снесена, и в 1785 состоялась торжественная закладка нового Борисоглебского собора. Говорят, что первый кирпич был заложен самой императрицей Екатериной II. По такому великому поводу для ее величества были изготовлены посеребренные лопаточка и молоточек. Может, это и очередная городская легенда, на которые мы падки (красиво же!). А факт, что собор строился 11 лет по проекту уроженца Новоторжской земли Николая Александровича Львова.

Прокудин-Горский. Борисоглебский мужской монастырь. Торжок. Лето 1910 года:
Этот кадр уже с «изюминкой». Он также входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1173. Реставрацию также выполнил Сергей Прохоров.
Чем же он так интересен? Более века назад основатель отечественной тревэл-фотографии приписал: «На заднем плане видны два храма, не относящиеся к монастырю и расположенные довольно далеко от него: слева – деревянная церковь Тихвинской Божией Матери, в просвет между угловой башней и Борисоглебским собором – Воскресенская церковь».

Вот этим! Смотрите по карте: Прокудин-Горский снимал сверху вниз, от валов в сторону Грузинской улицы.
И только прочитав его приписку, уже дома, через два года после поездки в Торжок, мы тоже разглядели на своем фото Тихвинскую церковь. Она ловко спряталась за разросшимися деревьями. Об этой церкви непременно нужно рассказать подробнее. Она построена без единого гвоздя! Но сначала снимок Прокудина-Горского.

Старинная церковь Тихвинской Божьей Матери на правом берегу Тверцы. Лето 1910 года:
Впервые Старо-Вознесенская (другое ее название) церковь была упомянута в Писцовой книге Торжка в далеком 1625 году. Но в 1653 году первый храм обветшал и на его месте был возведен новый, который и является основой того здания, которое мы видели в Торжке в году 2019-м.

Как многое в городке, со временем эта церковь многократно перестраивалась. Первую перестройку относят к началу XVIII века. А в 1782 году под здание был подведен фундамент из старицкого белого камня. В 1806 году у церкви появилась паперть, а в 1828 году изменилась глава.

В 1854 году недалеко от деревянной церкви была построена каменная Вознесенская. Людям всегда интересно что-то новое, и вот молящиеся устремились туда. А деревянную хотели снести, и дерево продать другому приходу. Но тверского архиепископа возмутило такое предложение, и он запретил сносить «такую замечательную и по древности, и по архитектуре церковь». Поэтому долгое время деревянный храм просто пустовал.

Прокудин-Горский оставил к своему снимку такое пояснение:

«Церковь освящена в 1653 году как Вознесенская, в 1883 году в связи с постройкой новой каменной Вознесенской церкви переосвящена в честь Тихвинской иконы Божьей Матери».

Еще одна цитата.

«Старо-Вознесенская Тихвинская церковь оригинальной архитектуры – она имеет вид столпообразный, в вышину 16 сажень (около 34 м). Когда и кем она была построена – неизвестно, но из писцовых книг видно, что в Торжке в начале XVII века существовала Вознесенская церковь. Вероятно, она в литовское разорение испытала общую печальную участь и подверглась разрушению; впоследствии была возобновлена, а может быть построена новая; в 1653 году 6 марта церковь была освящена. К середине XIX века она пришла в ветхость и рядом была построена новая каменная Вознесенская церковь. Старая деревянная церковь была сохранена и отремонтирована. 5 октября 1883 г. произошло ее освящение в честь Тихвинской Божией Матери, ради местночтимой в Вознесенском приходе иконы. Возобновленная церковь была наименована Старо-Вознесенской Тихвинской, дабы сохранить в народе память о непрерывно несколько веков существующей в Торжке деревянной Вознесенской церкви. Старо-Вознесенская, ныне Тихвинская, церковь замечательна и внутренними своими украшениями; это, если можно так выразиться, церковно-археологический музей». (с) «Монастыри и приходские церкви города Торжка и их достопримечательности», Тверь, 1903 год
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Торжке. Прокудин-Горский, 1910.Реставрация снимка: Елена Филиппова.
Наша съемка с того же ракурса. 2019.
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1175.
Контрольный альбом с черно-белыми оттисками.
Год постройки: 1653
Архитектор: не известен.
Адрес: Россия, Тверская область, город Торжок, ул. Грузинская, 29.

Каменные Вознесенская церковь на Грузинской улице и Ново-Вознесенская церковь сейчас, за Ново-Вознесенской — старой кладбище.
Все фото ниже можно увеличить и рассмотреть.
В 1883-м деревянный храм вновь открыли и освятили в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Высота церкви — 34 метра. Срублена из прочного соснового леса. Удивительная особенность постройки — она построена без перекрытий. Простое по форме здание кажется изящным и высоким.

Кстати, церковь действующая. Богослужения в ней проходят летом. В остальное время, увы, закрыта. Так что своими глазами роспись, которая за 200 лет не потеряла своей яркости, увидеть не довелось.
Наша съемка 2019.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Торжке. Изображение 1665-го года.
Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Торжок. Лето 1910 года:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1174. Реставрацию выполнили браться Константин и Владимир Ходаковские в рамках проекта издательства «Белый Город».
В центре – надвратная церковь-колокольня Спаса Нерукотворного Образа, слева – угловая башня ограды монастыря, справа – Введенская церковь монастыря. самая древняя из сохранившихся постройка монастыря. Церковь Введения Пресвятой Богородицы построена то ли в 1620 году, то ли в 1673-м. Более ранняя деревянная церковь в 1609 году была сожжена поляками в Смуту вместе с настоятелем и монахами.
Красно-кирпичная Свечная башня (слева) была построена в 1809 году. Существует мнение, что столь выразительную башню построили исключительно в декоративных целях, чтобы сделать обращенный к дороге «Москва-Петербург» фасад более эффектным и привлекательным.

Ранее в Свечной башне располагалась монастырская библиотека и архив, сейчас смотровая площадка. Существует и еще одна интересная легенда, гласящая, что жители левого берега выходили с утра из дома и смотрели на Свечную башню. Если священнослужитель стоял на ней в светлой одежде, то погода будет теплой и солнечной, а если в темной – холодной и дождливой. Долгое время новоторы верили в чудо и не знали, что на территории монастыря находился барометр.

А надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа выполнена по проекту все того же Львова, но построена была уже после смерти архитектора в 1804 – 1811 годах. Ее высота со шпилем составляет 53 метра. В день нашего приезда на церкви собирались устанавливать крест.
Прокудин-Горский. Борисоглебский мужской монастырь. Торжок. Лето 1910 года:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1168. Реставрацию выполнил Сергей Прохоров.
Аналога этой фотографии у нас, к сожалению, нет. Мы были в Торжке осенью, слякоть не позволила найти тот же ракурс. Но не показать его вам было бы преступлением. Настолько впечатляет вид, зафиксированный Мастером.

Слева направо: Входо-Иерусалимская церковь, Борисоглебский собор, перед ним – угловая башня, правее – надвратная церковь-колокольня Спаса Нерукотворного Образа. На ближнем плане – река Тверца, вид по течению.

Зато у нас есть другие фото монастыря, в том числе, последнее – со стороны Грузинской улицы (все можно увеличить и рассмотреть):
Прокудин-Горский. Вид с крепостного вала на город Торжок. Видны церкви Св. Георгия и Успения Пресвятой Богородицы. Лето 1910 года:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1172. Реставрацию выполнил Сергей Прохоров.
Слева церковь Св. Георгия, за ней – Кресто-Знаменская церковь. Справа Успенская церковь (с колокольней), за ней левее церковь Косьмы и Дамиана (с колокольней), за которой Покровская единоверческая. Между колокольней Успенской церкви и храмом Косьмы и Дамиана – главка Сретенской церкви. У правой границы снимка – домовая Александро-Невская церковь при Новоторжском духовном училище.

Наш вид с валов менее панорамный:
Прокудин-Горский. Торжок. Берег реки Тверцы. 1910 год:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1151. Реставрацию выполнил Сергей Прохоров.
Церкви в перспективе в центральной части снимка Прокудина-Горского слева-направо: пятиглавая Успенская с колокольней, Косьмы и Дамиана, Покровская единоверческая, Входоиерусалимская и Спасо-Преображенский собор. Вид против течения Тверцы.

А вот и сам крепостной вал на снимках Мастера. Этот кадр не несет никакой художественной ценности, но весьма интересен.

Крепостной вал около Борисоглебского монастыря. Торжок. Лето 1910 года:
Снимок входит в контрольный альбом «Район Волги». Хранится вместе со всем архивом Мастера в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 1264. Реставрацию выполнили браться Константин и Владимир Ходаковские в рамках проекта издательства «Белый Город».
В левой части снимка – ограда Борисоглебского монастыря; на ближнем плане – река Тверца. Именно с этой точки на вершине вала мы снимали монастырь (центральное фото на обложке с собаками).

Сейчас на валах – музей под открытым небом «Новоторжский кремль». Виды отсюда открываются абалденные! Простите, но по-иному не сказать. Кремль расположен в историческом центре города, именно там, где некогда находилась княжеская резиденция. Но, увы, это всего лишь имитация средневековых укреплений (реконструкция Михайловской проезжей башни XVII веке, ристалища, избы, фрагмент деревянных торговых рядов и пр.), но весьма наглядная и познавательная имитация. Музейный комплекс открыт относительно недавно – в 2012 году.

Кремль действительно некогда был обнесен подобной деревянной стеной с 11 башнями. В 14 веке на Нижнем городище были возведены каменные башни, их остатки были обнаружены во время археологических исследований. До настоящего времени от оборонительных сооружений кремля сохранился только вал на Верхнем городище и ров.

Сооружение связывают с князем Давидом Ростиславичем из смоленского княжеского рода, княжившего в Торжке в 1158-1161 годы. Это первый известный историкам новоторжский князь, упоминавшийся даже в «Слове о полку Игореве».