Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега, однако ни в одном из них это предание не конкретизируется. Забавная история на эту тему произошла с матушкой Екатериной Второй. В 1783—1784 годах задумала она отлить медали по своим собственным эскизам, иллюстрировавшим различные события раннего периода истории России. Императрица была безусловно талантлива и могла себе такое позволить, не оскорбив ничьего эстетического вкуса. Так вот, за номером 39 значилась медаль с таким описанием: «Олег скончался в 912 году. Надпись: Слава не исчезает. Внизу: Олег скончался в 912 году, погребен на горе Щековице».
Поясним. Щековица – это в Киеве. Если Рюрик пришел княжить то ли в Ладогу, а затем в Новгород, то ли сразу в Новгород, то Олег (его преемник) однозначно был князем киевским, прежде всего, при чем, подтвержденным источниками. Это он «собиратель земель» по сути, он прибил щит на ворота Царьграда и он заключал дипломатические договоры с Византией.
Когда же медаль отчеканили (по штемпелю медальера Монетного двора Тимофея Иванова), на ней было изображено четыре погребальных насыпи вместо одной. Четыре сопки - это как раз наше урочище в Старой Ладоге, в северном Поволховье.
Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул через сто лет после Екатерины в ноябре 1885 года большой ценитель ладожской старины Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. «Курган может быть очень важен: например, в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не разорили еще кладоискатели».
Что интересно, у Бранденбурга изначально речь идет о другой сопке у села Михаила Архангела (21-I по нумерации всё того же В. П. Петренко, но если эти условные обозначения вам ничего не говорят, не забивайте голову - просто другая). В 1886 году на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения не нашли. Никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. И уже десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога» тот же Бранденбург говорил о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского», той самой, на которую мы взбираемся на видео, и которую народная молва сегодня окрестила «Олеговой могилой»
. В середине ХХ века сразу несколько историков и археологов заговорили о о возможном захоронении здесь князя Олега. В частности, С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говорил: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как «Олегова могила». Но при этом не приводил никаких записей подобных преданий. Более того, в современных фольклорных исследованиях также нет подобных сведений. Вообще!
В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название «Олегова могила» было присвоено насыпи 5-III в 20-40-е годы XX века и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.». Еще раз уточним: на сто лет до появления Олега в этих землях сопка уже была!
И тут же приведем еще одно мнение. Весьма уважаемый нами Г. С. Лебедев в своей монографии «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана «Олегова Могила», центральная, самая монументальная из сопок ладожской «сакральной зоны». Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не «могилу», «место погребения», а «Олегов холм», ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».
Утомили фактами?
Смотрите видео выше! Оно веселое!
Смутило, что мы вот так запросто ногами по могиле?
Так, вспомните, что у древних скандинавов и при первых русских князьях в этих землях бытовало совершенно иное представление о смерти, отличное от нашего, позднехристианского. Погибший в бою воин отправлялся на пир к Одину в Вальхаллу. А курган – всего лишь курган. Взбираясь на него ничьей памяти мы не оскорбляем. К тому же, знаем, что внутри он уже пустой с 1820-го года...
#путешествия_с_собаками#РюМи #нашабанда #ленобласть