Путешествуя по России, мы ежедневно пользуемся гостиницами, гостевыми домами или апартаментами. Нам случалось каждый день ночевать в новом месте. Чтобы почувствовать местный колорит, обычно советуем останавливаться в домиках и коттеджах, которые сдают местные жители. Экстремальный вариант с палаткой, а также с остановками на реках и озерах для рыбалки и сбора грибов-ягод, оставим на усмотрение «пробитых» туристов. Палатки и кемпинги хороши в Карелии и на юге, но путешествуя по Вологодской и Архангельской области, удобных стоянок просто не найти. Зато здесь аномальное для городского жителя количество комаров и мошки. Нет подобных стоянок и по пути вдоль трассы «Дон», она утыкана мотелями по негуманным ценам. Так что, думайте, где будете съезжать с трассы на ночевку заранее. Оптимально делать это в каких-то исторических поселениях, чтобы совместить с утренней экскурсией, например, на Куликово поле.
С точки зрения инфраструктуры и сервиса, мы – туристы из золотой середины: любим комфорт, но не претендует на сегмент «лакшери». Для нас не станет препятствием «стиральная доска» бывшего Пудожского тракта, если вечером сможем вытянуть ноги в аккуратной гостинице на качественных простынях. Для нас идеальны апартаменты с оборудованной кухней, хотя раз в день стараемся питаться в ресторанах или кафе ради знакомства с местным колоритом. Кухня воспринимается нами как часть культурного кода того места, в которое приехали.
Только в
пятинедельном путешествии на Байкал и обратно в феврале-марте 2022-го мы потратили на гостиницы 104 000 рублей. Примерно такая же сумма ушла на топливо (у нас дизель, 114 000 рублей). Два раза шиканули в ресторанах – в Томске и
Перми. Но с собаками сильно не разгуляешься, не везде пускают.
Жилье на Байкале очень дорогое. И в бюджетном варианте сервис там, прямо скажем, отвратительный. За комнату с двумя кроватями с удобствами на этаже отвалили 7 600 в сутки (это на бурятской стороне). На Иркутской, в Утулике за 6 000 уже сняли шикарный двухэтажный дом с тиле «шебби-шик». А отдельные апартаменты с видом на Казанский кремль
в столице Татарстана на обошлись, например, всего в 3 000 рублей.
Конечно, на круг и через турагентство выйдет дешевле, но важны ведь еще и личные предпочтения. Не забывайте, что мы путешествуем с двумя собаками. И путешествуем не только по окультуренным раскрученным местам. Та же Мальта или
Усолье-Сибирское, или
Омутнинск, или Нижнеудинск в маршруты агентов обычно не попадают. При «централизованном» «посмотрите направо, посмотрите налево» много интересного остается за кадром, не успеваешь знакомиться с местными жителями (не с известными художниками или мастерами, а самыми простыми людьми). Например, в Дивногорске под Красноярском мы нашли семейную пиццерию, познакомились с ее хозяином
сербом Слободаном. 16 лет назад он бежал от своей войны, но спутал Дивноморск Краснодарского края с Дивногорском Красноярского. При каком туре мы бы с ним проговорили два часа за пивом и сербской пиццей на берегу Енисея?! Но для ознакомления и первого раза, конечно, и с туром сойдет.
С советами и рекомендациями по сервису всегда есть определенные сложности: у каждого из нас свои ожидания, мерки комфорта и финансовые возможности. То же самое и с качеством дорог. То, что комфортно проходится нами на полноприводном «Соболе», может показаться адовой тряской легковушке или даже полноприводному паркетнику с низким клиренсом.
Дороги в России, кстати, не так плохи, как о них судачат, если ездить по федеральным трассам. Сами были удивлены. За Уралом их еще и убирают оперативно (для февраля было актуально), даже на хребте Хамар-Дабан. Самая задница, простите, на всем маршруте началась по пути обратно в Кировской и Костромской областях. Галич – Буй – совсем неприятно.
Так что, договоримся: наше мнение выслушайте, но под свои возможности адаптируйте. Критическое мышление никто не отменяет! И вернемся к сервисам по размещению.
Сколь-нибудь серьезного аналога Booking в России мы пока не видим. Сервисов и агрегаторов много, но, как оказалось,
ценность ушедшего из России монополиста была не в техническом решении сайта с удобным и интуитивно понятным интерфейсом, но и в партнерской программе для отельеров (объектов размещения). Да, Booking брал самый большой процент на рынке гостеприимства (по мнению отельеров завышенный), но он и взваливал на себя продвижение и раскрутку своего партнера – то есть тот самый объект размещения. Ни один из существующих сервисов в России, претендующих на место Booking, подобного не предлагает. А комиссию в 25 % некоторые отечественные сервисы уже перешагнули. У нас в России так принято: традиционно мало ресурсов вкладывается в продвижение и самого сервиса, и уже тем более, партнеров. Считается, что достаточно сделать сам сайт, агрегатор, а потом, как по мановению волшебной палочки, туристы о нем сами по себе узнают.