1 августа 2020

Олегова могила

В фольклоре сопка устойчиво слывет земляной могилой то ли Олега, то ли самого Рюрика.
Вот только ни одним серьезным исследователем и любителем старины при этом не приводится никаких записей. В современных фольклорных исследованиях нет подобных сведений.
Зато бытовал в Эпоху викингов, а значит и в эпоху Рюрика и Олега в Скандинавии, откуда они родом, любопытный обычай. Если воин погиб на полях сражений вдалеке от дома, ему сооружали два кургана: один – на месте гибели с телом воина, отправившегося в Вальхаллу,
второй – в родной земле, пустой, он служил местом памяти о нём.
Сопка 5-III (по нумерации сопок северного Поволховья В. П. Петренко) рядом со Старой Ладогой около 10 метров высотой. В научной литературе можно встретить второе (и третье) ее название - «Полая сопка» или «сопка Ходаковского». В 1820 году она даже была частично раскопана тем самым Зорианом Доленга-Ходаковским, известным польским археологом. Если подниметесь наверх - обязательно увидите, вершина кургана раскопана. Сегодня она походит на заросшее жерло вулкана. Холм в своей середине имеет впадину до четырех метров, где растут кусты. Во время тех исследований (затронувших около трети всей насыпи) обнаружили «несколько сожженных костей», наконечник копья, датирующийся VIII — началом IX веков, «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». И в дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились. А вот в фольклоре сопка устойчиво слывет земляной могилой то ли Олега, то ли даже самого Рюрика.

  • «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там «сопки», начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда». (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.)
  • «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит — вот здеся, кто говорит — в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят». (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)
  • В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093—1095 годов, смерть князя Олега описывается следующим образом: «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе». (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109).
  • Вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 году, передает этот рассказ уже иначе: в летописной статье 6420 (912) года содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова». Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.
Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега, однако ни в одном из них это предание не конкретизируется. Забавная история на эту тему произошла с матушкой Екатериной Второй. В 1783—1784 годах задумала она отлить медали по своим собственным эскизам, иллюстрировавшим различные события раннего периода истории России. Императрица была безусловно талантлива и могла себе такое позволить, не оскорбив ничьего эстетического вкуса. Так вот, за номером 39 значилась медаль с таким описанием: «Олег скончался в 912 году. Надпись: Слава не исчезает. Внизу: Олег скончался в 912 году, погребен на горе Щековице».

Поясним. Щековица – это в Киеве. Если Рюрик пришел княжить то ли в Ладогу, а затем в Новгород, то ли сразу в Новгород, то Олег (его преемник) однозначно был князем киевским, прежде всего, при чем, подтвержденным источниками. Это он «собиратель земель» по сути, он прибил щит на ворота Царьграда и он заключал дипломатические договоры с Византией.

Когда же медаль отчеканили (по штемпелю медальера Монетного двора Тимофея Иванова), на ней было изображено четыре погребальных насыпи вместо одной. Четыре сопки - это как раз наше урочище в Старой Ладоге, в северном Поволховье.

Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул через сто лет после Екатерины в ноябре 1885 года большой ценитель ладожской старины Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. «Курган может быть очень важен: например, в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не разорили еще кладоискатели».

Что интересно, у Бранденбурга изначально речь идет о другой сопке у села Михаила Архангела (21-I по нумерации всё того же В. П. Петренко, но если эти условные обозначения вам ничего не говорят, не забивайте голову - просто другая). В 1886 году на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения не нашли. Никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. И уже десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога» тот же Бранденбург говорил о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского», той самой, на которую мы взбираемся на видео, и которую народная молва сегодня окрестила «Олеговой могилой».

В середине ХХ века сразу несколько историков и археологов заговорили о о возможном захоронении здесь князя Олега. В частности, С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говорил: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как «Олегова могила». Но при этом не приводил никаких записей подобных преданий. Более того, в современных фольклорных исследованиях также нет подобных сведений. Вообще!

В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название «Олегова могила» было присвоено насыпи 5-III в 20-40-е годы XX века и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.». Еще раз уточним: на сто лет до появления Олега в этих землях сопка уже была!

И тут же приведем еще одно мнение. Весьма уважаемый нами Г. С. Лебедев в своей монографии «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана «Олегова Могила», центральная, самая монументальная из сопок ладожской «сакральной зоны». Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не «могилу», «место погребения», а «Олегов холм», ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».

Утомили фактами?
Смотрите видео выше! Оно веселое!
Смутило, что мы вот так запросто ногами по могиле?
Так, вспомните, что у древних скандинавов и при первых русских князьях в этих землях бытовало совершенно иное представление о смерти, отличное от нашего, позднехристианского. Погибший в бою воин отправлялся на пир к Одину в Вальхаллу. А курган – всего лишь курган. Взбираясь на него ничьей памяти мы не оскорбляем. К тому же, знаем, что внутри он уже пустой с 1820-го года...

#путешествия_с_собаками
#РюМи #нашабанда #ленобласть